Курсовая работа: Приемы и методы создания индивидуального имиджа
Например, имиджмейкер формирует отрицательный имидж конкурента своего клиента, утверждая и/или доказывая, что он человек малограмотный и нечестный. Получив эту имиджформирующую информацию, член данной аудитории имиджа будет стараться избегать контактов с данным человеком, т.к. общение с ним может привести к неблагоприятным последствиям.
Или другой пример. Если член аудитории имиджа, например, избиратель, у которого формируют мнение о кандидате, узнает, что данный объект «хороший», то он будет стремиться к этому объекту, т.к. при общении с ним он будет получать положительные эмоции.
«Допусти, имиджмейкер обучил своего клиента таким действиям, которые – с позиции данной аудитории имиджа характеризуют его клиента как чуткого и внимательного к людям. Увидев у данного клиента такие действия, член данной аудитории имиджа решает, что тот человек «хороший»; и если этот человек - кандидат в депутаты, то скорее всего проголосует за него, выберет его в свои депутаты, чтобы тот отстаивал его избирателя – интересы, а значит - способствовал бы более благоприятной жизнедеятельности»[2,61].
Итак, конечная цель формирования имиджа – создать положительное мнение об объекте, которое будет вызывать психологическое притяжение, что будет способствовать совершению определенных действий в отношении объекта.
Процесс формирования имиджа складывается из следующих этапов:
1. Определение стратегии данного вида деятельности
2. Выбора необходимых технологий
3. Реализации конкретных психотехник
Сформулировать стратегию деятельности — это сформулировать для себя цель и задачу в самом общем виде.
В имиджмейкинге после поступления заказа от клиента стратегию вырабатывает имиджмейкер (иногда совместно с клиентом). Имиджмейкер ставит перед собой следующую цель: достичь такой ситуации, чтобы член определенной или неопределенной группы людей поступал именно так по отношению к объекту, как хотел бы этого клиент.
На основе поставленной цели выявляются стратегические задачи, которая может быть только одной из следующих:
а) Достигнуть такой ситуации, когда люди бы поступали положительно по отношению к объекту (чей имидж формируется), когда имела бы место аттракция.
б) Достигнуть такой ситуации, когда люди бы поступали отрицательно по отношению к объекту (при формировании имиджа конкурента).
в) Достигнуть такой ситуации, когда люди бы одновременно поступали бы положительно по отношению к одному объекту и отрицательно по отношению к другому (ситуация, когда необходимо формировать не только имидж клиента, но и одновременно имидж конкурента клиента).
После того, как сформулирована цель и принято решение о выборе задачи (формирование положительного и/или отрицательного имиджа), т.е. после того как выработана стратегия, наступает следующий этап — выбор необходимых технологий. Они делятся на оргтехнологии и психотехнологии.
Технологии формирования имиджа
Оргтехнологии формирования имиджа
В организационном плане процесс формирования имиджа начинается с решения следующей задачи — определение аудитории имиджа.
Аудитория имиджа — группа людей, у которых формируют имидж.
Определение аудитории имиджа зависит от потенциальной возможности влияния на судьбу клиента. Если формируется имидж у кандидата в депутаты, то аудиторией имиджа будут люди, которые голосуют, и те люди, которые на них оказывают влияние. Если клиенту необходимо продвинуться по служебной лестнице, то аудиторией имиджа будут его начальники, а также коллеги, если их мнение будет учитываться.
Итак, в ходе реализации организационных технологий определение характера аудитории имиджа — одна из первых организационных задач, которые необходимо решить имиджмейкеру.
Следующей организационной задачей является решение вопроса о наличии «проблемы имиджа». При решении этой задачи необходимо ответить на следующие вопросы:
1.
какое мнение о
клиенте должно быть у аудитории имиджа? Каким должен быть status id — идеальное состояние мнения о клиенте?
Ответ на этот вопрос может быть получен в ходе беседы с клиентом. Если клиент
знает только задачу (например, победить на выборах), то в ходе социологического
исследования.
2.
Какое мнение о
клиенте сейчас у аудитории имиджа? Выявление status quo — фактического состояния мнения о клиенте.
Ответ на этот вопрос может быть получен в ходе социологического исследования.
После получения ответа на 1 и 2 вопросы решается следующая задача:
3. Совпадает ли status id и status quo?
Если они совпадают (у данной аудитории мнение об объекте именно такое, которое нужно клиенту), то нет необходимости в формировании имиджа, т.е. отсутствует «проблема имиджа». Если же мнение об объекте не то, которое нужно клиенту, то «проблема имиджа» имеет место быть, и принимается решение о формировании имиджа. Это решение реализуется через следующую группу технологий — психотехнологий.
Психотехнологии формирования имиджа
Психотехнология — это система принципов реализации психотехник, психотехнология — это самые общие правила по реализации психотехник.
В контексте имиджелогии психотехнология формирования имиджа — это описание общих принципов психологического воздействия на людей для формирования у них определенного мнения в отношении определенного объекта. Психологическое воздействие рассматривается как дистанционное воздействие человека на психику других людей на их сознание и подсознание с помощью определенной информации. При анализе психотехнологий формирования имиджа необходимо учитывать особенности самой информации и её «адресата».
. Психотехнология имитация подсознательной имиджформирующей информации
Речь идет об информации, поступающей непосредственно от объекта, т.е. о прямой информации.
Суть этой психотехнологии заключается в том, что человек в процессе взаимодействия с тем человеком, у которого будет создаваться определенное мнение объекте, должен посылать имиджформирующую информацию о себе так, чтобы у члена аудитории имиджа сложилось впечатление, что этот вид информации исходит от объекта непроизвольно, непреднамеренно, машинально.
Например, кандидат в депутаты выступает на митинге. Он в ходе своего выступления демонстрирует (умышленно) аудитории жесты, которые чаще всего оцениваются людьми положительно. Т.к. люди по своему опыту знают, что жесты – необдуманная вещь, то они воспринимают их как «обычные» и «естественные» (кроме, профессионалов, очень опытных и очень подозрительных людей).
Теория и практика психологической науки обосновывает эффективность использования психотехнологии имитации подсознания в процессе формирования имиджа, а её оценка с точки зрения норм морали не всегда является негативной (по аналогии с любым «альтернативным» оружием).
. Психотехнология формирования доверия аудитории имиджа к опосредованному источнику информации.
Речь идет об имиджформирующей информации, которая поступает к членам аудитории имиджа не от объекта, а от других людей, которые характеризуют данный объект, т.е. о прямой информации.
Например, журналист написал статью о кандидате в депутаты.
Во всех этих и подобных случаях возникает проблема доверия аудитории имиджа к источникам информации.
Данная проблема решается путем воздействия определенными психотехниками на аудиторию имиджа. Главная цель — сформировать позитивное отношение к источнику информации.
«Аудитория будет доверять источнику информации, если будет расположена к нему; аудитория будет расположена к источнику информации, если у нее будет положительное мнение, которое <…> может быть как осознаваемым, так и подсознательным».[2,97]. Более действенным является мнение, сформированное в подсознании.
Психотехнология воздействия на подсознание
Сущность этой психотехнологии: необходимо посылать члену аудитории имиджа информацию таким образом, чтобы тот воспринимал её органами чувств, но при этом не обращал на нее внимание либо фиксировал бы в своем сознании, но только достаточно короткое время. И тогда эта информация окажется в подсознании человека и оценена (превращена в неосознаваемое мнение, которое и будет определять поведение человека). Внешне это выражается в фразе: «Чем-то он мне нравится, а чем — сам не знаю».
Психотехники формирования имиджа
Психотехники определяются как некие правила применения достаточно узкой группы технических приемов воздействия на психику людей. Различие психотехнологии и психотехники состоит в степени обобщенности правила.
В имиджмейкинге психотехника жестко замыкается на презентации имиджформирующей информации. Однако их этого правила существует исключение. В некоторых случаях имиджмейкер должен обучать своего клиента не столько презентации каких-либо своих качеств, характеристик, сколько их блокированию.
Психотехники блокирования негативной имиджформирующей информации
У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, и могут проявляться как те, так и другие. Когда проявляются положительные качества, то это приветствуется как имиджмейкером, так и его клиентом. В то же время отрицательные качества должны блокироваться, члены аудитории имиджа не должны воспринимать эту информацию. Эта информация проявляется у людей непроизвольно (например, агрессия и т.п.). На имиджмейкере лежит задача обучить своего клиента устранению этих сигналов, блокировке этих видов информации.
«Психотехника блокировки негативной имиджформирующей информации складывается из следующих этапов:
а) Выявление у клиента этих сигналов;
б) Убеждение клиента в негативности их для имиджа;
в) Когда у клиента проявляется то или иное подобное «негативное» действие, имиджмейкер акцентирует его внимание на этих действиях и делает это каждый раз до тех пор, пока сознательный контроль за их проявлением не перейдет в автоматический подсознательный».[2,100-101].
Достижение поставленной цели возможно только в то случае, если:
а) Клиент убежден, что его действия характеризуются отрицательно;
б) Если клиент желает иметь положительный имидж.
Психотехники отстройки от конкурента
Термин «отстройка» означает «отстранение», используется в имиджелогии при формировании имиджа как антитезы конкурентам.
Данный термин введен в обиход журналистом и специалистом по PR и рекламе И.Л. Викентьевым в 1993. Он разработал определенные правила отстройки от конкурентов (в процессе интервью, которое дает отвечающий).
Прием №1
Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим на основании предубеждения:
Ø О несоответствии действий Конкурента принятым нормам;
Ø Об ошибке, которую можно совершить, обратившись к конкуренту;
Ø Об ошибке и/или обмане с указанием их причин;
Ø О целой системе ошибок, которые можно совершить, обратившись к Конкуренту.
Прием №2
Отвечающий иронизирует по поводу своих Конкурентов или Оппонентов…
Данный прием носит вспомогательное назначение и применяется совместно с другими приемами.
Прием №3
Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве Предмета описания на основании действий и/или оценок:
Ø Многих людей;
Ø Авторитетов;
Ø И даже Конкурентов.
Прием №4
Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве Предмета описания на основании предполагаемой им (или другим лицом):
Ø Просто классификации;
Ø Классификации с обоснованием типовых причин достижений и проигрышей.
Прием №5
Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим, поскольку этот предмет:
Ø Первый;
Ø Главный;
Ø Большой или «больше всех»;
Ø Единственный, уникальный и т.п.;
Ø И даже вне принятой классификации.
Прием №6
Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве Предмета описания, которое определяется критерием для сравнения, при этом данный критерий:
Ø Общепринят и/или общепонятен;
Ø Явно проверяем, ощущаем Задающим вопросы и/или Аудиторией.
Прием№7
Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим, поскольку последний: ВНЕ принятых классификаций, категорий, сравнений…
Прием №8
Отвечающий сообщает Аудитории о превосходстве одного Предмета описания над другим, предлагая иную чем общепринятая:
Ø Картину мира, точку зрения;
Ø и даже свои ощущения – если это исходит от Авторитета.
[5]
Психотехники имитации подсознательной имиджформирующей информации.
Имитировать нужно только те подсознательные действия, которые по мнению большинства людей проявляются подсознательно и которые характеризуют данного человека положительно. К таковым относится кинетика (движения, мимика,), некоторые характеристики габитуса (допустим в виде нарочитой небрежности) и вербалики.
Психотехники формирования доверия аудитории имиджа к опосредованному источнику информации.
Доверие (или кредитность человека) складывается из доверия к информации, которая исходит от этого человека, и доверия к человеку вообще, вне зависимости от того, что он говорит.
Для того, чтобы появилось доверие к информации, преподносимой человеком, необходимо доказать его компетентность (необходимо доказать, что он действительно хорошо знает этого человека, например, кандидата, хорошо разбирается в данной проблеме и т.п.). Например, «я проработал с господином … более двадцати лет и хорошо знаю, что он всегда …»; «Будучи доктором наук, я могу достаточно компетентно оценить написанные им труды в этой области и полагать, что вполне заслуживает…»;и совсем наоборот: «я, конечно, не очень хорошо знаю господина …, но мне кажется, что он хороший человек».
Для того, чтобы появилось доверие к человеку необходимо использовать техники для расположения аудитории к себе. К числу этих техник относятся действия, которые будут вызывать у аудитории положительные эмоции.
Психотехники воздействия на подсознание членов аудитории имиджа.
«Подсознание — это сфера психики, куда поступает информация, где она хранится какое-то время и используется по назначению…»[6,27].
Воздействие на подсознание означает, что посылаемая членам аудитории имиджа имиджформирующая информация в конечном итоге должна быть не в сознании, а в подсознании, т.е. не должна осознаваться.
Существует 2 пути внедрения информации в подсознание:
а) Направление имиджформирующей информации непосредственно в подсознание человека;
б) Направление имиджформирующей информации в подсознание через сознание собеседника.
Воздействие непосредственно на подсознание членов аудитории имиджа может осуществляться через гипноз[*],субсенсорное восприятие (эффект 25 кадра), а опосредованное воздействие на подсознание – через нейро-лингвистическое программирование (НЛП).
Одна из самых распространенных – это техника гипноза. Гипноз – это то состояние, когда сознание отключено, а то, что внушается проникает в подсознание. Внушить что-либо человеку в состоянии гипноза может только специалист-гипнолог. По сути, речь идет о возможности зомбирования. А это имеет прямое отношение к формированию имиджа..