скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Политика Великобритании в Каспийском регионе

Во-первых, это экономически и политически значимые для современного мира страны, имеющие свои интересы вдали от своих государственных пределов, – США, страны ЕС. В недалеком будущем к ним смогут прибавиться Китай и Япония.

Во-вторых, это страны, прилегающие к Каспийскому региону (либо расположенные относительно недалеко от него) и соперничающие между собой за расширение своего влияния в регионе или за контроль над потоками энергоресурсов из него: Грузия, Армения, Узбекистан, Афганистан, Украина, Болгария, Греция и др.

В-третьих, это страны, имеющие в Каспийском регионе интересы идеологического характера, выражающиеся в виде панисламизма (братства всех исламских народов) – Саудовская Аравия, Пакистан, ОАЭ – и пантюркизма (объединение народов, говорящих на тюркских языках, в границах единого государства) Турция[14].

И, наконец, в-четвертых, сами страны Каспийского региона, в числе их Россия.

Основные вопросы, касающиеся правового статуса, такие как использование водной поверхности, завершение разграничения морского дна, рыболовство, судоходство, демилитаризация, движение военных кораблей пока находятся в стадии обсуждения. Вместе с тем, в проекте Конвенции о правовом статусе Каспийского моря уже согласованы положения по вопросам экологии и использования биоресурсов моря. Стороны надеются, что наблюдаемые сближения создадут основу также и для принятия решения по разграничению водной поверхности[15].

Отдельная проблема – это продолжающаяся милитаризация Каспийского моря. Каждая из стран наращивает свою военную группировку на Каспии и вводит в строй все новые силы. Причем предлоги для массированного вооружения представляются самые разные, от защиты геологических ресурсов, до охраны транспортных коммуникаций и экологии.

Пятерка прикаспийских стран и, прежде всего, Россия и Иран продолжают предпринимать усилия для устранения влияния внерегиональных игроков и, прежде всего, США, пытающихся проникнуть на Каспий через Азербайджан. Предлогом как раз выступает охрана стратегических объектов, таких как нефтегазодобывающих платформ и трубопроводных систем. Появляющиеся инициативы новых транскапийских трубопроводов вряд ли пока реализуемы. Этому будут препятствовать, прежде всего, жесткая позиция России и слабый интерес Азербайджана, который не слишком-то жаждет вкладываться в амбициозные проекты.

Из крупных международных мероприятий, посвященных проблемам Каспия следует отметить проведение в Анкаре 9-ой международной выставки и конференцию «Нефть и газ», которая была посвящена разработке шельфа Каспийского моря и вопросам поставки добываемой нефти и газа европейским потребителям. В ее работе приняли участие делегации государств Черноморского и Каспийского регионов[16].


 

1.2 Политика Азербайджана в Каспийском регионе

Политическое руководство Азербайджана находится в весьма уязвимом положении и ему необходима безусловная поддержка США, и отчасти Турции и России. Примерно к началу 2002 г. Баку стал пытаться заручиться поддержкой Ирана, но данная проблема не была решена даже отчасти. Однако одновременная опора на США и Россию является весьма проблематичной задачей, а опора на Турцию не может заменить поддержку со стороны США. Ситуация осложнилась еще и тем, что после военной операции американо-британской коалиции в Ираке, американо-турецкие отношения стали напряженными. Сразу после завершения операции в Ираке, США предприняли шаг по диверсификации дислокации своих военных баз в регионе "большою Ближнего Востока", исключающие столь сильную зависимость от Турции и Саудовской Аравии США стали изыскивать возможности по созданию альтернативных мест базирования военной авиации а Южном Кавказе и в Персидском заливе. Главным следствием охлаждения турецко-американских отношений оказалось то, что США проявляют стремление дистанцировать Азербайджан от Турции. Имеются косвенные признаки того, что США стремятся ограничить не только азербайджано-турецкие отношения, но и грузино-турецкие отношения[17]. Однако, если ранее военная политика Турции в Южном Кавказе осуществлялась либо в рамках договоренностей с США, либо в рамках программ НАТО, то можно ожидать, что Турция готова проводить достаточно независимую военную политику в отношениях с Грузией и Азербайджаном[18]. Возможно, это будут скромные и ограниченные программы, но последовательные и системные. Перед американцами стоит задача верно оценить рациональную середину в развитии отношений Турции с Грузией и Азербайджаном. До операции в Ираке данной задачи не стояло. Развитие данных отношений никак не ограничивалось. Даже пропагандистские акции относительно намерений США разместить контингент американских войск а Азербайджане, означали не что иное, как заявка на осуществление геостратегической задачи без участия Турции.

Со снижением уровня заинтересованности США в Азербайджане, включая его энергетические ресурсы и его территорию, как площадку для развертывания военных операций, привели к снижению "статуса" этой страны как геоэкономического партнера, а, следовательно, Азербайджан практически утратил шансы на использование геоэкономического потенциала для борьбы с Арменией.

Одним из ключевых событий этого года для региона стала встреча на уровне заместителей министров иностранных дел пяти прикаспийских стран, прошедшая в Баку 11 – 12 марта 2010 г.

По словам замминистра иностранных дел Азербайджана Халафа Халафова основные вопросы проекта соглашения о совместной деятельности по обеспечению безопасности на Каспии по линии пограничных и таможенных служб и органов внутренних дел, обсуждавшиеся на заседании на уровне замминистров иностранных дел пяти прикаспийских стран были согласованы. Он также отметил, что имевшиеся разногласия не имеют острого характера, и что остающиеся вопросы будут решены на предстоящих встречах, первая из которых планируется примерно через два месяца в Баку[19].

Положительным сигналом является намерение всех стран сотрудничать в целях обеспечения безопасности на море по различным направлениям – погранведомств, антинаркотических служб, по линии МЧС, МВД, портовых ведомств, транспорта, по вопросам безопасности нефтяной инфраструктуры.

Кроме того, стороны намерены в преддверии следующей встречи находиться в постоянном контакте для согласования оставшихся вопросов и подготовки новых предложений. При этом необходимо помнить, что обсуждаемые темы готовящегося проекта соглашения по безопасности на Каспии, касающегося борьбы с незаконным оборотом наркотиков, оружия, контрабандой, незаконной деятельностью на море и торговли людьми, не связаны с вопросами определения правового статуса моря. В повестку дня не входит также и военная составляющая.

По мнению участников встречи, документ должен будет стать весомым вкладом в подготовку третьего саммита Прикаспийских стран.

Российские предложения касались в частности необходимости создания центров обмена информацией и более тесного сотрудничества в проведении оперативных и оперативно-розыскных мороприятиях между спецслужбами стран.

Пример уже имеющегося сотрудничества был продемонстрирован в последний день встречи спасателями МЧС Азербайджана и судами Каспийской морской нефтяной флотилии республики, которые спасли 15 членов экипажа российского рыболовецкого судна «MRS Kayakend», начавшего тонуть неподалеку от острова Чилов[20].

Политика Азербайджана в Каспийском регионе касается, в основном, развития своего нефтегазового комплекса, международного сотрудничества в области добычи и экспорта энергоресурсов, инфраструктуры морского транспорта и переговоров относительно газопровода Nabucco и перспектив участия в нем Баку.

В рамках первого из этих направлений следует, в частности, отметить официально объявленное Госкомстатом страны увеличение объемов добычи нефти в январе-феврале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,5% – до 7,971 миллиона тонн. Около 6,6 миллиона добытой за два месяца года сырой нефти приходится на долю Азербайджанской международной операционной компании (АМОК), разрабатывающей блок нефтяных месторождений Азери-Чыраг-Гюнешли.

Что касается международного сотрудничества, Азербайджан до сих пор не может договориться с Турцией об условиях поставок и транзите газа (к тому же отношения двух стран резко испортились после прошлогодних шагов Анкары в сфере нормализации отношений с Арменией) и периодически демонстрирует готовность экспортировать сырье по другим направлениям. Так, недавно были подписаны соответствующие контракты с Россией и Ираном. Переговоры с Анкарой, по словам министра иностранных дел Турции не ведутся уже на протяжении полутора месяцев[21].

10 марта 2010 г. ГНКАР и немецкая компания RWE подписали меморандум о взаимопонимании по согласованию основных коммерческих условий и принципов соглашения о разведке, разработке и долевом разделе добычи на перспективной морской структуре «Нахчыван» в азербайджанском секторе Каспия. В течение года будут проведены работы по подготовке контракта типа PSA, после его подписания начнутся разведочные работы на структуре. Согласно предварительным прогнозам, в структуре «Нахчыван» имеется 300 млрд. кубометров запасов природного газа и 38 млн. тонн конденсата. По оценкам RWE, к 2014 – 2015 гг. Азербайджан будет располагать в общей сложности 16 млрд. куб. м газа для экспорта. Оценки Баку более оптимистичны по ним Азербайджан будет располагать примерно 20 млрд. куб. м свободного газа[22].

В результате переговоров был увеличен экспорт газа «Газпрому». С 5 марта 2010 г. суточные объемы поставок газа из этой страны составляют 3 млн. кубометров вместо 1,5 млн. кубометров ранее. Руководство концерна подтвердило намерение закупать весь газ, который будет готова поставлять азербайджанская сторона.

Также появилась информация, что в ближайшие месяцы начнутся коммерческие поставки азербайджанского газа в Иран. Наряду с этим Баку ведет переговоры с Сирией по продаже этой стране 1 млрд. куб. м газа в год. По словам Баку, экспорт природного газа из Азербайджана в Сирию будет осуществляться посредством трубопровода, который должен будет пройти по территории Турции. При этом транспортируемый по этому трубопроводу азербайджанский газ в последующие годы будет экспортироваться и в другие арабские государства. Другое дело, что пока не будут восстановлены рабочие отношения с Турцией, говорить об этих проектах не приходится[23].

К интенсивным переговорам с Азербайджаном в середине марта подключился и Европейский банк реконструкции и развития. Следует отметить, что переговорный процесс по проекту заметно активизировался после ратификации парламентом Турции 4 марта 2010 г. межправительственного соглашения по строительству газопровода Nabucco.

В контексте начала бурения Ираном в феврале первой разведочной скважины в Каспийском море интересно заявление заместителя министра иностранных дел Азербайджана Х. Халафова, который 4 марта 2010 г. сообщил, что деятельность Ирана не противоречит суверенному праву Азербайджана и вопросам делимитации. Это заявление породило вопросы, поскольку место, в котором иранская сторона проводит бурение, входит согласно прежней линии разделения морской границы СССР с Ираном, которой и сегодня придерживаются официальные Москва, Астана и Баку, в азербайджанский сектор Каспия. Тем не менее, Азербайджан, видимо, предпочитает пока не замечать этого.

В рамках развития каспийской инфраструктуры Азербайджана необходимо отметить начало строительства нового судостроительного завода. Закладка фундамента состоялась 19 марта 2010 г. Этот завод по заверениям правительства не будет иметь аналогов в бассейне Каспийского моря и будет ежегодно выпускать 25 тысяч тонн металлоконструкций, 4 танкера грузоподъемностью 15 тысяч тонн каждый (или же 2 танкера грузоподъемностью 60 – 70 тысяч тонн типа «Caspian Max») и 4 снабженческо-буксировочных судна, а также ремонтировать 80 – 100 судов различного назначения. По первичным расчетам общая стоимость расходов на проект составит 300 – 350 миллионов долларов США. Строительство завода завершится через 2,5 – 3 года. После завершения строительства на заводе будет работать тысяча человек, через 3 – 5 лет – 1700 – 2000[24].

Так выглядит общий политический курс Азербайджана в Каспийском регионе.


Глава 2. Интересы Великобритании в Каспийском регионе

 

2.1 Влияние Великобритании на политику в Каспийском регионе

Кавказско-Каспийский регион постоянно находится в фокусе внимания международной политики и общественности, в гораздо большей степени, чем иные регионы, являющиеся авангардами политики и экономики. Вместе с тем, например, в стратегической доктрине США, подписанной президентом Джорджем Бушем в начале 2006 г., практически, нет упоминания данного региона[25]. Американские и британские проекты в Южном Кавказе осуществляются в период, для которого характерна экономизация геополитики, то есть трансформация геополитики в геоэкономику, когда происходит интерактивное сочетание геополитики и геоэкономики. Сквозь не совсем понятные инициативы и проекты проступает определенная банальность – обе атлантические державы в обозримой перспективе в Кавказско-Каспийском регионе интересует нефть, только нефть и ничего кроме нефти. Генеральной целью является нефть, а приоритетами безопасность и стабильность, или управляемая стабильность. Все другие проекты и инициативы являются подчиненными.

По декларированным представлениям подразделения стратегического планирования Великобритании, Южному Кавказу отведено место транзитно-сервисного региона, с вытекающими задачами и решениями. В связи с этим, "классической" страной Южного Кавказа является Грузия, которой приданы исключительно транзитно-сервисные функции, и практически, ничего больше. Азербайджан – источник нефти с определенными функциями транзита, в том числе военного транзита. Лишь Армении придается статус страны, занятой высокими технологиями и диверсифицированной промышленностью. Грузия рассматривается, как не вполне надежный партнер из-за хронической внутренней нестабильности. Азербайджан является стратегическим партнером Турции, с которой все более ухудшаются отношения у Великобритании, а также, находится в геополитической блокаде со стороны соседних государств. Армения, находясь в тесных военно-политических отношениях с Россией, а также, в уязвимых геополитических условиях, по замыслу в Лондоне, обречена на роль "баланса" в Южном Кавказе и тесное сотрудничество с США, как гаранта ее безопасности, наряду с Россией[26].

Политика Великобритании и США в Южном Кавказе в целом, и по проблемам конфликтов во многом совпадают, но их подходы, приоритеты, политический стиль, последовательность выдвижения инициатив и задач в некоторой мере не совпадают. США и Великобритания осуществляют, в значительной мере, консолидированную политику в регионе, принимая во внимание, что обе державы осуществляют энергокоммуникационный проект межрегионального по масштабам, и глобального по функциям. Исходя из данных целей и предпосылок, ни США, ни Великобритания не заинтересованы в любом сценарии урегулирования абхазского, южноосетинского и карабахского проектов, так, как в процессе осуществляемых попыток, выяснилось, что в принципе не существует таких схем, подходов и технологий урегулирования данных конфликтов, которые не привели бы, как минимум, к усилению напряженности или к возобновлению военных действий, как крайнему развертыванию данного процесса[27].

Южноосетинский конфликт представляет угрозу для энергокоммуникаций, хотя весьма относительно, так, как условия региона с легкостью гасят те возмущения, которые время от времени возникают вокруг Южной Осетии. Великобритания уделяет гораздо большее внимание Южной Осетии, чем Абхазии, но не только в связи с оперативными задачами, но и по политическим мотивам. Грузинскому политическому руководству удалось убедить своих партнеров в Западном сообществе, что в отличие от Абхазии, вопрос Южной Осетии может быть решен. Однако вовсе не это является причиной внимания Великобритании к этой непризнанной республике. США должны в какой-то мере удовлетворить тот оптимизм, который имеет место в Грузии, грузинском обществе в отношении Южной Осетии, исходя из внутренних и внешних потребностей грузинской политики. Заявления и высказывания государственного секретаря Кондолизы Райс, политиков и администраторов США, скорее, направлены на поддержание иллюзий и схемы имитации урегулирования. Таким образом, если в Абхазии реализуется схема "пассивной" имитации, то в Южной Осетии – "активной имитации"[28].

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.