скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Рынок труда

3. Компенсирующая функция. Заработная плата выступает здесь в качестве материальной основы компенсации (возмещения) за повышенную физическую тяжесть, вредность для здоровья, выполнение работ в ночное время, специальную непривлекательность труда и т.д.

2.3 Формы и системы заработной платы

Существуют две основные формы организации заработной платы: повременная и сдельная. При повременной форме зарплата рассчитывается за фактически отработанное время по установленным ставкам с учетом квалификации, качества и условий труда. Ставки могут быть часовые, дневные, недельные и месячные. Повременная оплата применяется в тех случаях, когда:

а) результаты труда не поддаются точному учету;

б) работа заключается в выполнении определенных обязанностей;

в) выход продукции обусловлен самим технологическим процессом и непосредственно не зависит от работника, функции которого сводятся лишь к наладке, наблюдению и контролю за работой оборудования.

При сдельной форме оплаты труда заработная плата начисляется за количество и качество изготовленной продукции в соответствии с установленными расценками (платой за производство единицы продукции). Сдельная зарплата является превращенной формой повременной, так как сдельные расценки за единицу продукции устанавливаются путем деления дневной ставки оплаты труда на дневную норму выработки. Применение сдельной формы оплаты труда возможно лишь тогда, когда работник выпускает продукцию, поддающуюся натуральному (физическому) счету.

В Республике Беларусь используются обе формы заработной платы.

Повременная и сдельная заработная плата имеют ряд разновидностей (систем). Повременная зарплата реализуется в двух системах: простая повременная и повременно - премиальная. При простой повременной оплате труда инженерно-технические работники, и служащие получают за фактически отработанное время установленный им оклад, а труд рабочих оплачивается на основе тарифной ставки (определенного размера оплаты труда рабочего за час или день) с учетом тарифных разрядов, присваиваемых им в соответствии с персональной квалификацией. При повременно - премиальной оплате труда выплата окладов (ИТР и служащим) и тарифных ставок (рабочим) за отработанное время сочетается с дополнительно выплачиваемой премией за определенные количественные и качественные достижения. Сдельная форма оплаты труда имеет следующие системы: прямая сдельная, сдельно - премиальная, сдельно - прогрессивная, аккордная.

Прямая сдельная система: оплата труда производится по неизменной расценке за каждую единицу произведенной продукции.

Сдельно - премиальная система предусматривает и выплату премий за достижение определенных количественных и качественных показателей в работе.

Сдельно - прогрессивная система. Здесь оплата труда осуществляется за выпуск каждого изделия (в пределах нормы выработки) по основным сдельным расценкам, а за выпуск изделий сверх нормы - по более высоким расценкам.

Аккордная система. Эта система предполагает выплату денежного вознаграждения за труд лишь после выполнения всего объема обусловленного трудовым соглашением работ.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - это количество денег, получаемое работником за выполненную работу или за единицу рабочего времени (час, день, неделю и т.д.). Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату. Она находится в прямой пропорциональной зависимости от величины номинальной заработной платы и обратной пропорциональной зависимости от уровня цен на товары и услуги. Индекс реальной заработной платы (относительная величина зарплаты, характеризующая ее динамику) есть частное от деления индекса номинальной заработной платы на индекс цен на товары и услуги, выраженное в процентах.

Кроме названных систем заработной платы существуют и другие классификации системы. Например,

- по количеству показателей, учитываемых при оценке трудового вклада работников, системы оплаты подразделяются на:

·          однофакторные, или простые (простая сдельная, простая повременная);

·          многофакторные, или премиальные (сдельно-премиальная, повременно-премиальная, сдельно-прогрессивная и т.д.).

- по формам выражения и оценки результатов труда выделяют следующие системы оплаты:

·          коллективные (базирующиеся на оценке коллективного труда);

·          индивидуальные (базирующиеся на оценке результатов труда каждого отдельного работника).

- по характеру воздействия работника на результат труда системы оплаты подразделяются на:

·          прямые;

·          косвенные.

В условиях перехода к рыночным отношениям концепция заработной платы исходит из следующих основных принципов:

а) самозарабатывание средств для выплаты заработной платы работникам данного предприятия;

б) установление прямой зависимости заработной платы от фактических (реальных) результатов труда;

в) самостоятельность предприятий (коллективов) в стимулировании труда работников;

г) материальная ответственность отдельного работника и трудового коллектива в целом за результаты работы;

д) государственная регламентация минимума заработной платы с периодическим его пересмотром в условиях инфляции.


3. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТРУДА

Миграция рабочей силы во многом определяет процессы общественного воспроизводства, а также сохранения, накопления или, наоборот, утери человеческого капитала страны. Направления и объемы ее движения предопределяются конъюнктурой мирового рынка труда (МРТ). Она оказывает значительное влияние на соотношение спроса и предложения на всех его национальных сегментах, а соответственно, и на занятость и безработицу.

На сегодняшний день для миграции рабочей силы характерны некоторые особенности. В первую очередь следует отметить, что, в отличие от послевоенного периода, в потоках интеллектуальной миграции складывается ситуация, когда перемещение иностранной рабочей силы происходит не только из отсталых стран в развитые, а и наоборот. Это во многом связано с тем, что страны «третьего мира» субсидируют определенные программы по привлечению высококвалифицированных специалистов, увеличивая тем самым спрос на данные категории работников на своих сегментах мирового рынка труда.

По мнению экспертов, подтверждающемуся статистической информацией, в мире начинают преобладать тенденции вытеснения потоков низкоквалифицированных работников высококвалифицированными. Однако не стоит забывать, что в странах Европы целые отрасли держатся практически только на иностранной рабочей силе. Иностранцы, являющиеся часто всего лишь сезонными рабочими, требуют к себе меньшего внимания от работодателей и получают более низкую, чем у местных жителей, заработную плату, при всем этом занимаясь самой непрестижной работой. В области занятости на них распространяется принцип: нанят последним, уволен первым. Не заполняя вакансии низкоквалифицированного труда, коренные жители открывают данную нишу рынка труда для иностранных трудовых мигрантов. Существует дискриминация в оплате труда, хотя в подавляющем большинстве стран это юридически запрещено. Это можно характеризовать как определенную особенность сегодняшнего дня в формировании спроса на международном рынке труда.

На данный момент в Европе насчитывается около 15 млн. безработных. Они сетуют на эмигрантов за то, что на их местах могли бы работать местные жители и эмигранты вроде бы увеличивают безработицу среди местного населения. Однако на самом деле это не так, поскольку европейцы по собственной воле отказались от непрестижной работы и предпочли стать на биржу труда. Негативное отношение к иностранным работникам усиливается в связи с нарастанием нелегальной миграции. Изменения, приносимые иммиграцией в жизнь стран-реципиентов, стали для них испытанием на демократичность и политическую стабильность. Неприятие иностранцев стало весьма распространенным явлением, хотя и не всегда непосредственно проявляющимся и открыто выражаемым. Так, например, на французском сегменте мирового рынка труда, несмотря на то, что на сегодняшний день законодательство Франции довольно либерально по отношению к иммигрантам, отношение к ним среди местного населения не улучшается .

Королевство Швеция считается образцом открытости миру, толерантности и продуманной политики по отношению к иностранцам. Почти пятая часть всего населения Швеции - это «лица с иностранным прошлым» (иммигранты и их дети). Однако и в образцовом северном государстве все больше распространяется враждебное отношение к иностранцам. Эти тенденции объясняются крахом прославленной шведской иммиграционной политики, а также прецессионными экономическими процессами .

Неприязнь к чужим - это ответ на растущую безработицу среди иностранцев и страх коренных жителей перед засильем чужих. Опрос населения летом 2000 г. в Швеции показал, что более половины опрошенных считают: в стране слишком много иммигрантов. Две трети указали на то, что боятся растущей преступности среди иностранцев. Десятая часть респондентов не хотела увеличения квоты на въезд иностранцев в страну. Несмотря на это, в политике и экономике постепенно складывается понимание того, что в будущем Швеции понадобится больше иностранцев. Как предполагает правительственная комиссия, каждый год в течение длительного периода следует принимать на 30 тыс. больше иммигрантов, чтобы компенсировать низкие показатели рождаемости и сохранить статус процветающего государства. Это означает открытие границ для 900 тыс. иммигрантов до 2030 г. - более десятой части сегодняшнего населения Швеции.

Весьма динамичные процессы наблюдаются на корейском рынке труда. Быстрый выход из кризиса 1997 г. обусловил спрос на рабочую силу, включая иностранных рабочих. Сейчас правительство Кореи пытается ввести новую систему контроля иммиграции неквалифицированных рабочих, основным моментом которой является выдача разрешений на трудоустройство желающим работодателям. Введение в действие этой системы позволит положить конец запрету на въезд неквалифицированных рабочих, а именно такой политики придерживалась Корея в течение долгого времени.

Наблюдающиеся тенденции уменьшения количества рабочих в возрасте от 15 до 24 лет и падение доли этой возрастной группы на рынке труда Кореи являются основными причинами нехватки рабочей силы, особенно в сфере реального сектора экономики. Это также ведет к повышению спроса на иностранных работников со стороны, посредством каскадной миграции, в том числе и из Беларуси.

Недостаток рабочей силы на производстве вовлекает женщин в производственные процессы. В 1999 г. доля женщин на корейском рынке труда составляла примерно 50%, причем большинство из них являлись работниками умственного труда. На этом сегменте МРТ значительными темпами возрастает количество трудящихся старше 55 лет. Так, если в 1980 г. их доля составляла 10%, то в 2000 г. она уже стала превышать 17%. С одной стороны, это является отражением изменения возрастной структуры населения, означающим, что работники вынуждены в среднем работать дольше, в контексте решения проблемы долга поколений. С другой стороны, пожилые работники хотят и могут трудиться дольше просто потому, что продолжительность жизни растет, и они достаточно здоровы, чтобы продуктивно осуществлять эту деятельность. Большинство людей этой возрастной группы не выступают субъектами наемного труда, а осуществляют предпринимательскую деятельность, ведя индивидуальный или семейный бизнес, занимаясь им в основном в сферах сельского хозяйства или услуг.

В 1991 г. в Корее был принят Закон о трудоустройстве пожилых работников, призванный содействовать их занятости в сфере промышленности, а также в различных отраслях экономики страны в рамках больших, средних и малых городов. По закону, предприятиям с численностью более 300 работников предлагается, по крайней мере, 3% рабочих мест предоставить лицам старше 55 лет. Закон также призывает правительство предоставить больше возможностей для обучения пожилых работников и обеспечить им информационную поддержку. Он не предусматривает применение принудительных мер, однако степень его влияния на рынок труда огромна ввиду менталитета населения и национальных традиций. Увеличение количества работников старше 55 лет свидетельствует о тенденциях превышения спроса над предложением на южнокорейском сегменте МРТ.

Хорошо известен тот факт, что корейские работники отличаются высоким уровнем образования, - это явилось одной из причин быстрого экономического подъема в 70-х гг. ХХ в. Уровень образования корейских работников существенно вырос в 80-х гг., благодаря реформе системы образования. В 1999 г. более 60% выпускников средних школ поступили в колледжи и вузы, и это, пожалуй, самый высокий показатель во всем мире. Быстрое улучшение уровня образования явилось одной из причин так называемого «корейского чуда» .

Однако, хотя высшее образование призвано улучшить производительность труда в дальнейшем, слишком быстрый рост образования тех, кто вступает на рынок труда, создал проблему несоответствия предложения спросу: в то время как все острее ощущается нехватка работников физического труда, растет спрос на низкоквалифицированных рабочих из - за рубежа. И хотя зарплата, которая предлагается работникам этой категории, намного ниже, чем зарплата коренного населения, приток трудовых мигрантов уравновешивает конъюнктуру корейского рынка труда.

Те, кто поддерживает узаконивание этого вида иммиграции, утверждают, что зарубежные работники скорее дополняют рынок труда, чем составляют конкуренцию местным рабочим, и что средние и малые предприятия не могут позволить себе перенести производственные площадки за рубеж, чтобы использовать там более дешевую рабочую силу. Поэтому трудоустройство низкоквалифицированных рабочих из - за рубежа необходимо как компаниям, так и национальному рынку рабочей силы. Здесь есть перспективы и для белорусских работников. Однако есть и другой взгляд на эту проблему. В условиях нехватки низкоквалифицированной рабочей силы не обязательно создавать условия для ее привлечения; можно направить усилия на реструктуризацию экономики по пути развития высоких информационных технологий, нанотехнологий, биотехнологий. Это повысит спрос на высококвалифицированные кадры, их вовлечение в производство и иммиграцию в страну. Такой взгляд небезынтересен и для Республики Беларусь, так как она может направить денежные средства на развитие таких технологий и посредством этого привлекать высококвалифицированные кадры из-за рубежа, а также трудоустраивать белорусских высококвалифицированных специалистов.

В 2000 г. Институт труда Кореи провел опрос 2192 фирм со штатом сотрудников от 10 человек и выше с целью получения информации о планах этих фирм на трудоустройство работников в ближайшие пять лет. Сделав анализ, ученые установили, что рост трудоустройства в высокотехнологичной промышленности в ближайшие пять лет будет выше, чем в любой другой сфере производства. Из этого можно сделать вывод о том, что и в Республике Беларусь должна происходить реструктуризация рынка труда в направлении увеличения на нем специалистов в области высоких информационных технологий. Необходимо ввести больше соответствующих специальностей в вузах страны, чтобы отвечать требованиям информационного будущего, предъявляющего спрос на высококвалифицированные кадры.

Это подтверждают и результаты опроса, уже сегодня выявившие острую нехватку высококвалифицированных работников и специалистов в области информационных технологий в Корее. По его данным, общая нехватка в секторе информационных технологий оценивалась как 43 тыс. работников в 2000 г. Ожидается, что к 2005 г. этот показатель может достигнуть 185 тыс. человек.

Для того чтобы решить проблему нехватки высококвалифицированной рабочей силы в сфере информационных технологий, корейское правительство увеличило количество мест на соответствующих факультетах в университетах и колледжах. В настоящее время университеты и колледжи ежегодно выпускают порядка 200 тыс. молодых специалистов в области информационных технологий. Вместе с тем наблюдается существенное несоответствие между программами обучения и запросами работодателей, что характерно не только для Кореи. Так, например, происходит и в Республике Беларусь. Многие выпускники вузов не могут трудоустроиться по специальности, становясь при этом на биржу труда или даже работая в другой сфере. Для того чтобы увеличить количество зарубежных специалистов в области информационных технологий, правительство Кореи пересмотрело условия въезда таковых в страну. Например, был отменен лимит пребывания в стране. Совсем недавно правительство Кореи объявило о дальнейшей отмене ограничений для того, чтобы привлечь работников в сферу информационных технологий. Более того, в условиях финансового кризиса правительство Кореи сняло ограничения на зарубежные инвестиции. Можно ожидать, что повышение притока профессиональных иммигрантов повлечет за собой рост прямых зарубежных инвестиций.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.