Курсовая работа: Проверка расчетов предприятия с бюджетом по НДС
разработка предложений по созданию у экономического субъекта системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налогов и сборов;
разработка предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства;
постановка налогового учета;
налоговое планирование и оптимизация налогообложения;
налоговое сопровождение в виде текущего консультирования по вопросам применения норм налогового законодательства и др.
Приведенные сопутствующие услуги отличаются по своей сути от непосредственно налогового аудита тем, что налоговый аудит предполагает проведение проверочных мероприятий в отношении правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, в то время как иные сопутствующие аудиту услуги направлены прежде всего на оптимизацию налоговых платежей экономического субъекта, построение системы налогового учета и внутреннего контроля, а также на консультирование по отдельным вопросам налогообложения.
Помимо этого различаются и результаты, а также порядок оформления налогового аудита и сопутствующих услуг по вопросам налогообложения. [24,c.31]
Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть:
указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм налогового законодательства;
практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;
разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;
внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды; [24,c.32
разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования;
расчеты, подтверждающие эффективность налогового планирования, той или иной оптимизационной модели.
Результатом же проведенного налогового аудита будут являться заключение аудитора и отчет. Несмотря на то, что два указанных документа не регламентированы на законодательном уровне, именно они, как правило, составляются аудиторскими фирмами для оформления результатов выполненного налогового аудита. В заключении о результатах проведения налогового аудита аудиторы выражают мнение о степени полноты и правильности исчисления (в том числе правильности применения налоговых льгот и преференций), отражения и своевременности перечисления экономическим субъектом налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом заключение о результатах проведения налогового аудита не может рассматриваться как аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности в целом.
Отчет же по результатам проведения налогового аудита содержит рекомендации по исправлению выявленных существенных нарушений и дальнейшему их недопущению, рекомендации в отношении порядка исчисления налогов, включая правильность применения льгот, перечень вопросов, требующих особого внимания со стороны руководства организации, предложения по оптимизации налогообложения и совершенствованию системы бухгалтерского и налогового учета с позиций налогообложения. [24,c.32
Таким образом, отличия налогового аудита и сопутствующих услуг в области налогообложения, безусловно, имеют место, несмотря на то что два данных направления достаточно близки. В то же время следует иметь в виду, что положительный результат от оказания сопутствующих услуг в сфере налогового консультирования может быть достигнут, только если этим услугам предшествовал налоговый аудит как таковой. В противном случае аудиторы не смогут оперировать всем объемом информации об организации и ее деятельности, а значит, и найти наиболее приемлемое и эффективное решение поставленной проблемы.
Место налогового аудита в современной системе экономических отношений, а также его роль в ближайшем будущем вызывают множество вопросов и предложений. Налоговый аудит, возможно, является именно тем инструментом, который позволит, с одной стороны, избавить аудит финансовой отчетности от огромного массива информации, анализируемой в рамках проведения проверок соблюдения законодательства при подготовке и составлении финансовой отчетности, а с другой - обеспечить контролирующие органы аудиторскими заключениями именно по вопросам соблюдения налогового законодательства.
1.2 СУЩНОСТЬ НДС, ОСОБЕННОСТИ ЕГО УПЛАТИ
Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - косвенный налог, то есть надбавка к цене товара. Он был введен в действие Законом Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.91 № 1992-1, утратившим силу с введением части второй НК РФ. В настоящее время применение налога регулируется гл. 21 НК РФ. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Для исчисления и уплаты НДС применяется следующий механизм:
1. налоги перечисляются между продавцами и покупателями сверх установленной цены;
2. плательщик, заплативший за товар цену, формирует НДС уплаченный и может отнести его к возмещению из бюджета при условии, что плательщик, получивший этот налог сформирует НДС полученный и уплатит его в бюджет.
В соответствии с главой 21 НК плательщиками НДС являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Третья категория налогоплательщиков более многочисленная, чем первые две. При перемещении товаров через таможенную границу НДС уплачивают и те лица, которые не являются плательщиками НДС или освобождены от уплаты в соответствии со статьей 145 на территории РФ. Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, которые уплачивают ЕСХН, УСН, ЕНВД.
Статьей 145 НК определены условия при выполнении которых лицо может освобождаться от уплаты НДС. К таким лицам относят организации и индивидуальных предпринимателей, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг не превысила в совокупности 2 млн.руб.
Право на освобождение от уплаты НДС реализуется через подачу уведомления в налоговый орган не позднее 20 числа месяца, с которого используется право на освобождение.
Получив право на освобождение от него нельзя отказаться в течение 12 календарных месяца.
Если за три последовательных месяца выручка превысит 2 млн.руб., то с месяца, в котором произошло это превышение право на освобождение утрачивается.
Кроме того, право не предоставляется, если лицо производит и реализует только подакцизные товары.
Статьей 146 НК предусмотрены 4 вида объектов налогообложения:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
При этом не признаются объектом налогообложения: операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ; передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению); передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации; выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления; передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям; операции по реализации земельных участков (долей в них); передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам); передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств: [1,cт.147]
товар находится на территории РФ, не отгружается и не транспортируется; товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.
1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;
2) работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;
3) услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Налоговая база по НДС определяется по нормам статьи 153 НК и других статей, в зависимости от объекта налогообложения. Так, при реализации товаров, работ, услуг налоговая база – это стоимость товаров, работ, услуг, исчисленная по рыночным ценам в соответствии со статьей 40 НК с учетом акцизов, но без включения НДС. Кроме того, налоговая база рассчитывается при получении оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок, при этом налоговой базой является вся сумма предоплаты, включая НДС.
Налоговая база считается также по товарообменным (бартерным) операциям, а также в случае передачи товаров на безвозмездной основе. При этом, налоговая база определяется как стоимость обмениваемых товаров с учетом акцизов и без НДС.
При реализации имущества, которое учитывается в организациях по стоимости вместе с НДС, налоговая база – это разница между ценой реализуемого имущества и остаточной стоимостью имущества.
При передаче товаров, работ, услуг для собственных нужд налоговая база – это стоимость этих товаров, работ, услуг исходя из цен реализации в предыдущем налоговом периоде с учетом акцизов или рыночным ценам, если реализации не было.
При выполнении строительно-монтажных работ налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, включая все расходы, в т.ч. на приобретение сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих.
При ввозе товаров на территорию РФ налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости товара, таможенной пошлины и сумм акцизов по подакцизным товарам.
Возможна уплата НДС налоговыми агентами в следующих случаях:
1. если товар реализуют налогоплательщики НДС – иностранные лица, то налоговым агентом являются лица, стоящие на учете в налоговом органе. При этом налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров, работ, услуг с учетом НДС. При расчете с иностранным продавцом налоговый агент исчисляет НДС по расчетной ставке, удерживает сумму из доходов продавца и перечисляет ее в бюджет;
2. налоговыми агентами являются лица, арендующие на территории РФ федеральное или муниципальное имущество, при этом налоговая база определяется как сумма арендной платы вместе с НДС.
В тех случаях, когда налогоплательщики получают дополнительные суммы, связанные с расчетами по оплате товаров, исчисляется НДС с этих дополнительных сумм (в частности НДС исчисляется с доходов, полученных в виде процентов или дисконта по векселям или по товарному кредиту при условии, что доход превышает проценты соответствующей ставке рефинансирования ЦБ РФ).
Налоговым периодом с 1 января 2008 года считается квартал для всех категорий налогоплательщиков.
В статье 164 НК определены налоговые ставки по НДС:
- налоговая ставка 0% применяется при реализации товаров на экспорт при условии, что будут предъявлены документы, подтверждающие право на эту ставку, а также право на налоговый вычет.
Порядок предоставления таких документов установлен статьей 165 НК.
Если в течение 270 дней необходимые документы не представлены в налоговый орган, то он исчислит сумму НДС на дату отгрузки товаров и рассчитает пеню за несвоевременную уплату НДС.
Если в последующие периоды в срок не превышающий 3 года документы будут представлены, то исчисленная и уплаченная сумма НДС будет возвращена налогоплательщику или зачтена в счет будущих платежей (за исключением пеней).
- ставка 10% применяется при реализации большого набора продовольственных товаров (за исключением деликатесов), а также большой группы товаров для детей;
- ставка 18% применяется в остальных случаях.
Во многих случаях для расчета НДС применяется налоговые ставки 18/118 или 10/110:
- при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров, работ, услуг;
- при получении оплаты, либо частичной оплаты предстоящих поставок товара;
- при удержании налога налоговыми агентами;
- при реализации имущества, приобретенного на стороне в стоимости которого учитывается входной НДС;
- при реализации сельскохозяйственной продукции, приобретенной у физических лиц.
Статья 166 НК устанавливает порядок исчисления налога. При этом важную роль играет момент определения налоговой базы.
Момент определения налоговой базы – это день, на который необходимо сформировать налоговую базу и исчислить сумму НДС.[1,ст.167]
По большинству операций, облагаемых НДС моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг и имущественных прав;
- день оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок.
По строительно-монтажным работам для собственного потребления моментом определения налоговой базы является последнее число каждого налогового периода.
При реализации товаров, облагаемых по ставке 0%, моментом является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов.
Продавец при реализации обязан в счете-фактуре дополнительно к цене предъявить покупателю исчисленную сумму НДС.
Счет-фактура – это документ, предназначенный для налогового учета, на основании которого можно принять к вычету (при наличии оснований) входной НДС.
Входной НДС – это суммы предъявленные или уплаченные налогоплательщиком по приобретенным им товарам, работам, услугам, суммы НДС, уплаченные налоговым агентом, суммы НДС, исчисленные по строительно-монтажным работам для собственных нужд.
Счет-фактура при реализации выставляется не позднее 5 календарных дней со дня отгрузки или со дня передачи имущественных прав.
Счет-фактуру выставляют все организации и индивидуальные предприниматели (за исключением банков, страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов), независимо от того, являются они или нет плательщиками НДС.
В расчетных документах соответствующая сумма НДС выделяется отдельной строкой.
При реализации товаров, работ, услуг, которые освобождены от НДС в счете-фактуре делается надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».
При реализации товаров по розничным ценам сумма НДС включена в указанные цены. При этом в ценниках товаров, а также на чеках сумма НДС не выделяется.
При реализации товаров за наличный расчет организациями и индивидуальными предпринимателями требования по выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ (бланк строгой отчетности).
Помимо выставленных счетов-фактур и продавцы и покупатели обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также вести книги покупок и продаж.
НК предъявляет жесткие требования к порядку заполнения счетов-фактур. При несоблюдении требований по заполнению счетов-фактур входной НДС не принимается к вычету при исчислении НДС к уплате в бюджет.
Статья 170 НК РФ устанавливает правила покрытия (возмещения) входного НДС для налогоплательщика. Существует 3 способа возмещения входного НДС:
- входной НДС принимается к вычету при исчислении НДС к уплате в бюджет. Для этого товары, работы, услуги по которым предъявлен входной НДС должны использоваться для производства продукции, которая облагается НДС;
- входной НДС учитывается в стоимости приобретенных товаров, в т.ч. основных средств при условии, что товары применяются а производстве продукции, не облагаемой НДС. При этом входной НДС вместе с ценой товаров (основных средств) списывается на себестоимость, в т.ч. через амортизационные отчисления.
- банки, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды имеют право включать в затраты весь входной НДС в текущем налоговом периоде. При этом вся сумма полученного НДС подлежит к уплате в Федеральный Бюджет.
Если продукция применяется при изготовлении товаров, работ, услуг облагаемых и необлагаемых НДС, то входной НДС по этой продукции частично учитывается в стоимости оприходованных работ и услуг, а частично применяется в качестве налогового вычета при исчислении НДС к уплате в бюджет.
Данное соотношение по входному НДС определяется соотношением между реализованной продукцией, не облагаемой НДС и продукцией, облагаемой НДС (без учета НДС).
Порядок исчисления НДС следующий:
1. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.