скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: "Постиндустриальное общество" - тупиковая ветвь социального развития?

Соответственно, кроме соотношения превратного сектора и креатосферы эта оппозиция может быть представлена и через соотношение рабочего и свободного времени (эта пара выражает прежде всего меру развития самого материального производства, а не только его отчужденных социальных форм). Соответственно, общественными силами, воплощающими эти два начала, станут, на одной стороне, активные субъекты и пассивные рабы (кукловоды и марионетки) отчуждения, на другой - субъекты ассоциированного социального творчества.

Таковы некоторые замечания, касающиеся проблемы "заката" "царства необходимости".4. Собака лает, а караван идет? (вместо заключения)

Крах, загнивание и закат капитализма, империализма и Европы многократно предсказывали ученые мужи самых разных направлений на протяжении всего XX в., да и ранее, однако же практика показывает, что...

Конечно, ныне, в начале нового столетия идея окончательной победы либерализма и "конца истории", как мы уже отмечали, ушла в прошлое. И хотя социалистическая критика позднего капитализма по-прежнему не в чести, ставшая модной ныне геополитика пророчит массу других проблем. Вызов гегемонии 1-го мира со стороны Китая и Индии, мусульманского мира и тому подобные сюжеты ныне склоняются повсеместно.

Однако во всех этих геополитических угрозах слышится критика постмодернистского 1-го мира скорее из фундаменталистского прошлого. Более того, в них нет угрозы главному: рынку, частной собственности, капиталу (а по большому счету - и общественному разделению труда, принципам элитарности, эгоизма, религии и иным атрибутам современного мира отчуждения). По сути дела, не оспаривая складывающейся ныне гегемонии корпоративного капитала как господствующей социальной формы развития постиндустриальных тенденций,3-й и 2-й миры просто ищут путь своего самосохранения, причем главным образом на путях консервативно-фундамен-талистских, по большому счету - до-буржуазных.

Ортодоксальный марксизм зачастую пытается (как я уже отмечал во введении) критиковать содержание происходящих изменений (подвергая сомнению наличие таких явлений, как глобализация, снижение роли материального производства и индустриального рабочего класса и т.п.).

Автор же, повторю, предлагает иные, в принципе известные в рамках творческого марксизма тезисы:

- В XX в. мир действительно и, по большому счету, окончательно вступил на дорогу качественного изменения в технологиях, структуре и факторах производства. Определяющими социальный прогресс (и мира в целом, и отдельных стран) действительно становятся процессы, лежащие "по ту сторону материального производства", такой фактор, как творческий потенциал Человека, такие области, как креато(ноо-)сфера;

- попытки остановить эти процессы -реакционная утопия;

- не менее реакционно (а по сути дела, специально повторю, апологетично) и стремление выдать существующую ныне в странах 1-го мира социальную модель этих процессов за единственно возможную, нравственную, эффективную, для всех желательную, но, к сожалению, не для всех возможную.

Поясню последний тезис. Это стремление реакционно, ибо оно (как и положено всяким реакционным интенциям) стало охранителем отживающих свое, тупиковых социальных форм. Оно даже не критикует, а попросту игнорирует массу фактов и теоретических соображений, свидетельствовавших на протяжении всего XX в., а особенно - его конца: общественная система, (1) обеспечивающая приоритетное развитие превратного сектора при нарастании глобальных проблем (в том числе, прогрессирующем росте гетто социальной и экологической "грязи"); (2) провоцирующая и поощряющая рост узкого профессионализма меньшинства при нарастании культурной деградации большинства; (3) адепты которой торжественно провоглашают, что вход в мир информационного общества уже закрыт для 90% человечества, - эта общественная система тем самым обрекает себя на движение по тупиковой (в стратегическом отношении) траектории.

Ее хозяева и адепты уподобляются средневековой элите, пытавшейся спасаться от эпидемий, изолируясь от большинства, прячась в казавшиеся ей неприступными замки (в которых мерла, как и все остальные), вместо того, чтобы изменить строй, систематически порождающий чуму, холеру и т.п. Более того, нынешняя система, по сути, изничтожает основы своего нынешнего прогресса, и это, напомню, "человеческий капитал" или, точнее, способность постоянно и в массовых масштабах производить know how,для чего нужен постоянно растущий (и количественно и качественно) круг талантливых людей. Но и здесь система "роет себе яму". "Свои" профессионалы малопригодны для действительного новаторства (не случайно, например, большинство нобелевских лауреатов - что в науке, что в искусстве - родом не из элиты "профессионалов" США; и это притом, что премии они стремятся давать "своим" и часто по "социальному заказу"), а экспорт "чужих" умов (за счет которого ныне во многом процветает наука развитых стран) предполагает культурно-творческий прогресс третьих стран, а не запирание их в гетто отсталости.

Это стремление апологетично, ибо позиция данных ученых не просто совпадает с интересами истеблишмента 1-го мира. Они (кто сознательно, т.е. осознанно служа власти и золотому тельцу, кто бессознательно, но все активно) игнорируют, замалчивают и всячески подавляют любую альтернативную, критически воспринимающую действительность, систему взглядов, клеймя ее (как когда-то мы клеймили "продажных девок империализма") фундаментализмом или радикализмом с последующим подстраиванием подспудных ассоциаций то ли с мракобесием, то ли с терроризмом.

Конечно же, каждый конкретный ученый включен в эту апологетику лишь в некоторой мере. Но в той мере, в какой каждый из них (из нас?) - исследователей постиндустриальных тенденций современного мира (об иных мы здесь не говорим) - не критичен по отношению к системе власти корпоративного капитала как социальной форме этих тенденций, не видит и не ищет сущих и потенциально возможных альтернатив ей, - в этой мере он реакционен и апологетичен.

И все же караван идет?

Да, идет.

Но, во-первых, какой ценой? И эту цену платят не "они" - элита 1-го мира, запрещающая поиск реальной альтернативы всеми мерами (от монополизации права на истину в теории - при проповеди постмодернистского плюрализма - до "либерализма крылатых ракет" на практике). Эту цену платим мы -граждане "третьих стран", природа, культура...

Во-вторых, по какому пути? Это путь, по их же, "элиты", собственному мнению, закрытый для большинства, которое с очевидностью не смирится с судьбой обитателей свалки. Следовательно, иная модель - возможно, еще более опасная для человечества, чем нынешняя, - будет с неизбежностью порождена протестом 90% граждан Земли, загнанных в "гетто отсталости", если в настоящем мы не будем стремиться изменить существующую систему, открывающую путь в информационное будущее (да и то малосимпатичное) только нынешней "элите".

В-третьих, история, как бы о том ни мечтали фукуямы, не заканчивается. Да, сегодня мы оказались в полосе исторического реванша неолиберализма. Но она не вечна, свидетельств чему-бездна, начиная с теоретических волнений "элиты", пытающейся в лице Блэра и К° искать "третий путь", и заканчивая практикой массовых акций протеста против глобальной гегемонии капитала последних лет в Сиэтле, Вашингтоне, Праге, Ницце и мн. др., в противоречивых, но постоянных попытках найти путь к иному обществу на Кубе, протестном рабочем движении в России - всего не перечесть.

В мире всегда был и ныне вновь набирает силу иной путь иного каравана, ищущего более достойный ответ на вызовы глобальных проблем XXI века. Существует ли этот ответ? Автор, его предшественники и коллеги делали и делают все возможное, чтобы доказать теоретически и практически: да, существует.

Примечания

1. Для русскоязычного читателя ныне доступен широкий круг работ зарубежных авторов. Вышли книги Д. Белла, Э. Тофлера, М. Кастельса, антология "Новая постиндустриальная волна на Западе" (М., 1999) и ряд других работ. Достаточно масштабный обзор западных работ по этой теме содержится в подготовленном под руководством А.И. Колганова и автора этой статьи сборнике "Социум XXIвека" (М., 1998).

Что касается отечественных исследователей поколения 90-х, выросших на неомарксизме, но ушедших от него в сторону творческого воспроизведения западных концепций, то здесь прежде всего следует обратить внимание на ряд книг и статей В. Иноземцева (о его позиции чуть ниже), В Красильщикова, О. Антипиной (кстати, в этих работах читатель найдет и достаточно полную библиографию по данной теме) и др., а также на серию статей по данной проблематике в журналах "Вопросы философии" и "МэиМО".

Что касается "славянофильской" линии, то она представлена прежде всего работами Ю. Яковца, Ю. Осипова. В. Кулькова и других авторов, показывающих, что постиндустриальные тенденции могут быть достаточно органично соединены с особенностями российской цивилизации.

Широкий спектр взглядов представлен и в недавно вышедшей книге "Россия в постиндустриальном мире" (М., 2000).

Автор на протяжении последних 10 лет тоже отдал немало сил разработке этой темы, в том числе в таких работах, как "По ту сторону отчуждения" (М., 1990). "Переходная экономика" (М., 1994). "По ту сторону царства необходимости" (М., 1998), многочисленных статьях.

2. Данные тезисы в достаточно развернутом виде были сформулированы К. Марксом и затем развиты по широкому спектру направлений представителями творческого марксизма 50-70-х годов нашего столетия (я имею в виду работы А. Грамши, Д. Лукача,Ж.-П. Сартра, М. Лифшица, Э. Ильенкова, В. Вазюлина, Г. Батищева, Н.Злобина, Б. Олмана, И. Мессароша и мн.др.).

3. См., например, такие книги этого автора как "За пределами экономического общества" (М.,1998), "Расколотая цивилизация" (М"1999), "Пределы "догоняющего" развития" (М., 2000).

4. Кстати, даже естественным наукам хорошо известны примеры плодотворности критики практики с позиций теории. Так, периодическая система элементов Менделеева противоречила одно время "практике": ряд элементов "не вписывался" в таблицу вследствие "неподходящих" атомных весов. Однако вскоре выяснилось, что ошибка не в теории, а в "практике": атомные веса элементов первоначально были определены неправильно.

5. Этот тезис автор подробно развивает в упомянутой выше книге "Россия в постиндустриальном мире" и серии статей в журнале "Философия хозяйства" (2000, ¦ 4, 5, 6).

6. Эта проблема решается принципиально сложно, ибо здесь, в "превратном" секторе, в сферах обслуживающих его науки, новаторской деятельности и т.п., происходит сращивание творческого содержания труда и описанных выше превращенных форм. Занятые в этой сфере лица, обладающие высоким творческим и новаторским потенциалом, в наибольшей степени "подкуплены" бизнесом, сосредоточен этом секторе. Для этих интеллектуалов разрыв с "превратным" сектором и переход в другую сферу творческой деятельности принципиально сложен, ибо их мотивация, результаты их деятельности, сам ее характер, диктуемый превращенными формами данного сектора - вся жизнь должна быть в этом случае качественно изменена.

В целом, несколько забегая вперед, хотелось бы подчеркнуть, что именно в "превратном" секторе в наиболее жесткой форме проявляется противоречие между прогрессом творческого по содержанию труда и превращенными формами рыночных и властных отношений, которые опосредуюттворческую деятельность (более того, благодаря которым эта творческая деятельность развивается в coвpeмeннoм мире корпоративного капитала).

7. Прокомментирую последний тезис. Развитие отчужденных форм собственно креатосферы связано с тем, что и наука, и образование, и искусство, и рекреация человека и природы, равно как и научное управление обществом (а последнее является сегодня в большей или меньшей мере компонентом любой экономики, любой социальной системы) - все эти сферы становятся механизмами, обслуживающими процесс функционирования экономической жизни.

8. Наполнение такой таблицы статистической информацией представляет немалую практическую и методологическую трудность, ибо доступные статистические данные сгруппированы принципиально иначе и с большим трудом поддаются идентификации с предлагаемыми выше структурными группами; в будущем автор предполагает опубликовать результаты работы по наполнению данной модели эмпирическим материалом в виде особого текста, сопроводив его необходимыми пояснениями.

9.Для прогресса культуры адекватной социальной формой должны стать отношения совместного сотворения, созидания и использования общественных форм, имеющих неотчужденное содержание и природу. Этот процесс автор (вслед за десятками представителей творческого марксизма) назвал в своих работах (См., например: Бузгалин А. В. Это сладкое слово свобода...// Свободная мысль, 1999, Э 9, 12) ассоциированным социальным творчеством, когда люди совместно, сами, не прибегая к внешним механизмам (товарам, деньгам, корпоративным структурам и так далее), создают свои общественные отношения (формы общения), совместно творят свою историю при помощи той культуры, которой они обладают.

10. Автором предложена и многократно публиковалась программа опережающего развития для России, использующая названные установки (см., например: От кризиса к модернизации. М.: Экономическая демократия, 2000; Россия в конце XX века. М., 1999).

11.Паренти М. Демократия для немногих. М., 1992; ЛимнатисН. Манипулирование. М., 2000; в этих книгах, а также в работах автора немало сказано и о базисной демократии и самоуправлении как альтернативах политическому манипулированию.

12. Здесь следует сделать оговорку, которая как рефрен повторяется на протяжении предыдущего и данного разделов. Соотношение репродуктивного труда и творческой деятельности всегда характеризуется определенной мерой (в диалектическом единстве качества и количества развития одного и другого). Любая человеческая деятельность на любой стадии развития будет включать как репродуктивный, так и творческий компонент. Вопрос лишь в мере.

13. Выражаясь языком Э. Фромма, этот человек должен быть, а не иметь. Леонтьевская школа психологии в данном случае делает акцент именно на деятельностной стороне человека, а не просто его способности быть.

14. В простейшем виде порожденные этим глобальные, материальные и социальные проблемы были довольно-таки давно сформулированы, причем не столько современными западными мыслителями, сколько отечественными марксистами. Они показали, основываясь на разработках самого Маркса, что капитал не может решить "всего лишь" проблем гармоничного развития природы и культуры (это любимые тезисы Н. Злобина и В. Межуева ), а, значит (эту неочевидную связь мы раскрыли выше), он не может решить и проблемы благосостояния для всех (в качестве аналогии использую уже приводившийся пример: феодальное общество не могло решить "всего лишь" проблему индустриализации, а значит, - преодоления угрозы голода , зависимости человека от природной среды, от стихии).

15. Это противоречие формулируется автором исходя из иной, нежели у И. Валлерстайна, методологии (она была показана выше), хотя характеристика проявлений (они даны эмпирически) неизбежно схожа.

16. Если под культурой понимать мир со-творчества, диалога человека с другим человеком и природой, а под цивилизацией - систему отчужденных внешних правил и форм жизнедеятельности в царстве необходимости, то названное выше соотношение можно квалифицировать как противоречие цивилизации и культуры.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.promeco.h1.ru/l


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.