скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Рынок труда

Что же касается социальной интеграции иностранных рабочих в Корее, то легальные иммигранты пользуются теми же социальными выгодами, что и коренное население. Иммигранты этой категории являются высокообразованными и высокооплачиваемыми специалистами, поэтому интеграция их в корейское общество не представляет особых проблем, несмотря на то, что плюрализм культур - новое понятие для Кореи, а межнациональные браки весьма непопулярны.

На работников - стажеров распространяются некоторые положения Закона по организации труда (например, об оплате сверхурочной работы), они попадают также в зону действия Закона об охране труда и о минимальной заработной плате. На них распространяются страховка от несчастных случаев на производстве и медицинская страховка. Однако, поскольку срок пребывания стажера в стране ограничивается тремя годами и их незанятость в этот период практически исключена, различного рода социальные пособия и пособия по безработице на эту категорию иммигрантов фактически не распространяются. Ввиду этого они считают нецелесообразным платить соответствующие страховые взносы.

Наряду с этим в стране осуществляется борьба с трудоустройством нелегальных иммигрантов. Ведь они являются нарушителями закона, особенно в сферах социального обеспечения, общественного транспорта и медицинского обслуживания. Профсоюзы также считают, что нелегалы отбирают рабочие места у коренного населения, так как представляют собой дешевую рабочую силу. В то время как работодатели, имеющие официальное разрешение на трудоустройство иммигрантов, платят за них налог на трудоустройство, работодатели, нанимающие нелегалов, сами являются нарушителями закона.

Социальные и экономические затраты в совокупности с вышеуказанными проблемами являются основными причинами того, что общество стремится избавиться от нелегалов.

Правительство Кореи пытается найти более четкие пути отбора иммигрантов. Для этого предполагается тесное сотрудничество между страной-донором и страной-реципиентом. С этой же целью возможно заключение двусторонних соглашений с Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Осуществление этих соглашений, по нашему мнению, через взаимосвязи каскадной миграции может снизить давление со стороны предложения и на белорусском сегменте МРТ, поскольку рабочие из России могут уехать по трудовым контрактам в Корею, а освободившиеся в России вакансии могут быть заняты белорусскими работниками.

Во многом схожие с южнокорейскими процессами на рынке труда протекают процессы и на сингапурском сегменте МРТ. Так, данные за 2000 г. свидетельствуют о том, что трудоустройство в Сингапуре растет. Общее количество трудоустроенных за первые 9 месяцев 2000 г. превысило этот показатель за весь 1999 г. Безработица упала до 2,5% в 2000 г. по сравнению с 3,5% в 1999 г. Сокращение штатов все еще превышает докризисные показатели, хотя темпы этого процесса снизились. Хуже всего обстоит дело с трудоустройством низкоквалифицированных работников средних лет, в то время как трудоустройство работников с высшим образованием, как и в Корее, изменилось в лучшую сторону .

Данные, полученные в ходе опроса населения в 2000 г., свидетельствуют, что рабочий рынок страны насчитывает 612 тыс. иностранцев (не являющихся гражданами страны) по сравнению с 248 тыс. в 1990 г. Соответственно, доля иностранцев на рынке рабочей силы выросла с 16 до 29% за указанный период. Темпы роста иностранной рабочей силы (9,4%) существенно превышают темпы роста местной рабочей силы (1,4%).

Вместе с тем остается проблема нелегального въезда в Сингапур, так как показатель количества рабочих, нарушающих иммиграционное законодательство, достаточно высок, хотя и имеет тенденцию к снижению. Так, в 1998 г. он составлял 22 973 человек, а в октябре 2000 г. упал до 14 275 .

Иностранные рабочие, приехавшие в Сингапур легально, всегда пользовались теми же правами, что и местные рабочие. Основное отличие в том, что иностранцы и их работодатели не производят отчисления в Центральный фонд сбережений, откуда выплачивается пенсия.

Иностранные рабочие в основном сконцентрированы в секторе низкоквалифицированных специальностей, однако около 12% иностранцев заняты высококвалифицированной работой.

Правительство Сингапура в целом приветствует вклад иностранных работников в экономику страны, включая и низкоквалифицированных работников. Правительственные чиновники отмечают, что наиболее стимулирующими в этом отношении являются различные мероприятия, проводимые негосударственными организациями для иностранных работников. Достаточно обоснованным является пожелание правительственных кругов проводить больше мероприятий, как в государственном, так и в частном секторе, направленных на привлечение трудовых мигрантов в страну. Предполагается делать пребывание иностранцев в стране более запоминающимся и интересным, а также привлекать к ним общественное внимание. Например, в 2000 г. одна газета организовала конкурс «Горничная года», в котором было отмечено много номинантов-иностранцев с благодарностью от работодателей. Министерство труда оценило работу организаторов и устроило для них прием в качестве благодарности. В качестве показателя степени социальной интеграции можно отметить также количество межнациональных браков, возросшее с 12 до 25% от всего их количества всего лишь за одно десятилетие.

В Сингапуре большое внимание уделяется обучению и переобучению работников с тем, чтобы они соответствовали требованиям современной экономики, предпочитая такой подход созданию дополнительных рабочих мест. В связи с этим правительство работает над финансированием и созданием условий для переобучения с целью переквалификации 100 тыс. работников в течение 5 лет, начиная с 1999 г. Предполагается, что в этих программах смогут принять участие и иностранные, в том числе и белорусские, работники.

Ключевым элементом, влияющим на иммиграционную политику в Сингапуре, является экономика. Ее реструктуризация включает в себя либерализацию ранее закрытых секторов, таких, как банки, финансы, телекоммуникации, и даже юридическая сфера и медицина. Таким образом, возникает ажиотажный спрос на профессионалов высокого класса и других высококвалифицированных работников, которых в стране либо недостаточно, либо вовсе нет, и поэтому их приходится приглашать из-за рубежа. Между тем местным работникам средних лет, у которых нет высшего образования, все тяжелее найти работу после сокращения. Косвенным доказательством тому служит увеличивающийся отток рабочей силы за рубеж. Так, в 1999 г. 150 тыс. граждан Сингапура находились на работе за рубежом, а уже в конце 2001 г. их количество возросло до 200 тыс. Возникшие социальные проблемы принятой стратегии правительство предлагает решить с помощью программ по обучению и переквалификации, финансируемых государством.

Предполагаемые социально-экономические и институциональные изменения на сегментах МРТ, относящихся к высокоразвитым и динамично развивающимся странам, могут оказать серьезное влияние на белорусский сегмент рынка труда. Возможно, заработает так называемый "насос по выкачке умов", поскольку высокоразвитые страны обладают большими возможностями ценовой конкуренции, а также рядом неценовых факторов, привлекательных для белорусских высококвалифицированных работников. Административными методами Республика Беларусь воспрепятствовать этим процессам не в состоянии, а при высоком уровне открытости ее экономики (2-е место в Европе) это не только невозможно, но даже вредно. Исходя из того, что белорусская экономика одна из самых открытых в мире, политика занятости, представляющая собой совокупность методов и мер, посредством которых правительство регулирует уровень занятости и ее эффективность, должна учитывать это как неизбежную данность и осуществлять адекватные действия по оптимизации отношений занятости. В этом контексте при ее осуществлении следует иметь в виду тенденции развития мирового рынка труда, так как белорусский рынок труда является его неотъемлемым сегментом. На сегодняшний день ситуация на рынке труда нашей республики характеризуется такой особенностью, как избыточная занятость, связанная с избыточной численностью работников на предприятиях. Неэффективная занятость негативно сказывается на развитии экономики в целом. Она оказывает давление со стороны предложения рабочей силы на рынок труда, которое наряду с прочим можно регулировать и за счет оптимизации внешних миграционных потоков. В этом плане, по нашему мнению, представляется целесообразным осуществить следующее: во - первых, следует продумать систему мер по использованию на родине средств эмигрантов, заработанных за границей, накопленного ими опыта производственно-хозяйственной деятельности, организации труда и системы социальных отношений. Во - вторых, разработать систему налоговых и таможенных льгот для возвращающихся домой мигрантов, создать льготные условия по аренде ими помещений для организации производства, принять мораторий на всевозможные проверки, осуществить кредитную поддержку предпринимательско - производственной деятельности, ее стимулирование в направлении создания максимально возможного количества рабочих мест. В-третьих, обеспечить социальную защиту мигрантов на родине на случай непредвиденных обстоятельств, вовлечь их в социально-политические процессы, создать благоприятный социально-психологический климат для возвращающихся мигрантов, особенно открывающих на родине свое дело, создающих дополнительные рабочие места, становящихся эффективными инвесторами. В различные временные интервалы экономической динамики миграционные процессы играют не одинаковую роль в деле возможности реализации тех или иных инструментов политики занятости.

В краткосрочном периоде экономического развития, при увеличении уровня скрытой безработицы, временный отток рабочей силы с белорусского сегмента рынка труда может стабилизировать его конъюнктуру без применения мер жесткого административного регулирования отношений занятости. В контексте экономии средств на проведение пассивных мер политики занятости временный отток рабочей силы позволит экономить деньги, расходуемые на выплату пособий по безработице и различного вида материальную помощь, одновременно он может повысить и эффективность работы предприятий за счет снижения издержек производства ввиду санации кадрового потенциала. Это может повлечь за собой и высвобождение денежных средств, используемых, в том числе и на улучшение качества продукции. В результате будет расти ценовая конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке, способствующая изысканию средств на проведение активных мероприятий на рынке труда.

Характерными чертами неэффективной занятости выступают простои на производстве, работа не полный рабочий день и не полное использование накопленного человеческого капитала. Сократив же некоторое количество неэффективно занятых работников, руководство предприятия может использовать сэкономленные на их заработной плате средства, на повышение квалификации и уровня образования оставшихся работников, на их переподготовку. Это повлечет за собой двоякий результат: во - первых, более квалифицированные рабочие на отечественном предприятии работают эффективнее, во-вторых, благодаря высокому образовательному уровню рабочей силы повышается эффективность миграции, поскольку высококвалифицированные кадры более востребованы за границей. Их востребованность на различных сегментах МРТ объясняется относительно малым количеством высококвалифицированных специалистов в условиях инновационного развития мировой экономики, способных выиграть неценовую конкуренцию.

В среднесрочном периоде трудовые мигранты могут стимулировать занятость на родине посредством инвестирования отечественного производства за счет увеличения совокупного дохода со стороны оставшихся на родине членов их семей, получающих денежные переводы из-за границы. Использование этих средств на личное потребление поднимает планку эффективного совокупного спроса, способствуя тем самым оживлению экономической динамики в стране.

В долгосрочном же периоде фактором, воздействующим на миграционные процессы может выступать развитие мелкого и среднего бизнеса с непосредственным участием бывших эмигрантов, поскольку в него могут быть вложены денежные средства и опыт, накопленные репатриантами за границей. Однако это произойдет лишь при условии экономического подъема на родине и соответствующем изменении конъюнктуры рынка труда в сторону повышения спроса на высококвалифицированных, социально адаптированных, впитавших опыт передовых методов организации и стимулирования труда работников, а также при повышении спроса на инвестиционные ресурсы и обеспечении условий их эффективного и экономически безопасного вложения. Вернувшиеся в Республику Беларусь недавние эмигранты смогут продолжить начавшиеся в стране реформы, стимулировать не только стабилизацию конъюнктуры рынка труда, но и стабилизацию национальной экономики в целом.


4. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Как известно, уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики.

Наша республика обладает значительным трудовым потенциалом, формирование которого предопределяется динамикой численности трудоспособных граждан. Рост их численности обусловил увеличение трудовых ресурсов: 6004,6 тыс. в 2000 году и 6241,4 тыс. человек в 2007 году. При этом в городах наблюдается устойчивая тенденция роста, в то время как село теряет свой трудоспособный потенциал вследствие миграционного оттока молодежи в города. Формирование трудового потенциала сейчас будет происходить в условиях сокращения трудоспособного населения в связи со вступлением, в трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90 - е годы прошлого века. По прогнозам, с 2009 г. численность трудоспособного населения станет сокращаться, что приведет к уменьшению численности трудовых ресурсов до 6120 - 6150 тыс. человек в 2010 г.

Численность занятых в экономике до 2005 г. имела устойчивую тенденцию к сокращению. Начиная с 2005 года эта численность начала расти. В 2008 году численность населения, занятого в экономике, составила 4520,7 тыс. человек при прогнозном показателе на 2008 г. 4460 - 4535 тыс. человек.

На рынке труда отмечается ряд позитивных процессов. Так, уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,1 % в 2003 году до 0,8 % в 2008 г. от численности экономически активного населения. Из 118 районов и 12 городов республики – в 85 уровень безработицы составил 1% и ниже, в двух районах (Ганцевичском и Поставском) уровень безработицы выше 2%.

Значительно увеличился спрос на рабочую силу. В декабре 2008 г. спрос превышал предложение в 1,4 раза, в то время как в 2003 году предложение превышало спрос в 4,3 раза. Показатель напряженности на рынке труда составил 0,7 безработных в расчете на одну вакансию против 4 человек в 2003 г.

Основным инструментарием реализации государственной политики содействия занятости населения является ежегодно разрабатываемая Государственная программа содействия занятости населения. Несколько слов об итогах реализации Государственной программы содействия занятости населения на 2008 год.

Задачи, определенные в сфере занятости населения на 2008 год, выполнены всеми областями и г. Минском.

Осуществлен ряд активных мер на рынке труда:

создано 163 тыс. новых рабочих мест, в том числе с оказанием бюджетной ссуды - 3,5 тыс. рабочих мест; трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. - безработных; направлено на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела, причем, каждый второй безработный, получивший финансовую поддержку для организации предпринимательской детальности - женщина (решение проблемы женской безработицы); обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных; организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

Реализовывался комплекс мер, направленных на обеспечение занятости населения в малых и средних городах, поселках и регионов с наиболее сложной ситуацией на рынке труда. На новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке органов по труду, занятости и социальной защите переселены, с их согласия, 346 семей безработных, или 113,4% к заданию. В 2007 году созданы общереспубликанский банк вакансий и банк вакансий в агропромышленном комплексе страны с указанием размера заработной платы и предоставляемого жилья.

Программа занятости на 2009 год принималась в октябре 2008 года, т.е. в условиях усиливающегося влияния мирового финансового кризиса на экономику зарубежных стран и менее ощутимого влияния на экономику нашей республики.

В январе т.г. в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 23,1 тыс. чел. (84,6% к январю 2008 г.), зарегистрировано безработными - 17,9 тыс. человек (78,9%). Таким образом, ситуация на рынке труда республики (по итогам февраля с.г.) не выходит за рамки штатной и не требует принятия срочных дополнительных мер. За февраль 2009 г. количество обращений составило 24,4 тыс. чел., что меньше показателя за февраль 2008 г. (25,6 тыс. чел.). Зарегистрировано в качестве безработных за февраль 2009 г. 19,3 тыс. чел. против 20,5 тыс. чел. за весь февраль 2008 г. В тоже время количество вакансий в феврале постоянно снижалось, в том числе за последнюю неделю февраля на 910 мест. Нанимателями заявлено о возможном высвобождении в первом квартале 3600 работников, или 59,2 процента по отношению к первому кварталу прошлого года (6082 чел.). И тем не менее, количество вакансий превышает количество зарегистрированных безработных (в г. Минске, например, в 4,5 раза, в республике в целом этот показатель равен 1,4).

Отмечено стремление нанимателей не увольнять своих работников, а сохранять рабочие места.

Вместе с тем, в январе 2009 года численность работников, работавших неполное рабочее время, по сравнению с январем 2008 г. увеличилась в 1,7 раза. Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, в январе 2009 г. по официальным данным составила 59,3 тыс. чел., или в 1,3 раза больше, чем в декабре 2009 г. (по сравнению с январем 2008 г. показатель увеличился в 3,5 раза). Снижение этого показателя отмечено в машиностроении и металлообработке, в сельском хозяйстве, в торговле и общественном питании.

В целях оперативного реагирования на ситуацию, складывающуюся на рынке труда в текущем году, Министерство труда и соцзащиты организовало еженедельный мониторинг по работе службы занятости, т.е. сбор и анализ данных об обращениях граждан и регистрации безработных, их трудоустройству, наличии вакансий и т.д. В начале и середине каждого месяца формируется оперативная информация о предполагаемом высвобождении работников.

Анализ оперативной информации показывает, что в феврале 2009 г. потери рабочего времени (работа в режиме неполного рабочего времени, вынужденные отпуска по инициативе нанимателя) отмечались на 240 предприятиях и организациях с суммарной списочной численностью работников 145,5 тыс. человек. В региональном разрезе распределение предприятий, на которых отмечены потери рабочего времени, следующее: Брестская область - 44 предприятия, Витебская - 25, Гомельская - 43, Гродненская - 40, Минская - 34, Могилевская - 54. Доля работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, в общей списочной численности работников данных предприятий по областям колеблется от 14,4% в Минской области до 44,4% в Могилевской. Аналогично показатель численности работников, находящихся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателя, варьируется от 1,9% в Гродненской области до 17,9% в Гомельской.

Мы считаем, что сегодня предоставление по инициативе нанимателей отпусков своим работникам, сокращение рабочего времени следует рассматривать как антикризисные меры, как гибкие формы занятости населения и инструмент регулирования безработицы, которые направлены на сохранение трудовых коллективов, проявление социальной ответственности к сотрудникам.

Вместе с тем, увеличение объемов неэффективного использования рабочего времени на производстве - это потенциальная база для роста безработицы и социальной напряженности в обществе. Поэтому ситуация с потерями рабочего времени в каждом регионе, на каждом предприятии, прежде всего на тех, которые оказывают значительное влияние на местный рынок труда, находится под постоянным контролем. Для решения этой задачи служит мониторинг рынка труда.

В условиях некоторого ухудшения ситуации на рынке труда, исходя из данных мониторинга, мы готовы к проведению корректировки Программы занятости на этот год. Прежде всего, я имею ввиду перераспределение финансовых ресурсов и усиление активных мер содействия занятости.

Какие это меры по усилению содействия занятости? Это организация оплачиваемых общественных работ, в основном имеющих социально-полезную значимость; оказание содействия в развитии предпринимательской деятельности безработных; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных, опережающее обучение работников; развитие системы субсидирования рабочих мест (частичная компенсация расходов нанимателей по оплате труда работников «молодежная практика», реабилитация инвалидов), поддержка организаций, создающих и сохраняющих рабочие места (бюджетная ссуда). По нашей оценке, при превышении уровня безработицы в 2% - 3% потребуются дополнительно бюджетные ассигнования: к 151 млрд. руб. дополнительно необходимо 12 млрд. руб.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего, рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики.

Рынок труда - важная и многоплановая сфера экономической и социально политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости...

Рынок труда отражает некоторые тенденции в динамике занятости, ее основных структур, то есть в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Рынок труда и занятость населения отражают собой ситуацию, которая сложилась в стране. И может быть показателем мониторинга экономической ситуации.

Также огромную роль и отражением ситуации в стране является миграция рабочей силы, во многом определяющая процессы общественного воспроизводства, а также сохранения, накопления или, наоборот, утери человеческого капитала страны так называемая «утечка мозгов».

Как видно из вышесказанного  без рынка труда невозможны социально - экономические процессы в обществе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Микроэкономика: Курс лекций / Головачев А.С., Головачева  И.В., Лутохина Э.А.– 2-е стер.изд. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. 291 с.

2. Белорусский журнал международного права и международных отношений 2003 - № 3

3. http://www.mintrud.gov.by - официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

4. Социология труда. О.В. Ромашов. -М.: Гардерики , 2008.

5. Общая экономическая теория В.Г. Вененько, Москва, 2007 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.