Курсовая работа: Технико-экономический анализ организации
Средняя стоимость дебиторской задолженности за период = (Стоимость дебиторской задолженности на начало периода + Стоимость дебиторской задолженности на конец периода) /2
Ср. стоимость дебиторской задолженности >12 мес. 2008 =
= (0+12589)/2 =6294,5
Ср. стоимость дебиторской задолженности < 12 мес. 2008 =
= (119497+79492)/2 = 99494,5
Ср. стоимость дебиторской задолженности >12 мес. 2009 =
= (12589+13654)/2 = 13121,5
Ср. стоимость дебиторской задолженности < 12 мес. 2009 =
= (79492+146045)/2 = 112768,5
К об ДЗ (>12 мес. 2008) = 256725/6294,5 = 40,8 (дней)
К об ДЗ (< 12 мес. 2008) = 256725/99494,5 = 2,6 (дня)
К об ДЗ (>12 мес. 2009) = 339632/13121,5 = 25,9 (дня)
К об ДЗ (< 12 мес. 2009) = 339632/112768,5 = 3 (дня)
Срок погашения дебиторской задолженности:
Коб ДЗ дн = 365 / Коб ДЗ
Коб ДЗ 2008 = 365/40,8 = 8,9
Коб ДЗ 2008 = 365/2,6 = 140
Коб ДЗ 2009 = 365/25,9 = 14,1
Коб ДЗ 2009 = 365/3 = 122
По данным таблицы можно сделать следующие выводы: в целом выручка от реализации в 2009 году увеличилась на 82907 тыс. руб. Величина оборотных средств в 2009 году также имеет тенденцию роста. Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности. Положительно оценивается снижение срока оборачиваемости дебиторской задолженности. В нашем случае величина этого показателя в общем объеме задолженности снизилась в 2009 году на 14,5 оборота в год.
Кроме того, необходимо сравнить динамику оборотных средств с динамикой объемов реализации (таблица 7.3).
Таблица 7.3 - Соотношение темпов роста оборотных активов и объемов реализации продукции
Показатели | 2008 | 2009 | Темпы роста, % | |
Величина оборотных активов, тыс.руб. | 162168 | 229478 | 63,17 | 67,57 |
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. | 256725 | 339632 | 158 | 148 |
Превышение темпов роста оборотных активов над ростом объемов реализации чаще всего является признаком проблем, связанных с оплатой отгруженной продукции и низкого уровня контроля над дебиторской задолженностью, что негативно сказывается на платежеспособности предприятия. В нашем случае, выручка превышает величину оборотных активов.
8 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ, ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
Анализ себестоимости
Важным показателем, характеризующим работу промышленного предприятия является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Это обуславливает важное значение анализа себестоимости продукции, работ, услуг. В свою очередь он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Себестоимость - это денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг.
Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:
обшая оценка планов по снижению себестоимости и материальных затрат;
исследование причин отклонения от планов;
изучение структуры и динамики затрат по элементам затрат и калькуляционным статьям;
выделение резервов снижения себестоимости и их сводный подсчет;
Для анализа себестоимости продукции пользуются в первую очередь данными бухгалтерской отчетности (Отчет о затратах на производство продукции, работ и услуг).
Себестоимость промышленной продукции анализируется в следующей последовательности:
оценка выполнения плана по обобщающим показателям и их динамики;
измерение факторов изменения показателей и отдельных статей затрат;
выявление резервов их снижения.
Первым этапом анализа себестоимости продукции является анализ общей суммы затрат на производство товарной продукции.
Анализ затрат по экономическим элементам позволяет контролировать формирование, структуру и динамику затрат по видам характеризующим их экономическое содержание. С помощью данного анализа намечают главные направления резервов снижения себестоимости в зависимости от материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости производства.
Анализ по статьям проводится сравнением фактических затрат с плановыми, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент продукции. Такой анализ способствует выявлению степени важности отдельных элементов затрат в формировании себестоимости продукции, а также рассмотрению сдвигов в структуре затрат, их динамики.
Таблица 8.1 - Анализ себестоимости продукции. Элементная группировка
Показатели | 2008 | Уд.вес, % | 2009 | Уд.вес, % |
Абс.изм. гр.4-гр.2 |
1 | 4 | 5 | 6 | 8 | |
1. Затраты на производство, всего, тыс.руб. | 162168 | 100 | 229478 | 100 | +67310 |
2. В том числе: а) материальные затраты |
24192 | 89 | 39825 | 90 | 15633 |
б) затраты на ОТ с ЕСН | 156 | 10 | 137 | 9 | 19 |
в) амортизация ОФ | 4 | 0 | 3 | 0 | -1 |
г) прочие расходы | 15 | 1 | 10 | 1 | -5 |
3. Объем продукции в ценах базового (предыдущего) периода, тыс.руб. | 256725 | х | 339632 | х | +82907 |
4. Затраты на рубль продукции, всего, руб. (стр. 1:стр. 3) | 0,63 | х | 0,68 | х | +0,05 |
В том числе: а) материалоемкость(стр.2а:стр. 3) б) зарплатоемкость (стр. 2б:стр.3) в) амортизациеемкость (стр.2в:стр.3) г) прочие удельные затраты (стр.2г:стр.3) |
0,09 0,0006 0,00002 0,00006 |
х |
0,117 0,0004 0 0,00003 |
х | х |
Данные таблицы свидетельствуют, что абсолютная сумма затрат увеличивается с 2008 по 2009 год, это связано с колебанием объемов производства продукции.
Как видно из таблицы затраты на производство продукции в 2009г. больше затрат 2008 г. Существенных же изменений в структуре затрат не произошло. Снизилась сумма амортизации ОФ из-за снижения их балансовой стоимости в результате выбытия.
Затраты на рубль товарной продукции - важный обобщающий показатель себестоимости продукции. Он может рассчитываться в любой отрасли производства и наглядно показывать прямую связь между себестоимостью и прибылью. Этот показатель исчисляется как отношение полной себестоимости товарной продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах.
Чтобы проследить влияние себестоимости на объем выпускаемой продукции следует рассчитать затраты на 1 рубль товарной продукции. Они представляют собой показатель, характеризующий уровень себестоимости товарной продукции, а также ее рентабельность. Преимущества этого показателя в том, что он охватывает всю товарную продукцию, обеспечивая увязку себестоимости с ее рентабельностью и рассмотрение динамики этих показателей за ряд лет
Затраты на 1 рубль товарной продукции 2008 года по сравнению с 2009 годом относительно стабильны.
По сравнению с 2008 годом затраты на рубль товарной продукции сократились; за последний год затраты вновь возросли за счет сырья и материалов и прочих расходов (услуги сторонних организаций, налоги относимые на себестоимость продукции).
Основными резервами снижения себестоимости продукции являются:
* повышение уровня производительности труда и как результат увеличение производства продукции. При увеличении объема производства продукции возрастают лишь переменные затраты (прямая заработная плата рабочих, прямые материальные расходы и другие), сумма же постоянных расходов не изменится, в результате снижается себестоимость изделий;
* экономное использование сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращение непроизводственных расходов и так далее
Резервы сокращения затрат выявляются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий, которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и другие.
Анализ прибыли
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли: валовая прибыль; прибыль от реализации продукции, товаров, услуг; балансовая прибыль; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль; нераспределенная прибыль.
Валовая прибыль (маржинальная прибыль) - это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Прибыль от реализации продукции представляет собой разность между суммой валовой прибыли и постоянными расходами отчетного периода.
Балансовая (общая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы.
Налогооблагаемая прибыль это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
Чистая прибыль — прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
Нераспределенная прибыль это чистая прибыль за минусом ее использованной суммы на накопление и потребление.
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год (табл. 16). При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Таблица 8.2 - Анализ уровня и динамики прибыли
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | Уд.вес. % | Изменение | ||||
2007 | 2008 | 2009 | Гр.3-гр.2 | Гр.4-гр.3 | Гр.4-гр.2 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акцизов и аналогич. обязат. платежей) | - | 256725 | 339632 | - | 100 | 100 | - | +82907 | - |
Себестоимость продукции | - | 202561 | 280295 | - | 78,9 | 74,7 | - | +77734 | - |
Валовая прибыль | - | 54164 | 59337 | - | 21,1 | 25,3 | - | +5173 | - |
Коммерческие расходы | - | - | - | - | 0 | 0 | - | - | - |
Управленческие расходы | - | 37948 | 55416 | - | 0 | 0 | - | +17468 | - |
Прибыль (убыток) от реализации | - | 16216 | 3921 | - | 0 | 0 | - | -12295 | - |
Чистая прибыль | - | 9080 | 12677 | - | 0 | 0 | - | +3597 | - |
Из данных таблицы следует, прибыль 2009 года по сравнению с 2008 годом увеличилась на 3597 тыс. руб., что привело также к соответственному увеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9