Курсовая работа: Психические особенности принятия образа тела у склонных к полноте людей
17. МакДугал Д. Театр души. Иллюзия и правда на психоаналитической сцене. С-П., 2002
18. Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 2000
19. Николаева В.В. О психологической природе алекситимии. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991
20. Обухов Я.Л. Сборник по психосоматике. М.:1998 г.
21. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002
22. Смулевич А.Б.// Малопрогредиентная шизофрения и пограничные состояния/АМН СССР. – М., Медицина, 1987 – 240 с.
23. Цуцульковская М.Я.//Руководство по психиатрии. Т.1/Под. ред. Тиганова А.С. – М.: Медицина, 1999. – С. 446 – 457.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
1. Вы любите свое тело таким, каким оно есть?
2. Какие эмоции у Вас возникают, видя себя в зеркале?
3. Что в Вашем теле Вам больше всего нравится?
4. Что в Вашем теле Вам больше всего не нравится?
5. Что бы Вы хотели изменить в своем теле?
6. На что Вы способны, чтобы улучшить свое тело?
7. Ваше отношение к полным женщинам.
8. Ваше отношение к полным мужчинам.
9. Для Вас имеет значение полнота Вашего избранника?
10. При помощи чего Вы бы хотели изменить свое тело?
Приложение 2
Обработка анкетных данных
1. Вы любите свое тело таким, каким оно есть?
Очень – 1, да – 12, не совсем – 3, нет – 4.
2. Какие эмоции у Вас возникают, видя себя в зеркале?
Люблю свое тело – 3, положительные, нормальные – 12, нейтральные - 2 отрицательные – 3.
3. Что в Вашем теле Вам больше всего нравится?
Все - 2, ноги - 6, грудь - 5, бедра - 1, другое – 6.
4. Что в Вашем теле Вам больше всего не нравится?
Грудь - 2, живот - 10, бедра - 4, другое - 4
5. Что бы Вы хотели изменить в своем теле?
Сбросить общий лишний вес – 7, живот – 4, бедра - 4, ничего - 3, другое – 2.
6. На что Вы способны, чтобы улучшить свое тело?
Заниматься спортом - 4, соблюдать диету - 2, ни на что 3, на многое – 5, затрудняюсь ответить – 3, другое - 3.
7. Ваше отношение к полным женщинам.
Положительное - 9, нормальное, адекватное - 7, отрицательное - 2, другое – 2.
8. Ваше отношение к полным мужчинам.
Нормальное, спокойное - 8, не симпатизируют, отрицательное - 10, другое – 2.
9. Для Вас имеет значение полнота Вашего избранника?
Да - 10, нет - 6, другое - 4.
10. При помощи чего Вы бы хотели изменить свое тело?
Спорт - 10, диета - 3, массаж - 5, ничего - 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обработка полученных анкетных данных
в % (процентном) соотношении
1. Вы любите свое тело таким, каким оно есть?
2. Какие эмоции у Вас возникают, видя себя в зеркале?
3. Что в Вашем теле Вам больше всего нравится?
4. Что в Вашем теле Вам больше всего не нравится?
5. Что бы Вы хотели изменить в своем теле?
6. На что Вы способны, чтобы улучшить свое тело?
7. Ваше отношение к полным женщинам.
8. Ваше отношение к полным мужчинам.
9. Для Вас имеет значение полнота Вашего избранника?
10. При помощи чего Вы бы хотели изменить свое тело?
Приложение 4
Структурные и формальные характеристики рисунка
Деталь рисунка | Интерпретация признака | Частота встречаемости в % |
|
|
|||
Меньше трети листа | Эго-слабость, низкое самоуважение, регрессия, низкий энергетический уровень, низкая самооценка. | 39 |
|
1/2 - 2/3 листа | Адекватная самооценка, акцент на эго. | 13 |
|
Весь лист, большая целостная фигура | Агрессивные тенденции, сопротивление среде, завышенная самооценка | 6 |
|
Большая нецелостная, непропорциональная фигура | Неглубокая эмоциональность, недостаток осознания, низкие мыслительные характеристики, органические нарушения. | 42 |
|
|
|||
Тенденция к верхнему краю листа, фигура среднего размера | Высокая самооценка, тенденция к самоутверждению, недовольство своим положением в социуме и недостаточное признание со стороны окружающих. | 10 | |
Верхний край листа, фигура маленького размера зависшая в воздухе, «парящая» | Недостаток осознания, неоправданный оптимизм, низкий энергетический уровень, недостаток надежной опоры, «витание в облаках» | 26 | |
Нижний край листа | Тяготение к депрессии, пессимистический настрой, зависимость. | 23 | |
Центр листа | Эгоцентричность, хорошая адаптивность, умение направлять свой жизненный путь | 3 | |
Фигура смещена вправо | Фантазии о будущем, ориентированность вовне | 13 | |
Фигура смещена влево | Значимость переживаний связанных с прошлым опытом, ориентированность на себя | 45 | |
|
|||
Излишняя симметрия | Эффект ригидности, механистические признаки, стремление к совершенству, скованность, эмоциональная холодность, неустойчивость. | 3 | |
Выраженное нарушение симметрии | Телесная неуклюжесть, чувство нескоординированности, общей физической неадекватности | 58 | |
Чрезмерное подчеркивание средней линии | Озабоченность телесными проблемами, чувство телесного несовершенства, эмоциональная незрелость и зависимость от матери. | 45 | |
|
|||
Нечеткая, паутинообразная линия | Неуверенность, робость, незащищенность | 45 |
|
Толстая, жирная линия. | Значимость личностных границ, энергетичность, безопасность. | 3 |
|
Линии неодинаковой яркости | Напряжение |
|
|
Разрыв контура | Сфера конфликтов* | 16 |
|
Подчеркнутая линия | Тревога, незащищенность, сфера конфликтов, регрессия. | 23 |
|
Сильный нажим, прорывание бумаги | Повышенная напряженность, тревога | 10 |
|
Неровный, неодинаковый нажим | Циклотимичность, импульсивность, нестабильность | 42 |
|
Стирания | Тревога, выраженная неудовлетворенность, беспокойство, конфликт. | 23 |
|
Штриховка | Тревога , выход агрессии | 16 |
|
|
|||
Фигура изображена в профиль | Интеллектуальная зрелость, интравертированноть. | 0 | |
Фигура изображена в анфас | Эгоцентрированность, тенденции к демонстративному поведению | 100 | |
Голова в профиль, туловище в анфас | Социальная напряженность, чувство вины в связи с социальными контактами, возможно определенной степени нечестности. | 0 | |
|
|||
Тема не обозначена, фигуры недифференцированы, аморфное, схематическое изображение | Уклонение от телесных проблем, незрелость, переживание дезинтеграции образа тела | 77 |
|
Изображение полное, детализированное, имеет определенную тему | Аутоидентификация с рисунком, образ тела интегрирован, поиск адаптации | 23 |
|
Приложение 5
Интерпретация содержательных характеристик рисунка
Деталь рисунка | Интерпретация признака |
частота встречаемости в % |
|
Социальные черты - части лица | |||
Большая голова | Рационализм, преувеличение значения интеллекта в отношениях, агрессивность, чрезмерный контроль телесных функций | 42 |
|
Маленькая голова | Переживание чувства социальной и интеллектуальной неадекватности. | 19 |
|
Лицо затемнено, затушевано | Неуверенность, значимость социального принятия | 6 |
|
Чрезмерно выделенные черты лица | Компенсация в фантазии неадекватности и слабости самоутверждения, образ социально доминантного индивида. | 19 |
|
Рот слишком большой, выделенный | Оральный эротизм, речевая несдержанность | 10 |
|
Изогнутый, чувственный рот | Инфантильность, зависимость | 13 |
|
Рот изображен резкой, грубой линией (щель) | Вербальная агрессия, сверхкритичность, садистические черты. | 13 |
|
Большие, подчеркнутые глаза | Выраженная любознательность, подозрительность, экстравертированность. | 32 |
|
Маленькие глаза | Поглощенность собственными переживаниями. | 35 |
|
Закрытые глаза | Стремление отгородиться от мира, телесный нарциссизм | 10 |
|
«Невидящие», «пустые» глаза | Мир представляется как недиференцированная стимульная масса, эмоциональная незрелость, эгоцентризм, враждебность | 32 |
|
Уши подчеркнуты | Значимость мнения окружающих, зависимость от внешней среды | 26 |
|
Волосы сильно заштрихованы | Повышенная тревожность | 19 |
|
Нос с прорисованными ноздрями | Агрессивность, склонность к сексуальной агрессии | 6 |
|
Нос – «пуговка» | инфантильность | 13 |
|
Шея толстая, короткая | Уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса | 10 |
|
Шея «отрезана» от тела жирной горизонтальной линией | Разделение между телом (импульсы) и головой (функция контроля). | 52 |
|
Шея тонкая, длинная | Плохой контроль над телесными импульсами, телесная слабость. | 32 |
|
Отсутствие шеи | Незрелость, регрессивные тенденции, отсутствие способности к произвольной регуляции побуждений | 10 |
|
Контактные черты | |||
Кисти рук затемнены, имеют расплывчатые очертания | Недостаточная компетентность в социальных контактах, недостаточная продуктивность. | 13 |
|
Кисти сильно заштрихованы | Чувство вины по отношению к агрессивным импульсам или мастурбаторной активности. | 3 |
|
Руки прижаты к туловищу | Напряжение, трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными действиями | 36 |
|
Руки за спиной | Чувство вины, неуверенность в себе, желание контролировать злость, нежелание межперсональных контактов | 23 |
|
Руки длинные, слабые | Зависимость, потребность в опеке, недостаток мотивации достижения | 48 |
|
Руки слишком крупные | Сильная потребность в социальных контактах, переживание чувства неадекватности, склонность к импульсивному поведению. | 10 |
|
Короткие руки | Недостаток амбиций | 10 |
|
Сильно заштрихованные пальцы | Чувство вины, возможно воровство или мастурбационная активность | 3 |
|
Пальцы – «шипы», обведены петлей, «обрублены» | Подавленная агрессия, враждебность. | 10 |
|
Ноги широко расставлены | Откровенное пренебрежение, неподчинение или игнорирование | 6 |
|
Ноги акцентированы | Грубость, черствость | 6 |
|
Ноги прорисованы слабо | Неустойчивость, отсутствие чувства безопасности | 29 |
|
Ступни мелкие | Скованность в межличностных отношениях, сильная зависимость от среды | 61 |
|
Различные части тела | |||
Туловище чрезмерно крупное | Наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых потребностей | 19 |
|
Плечи чрезмерно широкие угловатые | Озабоченность силой и властью, переживание чувства вины, чрезмерная защитная позиция, враждебность в отношении окружающих | 3 |
|
Подчеркнутая линия талии | Напряжение, связанное с контролем телесных импульсов, блокирование переживаний области сексуальности | 32 |
|
Талия, сильно стянутая поясом | Ненадежность контроля, опасность аффективных вспышек. | 3 |
|
Рассогласованность головы, туловища, ног | Хроническое нарушение координации главных измерений образа тела, неадекватность личностной интеграции. | 55 |
|
Одежда | |||
Неадекватное выделение пуговиц | Зависимость от матери, инфантильность | 23 |
|
Неадекватное выделение карманов | Зависимость, инфантильность | 10 |
|
Хронологические характеристики | |||
Возраст нарисованного человека соответствует реальному | Проекция образа себя на рисунок. | 26 |
|
Возраст нарисованного человека младше реального | Эмоциональная фиксация на более младшем возрасте | 39 |
|
Возраст нарисованного человека старше реального | Идентификация с образом родителя (своего пола) | 35 |
|