скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Шейный радикулит

Лечебное движение при болях, усиливающихся при разгибании в нижнешейном отделе позвоночника, проводят в положении сидя, руки согнуты под прямым углом в плечевых суставах, пальцы кистей рук фиксируют нижнюю часть болезненного сегмента [23].

На фазе «вдох» в течение 9-11 секунд против давления пальцев кистей своих рук пытаться уверить амплитуду разгибания в нижнеешейном отделе позвоночника, глаза вверх. На фазе «выдох» в течение 6-8 секунд расслабление мышц, глаза вниз,- за это короткое время свободным естественным движением нужно попытаться по возможности увеличить амплитуду разгибания в нижнешейном отделе позвоночника (при этом мышцы не напрягать). Лечебное движение повторить 3-6 раз, каждый раз на фазе «выдох» чуть увеличивая амплитуду разгибания в нижнешейном отделе позвоночника. Боль будет постепенно отступать.

Лечебное движение при болях, усиливающихся при поворотах в нижнешейном отделе позвоночника, проводят в положении сидя, голова с максимальным поворотом и разгибанием назад, руки согнуты под прямым углом в плечевых суставах, а пальцы кистей рук фиксируют нижнюю часть болезненного двигательного сегмента.

На фазе «вдох» в течение 9-11 секунд против сопротивления пальцев кистей своих рук пытаться увеличить поворот головы в сторону. На фазе «выдох» в течение 6-8 секунд расслабление мышц за это короткое время свободным естественным движением нужно попытаться по возможности увеличить амплитуду поворота в нижнешейном отделе позвоночника (при этом мышцы не напрягать). Лечебное движение повторить 3-6 раз, каждый раз на фазе «выдох» чуть увеличивая амплитуду поворота в нижнешейном отделе позвоночника.

Лечебное движение при болях в нижнешейном отделе позвоночника, усиливающихся при наклоне в сторону, осуществляют в положении сидя на кушетке, голова наклонена в сторону боли. Одна рука поднята и обхватывает голову с противоположной стороны. Указательный палец другой руки фиксирует остистый отросток нижней части болезненного двигательного сегмента с другой стороны от верхней руки. На фазе «вдох» в течение 9-11 секунд давить своей кистью на голову, а головой оказывать сопротивление кисти. На фазе «выдох» в течение 6-8 секунд расслабление мышц, - за это короткое время свободным естественным движением нужно попытаться, помогая своей рукой, обхватывающей голову, по возможности увеличить амплитуду бокового наклона в нижнешейном отделе позвоночника в сторону боли (при этом мышцы не напрягать). Лечебное движение повторить 3-6 раз, каждый ч раз на фазе «выдох» чуть увеличивая амплитуду бокового наклона в нижнешейном отделе позвоночника [23].

Лечебное движение при болях в средне- и нижнешейном отделах позвоночника, усиливающихся при наклоне в сторону, осуществляют в положении сидя или стоя. Средним пальцем кисти одной руки фиксировать за остистый отросток нижнюю часть болезненного двигательного сегмента. Другой рукой обхватить голову так, чтобы кисть располагалась на противоположном виске пальцами вниз, устанавливая уровень бокового наклона. На фазе «вдох» в течение 9-11 секунд против сопротивления своей кисти напрягать мышцы шеи сбоку. На фазе «выдох» в течение 6-8 секунд расслабление мышц,- за это короткое время свободным естественным движением нужно попытаться, помогая кистью руки, расположенной на виске, увеличить амплитуду ограниченного болью бокового наклона (при этом мышцы не напрягать). Лечебное движение повторить 3-6 раз, каждый раз на фазе «выдох» чуть увеличивая амплитуду ограниченного болью бокового наклона.

Лечебное движение при болях, усиливающихся при разгибании в нижнешейном отделе позвоночника, осуществляют в положении сидя на стуле с расставленными ногами (как на коне) лицом к спинке стула. Опираясь локтями на спинку стула, расположить свои кисти на голове так, чтобы большие пальцы находились на нижних челюстях, а остальные фиксировали шею. На фазе «вдох» в течение 9-11 секунд сопротивляться разгибанию, на фазе «выдох» в течение 6-8 секунд расслабление мышц, наклон туловища вперед за счет сгибания ног в тазобедренных суставах. За это короткое время свободным естественным движением нужно попытаться по возможности увеличить амплитуду разгибания в нижнешейном отделе позвоночника (при этом мышцы не напрягать). Лечебное движение повторять 3-6 раз, каждый раз на фазе «выдох» чуть увеличивая амплитуду разгибания в нижнешейном отделе позвоночника [23].

Лечебное движение при болях, усиливающихся при разгибании в средне- и нижнешейном отделах позвоночника, осуществляют в положении сидя на стуле (как на коне) лицом к спинке стула. Опираться локтями на спинку стула с максимальным приведением подбородка к грудине так, чтобы внутренние края указательных пальцев, расположенных на затылке, и большие пальцы, расположенные на скуловых дугах, фиксировали затылок в положении максимально возможного сгибания. На фазе «вдох» в течение 9-11 секунд против сопротивления своих пальцев разгибать затылок, взгляд вверх. На фазе «выдох» в течение 6-8 секунд расслабление мышц, взгляд вниз,- за это короткое время свободным естественным движением нужно попытаться по возможности увеличить амплитуду сгибания в средне- и нижнешейном отделах позвоночника (при этом мышцы не напрягать). Лечебное движение повторить 3-6 раз, каждый раз на фазе «выдох» чуть увеличивая амплитуду сгибания в средне- и нижнешейном отделах позвоночника [23].


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования

Основной целью исследований было выявление эффективности различных методик лечебной гимнастики у пациентов с остеохондрозом шейного отдела позвоночника в подостром периоде.

Наши наблюдения и сравнительный анализ различных методик лечебной гимнастики у пациентов с остеохондрозом шейного отдела позвоночника в подостром периоде проводились на базе неврологического отделения и кабинета лечебной физической культуры РКБ им Куватова г. Уфы.

Под наблюдением находилось 30 больных, 15 человек составили экспериментальную и 15 - контрольную группу.

Возрастно-половой состав: мужчины в возрасте от 35 до 40 лет.

Обоим группам на фоне медикаментозной терапии было проведено по 12 занятий лечебной гимнастикой, занятия проводились три раза в неделю на протяжении 30-ти дней.

Оценку состояния больных производили 2-х кратно: до проведения курса лечебной гимнастики и в конце курса.

После полученных результатов эксперимента мы провели статистическую обработку полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования. Оформление выводов и предложений.

Комплекс лечебной физической культуры в контрольной группе

Продолжительность подострого периода (10-14 дней). Двигательный режим - щадяще – тренировочный.

Динамические упражнения, во-первых, способствуют улучшению кровоснабжения нервных корешков шейного отдела спинного мозга в связи с тем, что в работе участвуют большие группы мышц, что крайне необходимо всем больным, независимо от клинического синдрома заболевания.

Во-вторых, они улучшают кровоснабжение мышц суставов, связок, надкостницы трубчатых костей верхних конечностей, тем самым способствуя уменьшению клинических проявлений заболевания у больных с синдромами плечелопаточного периартроза, эпикондилита и корешковом синдроме.

Общие задачи ЛГ в подострый период: укрепление всего организма, снижение патологической проприоцептивной импульсации с шейного отдела позвоночника на плечевой пояс и с плечевого пояса на шейный отдел, улучшение кровообращения в пораженном участке, уменьшение явлений ирритации. Улучшение висцеральной регуляции; адаптация всех систем организма к возрастающей физической нагрузке.

Специальные задачи ЛГ в подострый период:

- при плечелопаточном периартрозе: уменьшение болей в плечевом суставе и верхней конечности, профилактика развития неврогенной контрактуры плечевого сустава, восстановление нормальной амплитуды движений в суставах;

- при заднем шейном симпатическом синдроме: профилактика вестибулярных нарушений;

- при дискогенной ишемической миелопатии: укрепление ослабленных мышц и борьба со спастическими проявлениями заболевания;

- повышение устойчивости вестибулярного аппарата к физическим нагрузкам [18].

С пациентами в контрольной группе нами проводились занятия лечебной гимнастикой по методике аналитической гимнастики Курпана.Ю.И. (2003) [18].

Система аналитической гимнастики включает суставную гимнастику, целью которой является разработка движений (пассивных, активно-пассивных) в отдельных сегментах конечностей и позвоночника, воспитание активного расслабления и реципрокных сокращений мышц-антагонистов.

Все системы аналитической гимнастики включают четыре основных компонента. Приемы, направленные на расслабление отдельных мышечных групп; приемы, улучшающие подвижность в суставах; воспитание активного напряжения определенных мышц; формирование правильных координационных взаимоотношений мышц-антагонистов и целостных двигательных актов.

Проводятся физические упражнения изотонического и изометрического характера, направленные на повышение общей активности пациента, укрепление мышц, восстановление динамического стереотипа.

В занятиях используются упражнения на расслабление мышц, выполняемые больным в исходных положениях лежа и сидя. Для расслабления мышц шеи применяют, в частности, исходные положения: лежа на спине, на боку, при этом целесообразно подложить под шею ватно-марлевую прокладку С-образной формы. Можно предложить пациенту в исходном положении сидя на стуле принять позу, обеспечивающую частичную разгрузку шейного отдела позвоночника, плечевого пояса и верхних конечностей, за счет опоры головы и спины.

Занятие лечебной аналитической гимнастикой по методике Курпана, Ю.И. (2003) с пациентами в контрольной группе в подостром периоде с остеохондрозом шейного отдела позвоночника в приложении 4.

Занятие состоит из трех частей.

Вводная часть (5 минут) использовались общеразвивающие упражнения для укрепления мышц туловища и конечностей, а также дыхательные упражнения, для улучшения общего состояния и более благоприятной реакции сердечнососудистой системы на нагрузки. Общеразвивающие упражнения и дыхательные упражнения - 1:1.

В основной части (20 минут) использовались пассивные и активные упражнения (1:1), специальные и дыхательные упражнения.

ОРУ, ДУ, СУ в соотношении 2:1:1.

Упражнения выполнялись из исходных положений: лёжа и стоя.

Заключительная часть урока:

Задача: снижение общей физической нагрузки, расслабление мышечных групп.

Время: 7 минут использовались различные специальные упражнения, а также дыхательные упражнения, СУ, ДУ в соотношении 4:1.

Общее время занятия: 32 минут [18].

Комплекс физической реабилитации в экспериментальной группе

С пациентами в экспериментальной группе мы также занимались лечебной гимнастикой, однако в основной части занятия мы включали упражнения в изометрическом режиме сокращения (позы–движения) мышц шеи по методике предложенной Сителем А.Б. (2006г). Данные упражнения обладают рядом преимуществ по сравнению с упражнениями в изотоническом режиме: не происходит сужения межпозвонковых отверстий; не происходит раздражения спинномозговых корешков; исключается дополнительная травматизация межпозвонковых дисков; минимальный риск компрессии позвоночной артерии. Ситель А.Б.( 2006г).

Физические упражнения в изометрическом режиме сокращения (позы–движения) мышц шеи позволяют создать надежный "мышечный корсет" шейного отдела позвоночника, увеличить тонус мышц (межостистые, межпоперечные и мышцы-ротаторы), улучшить процессы микроциркуляции в ключевых регионах.

Занятие лечебной гимнастикой, с включением в него упражнений поз–движений мышц шеи при шейном радикулите в подостром периоде у пациентов в экспериментальной группе, приведено в приложении 5. [23]

Занятие состоит из трех частей.

Вводная часть (5 минут). Использовались общеразвивающие упражнения для укрепления мышц туловища и конечностей, а также дыхательные упражнения, для улучшения общего состояния и более благоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузки. ОРУ и ДУ - 1:1.

Основная часть: (20-25 минут). Решаются основные задачи. Используются упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого пояса и верхних конечностей (статического и динамического характера), которые чередуют с дыхательными и упражнениями на расслабление мышечных групп. Добавляют упражнения на координацию движений, на выработку пространственного представления, на равновесие.

Упражнения для плечевого пояса и верхних конечностей чередуются с упражнениями для туловища и нижних конечностей. При этом в движения вовлекаются последовательно мелкие, средние, а затем уже и крупные суставы и группы мышц. Используются позы – движения.

Заключительная часть:

Задача: снижение общей физической нагрузки, расслабление мышечных групп.

Время: 5-7 минут использовались различные специальные упражнения, а также дыхательные упражнения, СУ, ДУ в соотношении 4:1.

Общее время занятия: 30-35 минут.[23]

2.2 Методы исследования

Для того чтобы данные эксперимента дали материал, на основании которого можно было сделать самостоятельные выводы о свойствах всей совокупности явлений, педагогический эксперимент должен удовлетворять определенным статистическим требованиям.

В связи с выше изложенным нами четко определена единица наблюдения, выделены изучаемые признаки, выбраны объекты, подлежащие наблюдению, проведено необходимое число наблюдений.

За единицу наблюдения был взят 1 случай заболевания остеохондрозом шейного отдела позвоночника в подостром периоде.

Все пациенты были одного пола, примерно одного возраста, с одинаковой общей физической подготовленностью. Пациенты не имели сопутствующих заболеваний которые могли бы в той или иной степени повлиять на результаты исследований.

Под наблюдением находилось 30 пациентов с остеохондрозом шейного - отдела позвоночника в подостром периоде, из которых мы сформировали две группы: контрольную и экспериментальную по 15 пациентов в каждой группе.

Изучаемые признаки: интенсивность болей по 10-ти бальной шкале. Мышечный тонус с использованием модифицированной шкалы Эшуорта. Силу мышечных групп руки с использованием динамометра. Сухожильные рефлексы. Психологический тест САН.

Интенсивность болей оценивалось при помощи 10-ти бальной шкале

1-2 баллов - нет боли,

3-4 балл - слабая боль,

5-6 балла - умеренная (средняя) боль,

7-8 балла - сильная боль,

9-10 балла - нестерпимая боль [8].

Кистевая динамометрия. Для исследования силы кисти был использован кистевой динамометр марки ДК-100.

Пациенту предлагалось взять кистевой динамометр кистью правой руки, которую необходимо отвести от туловища до получения с ним прямого угла. Вторую руку обследуемый опускает вниз вдоль туловища. После чего предлагалось сжать с максимальной силой пальцы правой кисти 5 раз, делая интервалы в несколько минут и каждый раз фиксируя положение стрелки. Наибольшее отклонение стрелки динамометра является показателем максимальной силы мышц кисти. После этого определяется средняя величина силы мышц руки. Возрастная норма для мужчин 47-55кг [12].

С целью количественной оценки выраженности изменений мышечного тонуса мы выбрали модифицированную шкалу Эшуорта:

– 0 баллов – отсутствие повышения мышечного тонуса; –1 балл – незначительное повышение мышечного тонуса, проявляющееся напряжением, за которым следует минимальное сопротивление при совершении оставшегося (менее половины) объема движения; – 2 балла – более заметное увеличение мышечного тонуса практически во всем объеме движения, но движение производится легко; – 3 балла – значительное увеличение мышечного тонуса, пассивные движении затруднены; – 4 балла – пораженные части ригидны при сгибании или разгибании. Несомненным достоинством шкалы является простота использования, а недостатком – отсутствие четких градаций [9].

Исследование сухожильного рефлекса трицепса. Для этого исследователь располагается с боку от пациента, кладет плечо пациента на свое предплечье (для максимального расслабление мышц руки) так чтобы предплечье обследуемого свободно свисало и составляло с плечом прямой угол. После чего наносится отрывистый удар молоточком по сухожилию трехглавой мышцы. Удар молоточком наносится отрывисто, равномерно, точно по данному сухожилию.

Рефлекс оценивался по пяти бальной системе.

5 норма, 4 – рефлекс понижен, 3 – рефлекс резко снижен, 2 – напряжение без двигательного эффекта, 1 – нет [21].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.