Курсовая работа: План маркетинга мебельной фабрики ООО "Мебелин"
ООО «Мебелин» использует материалы не только отечественных поставщиков, но и зарубежных фирм, поэтому повышение курса иностранной валюты по отношению к российскому рублю приводит к удорожанию сырья и полуфабрикатов и фурнитуры необходимых для производства мебели. Следовательно, повышение курса евро и доллара сказывается негативным образом на деятельности предприятия и заставляет его искать наиболее подходящую цену, которая бы способствовала незначительному снижению спроса и сохранила бы прибыль на прежнем уровне. В настоящее время наблюдается большой рост инфляции. Это приводит к обесцениванию запасов сырья, полуфабрикатов, фурнитуры, комплектующих, денежных средств и т.д., что в конечном итоге заставляет предприятие искать источник пополнения оборотных средств. Кроме этого увеличение затрат на производство и реализацию продукции приводит к повышению цены продукции, и, следовательно, снижению спроса на нее.
Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влиянием политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти.
Приход к власти нового человека влечет за собой изменения. Если будут ужесточены меры к производственным организациям, то это повлечет за собой повышение цен и, как следствие, снижение спроса на продукцию. В целом, влияние политического фактора в данный момент на ООО «Мебелин» незначительно.
2.2 Маркетинговые исследования потребителей
Для того чтобы проверить, удовлетворяет ли предприятие потребности своих клиентов, понадобятся время и тщательный анализ, а именно маркетинговые исследования потребителей. Полученная информация должна помочь провести сегментацию рынка и выбор целевого сегмента, что в свою очередь позволит лучше прогнозировать потребности клиента и пути их удовлетворения.
Сегментация рынка – разделение определенной совокупности потребителей на отдельные группы, характеризующиеся набором определенных признаков. Сегментация по географическому положению позволяет предположить изменения в составе участников рынка из-за роста транспортных тарифов.
Сведения о потребителях получены на основе бухгалтерского и управленческого учета на ООО «Мебелин» и приведены в таблице 2.1. Для анализа приведем данные по одному виду продукции – шкаф-купе.
Таблица 2.1 – Исходная информация для сегментации рынка потребителей шкафов-купе
Потребитель (с указанием географического положения) | 2007 | 2008 | ||||
Фактически поставлено, ед. | Цена руб.\ед. | Стоимость тыс. руб. | Фактически поставлено, ед. | Цена руб.\ед. | Стоимость тыс. руб. | |
г. Абакан | 60 | 6850 | 411 | 79 | 7200 | 568 |
г. Черногорск | 20 | 6850 | 137 | 27 | 7200 | 194 |
Аскизский район | 6 | 6850 | 41 | 8 | 7200 | 58 |
Усть-абаканский район | 7 | 6850 | 48 | 9 | 7200 | 65 |
Другие районы | 2 | 6850 | 14 | 3 | 7200 | 22 |
В результате проведенных исследований видно, что наибольшая часть потребителей находятся в г. Абакане, также имеются потребители в г. Черногорске, и лишь небольшая доля клиентов проживает в других районах.
Разработаем примерную анкету для возможных клиентов.
1. Возраст ____________________________________________________
2. Пол _______________________________________________________
3. Семейное положение ________________________________________
4. Профессия _________________________________________________
5. Среднемесячный доход_______________________________________
6. Регион, город проживания ____________________________________
7. Вид жилья:
- собственное
- арендованное
7. Укажите наиболее значимые для Вас качества товара, расставляя цифры в порядке возрастания с уменьшением значимости:
- цена
- качество
- дизайн
- марка
- экологичность
- экономичность
- комфорт
8. Какого класса Вы предпочитаете мебель:
- эконом класс
- средний класс
- класс люкс
9. Как Вы относитесь к новшествам:
- предпочитаю проверенные вещи
- положительно
- другое ______________________________________________________
10. Вы бы предпочли покупать мебель:
- со стопроцентной предоплатой
- с рассрочкой платежа
- в кредит
11. Наиболее предпочтительный вид доставки:
- собственным транспортом
- транспортом продавца
- наемным транспортом
12. Вы бы предпочли покупать мебель:
а)
- в собранном виде
- в разобранном виде
б)
- с самостоятельная сборка
- профессиональная сборка
13. Из какого источника Вы узнали о нашем магазине ? _____________
14. Приобретали ли Вы ранее товар в нашем магазине? ______________
14. Ваше мнение и пожелания к качеству припродажного и послепродажного обслуживания ______________________________________
На основе проведенных исследований вырисовывается портрет потребителя (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Профиль потребителя
Информация | Группы потребителей |
Возраст | 25-60 |
Пол | Женщины 65% |
Семейное положение | В браке |
Доход | Средний/ выше среднего |
Возраст детей | - |
Дом (собственный/арендованный) | Собственный |
Специальность (одна/две) | - |
Образование | - |
2.3 Исследование конкурентов
В г. Абакане функционирует более 30 местных фирм, а также фирмы из соседних регионов, занимающихся производством и продажей мебели.
Основными конкурентами ООО «Мебелин» являются следующие фирмы производящие и продающие мебель:
- Дом мебели «Георг» - производство корпусной и мягкой мебели;
- Производственная фирма «Добрый стиль» - производство корпусной мебели;
- ООО «Идеал мебель» - производство корпусной мебели;
- ПКФ «Модерн» - производство мягкой и корпусной мебели;
- Мебельная фабрика «12 стульев» - производство корпусной и мягкой мебели;
- ООО «Универсал мебель» - производство корпусной мебели.
А также крупные Красноярские и Новосибирские фирмы:
- «Командор»;
- «Армада мебель»;
- «Ярмарка мебели» и др.
Можно сказать, что на сегодняшний день Абаканский мебельный рынок представляет собой пример совершенной конкуренции и даже пересыщен предложением мебели. Не смотря на то, что за последние два года в г. Абакане было открыто более пяти фирм, производящих мебель, открывается все больше и больше магазинов-«перекупщиков», реализующих мебель различных производителей по более завышенным ценам. Но с другой стороны это дает реальный шанс ООО «Мебелин» завоевать большую долю рынка и выместить часть конкурентов (небольших фирм) с рынка. Конкуренция очень активная. Все фирмы предлагают потребителю практически идентичный товар, поэтому слабые места следует искать в качестве обслуживания, предлагаемых дополнительных услугах, месте расположения конкурентов, уровне цен, ассортименте, оригинальности дизайна, соответствие современным веяниям моды, продукции в наличии и т.д. Словом, попытаться повернуть недостатки своих конкурентов в свою сторону. Рассмотрим основных конкурентов ООО «Мебелин» в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Действующие на рынке конкуренты
Название фирмы-конкурента | Местоположение | Цена руб.\ед. товара | |
Шкаф-купе | Спальня | ||
Мебельная фабрика «12 стульев» | г. Абакан | 7500 | 35800 |
Дом мебели «Георг» | г. Абакан | 10000 | 43200 |
ПКФ «Модерн | г. Абакан | 6600 | 34300 |
ООО «Идеал мебель» | г. Абакан | 8400 | 38200 |
ООО «Мебелин» | г. Абакан | 7200 | 35500 |
Как видно из таблицы цены на рассмотренные виды мебели ООО «Мебели» находятся на вполне приемлемом уровне: ПКФ «Модерн» предлагает свою мебель по ценам немного ниже, с мебельной фабрикой «12 стульев» цены находятся на примерно одинаковом уровне, но по сравнению с другими фирмами цены ООО «Меблин» более низкие.
Анализ показателей деятельности, целей и стратегий конкурирующих фирм представлен в таблице 2.4.
По данной методике для оценки конкурентоспособности фирм выделены четыре группы критериев оценки: производство, менеджмент, маркетинг, финансы.
Необходимо определить относительную важность каждой из групп критериев, т.е. присвоить им показатель важности Z1, Z2, Z3 ,Z4, причем ∑Zj=1;
Внутри каждой группы, в свою очередь, выделены отдельные критерии Wij, которые позволяют более всесторонне оценить позиции конкурента и предприятия на рынке; ∑Wij = 1.
Общая интегральная оценка конкурентоспособности рассчитывается по формуле: Р = , (2.1)
где m число групп критериев;
n – число критерий в j-ой группе;
Zj – показатель относительной важности j-ой группы критериев;
Wij – показатель относительной важности i-го критерия в j-ой группе;
Xij – значимость критерия в баллах.
Таблица 2.4 Оценка конкурентоспособности фирмы и основного конкурента
Критерий оценки конкурентоспособности |
Wij |
«Мебелин» | «Идеал мебель» | «Георг» | «Модерн» | «12 стульев» |
1. Производство: |
0,4 |
|||||
1.1 Уровень производственного оборудования | 0,3 | 35 | 10 | 20 | 30 | 30 |
1.2 Обеспеченность производства | 0,1 | 35 | 35 | 30 | 40 | 40 |
1.3 Обеспеченность сырьем и материалами | 0,4 | 45 | 30 | 40 | 30 | 40 |
1.4 Перспективность и качество продукции | 0,2 | 45 | 20 | 35 | 45 | 45 |
2. Менеджмент: |
0,2 |
|||||
2.1 Обеспеченность кадрами | 0,3 | 40 | 30 | 30 | 35 | 40 |
2.2 Профессиональный уровень рабочих | 0,4 | 40 | 40 | 30 | 40 | 35 |
2.3 Квалификация менеджеров | 0,2 | 30 | 20 | 30 | 30 | 40 |
2.4 Текучесть кадров | 0,1 | 30 | 20 | 15 | 25 | 40 |
3. Маркетинг: |
0,3 |
|||||
3.1 Затраты на исследование рынка | 0,2 | 20 | 5 | 25 | 25 | 30 |
3.2 Расположение сбытовых филиалов | 0,4 | 35 | 15 | 40 | 45 | 35 |
3.3 Затраты на стимулирование сбыта, рекламу | 0,3 | 35 | 15 | 40 | 45 | 35 |
3.4 Степень исполнения маркетинговых программ | 0,1 | 30 | 20 | 30 | 35 | 35 |
4. Финансы: |
0,1 |
|||||
4.1 Рентабельность продукции | 0,5 | 35 | 30 | 40 | 40 | 35 |
4.2 Финансовая обеспеченность | 0,3 | 30 | 35 | 30 | 35 | 40 |
4.3 Возможность получения кредитов | 0,2 | 35 | 25 | 25 | 30 | 40 |
Р |
0,4 |
36,6 |
22,3 |
32,7 |
36,25 |
36,75 |