Курсовая работа: Таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов
Курсовая работа: Таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов
Введение
Сегодня таможенные органы являются практически одной из главных структур, отвечающей за радиационную безопасность всех без исключения грузов, поступающих в Россию из-за рубежа и вывозимых с ее территории.
Делящиеся и радиоактивные материалы автоматически входят в категорию товаров повышенного риска, поэтому контроль за их оформлением, перемещением и соблюдением условий транспортировки ведется особо строгий.
Таможенное оформление и таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов производится в соответствии с Таможенным Кодексом РФ, Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ.
Делящиеся и радиоактивные материалы (ДРМ) – товары, на которые распространяется действие законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии.
Делящиеся и радиоактивные материалы включают в себя ядерные материалы, радиоактивные вещества и радиоактивные отходы.
Ядерные материалы материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.
Радиоактивные вещества не относящиеся к ядерным материалам испускающие ионизирующее излучение вещества, содержащие радионуклиды с активностью, на которые распространяются требования радиационной безопасности и основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности.
К радиоактивным веществам относят товарные позиции 2612, 2805, 2844 и позицию с кодом 8401 30 000 0.
Ионизирующее излучение излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращения торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.
Естественный радиационный фон – доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.
В отношении делящихся и радиоактивных материалов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, действуют запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Делящиеся и радиоактивные материалы допускаются к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации (в том числе к ввозу с целью транзита), вывозу с таможенной территории Российской Федерации при соблюдении требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, международными договорами и законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.
При проведении таможенного контроля ДРМ должны выполняться требования по обеспечению радиационной безопасности, установленные законодательством Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.
Таможенный контроль ДРМ должен осуществляться с применением технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТС ТКДРМ).
При проведении таможенного контроля ДРМ могут использоваться иные технические средства таможенного контроля (приборы взвешивания, досмотровая рентгеновская техника и т.д.).
1. О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов
Таможенные органы, указанные в приложении 1, обладают правомочиями для совершения таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и классифицируемых в товарных позициях 2612, 2805, 2844 и кодом 8401 30 000 0 ТН ВЭД России (приложение 2).
Иные таможенные органы, не поименованные в приложении, не обладают правомочиями для совершения таможенных операций в отношении товаров, за исключением таможенных операций, связанных:
- с прибытием товаров на территорию Российской Федерации и убытием товаров с таможенной территории Российской Федерации;
- с обеспечением процедуры внутреннего таможенного транзита;
- с обеспечением таможенных режимов международного таможенного транзита и реэкспорта (при вывозе товаров непосредственно из пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации);
- с таможенным оформлением воздушных, морских и речных судов, в состав штатного оборудования которых входят приборы (узлы, агрегаты), содержащие радиоизотопные источники, а также указанных узлов и агрегатов для этих судов, перемещаемых в соответствии с таможенными режимами временного ввоза, временного вывоза, переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории, реэкспорта, реимпорта, свободной таможенной зоны;
- с таможенным оформлением товаров, перемещаемых в соответствии со специальным таможенным режимом перемещения российских товаров между таможенными органами Российской Федерации через территорию иностранного государства.[1]
Таможенные органы России осуществляют радиационный контроль по двум направлениям:
1) Радиационный контроль всех транспортных средств, пассажиров, их багажа и товаров, пересекающих государственную границу;
2) Контроль делящихся и радиоактивных материалов, легально перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, с целью проверки соответствия заявленных в таможенной декларации данных физическому содержимому предъявленного радиационного груза.
Для выполнения первой задачи специальной техникой оснащаются все таможенные посты, расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Для выполнения второй задачи определена 21 таможня, которые могут производить таможенное оформление делящихся и радиоактивных материалов, легально перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, и оборудованы соответствующей аппаратурой контроля.
14 октября 1996 г. вышло постановление правительства №1205 «О концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов». Концепция определяет назначение, цели и принципы учета и контроля ядерных материалов и основные требования к их учету и контролю. Концепция разработана на основе законодательства Российской Федерации в области обращения с ядерными материалами, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в этой области и с учетом:
- существующих в Российской Федерации ведомственных (отраслевых) систем учета и контроля ядерных материалов;
- рекомендаций МАГАТЭ для национальных систем учета и контроля ядерных материалов;
- международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.
Система государственного учета и контроля ядерных материалов является элементом системы государственного управления использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях и предназначена для выполнения следующих задач:
- определение имеющегося в наличии количества ядерных материалов в местах их нахождения;
- составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов;
- предупреждение и предотвращение потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов;
- предоставление федеральным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении ядерных материалов, а также об их экспорте и импорте;
- обеспечение контроля за соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.[2]
2. Общие принципы организации таможенного оформления и таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов
При производстве таможенного оформления ДРМ таможенным органам должны быть представлены документы и сведения, необходимые для таможенного оформления ДРМ.
При декларировании ДРМ (товаров, содержащих ДРМ в качестве неотъемлемой части), таможенная декларация может быть подана только таможенному органу, установленному для декларирования ДРМ.
При декларировании ДРМ (товаров, содержащих ДРМ), помещаемых под таможенный режим международного таможенного транзита, а также при декларировании транспортных средств, содержащих ДРМ в качестве штатного оборудования (принадлежности), таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу правомочному принимать таможенные декларации.
Таможенное оформление ДРМ производится в первоочередном порядке.
Временное хранение ДРМ допускается только в местах, допущенных согласно установленному порядку по хранению ДРМ, при наличии у владельца склада временного хранения (иного места хранения) лицензии органов государственного регулирования безопасности на право обращения с ДРМ при их хранении.
В отношении мест временного хранения ДРМ должны быть выполнены требования к обеспечению физической защиты и радиационной безопасности.
При проведении таможенного контроля ДРМ должны выполняться требования по обеспечению радиационной безопасности, установленные законодательством Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.
Начальникам таможенных органов запрещается привлекать к работам с источниками ионизирующего излучения (в т.ч., к проведению таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов) должностных лиц таможенных органов, не имеющих допуска к таким работам. Допуск оформляется приказом по таможенному органу для должностных лиц таможенных органов, прошедших обучение по утвержденным ГТК России и согласованным с Госатомнадзором России программам и не имеющих медицинских противопоказаний.
Таможенный контроль ДРМ в обязательном порядке должен осуществляться с применением технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.[3]
В соответствии с приказом ФТС №750 от 9 августа 2006г. «Об утверждении требований к обустройству, сооружению и планировке особой экономической зоны, а также условий доступа на территорию особой экономической зоны, для обеспечения эффективности таможенного контроля». Для проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаров таможенные органы обеспечиваются техническими средствами. С частности для таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, оборудование автоматизированного комплекса радиационного контроля, а также средства индивидуальной защиты.[4]
Нормативные акты ГТК России рекомендуют применение стационарных таможенных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов типа «Янтарь» и поисковых сигнализаторов типа ИСП-РМ1401К-01 с детекторами гамма- и нейтронного излучения.
Системы «Янтарь» устанавливаются на въезде и осуществляют автоматизированный радиационный контроль товаров по гамма- и нейтронному излучению с сохранением результатов измерений в архиве системы. Системы «Янтарь» обладают высокой эффективностью таможенного контроля, т.к. с помощью детекторов, находящихся в стойках и создающих полосу контроля, проверяют движущийся объект за короткое время.
Могут применяться различные модификации, комплектации и схемы установки системы «Янтарь»:
- «Янтарь-1СН» - система для контроля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом со скоростью до 15 км/ч. Имеет одну стойку с полосой контроля шириной до 4 м;
- «Янтарь-2СН» - система для контроля товаров, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортом со скоростью до 15 км/ч. Имеет 2 стойки со полосой контроля до 8 м.
Базовая комплектация вышеуказанных систем может быть расширена с подключением к пульту управления или к ПЭВМ до 16 стоек, установленных в различных местах.
Допускается оснащение стационарными системами:
- «Янтарь-1Ж» - 2-х стоечная система для автоматизированного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом со скоростью до 25 км/ч, и с шириной зоны контроля до 10 м. Система может применяться в одностоечном варианте («Янтарь-2Ж») с шириной контролируемой зоны до 5 м;
- «Янтарь-1А» - 2-х стоечная система для автоматизированной контроля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом со скоростью до 15 км/ч, и с шириной зоны контроля до 8 м. Система может применяться в одностоечном варианте («Янтарь-2Ф») с шириной зоны контроля до 4 м.
Дозиметр ИСП-РМ1401К-01 переносной прибор, позволяющий обнаружить радиоактивный источник с гамма- и нейтронным излучением в определенном секторе поиска и непосредственной близости от него. Эффективность таможенного контроля товаров с помощью данного прибора зависит от времени поиска и субъективных действий должностных лиц таможенного органа по выполнению методики контроля.[5]
3. Проведение таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации, оформлении процедуры внутреннего таможенного транзита, а также при помещении делящихся и радиоактивных материалов под таможенный режим международного таможенного транзита.
Проведение таможенного контроля ДРМ при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации оформлении процедуры внутреннего таможенного транзита, а также при помещении ДРМ под таможенный режим международного таможенного транзита осуществляется в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации, с учётом следующих особенностей:
- в таможенный орган должны быть представлены документы и сведения, необходимые для таможенного оформления ДРМ;
- при проведении таможенного досмотра ДРМ (по условиям безопасности без вскрытия защитного контейнера) с использованием ТС ТКДРМ проводятся измерения мощности дозы излучения на поверхности упаковки и на расстоянии 1 метра от поверхности упаковки, а также уровня поверхностного загрязнения упаковки альфа- и бета излучающими радионуклидами;
- проверка сведений, содержащихся в представленных документах и полученных в ходе таможенного досмотра ДРМ, в обязательном порядке должна предусматривать их сопоставление с информацией, полученной при визуальном осмотре упаковок и транспортных средств, их перевозящих (к такой информации относится: наличие знака радиационной опасности, транспортная категория, транспортный индекс, описание конструкции (внешний вид) и габаритные размеры, обозначение типа упаковочного комплекта, значение массы брутто, обозначение типа упаковочного комплекта, заводской номер, тип транспортного средства, максимальное количество упаковок в составе транспортного средства).
ДРМ, в отношении транспортирования которых не соблюдаются требования законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии и охраны окружающей среды, к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации не допускаются.
При наличии признаков несоблюдения вышеуказанных требований, таможенные органы обеспечивающих координацию и одновременное проведение проверки указанных фактов. Проверка осуществляется совместно с государственными органами, в компетенцию которых входит обеспечение соблюдения указанных правил.
Местом доставки ДРМ при внутреннем таможенном транзите может быть только зона таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа назначения, являющегося местом декларирования ДРМ.[6]
4. Порядок вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе
Постановление правительства №291 от 16 марта 1996 г. утверждает положения о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе.
Определяет порядок вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных изотопов во всех видах, соединениях и изделиях и других радиоактивных веществ, входящих в подгруппу 2844 40 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), а также радиоизотопных изделий, входящих в состав приборов и оборудования по подгруппам 9022 12 000 0, 9022 13 000 0, 9022 14 000 0, 9022 19 000 0, 9022 21 000 0 и 9022 29 000 О ТН ВЭД.
Вывоз и ввоз радиоизотопной продукции и других радиоактивных веществ, осуществляются по лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей Российской Федерации на основании заявлений установленного образца, предварительно согласованных:
- на радиоизотопную продукцию и другие радиоактивные вещества (кроме ввозимых для медицинских целей) с Министерством Российской Федерации по атомной энергии в порядке, определяемом указанным Министерством;