Курсовая работа: Профессиональный выбор студентов ВУЗов
Заключение
Таким образом, проанализировав теоретический материал и материалы практического исследования можно сделать вывод, что для студентов 1 курса наиболее значимыми являются внутренние мотивы такие как моральное стимулирование, трудовой настрой коллектива и нововведения в компании. Можно предположить что данные факторы способствуют повышению интереса и внутреннее мотивации. Для студентов 2 курса начинают приобретать значимость такие факторы как материальное стимулирование и общая социально-экономическая ситуация в стране.
Гипотеза исследования подтвердилась
Данная тема исследования представляет практический
интерес и может быть продолжена на более широком массиве респондентов. Также
могут быть проведены исследования в других Вузах. Интересным представляется
сравнение мотивов студентов гуманитарных и технических Высших учебных
заведений. Также может быть более детально рассмотрена иерархия мотивов,
соподчинение мотивов и их взаимозависимость.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Москва, "Прогресс", 1988.- С.210
2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.1999 -С.189
3. Герчикова И. И. Менеджмент: Учебник, М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.-С. 280
4. Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1998 .- С. 240
5. Лепкова Я. О бедном студенте замолвите слово. //Cosmopolitan, июнь, 1996г. –С. 45-48
6. Леонавичюс Ю.И. Исследование социальных проблем высшего образования в Литве. // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, .2001.-С.90-101
7. Молодежь России: тенденции, перспективы. /Под ред. Ильинского И.М., Шаронова А.В. М.: Молодая гвардия, 1993.-С.98
8. Молодежь Германии и России. М.: Социум, 2000. Нежиховская Е.М.К вопросу о формировании мотивов выбора вуза и факультета //Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, 2001. –С.145-159
9. Петрова Т.Э. Институт высшей школы в социальной системе общества. Автореферат. СПб., 1993. –С.46
10. Психологический словарь. Под ред Зинченко М., 2000-С.598
11. Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987. –С.287
12. Тарасов В. Персонал - технология: отбор и подготовка менеджеров. Ленинград, "Машиностроение", 1989.-С.301
13. Титаренко Л.Г. Мир ценностных ориентаций молодежи Белоруссии. //Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. По материалам Международной научной конференции. М.:Социум, 1994. – С. 79
14. Человек и его работа. /Под ред. Здравомыслова А.Г. М.,1999. –С.240
15. Хайруллин Ф.Г. Некоторые проблемы формирования профессиональных интересов молодежи. //Мотивация жизнедеятельности студента. Таллин: 2000. –С.69
16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.т. 1-2, М. 1986. - С.240
17. Arestova O. Informational Technologies and new trends of
18. human development // 11nd Conference for Socio-Cultural Research Vygotsky-Piaget. Abstracts. Univ. of Geneva. 1996 Sep. 11-15, - p. 178.
19. Gleitman H. Basic Psychology. WW Norton, 1992. – р. 248
20. Hall C.S., Lindsey G. et al. Introduction to Theories of Personality. Wiley and Sons, 1985. – р.176
21.
Harre
R. Social Being. Biackwell,
1993.- р. 401
Приложение 1
Здравствуйте
Вам предлагается провести ранжирование распределение по местам мотивов, которыми Вы руководствовались выбирая профессию (от 1до10)
1-ведущий мотив и т.д.
Спасибо
МОТИВ | МЕСТО В РЕЙТИНГЕ |
Интересная и многообразная деятельность | |
Возможность применения личных способностей | |
Возможность работать творчески | |
Самостоятельность в работе | |
Возможность самовыражения | |
Возможность оказывать влияние влияние на деятельность других людей | |
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры) | |
Больший доход | |
Возможность общения | |
Возможность риска |
Пожалуйста укажите свой возраст __________________
Место Вашей учебы ______________________________
Курс ___________________________________________
Приложение 2
Анкета
Просим Вас заполнить данную таблицу
В какой степени и как действуют на выбор профессии следующие факторы (зачеркните необходимый квадрат)?
Просьба наибололее подходящий ответ отметить Х
Совершенно не действует |
Действует незначительно | Действует существенно | Действует очень существенно | ||||
Снижает | Повышает | Снижает | Повышает | Снижает | Повышает | ||
1. Материальное стимулирование | |||||||
2. Моральное стимулирование | |||||||
З. Меры административного воздействия | |||||||
4. Трудовой настрой коллектива | |||||||
5. Экономические нововведения в компании | |||||||
6. Общая социально-экономическая ситуация в стране | |||||||
7. Боязнь потерять работу | |||||||
8. Элементы состязательности |
Анотация.
Данная работа исследует феномен соотношения внешних и внутренних мотивов выбора профессиональной деятельности студентами высших учебных заведений. Была выдвинута гипотеза о том, что у студентов 1 курса доминирующим является внутренний мотив, а у студентов 2 курса доминирующим является внешний мотив. Был проведен теоретический анализ литературы по теме исследования. Рассмотрены различные подходы к определению и классификации мотивов. С группой респондентов проведено практическое исследование. Использованы 2 диагностические методики. В том числе «Шкала ранжирования мотивов». В работе описан ход исследования, полученные результаты и выводы. Выдвигаемая гипотеза подтвердилась.
ТЕЗИСЫ
Тема связанная с мотивами в настоящее время становится вce более актуальной. Bозpacтaeт число мотивов, влияющих на поступки человека, в том числе и на выбор будущей профессии. Этo oбycлaвливaeт актуальность данного исследования. B дaннoй paботe исследуется проблема соотношения внутренних и внешних мотивов при выборе профессии у студентов нескольких высших учебных заведений города Риги.
Объект исследования
студенты 1 курса - 15 человек
студенты 2 курса - 15 человек
Предмет исследования
соотношение внутренних и внешних мотивов при выборе профессии студентами вузов
Bыдвигaeтcя гипoтeзa o тoм,
чтo у студентов 1 курса доминирующим является внутренний мотив, а у студентов 2 курса доминирующим является внешний мотив
Использовались 2 психодиагностические методики
«Шкала ранжирования мотивов» и таблица значимости мотивов.
По результатам исследования сделаны следующие выводы
1. Для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески
2. Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге
3. Для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей
4. Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является – возможность общения (3 место в общем, рейтинге у студентов 1 –ого курса)
5. Согласно результатам, полученным по анкете 2. Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что
6. Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию
7. Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию
8. Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию
9. Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы , как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности не оказывают влияния на мотивацию
10. Согласно ответам студентов 2-ого курса полученным на анкету 2
11. Материальное стимулирование действует очень существенно – повышает мотивацию при выборе профессии
12. Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии – повышает мотивацию
13. Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии – но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацию
14. Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии – повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии.
Таким образом гипотеза исследования
подтвердилась.
Схема 1
Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву)
Субъективная представленность | Объективная реализация | Продукт и средство |
Мотив | Деятельность | Предмет |
Цель | Действие | Образ |
Условия | Операция | Знания, навык |
Схема 2
Классификаций мотивов и отношений по А.В. Петровскому
Мотивы | Отношения | |
Индивидуально ориентированные | Социально ориентированные | |
«внешние» | «могу» (осознание своих возможностей по отношению к возникающим задачам) | «надо» (осознание социальных обязанностей) |
«внутренние» | «хочу» (напряжение потребностей) | «должен» (принятие обязательств перед другими и самим собой) |