скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Ответственность за нарушение валютного законодательства

В другом случае резидент обратился в суд с требованием о признании недействительным решения органа валютного контроля о взыскании штрафа и возврате соответствующих сумм из бюджета, ссылаясь только на то, что он не давал согласия на их списание со своего расчетного счета в банке.

Суд в удовлетворении заявленного требования отказал, обоснованно посчитав, что отсутствие возражений, связанных с фактом нарушения и размером взыскания, по существу означает согласие резидента с выводами органа валютного контроля об основаниях наложения и сумме предъявленных к взысканию санкций.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 14.01.2000 4-О, решение о взыскании штрафа за нарушение валютного законодательства приводится в исполнение без применения судебной процедуры, если оно не было обжаловано плательщиком штрафа в вышестоящий орган и (или) суд в течение срока, определенного по аналогии Закона применительно к статье 268 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях." [15]

Высший Арбитражный Суд РФ считает, что органы валютного контроля в п.4 ст.14 закона о валютном регулировании наделены полномочиями применять к нарушителям меры ответственности за незаконные валютные операции. Но в соответствии с п.4 ст.14 взыскание санкций за нарушение валютного законодательства с физических лиц производится в судебном порядке. Это означает, что органы валютного контроля должны подавать иски в суды общей юрисдикции, где доказывать незаконность сделок и иных действий, нарушивших по их мнению валютное законодательство. Только суд компетентен выносить решение о взыскании в доход государства всего полученного по недействительным сделкам, а также необоснованно приобретённого в результате незаконных действий. Что касается того, что взыскание санкций с юридических лиц производится органами валютного контроля в бесспорном порядке. То это положение закона о валютном регулировании Конституционным судом РФ признано неконституционным и не подлежащим применению на территории Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время нельзя утверждать, что органы валютного контроля наделены полномочиями применять к нарушителям меры ответственности за незаконные валютные операции. Признание неконституционным порядка взыскания санкций с юридических лиц, установленного действующим законом валютном регулировании, означает, что законом должен быть определён новый порядок взыскания санкций с юридических лиц, но до принятия этого нового порядка органы валютного контроля не имеют права применять санкции за нарушение валютного законодательства РФ к юридическим лицам, так как этого порядка применения не существует. Единственная возможность заключается в использовании порядка взыскания санкций, предусмотренного в п.4 ст.14 для физических лиц, а именно судебного.

Судебный порядок взыскания санкций соответствует ч.3 ст.35 Конституции РФ. Органы валютного контроля должны обращаться за взысканием санкций в арбитражные суды, где доказывать незаконность сделок и иных действий, нарушивших по их мнению валютное законодательство. В настоящее время только арбитражные суды компетентны выносить решения о взыскании в доход государства всего полученного по недействительным сделкам, а также необоснованно приобретённого в результате незаконных действий. При этом взыскание должно производится только по вступившему в законную силу судебному решению. Возможно апелляционное и кассационное обжалование этого решения.

В настоящее время ст.14 закона о валютном регулировании не устанавливает процедуру взыскания санкций за валютные правонарушения. Кроме того, частично ст.14 признана несоответствующей Конституции РФ. Применение ответственности за нарушение валютного законодательства является сферой публичного права. Для урегулирования данного вопроса необходимо принять новый закон о валютном регулировании и валютном контроле либо отдельный закон о валютном контроле, который бы определял полномочия органов валютного контроля по контролю за оборотом валютных ценностей в Российской Федерации, а также устанавливал бы процедуру применения санкций к нарушителям порядка оборота валютных ценностей в Российской Федерации. Выделение закона о валютном контроле имеет смысл, так как данная сфера регулируется публично-правовыми нормами и отличается от сферы валютного регулирования, которая относится к частному праву, так как регулирует гражданский оборот валютных ценностей в Российской Федерации.

Заключение.

В настоящее время стройная система валютного регулирования в Российской Федерации отсутствует. Система валютного контроля со стороны государства не является эффективной. Гражданский кодекс РФ не регулирует оборот валютных ценностей. В части определения видов имущества, признаваемых валютными ценностями, и порядка совершения сделок с ними, а также порядка осуществления расчётов в иностранной валюте, он отсылает к закону о валютном регулировании и валютном контроле. Но новый закон о валютном регулировании и валютном контроле после принятия нового Гражданского кодекса РФ до сих пор не принят. Старый закон о валютном регулировании и валютном контроле 1992 года эти задачи не решает, так как состоит всего из 15 статей, устанавливающих лишь общие принципы оборота валютных ценностей. Кроме того, он содержит много отсылочных норм по вопросам, относящимся к предмету его регулирования. С учётом этого пробела в законодательстве функция валютного регулирования осуществляется Центральным банком РФ. Он установил разрешительный порядок совершения сделок с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте в Российской Федерации. Также он разработал сложные процедуры для получения этих разрешений. При этом он не делает различия между валютным регулированием в Российской Федерации, как регулированием оборота валютных ценностей внутри Российской Федерации, и регулированием внешнеэкономической деятельности, так как она также подразумевает расчёты в иностранной валюте. Таким образом, Центральный банк РФ присвоил себе функцию регулирования и контроля за экспортом и импортом. Регулирование Центральный банк РФ осуществляет с помощью издания многочисленных нормативных актов, не составляющих какой-либо системы, и друг другу противоречащих. Кроме этого, он издаёт официальные разъяснения своих нормативных актов, подготовленные Департаментом валютного регулирования Центрального банка РФ, где он сам себе отвечает на вопросы, как же всё-таки следует применять его нормативные акты. При этом Департамент валютного регулирования занимается толкованием действующего валютного законодательства, хотя такие полномочия ему не предоставлены.

Хаос в системе валютного регулирования в Российской Федерации возник из-за действующего закона о валютном регулировании и валютном контроле. При его разработке до принятия нового Гражданского кодекса РФ был использован закон СССР о валютном регулировании. В СССР оборот валютных ценностей был запрещён Уголовным кодексом. В шестидесятые годы была введена смертная казнь за валютные операции. Но в настоящее время при установлении системы валютного регулирования в Российской Федерации надо исходить из принципов свободного гражданского оборота, закреплённых Гражданским кодексом РФ. Закон о валютном регулировании и валютном контроле 1992 года, кроме отсылочных норм содержит ошибки при установлении принципов национального валютного регулирования. Так он не содержит чёткого определения понятия валютных операций. В результате возникли различные теории об особой правовой природе валютных операций, которые нашли отражение в нормативных актах Центрального банка РФ, его разъяснениях, а также в правоприменительной практике. По своей правовой природе термин "валютные операции" означает сделки с валютными ценностями. В связи с тем, что оборот валютных ценностей в нашем государстве был длительное время под запретом значение этого термина забылось и затем было искажено, нечёткой формулировкой, содержащейся в законе о валютном регулировании.

В настоящее время из-за низкого уровня валютного законодательства в правоприменительной практике с целью легализации оборота валютных ценностей возникают различные теории. Например, теория о том, что вексель в иностранной валюте, не содержащий оговорки эффективного платежа, не является валютной ценностью.

Необходимо принять новый закон о валютном регулировании в Российской Федерации, где дать чёткое определение валютных операций – сделок с валютными ценностями. Также этот закон должен полностью определять порядок совершения сделок с валютными ценностями в России и порядок использования иностранной валюты при осуществлении расчётов внутри России. Он не должен содержать отсылочных норм и норм, устанавливающих, что регулирование осуществляется каким-либо органом исполнительной власти. Также необходимо принять новый закон о валютном контроле, определяющий органы валютного контроля, их полномочия, санкции за нарушения закона о валютном регулировании, и процедуру привлечения нарушителей валютного законодательства к ответственности. При этом я считаю, что применение конфискационных санкций возможно только по решению суда, а не органов исполнительной власти.

Исходя из того, что государство имеет право устанавливать ограничения внешнеторговой и иной внешнеэкономической деятельности, например, обязанность возврата экспортной выручки и обязанность её частичной продажи. Необходимо, чтобы эти торговые ограничения были закреплены в законодательстве. Поэтому необходимо принять соответствующий закон о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности и государственном контроле за внешнеэкономической деятельностью. При этом надо разделять внутреннее валютное регулирование и государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, и валютный контроль и государственный контроль за внешнеэкономической деятельностью, так как это разные по своей правовой природе сферы. Необходимо разделить государственные органы, занимающиеся валютным контролем, и государственные органы, занимающиеся контролем за внешнеэкономической деятельностью.

Необходимо убрать барьеры во внешнеэкономической деятельности; законодательно установить, что внутреннее валютное регулирование и связанные с ним ограничения оборота валютных ценностей в Российской Федерации не распространяются на внешнеэкономическую деятельность. Органы валютного контроля не должны вмешиваться во внешнеэкономическую деятельность. Экспорт и импорт со сроками расчётов не более 180 дней должен осуществляться свободно. Экспортёры и импортёры должны лишь предоставлять статистическую информацию органам государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью, которые осуществляют лишь последующий контроль за такими экспортными и импортными операциями. Экспорт и импорт со сроками расчётов более 180 дней должен подлежать предварительному лицензированию со стороны государства. Лицензии должны выдаваться в течение 7 дней. При этом порядок получения лицензии должен быть определён законом о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности и содержать исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензии. Среди этих оснований не должно быть таких как в связи с нецелесообразностью и тому подобных. Отказ в выдаче лицензии можно обжаловать в суде. В случае если суд признаёт отказ в выдаче лицензии незаконным, лицензирующий орган выдаёт разрешение, не имея права на обжалование этого судебного решения. Весь бартер во внешнеэкономической деятельности должен подлежать предварительному лицензированию. Процедура выдачи лицензии в данном случае может быть определена подзаконным актом.

Операции по трансграничному движению капитала также должны осуществляться свободно лишь с обязанностью по предоставлению статистической информации. Что касается "борьбы с утечкой капитала", то она может осуществляться не только административными или запретительными мерами. Так можно ввести пятипроцентный налог на экспорт капитала. Естественно, экспортом капитала не являются вывоз наличной иностранной валюты гражданами, неторговые переводы, международные переводы, связанные с внешнеторговой деятельностью и тому подобное. Этот налог должен уплачиваться через банки и иные кредитные учреждения одновременно с осуществлением международного денежного перевода, связанного с экспортом капитала из Российской Федерации. За нарушение ограничений, связанных с внешнеэкономической деятельностью, должна быть введена уголовная ответственность в главе "Экономические преступления".

Вышеперечисленные меры по изменению системы валютного регулирования и валютного контроля соответствуют общепризнанной мировой практике. Они необходимы для стимулирования экономического развития Российской Федерации. Считаем, что необходимо как можно скорее принять новые законы о валютном регулировании, о валютном контроле, и о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности и государственном контроле за ней.

Сергей Соловьев

Список литературы

1) Венедиктов А.В. Кодификация кредитного и валютного законодательства.- М., 1924.

2) Законы о деньгах и валютных операциях./ Под ред. проф. А.М. Винавера.- М., 1924.

3) Гордон В.М. Система советского торгового права.- Харьков, 1927.

4) Данилова Е.Н. Советское торговое право.- Л., 1925.

5) Экономическая теория. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.- СПб., 1999.

6) Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России.- М., 2000.

7) Общая теория денег и кредита. / Под ред. Е.Ф. Жукова.- М., 1995.

8) Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеэкономической деятельности.- М., 1998.

9) Корпусова О.А. Валютные правонарушения (обобщение судебной практики). // "Арбитражные споры". 1998. №1-2.

10) Попов И.С. Вексель в иностранной валюте. // "Юрист". 2000. №1.

11) Рассказова Н.Ю. Вексель, номинированный в иностранной валюте, как объект гражданского оборота. // "Хозяйство и право". 2000. №3.

12) Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков.- М., 1999.

13) Харатян А.Ж. Валютные ценности как объекты гражданских прав. / "Право и экономика". 1997. №7-8.

14) Вернер Ф. Эбке. Международное валютное право: Пер. с нем.- М., 1997.

15) Эрлихман И.Б. Учёт операций во внешней торговле. -М., 1929.

Нормативный материал

1) Конституция РФ от 12.12.1993.

2) Гражданский кодекс РСФСР 1922 года.

3) Гражданский кодекс РФ.

4) Таможенный кодекс РФ.

5) Кодекс об административных правонарушениях РФ.

6) Договор о Международном валютном фонде от 22.07.1944 в ред. от 28.06.1990 (перевод Бюро переводов Международного валютного фонда). // ИПС "Консультант+".

7) Закон СССР от 01.03.91 №1982-1 "О валютном регулировании". // ИПС "Кодекс".

8) Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 3615-I (с изм. 05.07.1999). // Российская газета. 1992, 4 ноября.

9) Закон РФ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26.03.1998 41-ФЗ (с изм. 31.05.1999). // СЗ РФ. 1999. №13.

10) Закон РФ от 29.12.1998 №192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" (с изм. 05.08.2000) // СЗ РФ. 1999. №1.

11) Закон РФ от 11.03.97 №48-ФЗ "О переводном и простом векселе". // СЗ РФ. 1997. №11.

12) Закон РФ от 11.04.1991 "О налоговых органах РФ" (с изм. 07.11.2000). // Ведомости РФ. 1991. №15.

13) Определение Конституционного суда РФ от 04.03.1999 №50-О "По жалобе ЗАО "Производственно-коммерческая компания "Пирамида" на нарушение конституционных прав и свобод п.4 ст.14 закона о валютном регулировании и валютном контроле". // СЗ РФ. 1999. №21.

14) Определение Конституционного суда РФ от 14.01.2000 №4-О "О разъяснении определения Конституционного суда РФ от 04.03.99 в связи с ходатайством Центрального банка РФ". // СЗ РФ. 2000. №10.

15) Постановление Верховного Совета РФ от 22.05.1992 №2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития". // Ведомости РФ. 1992. №22.

16) Декрет ВЦИК и СНК СССР от 15.02.1923 "О валютных операциях". // Законы о деньгах и валютных операциях./ Под ред. проф. А.М. Винавера.- М., 1924.

17) Декрет Совета Народных Комиссаров СССР от 06.02.1923 "Об Особом Валютном Совещании при Наркомфине СССР" // Законы о деньгах и валютных операциях./ Под ред. проф. А.М. Винавера.- М., 1924.

18) Инструкция от 20.05.1923 "По применению постановления ВЦИК и СНК СССР "О валютных операциях" // Законы о деньгах и валютных операциях./ Под ред. проф. А.М. Винавера.- М., 1924.

19) Инструкция "По применению постановления ВЦИК и СНК от 19.04.1923 "О порядке перевода, пересылки и вывоза за границу валютных ценностей", утв. НКВТ и НКФ СССР 25.01.1924. // Законы о деньгах и валютных операциях./ Под ред. проф. А.М. Винавера.- М., 1924.

20) Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 №104/1341 "О введении Положения о переводном и простом векселе". // CЗ СССР. 1937. №52. Ст. 227.

21) Указ Президента РФ от 14.06.1992 №629 "О чаcтичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" (с изм. 25.07.2000). // Ведомости РФ. 1992. №25. Ст. 1425.

22) Указ Президента РФ от 18.08.1996 №1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок". // Российская газета. 1996. №163.

23) Указ Президента РФ от 17.05.2000 №867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти РФ". // СЗ РФ. 2000. №21. Ст. 2168.

24) Постановление Правительства РФ от 16.06.1993 №560 "Вопросы Федеральной службы по валютному и экспортному контролю". // Собрание актов РФ. 1993. 47.

25) Постановление Правительства РФ от 23.08.2000 №624 "Вопросы Министерства финансов РФ". // СЗ РФ. 2000. №35.

26) Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР, утв. письмом ЦБ РФ от 24.05.1991 №352 (с изм. 02.09.1994). // ИПС "Кодекс".

27) Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 26.07.1995. №30-И и №01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары". // Российская газета. 1995, 2 декабря.

28) Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 13.10.1999 №86 и №01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров". // Вестник Банка России. 1999. №70-71.

29) Инструкция ЦБ РФ ГТК РФ от 04.10.2000 №91-И и №01-11/28644 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров". // Вестник Банка России. 2000. №59.

30) Письмо Банка России от 06.10.1995. №12-524 "О перечне документов, представляемых для получения лицензий на операции, связанные с движением капитала" (с изм. 20.07.1999.) // Вестник Банка России. 1995. №45.

31) Письмо Банка России от 11.10.1996. №341 "Временный порядокпредоставления главными управления Центрального банка РФ разрешений на проведение отдельных видов валютных операций". // Финансовая газета. 1996. №48.

32) Положение ЦБ РФ от 21.12.2000 № 129-П "О выдаче территориальными учреждениями ЦБ РФ разрешений юридическим лицам-резидентам на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала". // Вестник Банка России. 2000. №70.

33) Положение ЦБ РФ от 24.04.1996 №39 "Положение об изменении порядка проведения некоторых видов валютных операций" (с изм 24.10.97). // Вестник Банка России. 1996. №24.

34) Указание ЦБ РФ от 27.03.1998 №193-У "Об осуществлении уполномоченными банками сделок и операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, не относящихся к банковским операциям" (с изм. 20.07.99). // Вестник Банка России. 1998. №21.

35) Указание ЦБ РФ от 08.10.1999 №660-У "О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций". // Вестник Банка России. 1999. №62.

36) Положение ЦБ РФ от 20.07.1999 №82 "О порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных валютных операций, связанных с движением капитала". // Вестник Банка России. 1999. №47.

37) Письмо Центрального банка РФ от 26.05.2000 №б/н 3 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования". // Вестник Банка России. 2000. №28.

38) Информационное сообщение Центрального банка РФ от 10.08.2000 №б/н 4 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования". // Вестник Банка России. 2000. №44.

39) Письмо Центрального банка РФ от 22.08.1995 №12-1с-1/4276 "Об операциях с ценными бумагами в иностранной валюте". // ИПС "Кодекс".

40) Письмо Главного управления Центрального банка РФ по Санкт-Петербургу от 17.09.98 №19-7-02/10385 "О порядке контроля за осуществлением валютных операций". // ИПС "Кодекс".

41) Приказ Министерства экономики РФ от 24.08.1999 №421 "Положение о порядке выдачи заключений Министерства экономики РФ о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) проведения инвестиционных операций". // Вестник Банка России. 1999. №60.

42) Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.05.2000 №52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле". // Вестник ВАС. 2000. №7.

43) Постановление пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2000 №33/14, Постановление пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.12.2000 №33/14 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей". // Российская газета. 2001, 13 января.

44) Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.06.2000 по делу №А56-2908/00 // "Арбитражные споры". 2000. №6(11).

 [1] Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 3615-I с изм. 05.07.1999

 [2] Закон РФ от 11.04.1991 "О налоговых органах РФ" с изм. 07.11.2000

 [3] Постановление Правительства РФ от 16.06.1993 №560 "Вопросы Федеральной службы по валютному и экспортному контролю"

 [4] Указ Президента РФ от 17.05.2000 №867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти РФ"

 [5] Постановление Правительства РФ от 23.08.2000 №624 "Вопросы Министерства финансов РФ"

 [6] Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 3615-I с изм. 05.07.1999

 [7] Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 3615-I с изм. 05.07.1999

 [8] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.05.2000 №52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле"

 [9] Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 3615-I с изм. 05.07.1999

 [10] Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 3615-I с изм. 05.07.1999

 [11] Конституция РФ, принятая 12.12.1993

 [12] Определение Конституционного суда РФ от 04.03.1999 №50-О "По жалобе ЗАО "Производственно-коммерческая компания "Пирамида" на нарушение конституционных прав и свобод п.4 ст.14 закона о валютном регулировании и валютном контроле"

 [13] Определение Конституционного Суда РФ от 14.01.2000 №4-О "О разъяснении определения Конституционного Суда РФ от 04.03.1999 в связи с ходатайством Центрального банка РФ"

 [14] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.05.2000 №52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле"

 [15] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.05.2000 №52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле"


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.