скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Политика Великобритании в Каспийском регионе

В последнее время интегрированным в правительственные структуры экспертным сообществом Вашингтона, Лондона и Брюсселя выдвинуты новые тезисы относительно грузинских конфликтов с позиции интеграции Грузии в Европейский Союз и НАТО. Понимая, что проблемы Южной Осетии и Абхазии могут быть использованы Россией в ограничении интеграции Грузии в ведущие структуры Западного сообщества, Грузии предлагается отказаться от попыток актуализации задачи возвращения двух провинций под грузинский контроль, при условии облегчения процедуры вступления в НАТО и Европейский Союз. По оценке американских и британских политиков и экспертов, с точки зрения условий приема в НАТО, южноосетинский и абхазский конфликты могут считаться не внешними, а внутренними, что не предполагает использования 5 пункта Устава НАТО, а отношении оказания помощи одному из члена альянса, который испытывает внешнюю угрозу.

Политика Великобритании в отношении Южного Кавказа и Кавказа в целом несколько более сложна и синтетична, чем политика США. Нет сомнений в том, что существует некий "британский кавказский проект", включающий организацию системной сети управляемых конфликтных точек на Южном и Северном Кавказе. Данная системная сеть необходима для осуществления определенного влияния на Россию, которая представляется очень важным геоэкономическим партнером Великобритании, особенно в сфере добычи и транспортировки нефти и газа, разработки других минеральных ресурсов, осуществления инвестиций. В настоящее время, помимо Москвы, удалось создать британское влияние только на Южном стратегическом направлении. Происходит актуализация различных новых сюжетов: в Западной части Северного Кавказа, в пространстве адыгейских народов. При этом Абхазия является составной частью адыгейско-черкесского мира. Южная Осетия – эффективный рычаг воздействия на Северную Осетию и через нее на весь Северный Кавказ. Следовательно наилучшее положение Абхазии – это "подвешенное" состояние, когда будучи фактически инкорпорированной Россией, Абхазия не получит четкого политического статуса. Эти моменты особенно важны, так, как чеченский проект деактуализирован, крайне не популярен в американской администрации и инициируется исключительно маргинальной группировкой Збигнева Бжезинского[29].

Подходы и приемы США и Великобритании в отношении карабахской проблемы, будучи, сопоставимыми в отношении грузинских конфликтов, все же имеют принципиальные отличия. За период осень 2005 – зима 2006 годов Европейское сообщество, при инициирующей и лидирующей роли Великобритании, попыталось привести карабахскую проблему к некоторому новому состоянию, когда, получив гигантские уступки от Армении (вывод войск, возвращение только азербайджанских беженцев, практическое разоружение), Азербайджан, не признав независимого статуса Нагорно-Карабахской Республики, соглашался в ближайшие 15 лет не поднимать вопроса о Нагорной части карабахской провинции. Таким, образом, имелось в виду не достижение какого-либо результата по проблеме урегулирования, а создание новой ситуации, обеспечивающей безопасность, то есть того, что является приоритетом американской и британской политики в Южном Кавказе. Данная схема "урегулирования", разработанная Международной кризисной группой и британскими правительственными организациями полностью провалена. Данная схема была рассчитана, прежде всего, на сильное давление США, в первую очередь, на Армению. Великобритания, пыталась, предложить самопроизвольные подходы в "урегулировании". Но это не значит, что позиция Великобритании не опиралась на принципы и нормативы Европейского сообщества[30].

Сложились два принципиальных подхода в рассмотрении урегулирования карабахской проблемы. Европейское сообщество ставит задачу – любой ценой не допустить создания международно-признанного армянского государства в карабахской провинции. США необходима сильная Армения, которая выполняла бы такие задачи, которые выполняются ею в связи с военно-политическим сотрудничеством с Россией, то есть, препятствовать созданию обширной зоны турецкого доминирования на Кавказе. Задачи не очень безопасные и почтенные, но какие есть. Данные задачи могут стать более содержательными и многоплановыми в пост-нефтяной период, когда каспийская нефть будет исчерпана, и возможно, геоэкономические цели США вновь трансформируются в геополитические, хотя могут возникнуть совершенно новые интересы, цели и задачи. Возможно, США и их партнеры вообще уйдут из региона. Возможно, возникнет российско-американский "заговор", а затем и альянс, как ответ на различные вызовы брутальности в Евразии и в других сопряженных регионах.

Нынешний период развития политической ситуации в Южном Кавказе, вполне характеризуется ускоренным и последовательным становлением транзитно-сервисного статусом региона. Государства Южного Кавказа, рассматриваются не, как субъекты по отношению энергокоммуникационным проектам, а наоборот, когда данные государства являются объектами, а энергетические коммуникации субъектами. Россия не может не следовать примеру западных партнеров и конкурентов, также, рассматривая регион, как транзитно-сервисный. В этом раскладе стратегий и интересов, только Армения имеет надежды стать индустриальной страной, обладающей высокими технологиями и боеспособными вооруженными силами. Именно исходя из данных актуальной ситуации и перспективы нужно рассматривать политику Великобритании к конфликтам в Южном Кавказе.

2.2. Азербайджано-британские отношения

Великобритания активно наращивает свое присутствие на Кавказе, где, по выражению английского премьер-министра Т. Блэйра, «Азербайджан во главе с Г. Алиевым постепенно превращается в неформального лидера»[31]. Как подтверждение серьезности британских намерений можно рассматривать решение английского правительства расширить штат своего посольства в Баку и охватить все сферы двустороннего сотрудничества. Пока это первое посольство здесь, которое предпринимает подобный шаг.

Лондон оказывает определенную поддержку азербайджанской позиции в отношении карабахского урегулирования. В частности, в июне 1998 г. на приеме в английском посольстве в Баку, устроенном в честь дня рождения королевы Великобритании, президент Г. Алиев подчеркнул в своем приветственном слове, что Англия как член Совета безопасности ООН имеет большие возможности в области защиты прав Азербайджана и восстановления его территориальной целостности. В ответ Т. Блэйр лично заверил азербайджанского президента в том, что Великобритания полностью подтверждает свою позицию по вопросу урегулирования карабахского конфликта на основе лиссабонских принципов[32].

Значительное содействие Лондон может оказать Азербайджану и в вопросе вступления в различные европейские и международные организации, где Англия имеет серьезный вес. Прежде всего это касается Совета Европы. В целом поддерживая кандидатуру Баку, Великобритания подчеркивает, однако, что любое государство, желающее стать членом СЕ, должно удовлетворять «соответствующим стандартам». И Азербайджан здесь не исключение: ему вслед за отказом от применения смертной казни, отмены цензуры для СМИ необходимо предпринять определенные шаги для реализации полной свободы слова, соблюдения прав человека и пр.

Азербайджано-британские отношения охватывают различные сферы, в том числе военную. Что касается Азербайджана, то Англии есть что защищать в этой стране – сюда вложены значительные британские капиталы. Поэтому Великобритания полагает необходимым поддерживать сотрудничество Азербайджана с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира». Именно этот вопрос был одним из основных в лондонских переговорах Г. Алиева с министром обороны Англии Дж. Робертсоном[33].

Экономическое сотрудничество двух стран сосредоточено в основном в области нефтедобычи. В течение 1998 г. Азербайджан посетили представители ряда крупных британских компаний, как уже работающих в республике, так и намеревающихся начать здесь свою деятельность. Так, в мае и в июне Баку посетили Т. Эггарт и Т. Адамс, члены Совета директоров «Монумент Ойл энд Газ», которая в июне подписала с АР контракт о проведении геологоразведки морской структуры "Инам" с правом ее последующей разработки. Тогда же в АР приезжал и М. Рифкинд, бывший министр иностранных дел Великобритании, обсуждавший с Г. Алиевым перспективы дальнейшей работы в Азербайджане представляемой им компании "Рэмко". Более 90 британских фирм участвовало в июньской 1998 г. международной выставке "Каспнефтегаз", состоявшейся в Баку. Такое большое – "рекордное", по выражению английского министра энергетики Д. Бетла, посетившего АР во время работы этой выставки, – число компаний вызвано превращением Азербайджана в «самый большой нефтяной центр мира»[34].

Но наиболее значимым событием 1998 г. в области нефтяного сотрудничества стало, безусловно, подписание в ходе визита Г. Алиева в Великобританию трех новых нефтяных контрактов на общую сумму около 5 млрд. долл.

Первый и самый крупный стоимостью примерно 4 млрд. долл. – заключен между Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) и британо-норвежским альянсом «Бритиш Петролеум/Статойл». БП и «Статойл» получают в этом проекте по 15%, ГНКАР – 40%, а оставшиеся 30% ГНКАР распределит позже. На сегодняшний день в числе претендентов называют американскую компанию «Эксон» и британо-голландскую «Шелл».

«БП/Статойл» получил блок морских месторождений «Алов» – «Шарг» «Араз» – самый глубоководный по сравнению со всеми остальными контрактными площадями. Глубина моря составляет здесь 900 м. Кроме того, эти месторождения слабо изучены, и для реализации проекта потребуются большие объемы капиталовложений. Полагают, что именно поэтому ГНКАР отошла от своего принципа владения 50% в каждом из последних подписанных контрактах.

Второй контракт между ГНКАР и «Рэмко» (50% : 50%) предусматривает реабилитацию и дальнейшую эксплуатацию месторождений «Мурадханлы», «Джафарли» и «Зардаб»; третий – принципы разработки структуры «Инам». В нем участвуют ГНКАР (50%), британская «Монумент Ойл энд Газ» (12,5%), американская «Амоко» (25%) и российская Центральная Топливная Компания (12,5%)[35].

Помимо нефтедобывающей отрасли, азербайджано-британское сотрудничество развивается и в других сферах экономики. В настоящее время в АР действует около 100 британских компаний различного профиля, включая нефтяные. В начале 1998 г. правительство Великобритании решило увеличить объем гарантированных кредитов Азербайджану на сумму свыше 100 млн. долл. Первое подобное решение было принято еще в 1996 г.

В рамках официального визита Г. Алиева в Лондон в июле 1998 г. был также подписан контракт между представителями Азербайджана и расположенной в Эдинбурге фирмой «Моррисон Констракшн» о строительстве в Баку гостиницы «Хилтон» и здания делового центра, который оценивается в 93 млн. ф.ст. Упомянутая фирма, выигравшая тендер на осуществление данного проекта, имеет прочные деловые связи с Азербайджаном с 1993 г.

На завершающем этапе своего визита в Великобританию 23 июля 1998 г. президент Г. Алиев посетил Эдинбург. В ходе устроенного в его честь официального обеда в Эдинбургском замке государственный секретарь мининдел Великобритании Д. Хендерсон заявил, в частности, что Соединенное Королевство считает очень важным и перспективным развивать всесторонние отношения с Азербайджаном с учетом того факта, что запасы нефти в Каспийском регионе в два раза превышают аналогичные запасы в Северном море[36].

Разработка новых месторождений в Каспийском регионе связана с интересами т.н. вспомогательных нефтяных компаний, базирующихся в основном в Абердине, которые снабжают районы нефтеразработок техникой. При этом шотландские компании проявляют большую заинтересованность в отправке нефтедобывающего и иного оборудования в район Каспийского моря через систему рек и каналов в России, что позволит значительно снизить затраты по его доставке.

Великобритания поддерживает совместный азербайджано-казахстанский проект по созданию транскаспийской системы транспортировки нефти, говорится в докладе второго секретаря по региональной энергетической политике посольства Великобритании в Казахстане Мартина Чайлда, выступившего на четвертой Каспийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции в Актау.

По мнению М. Чайлда, нет ничего удивительного в том, что более всего привлекает ЕС и США Южный коридор, нацеленный на рынки Запада. В плане поставок нефти этот маршрут состоит из трубопровода Атырау-Актау или Атырау-Курык, потом нефть переваливается на танкеры для транспортировки в Азербайджан и далее поступает в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, либо отгружается железнодорожным транспортом на грузинское побережье Черного моря. В свое время обсуждался также проект железнодорожных поставок, особенно нефтепродуктов, из Казахстана через Россию в Грузию и далее на мировые рынки, но экономическое обоснование такого маршрута еще предстоит разработать.

«Каким бы ни был фактический маршрут, Южный коридор потребует колоссальных инвестиций в морскую инфраструктуру на Каспии. В связи с этим мы высоко ценим ту работу по развитию морской инфраструктуры, которую проделал на сегодняшний день Казахстан, и поддерживаем совместный азербайджано-казахстанский проект по созданию транскаспийской транспортной системы», – сказал М. Чайлд[37].

Заинтересованность Великобритании в казахстанской нефти объясняется тем, что страна становится нетто-импортером, хотя в течение многих лет эта страна была самодостаточной благодаря запасам углеводородного топлива в Северном море и на континентальном шельфе.

Будучи морской державой с богатой историей торговых отношений, Великобритания продолжает поддерживать развитие морской транспортной системы, в том числе и в Каспийском регионе как будущем поставщике нефти для нее.

Так, 4 марта 2010 г. президент Госнефтекомпании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев заверил прибывшего в Баку из Ашхабада министра энергетики Великобритании Лорда Ханта в том, что Азербайджан готов предоставить свою инфраструктуру для транзита углеводородов из Центральной Азии на Запад. Он сообщил также, что подготовка второй фазы проекта «Шах дениз» идет в соответствии с графиком, подписаны меморандумы по экспорту сжиженного газа в Болгарию и Румынию[38].

22 сентября 2009 г. в Лондоне, в Палате Лордов состоялось торжественное заседание, посвященное основанию Азербайджано-Британского Бизнес-совета (Britain Azerbaijan Business Council). Согласно принятому решению новосозданная структура будет возглавлена совместно британской и азербайджанской стороной. Первыми со-председателями Совета были избраны достопочтенный Лорд Хауэлл с британской и Председатель Правления Международного Банка Азербайджана Джахангир Гаджиев с азербайджанской стороны. Совет ставит своей целью расширение делового сотрудничества между Великобританией и Азербайджаном, углубление торговых и инвестиционных связей между двумя странами. При этом Совет будет работать в тесном партнёрстве с Международным Банком Азербайджана и базирующейся в Великобритании Ассоциацией ближневосточного сотрудничества (Middle East Association), являющейся одной из старейших и влиятельнейших в Объединенном Королевстве деловых ассоциаций[39].

Следует отметить, что с британской стороны членство в совете уже приобрели около 20 компаний и организаций, представляющих различные сферы экономики, среди них Invesco, один из крупнейших инвестиционных фондов, DLA Piper, Eversheds, Integro Insurance, Лондонская фондовая биржа, Royal Bank of Scotland, London Business School и т.д.

Заседания бизнес-совета, которые предполагается проводить раз в полгода поочередно в Лондоне и Баку, будут нацелены на то, чтобы "нанести" Азербайджан на карту британского бизнеса и повысить осведомленность о потенциальных возможностях страны посредством полномасштабной информационной кампании, включающей ежегодные конференции, деловые брифинги и организацию выездных коммерческих презентаций.

Работая в тесном сотрудничестве с правительствами Великобритании и Азербайджана, совет от лица частного сектора предполагает осуществление стратегических инициатив по продвижению торговли и инвестиций между двумя странами, намерен содействовать развитию частного сектора, внедрению новых технологий и образовательных программ, а также созданию совместных предприятий. Основанием для дальнейшего укрепления отношений между двумя странами стали недавние взаимные визиты на высоком уровне: за прошедшие три месяца Баку посетили Его Королевское Высочество герцог Йоркский, лорд-мэр Лондона и министр энергетики лорд Хант, а президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил Великобританию.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.