Курсовая работа: Правовое воспитание детей с противоправным поведением
Нужно учитывать, что свойственные подросткам повышенная эмоциональность, впечатлительность, лабильность нервной системы накладывают определенный отпечаток на мотивацию их преступной деятельности.
Каковы особенности возникновения у несовершеннолетних преступного умысла и побуждений (мотивов), реализуемых в общественно опасном деянии? Как отмечает И.П. Башкатов, значительная часть преступлений совершается из озорства, неправильной оценки ситуации, стремления показать «мужские» черты характера, из следования чужому влиянию, стремления завладеть особо привлекательной для подростка вещью и т.п. Несовершеннолетние часто демонстрируют безрассудную, порой бессмысленную, решимость совершить противоправный акт в силу преднамеренной «рисовки» проявляющейся в стремлении любой ценой (в том числе и нарушения уголовного закона) продемонстрировать товарищам свою смелость, решительность под стать более сильным сверстникам или старшим[2,82]. На эти особенности преступных деяний несовершеннолетних обращали внимание многие исследователи. К.Е.Игошев[17,79] установил, что среди молодежи наибольший удельный вес (54,5%) занимают мотивы, которые правонарушители затрудняются точно определить, и подражание другим лицам. По данным Н.И.Ветрова[7,90], 36,7% обследованных несовершеннолетних совершили антиобщественные деяния по подражательным и четко не осознанным мотивам.
Особенности мотивов преступных деяний подростков состоят также в том, что свыше 3/4 умышленных преступлений заранее ими не подготовлялись: умысел совершить преступление возникал внезапно, под влиянием сложившейся ситуации. Вместе с тем агрессивность, озлобленность, ожесточенность, зависть становятся все более приметными чертами подростков, проявляющимися и по месту жительства, и в учебной микросреде. Следует иметь в виду особенности корыстных преступлений, совершаемых мальчиками и девочками. Так, если школьники мужского пола большинство корыстных преступлений совершают ради приобретения аудио- и видеоаппаратуры, спиртных напитков и наркотических веществ или средств для их покупки, то корыстные мотивы школьниц, по мнению С.Л.Сибирякова имеют свою специфику — желание иметь предметы модной или понравившейся одежды и обуви (65%), драгоценные украшения (36%), косметику (18%) и т.п. И это не случайно[17,102]. Давно установлено, что в основе многих поступков девочек-подростков лежит естественное женское качество — стремление понравиться. Школьницы в гораздо большей степени, нежели юноши, уделяют внимание своей внешности. Они стремятся быть хорошо, модно одетыми, занимать определенное положение в компании. Иногда это внимание к внешности и нарядам, желание более эффектно показать себя, завоевать внимание юношей бывает гипертрофированным. Стремление понравиться, выделиться, внешне превзойти других заслоняет наиболее ценные черты характера, сужает сферу интересов и может привести к затуханию ценностных задатков личности. Различия в мотивах преступлений девушек и юношей отмечают авторы ряда исследований[17,106].
Распространение преступлений корыстной направленности в среде школьников подтверждает и динамика конкретных видов корыстных преступлений, их значительное увеличение, в том числе и в силу экономических трудностей, снижения жизненного уровня основной массы населения, утраты перспектив сохранения привычных материальных и бытовых условий или даже выживания.
Между тем целевые исследования криминологов[3,96] показали, например, что при совершении подростками краж корыстные мотивы превалируют лишь в каждом третьем случае. В остальных это мотивы солидарности, самоутверждения в сочетании с групповой зависимостью или гипертрофированным возрастным легкомыслием.
Как уже отмечалось выше, среду школьников велика доля преступлений совершенных с корыстной или преимущественно корыстной мотивацией (нажива как цель совершаемых преступлений проникла и в среду несовершеннолетни) правонарушителей). Приведем еще пример. Трое несовершеннолетних нанесли тяжкие побои, отобрали у него золотые часы, цепочку, деньги на сумму 4 тыс. рублей. По данным опроса, проведенного Комитетом по делам молодежи при Правительстве РФ, сегодня при мерно 6%, т.е. 2 млн, молодых российских граждан, вчерашних школьников, готовы убить человека, если им хорошо заплатят.
В аспекте изучения мотивации преступлений подростков интерес представ ляют ответы осужденных школьного возраста на вопрос о мотивах, побудивших совершить преступление, за которое он привлечены к уголовной ответственности. Как выяснилось, большинство подростков не испытывают чувства вины, сетуя на неудачные обстоятельства. Многие мотивируют свое поведение малодушием, слабохарактерностью, стремлением «не отстать от других»[16,98].
Типичным является признание, полученное в ходе допроса группы подростков, совершивших кражи. Первые кражи ими совершались из озорства, а в дальнейшем они стали ориентироваться в своей преступной деятельности на более серьезные объекты с целью заработать «большие» деньги.
В криминологической литературе также отмечаются характерные для большинства впервые совершенных несовершеннолетними преступлений импульсивность, отсутствие преднамеренности, слабый учет последствий, отличающие их от преступлений взрослых.
Отличия обусловлены также возрастом и социальным положением учащихся в системе общественных институтов: круг мотивов преступлений школьников более ограничен, чем у взрослых правонарушителей; мотивация в ряде случаев носит печать инфантилизма. Многие преступления совершаются на почве интереса, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению в группе, лжетоварищества, псевдоромантизма, престижно-потребительских интересов. У многих подростков искаженное представление о мужестве.
Так, находясь в зале игральных автоматов с другими ребятами Н. из хулиганских побуждений (от нечего делать, ради «прикола») позвонил по телефону-автомату и передал в специальную службу «02» УВД заведомо ложное сообщение о якобы заложенном взрывном устройстве в школе. Мотивом преступления явился интерес, «что же будет?».
Нередки случаи, когда подростки из ложно понятого чувства товарищества берут вину на себя за преступления, совершенные другими. При этом сотрудники правоохранительных органов, не обладая достаточной компетентностью в вопросах педагогики и психологии подростков, не всегда правильно оценивают и квалифицируют содеянное. Чаще всего подростки совершают преступления под влиянием импульса, в силу случайного стечения обстоятельств и других факторов, исключающих «злую волю».
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, по мнению некоторых исследователей, подростки нередко совершают безмотивные преступления. Полагаем, что безмотивных преступлений не бывает. Но несовершеннолетние часто совершают преступления с неосознаваемыми мотивами. В воспитательной колонии особо выделялся В.: взгляд удивленный, будто так и не понял, что с ним произошло и как он здесь очутился. При беседе с ним о родных и близких упомянул только о бабушке, которую очень любил. Еще посещая школу, пристрастился к наркотикам, бросил школу. Потом умерла бабушка. Приняв большую дозу наркотиков, в драке убил человека.
Неосознанные мотивы могут закрепиться в механизме поведения с детства. Унижения, жестокое обращение оставляют отпечаток на эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождают соответствующие формы поведения. Неосознаваемые мотивы проявляются также у несовершеннолетних с различными патологическими, но не исключающими вменяемости особенностями личности. В этих случаях, по мнению С.А.Беличевой, у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить поступок, который сам он расценивает как недопустимый[3,100]. Ряд ученых[16, 17 ], изучив личности этих преступников, отмечают, что такому будто бы «безмотивному» поступку, который проявляется вовне, предшествует обычно длительное внутреннее созревание антисоциальной направленности личности.
Выделяют мотивы двух уровней. Первый из них назовем предметным, поскольку он выполняет функции непосредственного удовлетворения лежащих на поверхности потребностей: например, убийство из мести, желание завладеть чужим имуществом и тем самым повысить собственное благосостояние. Второй уровень мотивов преступного поведения можно обозначить как смысловой, когда мотивация возникает, развивается и реализуется на бессознательном уровне. Ее содержанием является постоянное утверждение своего «Я», защита своего биологического и социального существования. Учащимся более, чем взрослым преступникам, свойствен второй уровень.
Духовный вакуум, в котором находятся современные подростки, и их правовая безграмотность ведут к немотивированному озорству и жестокости. Данные анкетирования подтверждают, что многие подростки, совершающие такие преступления, как «заведомо ложное сообщение об акте терроризма» (ст. 207 УК РФ), «вандализм» (ст. 214 УК РФ), «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» (ст. 166 УК РФ) и т.п., ошибочно полагают, что ответственность за совершенное ими деяние будет возложена на родителей, которые, уплатив штраф, освободят их от несения наказания.
Для подростковой среды характерна и такая формулировка мотива преступления, как «неприязненные личные отношения». В основном именно по этой мотивации возникают драки между учащимися разных школ, хулиганство и, как следствие, наносится вред здоровью.
Новым (в соответствии с духом времени) является мотив «самосохранения и самозащиты». Подростки (по причине слабой социальной защиты) вынуждены сами пресекать совершаемые против них противоправные действия и поэтому нередко становятся субъектами преступных посягательств. Так, на вопрос «Чувствуете ли вы себя защищенными?» 58% учащихся ответили отрицательно. Из тех же, кто чувствует себя защищенными, некоторые просто ведут замкнутый образ жизни, надеются на свою силу, «крутых» друзей и старших братьев.
Исследования[17] во многих регионах страны показали, что некоторые учебные заведения уже стали криминальной зоной. Высокий процент жертв насилия в школах связан с массовым вымогательством денег и других ценностей. Насилие, как правило, сопровождается угрозой применения холодного и огнестрельного оружия, газового пистолета или баллончика, металлических палок, цепей и других предметов (по результатам анкетирования). Среди подростков распространены чувства униженности, беззащитности перед теми, кто оскорбляет их честь и достоинство, ущемляет имущественные и иные интересы. На этом фоне формируются мотивы многих насильственных преступлений среди школьников (об этом свидетельствуют данные анкетирования). Большинство школьников-дагестанцев способны совершить преступление в целях самозащиты и защиты интересов своих близких («Унижать и причинить вред себе и близким людям ни за что не позволю»). Здесь сказываются характерные особенности менталитета народа.
В заключение еще раз подчеркнем, что залогом успешной профилактической деятельности и практической работы по ре-социализации несовершеннолетних правонарушителей является выявление субъективных причин преступного поведения, их мотивов. Многие известные ученые-юристы отмечают также важность глубокого изучения мотивов преступлений для эффективного использования воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных.
1.3. Правовое воспитание школьников как средство коррекции
Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. В юридической и специальной психолого-педагогической литературе, анализирующей правосознание подростков с девиантным поведением, выделяются следующие его особенности.
Во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве. Столкнувшись с отдельными статьями Уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и результаты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсутствие четкости представлений о правовых нормах.
Во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление.
В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена.
В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Если, например, деньги «взяты» для того, чтобы кому-нибудь помочь, а не бесцельно потрачены, то они не видят здесь состава преступления.
В-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения об их совершении.
Отсюда следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание школьников, которое формирует самостоятельную форму сознания — правосознание.
Как сказано в учебнике по педагогике под редакцией, правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. Цель правового воспитания несовершеннолетних заключается в формировании их правосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Достижение этой цели осуществляется путем: а) усвоения школьниками определенной суммы знаний о правовых нормах; б) организованного правового просвещения во внеклассной и внешкольной работе; в)активного участия в правоохранительной деятельности в школе и по месту жительства; г) повышение правовой культуры родителей и педагогов.
Педагогами выделяются следующие основные требования к организации правового воспитания школьников:
· наличие системного и дифференцированного подхода к учащимся;
· стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;
· активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;
· связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;
· обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;
· учет психологических особенностей школьников[].
Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.
Правовое просвещение школьников должно способствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата — одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.
Содержание правового просвещения несовершеннолетних должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.
Кроме того, существует ряд подзаконных актов, знакомство с которыми для старшеклассников обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения, Правила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения со взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.