скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации

Другой (метрический) аспект изучения восприятия времени в условиях SD связан с исследованием того, как человек оценивает различные отрезки времени — большие (месяцы, недели, дни, часы) и малые (минуты, секунды). Во всех исследованиях больших интервалов обнаружена их недооценка. В ходе первого эксперимента "вне времени" М. Сифр в общей оценке прошедшего времени "отстал" на 25 суток за период в 59 дней, а в ходе второго — на 25 из 180 (он уже знал о возможных искажениях восприятия времени и корректировал свои оценки). Ж.-П. Марете "отстал" на 88 суток за период в 181 день, Ж. Шабер — на 25 из 130 дней (он читал о возможных нарушениях оценки времени в данных условиях и в эксперименте осуществлял необходимые коррекции) [3]. В похожих опытах (правда, под землей пребывал не один, а 8 человек) венгерских ученых (1967 г.) участники экспедиции за один месяц "отстали" на 4 суток [5, с. 180]. Дж. Мендельсон и его коллеги описали случай недооценки на 1 час 8-часового интервала, проведенного испытуемым в респираторе (жесткая депривация) [5, с. 101].

В исследованиях восприятия малых интервалов времени получены противоречивые данные. Недооценка реального интервала была обнаружена после 0.5—11-суточной иммобилизации в специальном кресле и в водной среде: воспроизводимые интервалы были в основном больше заданных [6]. Аналогичное увеличение длительности "индивидуальной минуты" наблюдалось у А. Сенни в 125-дневном эксперименте "вне времени": отсчет вслух до 120 для оценки интервала в 2 минуты занимал 3—4 минуты реального времени [12, с. 111].

В условиях гипокинезии [12] обнаружена зависимость характера нарушения оценивания интервала от вида параллельно выполняемой испытуемым работы, Если он воспроизводил заданные углы в коленных и локтевых суставах, то наблюдалась значительная переоценка отрезка времени (за 10-секунд-ные принимались интервалы в 9, 8 и 7 с), то же самое происходило и во время выполнения проб на определение мышечно-суставной чувствительности обеих рук, слухового, вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Однако при выполнении некоторых психологических заданий (корректурной пробы, решения простых и сложных задач, чтения вслух, запоминания десяти слов, отыскивания чисел в таблице Шульте), а также заданий для зрительного анализатора наблюдался обратный эффект — недооценка реального интервала.

В опытах Б.А. Душкова и др. у испытуемых, пребывающих в сурдокамере, отмечалась недооценка 10-секундных интервалов, но сразу же после выхода из сурдокамеры — переоценка. В серии с гермокамерой наблюдалась сложная динамика: в положении сидя испытуемые в первые сутки переоценивали заданный интервал, к 28-м суткам их показатели постепенно достигали фоновых значений, после чего продолжали расти, и к 30-му дню отмечалась незначительная недооценка; в положении лежа недооценка реального интервала в первые дни увеличивалась, затем начинала уменьшаться, и на 21-е сутки испытуемые отмеривали время почти правильно, в последующие дни фиксировалась незначительная переоценка.

Вопрос о согласованности разных аспектов восприятия времени специально не исследовался. В некоторых из рассмотренных экспериментов эта связь очевидна: в первом опыте Сифра ощущение "ускорения времени" соответствует недооценке больших временных интервалов; в опыте Сенни недооценка касается как больших, так и малых интервалов. Однако в других опытах недооценка больших интервалов сочетается и с недооценкой и с переоценкой малых. Между тем вопрос о согласованности разных аспектов восприятия времени имеет прямое отношение к проблеме механизмов оценки времени и коррекции этой оценки в измененных условиях существования (для достижения адаптации к ним). Например, прямое и непосредственное влияние ощущения "замедления времени" может привести к переоценке временного интервала, а учет возможности переоценки — к недооценке.

Возможно, динамика изменения оценок времени, выявленная в гермокамерных экспериментах Б.А. Душкова и его коллег, отражает развитие адаптационного процесса за счет все более успешной работой корригирующих механизмов.

Один из механизмов оценки интервалов времени — обращение к собственным физиологическим процессам, подчиняющимся, в частности, циркадным ритмам.

Однако факты нарушения данных ритмов в условиях SD отмечены во многих работах, среди которых: наблюдения американских медиков и психологов за зимовщиками в Антарктиде [5, с. 413]; опыты "вне времени" французских спелеологов [10], отечественных медиков и спелеологов [2, с. 48—50]; опыты психологов, медиков, физиологов России, Японии, Канады, Германии, Франции и других стран в совместном проекте 5РГМС55-99 — эксперименте с длительной изоляцией, моделирующем условия полета на Международной космической станции [6]. Исследователи обнаружили, что при исключении всех внешних временных ориентиров физиологические процессы сначала продолжают следовать обычному суточному ритму. Затем 24-часовой цикл сна и бодрствования, свойственный здоровым, неастенизированным людям, становится нерегулярным. Физиологические процессы рассогласовываются (например, период сна перестает сопровождаться падением температуры тела, снижением общей активности, уменьшением частоты сердечных сокращений и т.д.) и перестают подчиняться естественному циркадному ритму. Иногда человек переходит к 48-часовому ("спелеологические сутки") или 28-часовому ритму, однако эти "спонтанные сутки" также отличаются нерегулярностью [2; 30; 35]. У людей появляется потребность в дневном сне; у тех, кто спал днем и до опыта, продолжительность сна значимо возрастает [16].

Если внешние ориентиры задают не 24-часовой, а какой-либо иной цикл, физиологические процессы приспосабливаются к нему с трудом, а при значительном отклонении от естественного суточного цикла не приспосабливаются вообще [2, с. 48—49; 30]. Значение внешних ориентиров для поддержания физиологических циркадных ритмов было продемонстрировано в экспериментах с длительной гермокамерной изоляцией. В группе, где испытуемые сами распределяли время работы и отдыха, наблюдалась очень высокая нестабильность фаз сна/бодрствования по сравнению с группой испытуемых, которые должны были соблюдать строгий распорядок дня [16]. Значимость внешних временных ориентиров для поддержания циркадного ритма была также показана в опытах по "спрессовыванию" и "растягиванию" времени: испытуемые лишались всех внешних временных ориентиров, кроме специально отрегулированных часов, которые спешили или отставали (но об этом испытуемые не знали). Оказалось, что если сутки сокращались или растягивались не больше чем на три часа, люди этого изменения не замечали [5, с. 181]. Можно сказать, что "внутренние биологические часы" идеально синхронизированы с правильно идущими "внешними часами". Если "внешних часов" нет, "внутренние часы" разлаживаются, и по ним уже нельзя правильно "определить время".

Таким образом, восприятие и оценка времени — это сложная функциональная система, правильная работа которой возможна при успешной и слаженной работе всех ее подсистем и функциональных блоков, таких как оценка на основе внешних ориентиров, оценка по внутренним ориентирам (например, физиологическим показателям), оценка по событийной насыщенности временного интервала и т.д. В опытах по SD внешние показатели времени нередко отсутствуют, а такие внутренние ориентиры, как физиологические процессы, рассогласовываются и перестают соответствовать естественному циркадному ритму. Однако здесь могут вступить в действие корригирующие механизмы, значительный вклад в работу которых вносят знания об искажениях оценки времени, происходящих в ситуации SD. Чтобы определить влияние данных знаний на результирующую оценку и проследить работу механизмов восприятия времени без подключения корригирующего звена, необходимо строго контролировать степень психологической подготовленности испытуемого к предстоящим экспериментам (его знания о действии условий депривации на психику вообще и на восприятие времени в частности).

С. Фишкин и Б. Джонс [8] считают нарушение восприятия времени показателем глубоких изменений в состоянии сознания. Р. Могар [7] также рассматривает происходящее при SD расстройство ориентации во времени как показатель ИСС.

А. Людвиг [4] в качестве одной из характеристик ИСС выделяет нарушение чувства времени (т.е. отмечает лишь один аспект изменений в восприятии времени) — появление ощущений безвременья, остановки, ускорения или замедления времени.

В. Фазинг признает одной из характерных особенностей ИСС изменение переживания протяженности времени оно становится нелинейным (по выражению Р. Орнштейна). Он же отмечает и нарушение процессов оценки временной протяженности при ИСС [7, с. 210—211]. Все подобные феномены наблюдаются и при SD.


2.2 Расстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления

В отечественной психологии труда давно известно, что такой вид SD, как монотония, приводит к значительным трудностям концентрации и переключения внимания, снижению бдительности [9; 20], например, у экипажа самолета, управляемого с помощью автопилота.

В сурдокамерных экспериментах [11; 20, с. 170] и в опытах с длительной гипокинезией [1; 6; 14; 21] было обнаружено ослабление внимания и целенаправленности мышления. Почти все испытуемые в той или иной степени отмечали быструю утомляемость при смысловом восприятии, жаловались на неспособность к последовательному обдумыванию разных несложных и ранее приятных ситуаций, в самоотчетах указывали, что "невозможно на чем-либо сосредоточиться", "мысли путаются", становятся "короткими, перебивают друг друга, часто разбегаются" [6; 11; 20, с. 170]. О трудностях удержания хода рассуждения, доведения мысли до конца, о наличии периодов "умственной пустоты" сообщали испытуемые в опытах Г. Ханта и К. Чефурки с кратковременной (10-минутной) SD [2, с. 871]. Нарушения произвольного внимания (по результатам выполнения разных вариантов корректурной пробы и таблиц Шульте, которые соответствовали данным самоотчетов) наблюдались и в гермокамерных экспериментах [11; 23].

После сурдокамерных экспериментов также наблюдались нарушения целенаправленности мышления и "перескакивающее" внимание: каждое новое впечатление вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект, в разговоре человек постоянно перескакивал с одной мысли на другую, увлекаясь поверхностными ассоциациями, отмечалось снижение логичности и систематичности отчетов. О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев рассматривали это снижение как следствие эмоциональных нарушений (гипоманиакального синдрома), наступающих при выходе человека из экстремальных условий и начале его адаптации к обычным условиям [20, с. 267—270].

Подобные нарушения внимания и мышления были показаны уже в ранних экспериментах по SD, проведенных Дж. Мендельсоном и Фоули [19, с. 237], П. Сьюдфельдом и Р. Борри [19], В. Героном (40, с. 16—17], С. Фридманом, Г.Грюнебаумом и М. Гринблаттом [39, с. 66], Дж. Мендельсоном, Ф. Кубзанским, Г. Лейдерманом и др. [45, с. 111]. Испытуемые отмечали, что им было трудно сосредоточиться на чем-либо, их разум "блуждал", мысли вливались в неконтролируемый поток сознания, затруднялось их выражение логически непротиворечивым образом. Содержание самоотчетов соответствовало объективным показателям: так, Герон обнаружил значительное снижение продуктивности в заданиях на перемножение в уме двух- и трехзначных чисел, продолжение серий чисел, "схватывание" арифметической проблемы, создание новых слов из букв заданного слова, анаграммы, росло количество ошибок, испытуемые не удерживали инструкцию [10].

В самоотчетах испытуемые часто упоминали о "вторжении непрошеных мыслей" [21, с. 89], пугающих своей силой и неинтенциональным характером [49]. Этот феномен "непрошеных" (т.е. не контролируемых самим субъектом) мыслей часто встречается в дневниках людей, переживших длительное одиночное заключение [26, с. 342].

Причина наблюдаемого снижения продуктивности мышления — разрушение организованной и целенаправленной познавательной деятельности. Сьюдфельд, проанализировав данные более 80 исследований, обнаружил зависимость между снижением результатов когнитивной деятельности при SD и степенью сложности предъявляемой задачи: при относительно сложных задачах (с "открытым концом" — например, придумывание историй и решение творческих проблем) ухудшение выполнения было более вероятным, чем при более простых (запоминание вращений или арифметические операции в уме) [17, с. 192).

С нашей точки зрения, в основе дезорганизации мыслительной деятельности при SD лежат мотивационно-смысловьге трансформации (что не исключает, разумеется, изменений в операционально-технической стороне деятельности). Это подтверждается фактами, обнаруженными М.А. Гердом и Н.Е. Панферовой в исследовании влияния иммобилизации на когнитивные функции:

а) испытуемый с трудом мог заставить себя выполнить работу, требующую интеллектуального напряжения; б) ухудшению интеллектуальной деятельности соответствовало понижение настроения; в) изменениям познавательных функций предшествовало появление эмоциональных сдвигов; г) обнаруженные защитные реакции были направлены на поддержание положительного эмоционального состояния, а их исчезновение приводило к глубоким нарушениям мышления, внимания, восприятия, памяти [6].

Итак, при SD нарушается организация познавательной деятельности, и соответственно могут разрушиться стабильные формы такой организации — ВПФ (словесно-логическое мышление, опосредованное запоминание, произвольное внимание, осмысленная речь). Например, Мерриен представил сведения о снижении уровня абстрагирования (наряду со снижениями речевой функции, сужением интересов, ослаблением памяти) у моряков, находившихся на необитаемых островах в одиночестве несколько лет [21, с. 39—40]. П.С. Поливанов вспоминает о заключенных, которые после нескольких лет полного одиночества разучились говорить или говорили с большим затруднением и забывали многие слова [16, с. 384].

Герд и Панферова обнаружили, что при иммобилизации речевые реакции становятся примитивнее [6].

Характеризуя ИСС, В. Фазинг [17] подчеркивал изменения внимания, внутренней речи, "мыслительных процессов высшего уровня". Он отмечал, что возможна смена направленности внимания (на внешний мир или на себя самого) и усиление его концентрации на каком-либо одном объекте, что, разумеется, ухудшает переключаемость внимания и затрудняет его фиксацию на чем-либо еще. (Нарушения произвольного внимания, обнаруживаемые в опытах по SD, Фазингом не упоминаются.) Удельный вес внутренней речи уменьшается, ухудшается ее связность, соответствие действиям человека и текущей ситуации, в содержании внутренней речи увеличивается доля фантазий. (Для ситуаций SD, а особенно длительной изоляции, мы располагаем лишь отрывочными сведениями о нарушении связности внешней речи.)

Что касается "мыслительных процессов высшего уровня" — процессов творческого мышления и принятия решений, — то, с одной стороны, их осуществление затруднено из-за нарушений кратковременной памяти и критики, с другой — известны случаи появления действительно творческих решений именно в ИСС [17, с. 209]. (В ситуации SD действительно обнаруживаются трудности решения сложных мыслительных задач, но связь с нарушениями памяти не установлена из-за почти полного отсутствия исследований мнестической деятельности при SD.)

А. Людвиг полагает, что в ИСС начинают доминировать архаические модусы мышления, связанные с ослаблением так называемой проверки реальности, нечеткостью различий между причиной и следствием, амбивалентностью мышления, сосуществованием противоположностей (без переживания какого-либо конфликта), снижением чувствительности к логическим противоречиям [14]. Этот феномен практически отсутствует в материалах отечественных исследователей SD, что может быть обусловлено как иными категориальными установками советских ученых, так и трудностями его выявления из-за не очень высокого уровня депривации. Тем не менее следует вспомнить идеи Л.С. Выготского, что генетически более ранние типы сознания (по сравнению с сознанием, единицей которого является понятие) сохраняются у человека в качестве подстройки, в "снятом" виде в ведущих формах [3, с. 18] и могут выходить на первый план как при распаде ведущих форм мышления (например, при шизофрении), так и в состоянии бодрствования (в периферическом восприятии) [3, с. 168; 4, с. 188].

2.3 Особенности эмоционального реагирования

Многие исследования убедительно показывают, что депривация различных видов (сенсорная, когнитивная, эмоциональная, социальная) ведет к развитию депрессии, тревоги, страхов. Такая картина наблюдалась в условиях Крайнего Севера (по данным Л.Е. Панина, у 43% обследованных полярников) [20, с. 11,24, с. 117; 35, с. 412; 46]; у людей, работающих в затемненных помещениях на кинофабриках, в крупных фотоателье и в полиграфической промышленности (данные К.К. Яхтина [20, с. 11]); у путешественников, переплывавших в одиночку океан (Д. Слокам, У. Уиллис, А. Бомбар, Дж. Риджуэй) [21, с. 40; 32, с. 347]; у работников гидрометеорологических станций [15, с. 412]; у лиц, длительно находящихся в одиночном тюремном заключении [21, с. 40; 26], в изоляции на отдаленной антарктической базе в течение шести месяцев в условиях полярной ночи, подобно Ричарду Бирду [21, с. 42] или М. Сифру при длительном одиночном пребывании в подземной пещере; у испытуемых в экспериментах с гипокинезией в условиях длительного постельного режима [6; 20, с. 249—250; 22; 33, с. 94] и в исследованиях действия фактора "заключения" [10, с. 404]. Кроме того, своеобразные расстройства (так называемая "болезнь каяка") с симптомами тревоги и страха описывались у рыбаков Гренландии во время путины при хорошей погоде (неподвижное море и чистое небо без облаков), особенно когда они длительно сохраняли одну и ту же позу, стараясь фиксировать взор на поплавке [21, с. 40].

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.