скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Процесс формирования учета основных средств

Пример. Приобретен объект основных средств, используемый в основном производстве, стоимостью 100 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Необходимо рассчитать суммы амортизационных отчислений по годам и месяцам эксплуатации.

Годовая норма амортизации, исчисленная исходя из срока полезного использования, составляющая 100%: 5лет = 20%, увеличивается на коэффициент ускорения 2 и составит: 100%: 5лет ´ 2 = 40%.

Рассчитаем годовую сумму амортизационных отчислений по годам эксплуатации объекта:

В первый год эксплуатации годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта 100 тыс. руб. и нормы амортизации 40%: 100 тыс. руб. ´ 40%: 100% = 40 тыс. руб.

В течение первого года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 3,333 тыс. руб. (40 тыс. руб.: 12 мес.): Дебет 20 "Основное производство" Кредит 02 "Амортизация основных средств" - 3,333 тыс. руб.

Во второй год эксплуатации амортизация начисляется в размере 40% от остаточной стоимости на начало отчетного года, т.е. разницы между первоначальной стоимостью объекта и суммой амортизации, начисленной за первый год.

Определим остаточную стоимость: 100 тыс. руб. - 40 тыс. руб. = 60 тыс. руб.

Определим годовую сумму амортизационных отчислений: 60 тыс. руб. ´ 40%: 100% = 24 тыс. руб. В течение второго года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 2 тыс. руб. (24 тыс. руб.: 12 мес.): Дебет 20 "Основное производство" Кредит 02 "Амортизация основных средств" - 2 тыс. руб.

В третий год эксплуатации амортизация начисляется в размере 40% от разницы между остаточной стоимостью объекта, образовавшейся по окончании второго года эксплуатации, и суммой амортизации, начисленной за второй год эксплуатации.

Определим остаточную стоимость: 60 тыс. руб. - 24 тыс. руб. = 36 тыс. руб.

Определим годовую сумму амортизационных отчислений: 36 тыс. руб. ´ 40%: 100% = 14, 4 тыс. руб.

В течение третьего года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 1,2 тыс. руб. (14,4 тыс. руб.: 12 мес.): Дебет 20 "Основное производство" Кредит 02 "Амортизация основных средств" - 1,2 тыс. руб.

В четвертый год эксплуатации амортизация начисляется в размере 40% от разницы между остаточной стоимостью объекта, образовавшейся по окончании третьего года эксплуатации, и суммой амортизации, начисленной за третий год эксплуатации. Определим остаточную стоимость: 36 тыс. руб. - 14, 4 тыс. руб. = 21,6 тыс. руб. Определим годовую сумму амортизационных отчислений: 21,6 тыс. руб.´ 40%: 100% = 8, 640 тыс. руб. В течение четвертого года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 720 руб. (8,640 тыс. руб.: 12 мес.): Дебет 20 "Основное производство" Кредит 02 "Амортизация основных средств" - 720 руб.

Если и далее следовать этому механизму расчета амортизационных отчислений, по истечении срока полезного использования стоимость объекта будет погашена неполностью. Произведем расчет для последнего (пятого) года срока полезного использования объекта.

В пятый год эксплуатации амортизация начисляется в размере 40% от разницы между остаточной стоимостью объекта, образовавшейся по окончании четвертого года эксплуатации, и суммой амортизации, начисленной за четвертый год эксплуатации.

Определим остаточную стоимость: 21, 6 тыс. руб. - 8, 640 тыс. руб. = 12,960 тыс. руб. Определим годовую сумму амортизационных отчислений: 12,960 тыс. руб. ´ 40%: 100% = 5,184 тыс. руб. В течение пятого года эксплуатации на затраты производства ежемесячно будет списываться 432 руб. (5,184 тыс. руб.: 12 мес.): Дебет 20 "Основное производство" Кредит 02 "Амортизация основных средств" - 432 руб.

Остаточная стоимость на конец пятого года составляет 7,776 тыс. руб. (12,960 тыс. руб. - 5,184 тыс. руб.).

Некоторые специалисты по бухгалтерскому учету предлагают в случае продолжения эксплуатации объекта по истечении срока его полезного использования продолжать начислять по нему амортизацию тем же способом, другие считают необходимым списать остаточную стоимость объекта в течение последнего года срока его полезного использования (в данном примере годовая сумма амортизационных отчислений для пятого года эксплуатации объекта - 12,960 тыс. руб., ежемесячная - 12, 960 тыс. руб.: 12 мес. = 1, 080 тыс. руб.).

На настоящий момент ни один нормативный документ системы нормативного регулирования бухгалтерского учета до конца не разъясняет порядок расчета амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка, вследствие чего практическое применение этого способа затруднено.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной)) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

Пример. Приобретен объект основных средств, используемый в основном производстве, стоимостью 150 тыс. руб. Срок полезного использования установлен 5 лет. Сумма чисел лет срока службы составляет 15 лет (1 + 2 + 3 + 4 + 5). Необходимо рассчитать суммы амортизационных отчислений по годам и месяцам эксплуатации.

Годовая сумма амортизационных отчислений по годам эксплуатации составит:

1 год: 150 тыс. руб. ´ 5/15 = 50 тыс. руб.

2 год: 150 тыс. руб. ´ 4/15 = 40 тыс. руб.

3 год: 150 тыс. руб. ´ 3/15 = 30 тыс. руб.

4 год: 150 тыс. руб. ´ 2/15 = 20 тыс. руб.

5 год: 150 тыс. руб. ´ 1/15 = 10 тыс. руб.

Ежемесячно в течение срока полезного использования объекта на затраты производства (проводка Дебет 20 "Основное производство" Кредит 02 "Амортизация основных средств") будут относиться следующие суммы амортизационных отчислений:

в течение 1 года - 4,167 тыс. руб. (50 тыс. руб.: 12 мес.)

в течение 2 года - 3,333 тыс. руб. (40 тыс. руб.: 12 мес.)

в течение 3 года - 2,500 тыс. руб. (30 тыс. руб.: 12 мес.)

в течение 4 года - 1,667 тыс. руб. (20 тыс. руб.: 12 мес.)

в течение 5 года - 833,3 тыс. руб. (10 тыс. руб.: 12 мес.)

При применении начисления амортизации по объектам основных средств способа списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования такого объекта.

Пример. Приобретен автомобиль с предполагаемым пробегом до 400 тыс. км, стоимостью 80 тыс. руб. В отчетном периоде пробег должен составить 5 тыс. км, следовательно. Рассчитаем сумму амортизационных отчислений: 5 тыс. км ´ 80 тыс. руб.: 400 тыс. км. = 1 тыс. руб. В случае принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету в течение отчетного года годовой суммой амортизации считается сумма, определенная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, до отчетной даты годовой бухгалтерской отчетности.

Пример. В апреле отчетного года принят к бухгалтерскому учету объект основных средств первоначальной стоимостью 20 тыс. рублей; срок полезного использования - 4 года или 48 месяцев (организация использует линейный метод).

Годовая сумма амортизационных отчислений в первый год использования составит: 20 тыс. руб. ´ 8 мес.: 48 мес. = 3,3 тыс. руб.

По объектам основных средств, используемым в организации с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

Пример. Организация, осуществляющая речные перевозки грузов в течение 7 месяцев в году, приобрела объект основных средств, первоначальная стоимость которого составляет 200 тыс. руб., срок полезного использования 10 лет.

Годовая норма амортизационных отчислений составляет: 100%: 10 лет = 10%.

Годовая сумма амортизационных отчислений в размере 20 тыс. рублей (200 тыс. руб. ´ 10%) начисляется равномерно в течение 7 месяцев работы в отчетном году.

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Пример. Объект основных средств стоимостью 120 тыс. руб. и сроком полезного использования 5 лет после 3 лет эксплуатации подвергся дооборудованию стоимостью 40 тыс. руб. Пересматривается срок полезного использования в сторону увеличения на 2 года. Годовая сумма амортизационных отчислений в размере 22 тыс. руб. определяется из расчета остаточной стоимости в размере 88 тыс. руб. = 120000 - (120000 ´ 3: 5) + 40000 и нового срока полезного использования 4 года.

По правилам налогового учета (в отличие от ПБУ 6/01) начисление амортизации основных средств осуществляется двумя методами: нелинейным и линейным.

При нелинейном методе сначала находим ежемесячную норму амортизации по формуле:

НАмес. = 2: СПИмес. ´ 100%.

Затем находим сумму ежемесячных амортизационных отчислений следующим образом:

ΣАмес.= (ПС - ΣА) ´ НА

Амортизация может начисляться в этом порядке, пока остаточная стоимость объекта не достигнет 20% от первоначальной стоимости.

При использовании нелинейного метода по объектам, остаточная стоимость которых достигнет 20% от первоначальной, амортизация исчисляется в следующем порядке:

остаточная стоимость фиксируется как базовая стоимость при дальнейших расчетах;

сумма начисленной амортизации объекта определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования объекта.

Для начисления амортизации объекты основных средств распределяются на 10 групп, согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается организацией в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.

Организация применяет линейный метод начисления амортизации основных средств 8 - 10-й групп (20-30 лет и свыше) независимо от срока их ввода в эксплуатацию. По остальным основным средствам организация вправе применять как линейный, так и нелинейный метод.

Таким образом, при начислении амортизации в целях бухгалтерского учета организация вправе использовать один из четырех способов, в налогообложении - один из двух способов. Поэтому применение Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, одновременно в бухгалтерском и налоговом учете возможно сегодня при выполнении таких условий:

стоимости основных средств, сформированные в бухгалтерском и налоговом учете, совпадают;

амортизация должна начисляться одним способом - линейным.

2.3 Учет выбытия основных средств

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия четырех условий принятия к бухгалтерскому учету.

Выбытие объекта основных средств имеет место в случае: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.

Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств. Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.

На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения.

Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Передача организацией объекта основных средств в собственность других лиц оформляется актом приемки-передачи основных средств.

На основании указанного акта производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта основных средств, которая прилагается к акту приемки-передачи основных средств. Об изъятии инвентарной карточки на выбывший объект основных средств делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта.

Возврат арендуемого объекта основных средств арендодателю также оформляется актом приемки-передачи, на основании которого бухгалтерская служба арендатора списывает возвращенный объект с забалансового учета.

Списание стоимости объекта основных средств отражается в бухгалтерском учете, как правило, на субсчете учета выбытия основных средств, открываемом к счету учета основных средств. При этом в дебет указанного субсчета списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета учета основных средств, а в кредит указанного субсчета - сумма начисленной амортизации за срок полезного использования в организации данного объекта в корреспонденции с дебетом счета учета амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта основных средств списывается с кредита субсчета учета выбытия основных средств в дебет счета прибылей и убытков в качестве операционных расходов.

Расходы, связанные с выбытием объекта основных средств, учитываются по дебету счета прибылей и убытков в качестве операционных расходов. Указанные расходы могут предварительно аккумулироваться на счете учета затрат вспомогательного производства. По кредиту счета прибылей и убытков в качестве операционных доходов учитывается сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к выбывшему объекту основных средств, стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объекта основных средств по цене возможного использования.

Выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд в размере его остаточной стоимости отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 75-1 "Расчеты с учредителями" и кредиту счета 01 "Основные средства". Ранее на возникающую задолженность по вкладу в уставный (складочный) капитал, паевой фонд производится запись по дебету счета учета финансовых вложений в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов на величину остаточной стоимости объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд, а в случае полного погашения стоимости такого объекта - в условной оценке, принятой организацией, с отнесением суммы оценки на финансовые результаты.

По окончании отчетного периода определяется финансовый результат от списания основных средств, который представляет собой разницу между оборотами по дебету и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Если кредитовая сумма субсчета "Выбытие основных средств" к счету 91 больше дебетовой, организация получила прибыль, в противном случае - убыток.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.