скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Статистические методы и приемы изучение уровня жизни населения РФ

Денежные доходы. В январе-июне 2006 года среднемесячные денежные доходы на душу населения составили 6319,1 рублей, что на 27,7% выше аналогичного периода прошлого года или на 12,3% в реальном выражении.

По уровню среднедушевого денежного дохода Астраханская область среди субъектов Южного федерального округа за январь-июнь 2006 года занимает 3 место.

Величина среднемесячной заработной платы в январе-июне 2006 года сложилась в сумме 7735 рублей на одного работающего. Темп роста средней заработной платы превысил темп роста потребительских цен, в результате реальная заработная плата составила 101,6% к соответствующему периоду 2005 года. Сохраняются существенные различия в уровнях оплаты труда по видам экономической деятельности. В течение ряда лет Астраханская область лидирует среди субъектов Южного федерального округа по величине среднемесячной заработной платы.

Средний размер назначенных пенсий на 30 июня 2006 года составил 2492,9 рублей, превысив величину прожиточного минимума пенсионера на 5,3%[17].

Использование денежных доходов. Денежные расходы населения за январь-июнь 2006 года сложились в сумме 36507 млн. руб. и увеличились в сравнении с прошлым годом на 22,4%, составив в среднем на душу населения 6120 рублей в месяц. Уровень потребительских расходов составил 25758 млн. руб. или 4318 рублей на душу населения в месяц, что на 29,1% выше уровня 2005 года. В отличие от аналогичного периода прошлого года в I полугодии 2006 года наблюдалось превышении денежных доходов населения над расходами, которое составило 1188,1 млн. рублей.

В структуре использования денежных доходов в сравнении с январем-июнем 2005 года увеличились доля потребительских расходов с 66,3% до 68,3%, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах - с 3,3% до 3,4%, доля остатка денег на руках у населения - с -0,6% до 3,2%, при снижении доли расходов на покупку валюты с 3,8% до 2,1%, изменения средств на счетах физических лиц-предпринимателей - с 20,4% до 17,3%. При этом удельный вес обязательных платежей и взносов остался без изменений (7,5%).

В структуре потребительских расходов произошли изменения в сторону уменьшения доли расходов на оплату услуг при увеличении доли расходов на покупку товаров[18].


Потребительский рынок. На потребительском рынке области сохраняется тенденция роста покупательного спроса. Оборот розничной торговли сложился в объеме 18730,3 млн. рублей, что в товарной массе на 17,5% больше, чем в 1 полугодии 2005 года. В структуре оборота розничной торговли уменьшился удельный вес продовольственных товаров до 42,6% против 44,6% в 1 полугодии 2005 года. Объем платных услуг населению за отчетный период составил 6363,9 млн. рублей, что на 7,6% выше аналогичного периода прошлого года.


2.3 Основные показатели уровня жизни населения Астраханской области в 2007 году

Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги в текущем году сложился на уровне 111,74% к соответствующему периоду предыдущего года. За январь-декабрь 2007 года бюджет прожиточного минимума составил: в среднем на душу населения 3280,8 рубля; для трудоспособного населения - 3885,2 рубля; для пенсионеров - 2643,7 рублей, для детей - 3323,7 рублей[19].

Инфляция. Стоимость продовольственной корзины (33 наименования), рассчитанная по среднероссийским нормам потребления для мужчин трудоспособного возраста, по области составила в декабре 2007 года 1746,82 рубля. По сравнению с прошлым месяцем ее стоимость увеличилась на 2,6%, а за период с начала года - на 22,4%. Среди центральных городов Южного федерального округа стоимость набора продуктов питания в Астрахани ниже, чем в республике Ингушетия (1822,00 руб.), и выше, чем в Волгоградской области (1725,18 руб.), Ростовской (1665,86 руб.), Ставропольском (1727,59 руб.) и Краснодарском (1660,27 руб.) крае, республиках Дагестан (1708,08 руб.), Северная Осетия-Алания (1644,2 руб.), Карачаево-Черкесская (1665,34 руб.), Кабардино-Балкарская (1626,84 руб.), Адыгея (1708,05 руб.), Калмыкия (1580,53 руб.).


Денежные доходы. В январе-декабре 2007 года среднемесячные денежные доходы на душу населения составили 8793,5 рубля, что на 24,0% выше аналогичного периода прошлого года. Реальные денежные доходы превысили уровень аналогичного периода 2006 года на 11%.

По уровню среднедушевого денежного дохода Астраханская область среди субъектов Южного федерального округа за январь-декабрь 2007 года занимает 4 место.

Величина среднемесячной заработной платы в январе-декабре 2007 года сложилась в сумме 9966,7 рублей на одного работающего. Темп роста средней заработной платы превысил темп роста потребительских цен, в результате реальная заработная плата составила 107,2% к соответствующему периоду 2006 года. Сохраняются существенные различия в уровнях оплаты труда по видам экономической деятельности. Астраханская область занимает 2 место по величине среднемесячной заработной платы среди субъектов Южного федерального округа[20].

Средний размер назначенных пенсий на 1 января 2007 года составил 3351,1 рублей, и по сравнению с соответствующей датой прошлого года в реальном выражении увеличился на 29,4%, превысив величину прожиточного минимума пенсионера за текущий год на 29,9%.


Использование денежных доходов. Денежные расходы населения за январь-декабрь 2007 года сложились в сумме 99143,9 млн. руб. и увеличились в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 23,9%, составив в среднем на душу населения 8311,0 рублей в месяц. Уровень потребительских расходов составил 74328,7 млн. руб. или 6230,8 рублей на душу населения в месяц, что на 29,5% выше аналогичного периода 2006 года. В структуре использования денежных доходов в сравнении с аналогичным периодом 2006 года увеличились доля потребительских расходов с 67,8% до 70,9%, доля обязательных платежей и взносов - с 8,2% до 8,6%, при снижении доли расходов на покупку валюты - с 2,3% до 2,2%, доли накоплений сбережений во вкладах и ценных бумагах - с 3,7% до 2,7%, доли изменения средств на счетах физических лиц-предпринимателей - с 16,1% до 13,7%. В структуре потребительских расходов произошли изменения в сторону уменьшения доли расходов на оплату услуг при увеличении доли расходов на покупку товаров[21].


Потребительский рынок. На потребительском рынке области сохраняется тенденция роста покупательного спроса. Оборот розничной торговли сложился в объеме 55955,5 млн. рублей, что в товарной массе на 20,4% больше, чем в аналогичном периоде 2006 года. В структуре оборота розничной торговли уменьшился удельный вес продовольственных товаров до 38,0% против 40,9% в 2006 году. Объем платных услуг населению за отчетный период составил 15700,7 млн. рублей, что на 1,3% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года.


Глава 3. Прогноз социально-экономического развития России

В последние годы сформировалась положительная динамика в области уровня жизни и доходов населения. В 2006 году продолжился рост материального уровня жизни населения. За 11 месяцев 2006 года реальные располагаемые денежные доходы населения выросли по сравнению с январём - ноябрём 2005 года на 10,1%, в том числе реальная заработная плата - на 13,3%, реальный размер пенсии - на 5,4%.

Численность бедного населения уменьшилась с 2000 года по 2005 год с 42,3 млн. человек до 26,3 млн. человек, или в 1,7 раза, а его доля в общей численности населения сократилась с 29% до 18,4% (в 2006 г. доля бедных оценивается в 15,8%).

Вместе с тем, остаётся высокой дифференциация населения по уровню доходов. В 2005 году среднедушевые доходы 10% наиболее обеспеченных превышали доходы 10% наименее обеспеченного населения граждан в 14,7 раза (за 9 месяцев 2006 года 15,1 раза, в 2000 году 13,9 раза).

По данным Росстата, при существенной дифференциации этого показателя в европейских странах в большинстве этих стран его значение ниже, чем в России (от 5,2 раза в Чехии, 5,7 раза в Финляндии до 11,7 раза в Италии, 13,6 раза в Великобритании).

Значительно ниже по сравнению с Россией в европейских странах и уровень бедности (в Финляндии 4,9%, Швеции 6,7%, Нидерландах 6,1%, Германии 9,1%, в Италии 13,1%).

При этом международного стандарта уровня бедности не существует. В каждой стране используется свой показатель черты бедности, который определяется на основе принятой в этой стране методологии его расчёта.

В настоящее время в большинстве стран используется статистический метод определения черты бедности, который предполагает установление прожиточного минимума исходя из принятого стандарта потребления на уровне 40-60% фактически сложившихся среднедушевых доходов населения. Данный метод используется, как правило, странами со стабильной динамикой развития экономики и социальной сферы.

В России применяется нормативный метод, предусматривающий определение прожиточного минимума на основе потребительской корзины, то есть наборов товаров и услуг, необходимых для обеспечения минимального уровня потребления. Данный метод в зарубежных странах практически не используется.

В практике международных сопоставлений с учётом Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2000 года, граница бедности определяется в размере ежедневных расходов на душу 1 доллар (для развивающихся стран), 2,15 доллара (для стран с переходной экономикой Европы и Центральной Азии), 4,3 доллара США по паритету покупательной способности национальной валюты.

Если использовать указанную границу бедности, то в России к бедным должны были относиться в 2006 году лица с расходами 330 рублей в месяц (по варианту 1 доллар США при паритете покупательной способности 11 рублей за 1 доллар США), 710 рублей в месяц (по варианту 2,15 доллара США), 1420 рублей (по варианту 4,3 доллара США). Прожиточный минимум в России в 2006 году, по расчёту в соответствии с действующим законодательством, составлял 3436 рублей, что больше границы, принятой для международных сопоставлений, в 10,4 раза (по 1 варианту), в 4,8 раза (по 2 варианту), в 2,4 раза (по 3 варианту).

Необходимо отметить, что в Российской Федерации прожиточный минимум в сопоставлении с международными правилами и практикой не является чертой бедности.

Осуществляемые меры государственной социальной политики, направленной на повышение благосостояния населения и снижение бедности, ориентированы на постепенное приближение к международным стандартам.

Решение этих задач предусматривает, с одной стороны, создание для трудоспособного населения условий для обеспечения достойного уровня жизни за счёт собственных доходов, а с другой стороны, обеспечение государственной поддержки тех, кто по объективным причинам не может самостоятельно обеспечить социально приемлемый уровень жизни.

Указанные задачи будут достигаться на основе осуществления мер по:

содействию росту заработной платы,

улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионной системы, развитию системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите.

Основные меры будут направлены на создание условий для роста доходов населения, в первую очередь на основе развития занятости населения и повышения заработной платы в реальном и бюджетном секторах экономики.

В среднесрочной перспективе предусматривается осуществить меры по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда. Повышение минимального размера оплаты труда позволит в полной мере обеспечить государственные гарантии в части размера оплаты труда, упорядочить ситуацию со стоимостью рабочей силы на рынке труда, получить дополнительное поступление подоходного налога, вывести из "тени" часть заработной платы, скрытую от налогообложения, а также существенно снизить масштабы бедности среди работающего населения как в бюджетной, так и во внебюджетной сферах.

В Государственной Думе Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий установление минимального размера оплаты труда с 1 сентября 2007 г. в сумме 2000 рублей. Данный законопроект поддержан Правительством Российской Федерации.

В бюджетной сфере будет проводиться индексация заработной платы в размерах, обеспечивающих выполнение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации о повышении к 2008 году (по сравнению с 2005 годом) реальных доходов этих работников не менее чем в 1,5 раза. В 2007 году ставки заработной платы работников бюджетной сферы будут повышены с 1 сентября 2007 г. на 15%. С учётом постановления Государственной Думы от 11 октября 2006 г. № 3580-4 ГД Правительство Российской Федерации при наличии дополнительных средств рассмотрит вопрос об увеличении планируемого размера индексации до 20%.

Размеры индексации заработной платы бюджетников в 2008-2009 годах будут определяться исходя из необходимости обеспечения роста их реальной заработной платы не ниже, чем в целом по стране, и стабилизации соотношения между размерами оплаты труда бюджетников и по экономике в целом на уровне, достигнутом в 2007 году.

Политика в области заработной платы работников бюджетной сферы, кроме установления ежегодных индексаций, будет увязана с реформированием бюджетных учреждений, в том числе с изменением их организационно-правовых форм, которое позволит обеспечить дополнительное повышение размеров оплаты труда работников бюджетных учреждений в зависимости от результатов их работы.

Одновременно с модернизацией системы учреждений бюджетной сферы будет проведено реформирование системы оплаты труда, направленное на повышение стимулирования работников к оказанию качественных услуг. Предусмотрено перейти к отраслевым системам оплаты труда, максимально адаптированным к новым условиям хозяйствования.

Новые системы оплаты труда будут учитывать специфику каждой из бюджетных отраслей, построенных на единых основополагающих принципах.

В настоящее время Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводит работу над подготовкой проекта постановления Правительства Российской Федерации "О совершенствовании организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений".

Проектом предусмотрено установление основных подходов и порядка формирования отраслевых систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений с учётом специфики видов экономической деятельности. Переход на отраслевые системы оплаты труда предусмотрен с 1 января 2007 года по мере готовности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Дополняя эти меры, в ходе реализации национальных проектов в области здравоохранения и образования в 2007 году будет проводиться отработка механизма повышения уровня оплаты труда этих отраслей. В здравоохранении намечается повышение оплаты труда медицинским работникам, в первую очередь, в стационарных медицинских учреждениях в зависимости от объёмов и качества оказанной медицинской помощи.

Проведение этой работы предусмотрено в рамках "пилотных" проектов - в здравоохранении в 17 субъектах Российской Федерации и в образовании в 20 субъектах Российской Федерации. Будут разработаны проекты нормативных правовых актов, связанных с реализацией "пилотных" проектов.

Росту материального обеспечения трудоспособных граждан и снижению дифференциации населения по доходам будут способствовать развитие рынка труда, повышение эффективности его функционирования, сокращение безработицы. Выполнение этих задач предусматривается осуществить на основе мер по расширению доступа безработных граждан и незанятого населения к услугам в сфере содействия занятости населения. Активизация политики занятости будет направлена на рост объёма и повышение качества услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.