Курсовая работа: Особенности межличностных отношений младших школьников в классах с развивающим и традиционным обучением
Х = 7 +0 = 7 = 0,4
18 18
_
У = 6+7+4+12+0+9+17+0+11+9+15+6+7+10+17+16+15+15 = 176 = 9,7
18 18
Хi |
2 Хi |
7 | 49 |
0 | 0 |
0 | 0 |
0 | 0 |
0 | 0 |
0 | 0 |
0 | 0 |
0 | 0 |
0 | 0 |
0 | 0 |
0 | 0 |
0 | 0 |
0 | 0 |
0 | 0 |
0 | 0 |
0 | 0 |
0 | 0 |
0 | 0 |
7 | 49 |
2 Уi |
2 Уi |
6 | 36 |
7 | 49 |
4 | 16 |
12 | 144 |
0 | 0 |
9 | 81 |
17 | 289 |
0 | 0 |
11 | 121 |
9 | 81 |
15 | 225 |
6 | 36 |
7 | 49 |
10 | 100 |
17 | 289 |
16 | 256 |
15 | 225 |
15 | 225 |
176 | 2222 |
n – 18 m - 18
2 2
Sх = 18* 49– (7) = 833= 2,72
18*(18-1) 306
2 2
Sу = 18*2222 – (176) = 39996 -30976 = 9020 = 29,4
18*(18-1) 306 306
2 этап - выбираем уровень значимости £ = 0,05
3 этап - вычисляем наблюдаемое значение статистики критерия
Класс с развивающим обучением | Ранги Хi | Класс с традиционным обучением | Ранги Уi |
7 | 24 | 6 | 21,5 |
0 | 10 | 7 | 24 |
0 | 10 | 4 | 20 |
0 | 10 | 12 | 30 |
0 | 10 | 0 | 10 |
0 | 10 | 9 | 26,5 |
0 | 10 | 17 | 35,5 |
0 | 10 | 0 | 10 |
0 | 10 | 11 | 29 |
0 | 10 | 9 | 26,5 |
0 | 10 | 15 | 33 |
0 | 10 | 6 | 21,5 |
0 | 10 | 7 | 24 |
0 | 10 | 10 | 28 |
0 | 10 | 17 | 35,5 |
0 | 10 | 16 | 31 |
0 | 10 | 15 | 33 |
0 | 10 | 15 | 33 |
R 1 - 194 | R2 - 472 |
R= (n +_m) * (n +m +1) R = R 1 + R2
2
R = (18 + 18) * (18 + 18 + 1) = 666 R = 194 + 472= 666
2
Вычисляем промежуточные величины
U1 = n*m + 1 *n (n + 1) – R1 U1= 18*18 +1 *18 (18 + 1) – 194 =301
2 2
U2 = n*m + 1 *m (m+ 1) – R2 U2= 18*18 +1 *18 (18 + 1) – 472 =23
2 2
Находим максимальную величину U = 301
Тогда наблюдаемое значение статистики критерия вычисляется по следующей формуле
Zнабл. = U - ½n*m_______ = 301 - ½ * 18*18____ = 139 = 4,4
√n*m*(n +m +1) √18 *18 (18 + 18+1) 31,6
12 12
Находим критическое значение статистики критерия.
1 - £/2 = 1 - 0,05/2 = 0,975
Zкр. = 1, 9599
_________ ____*___________Н1____4,4______________
1, 96
Вывод: так как Zнабл > Zкр. , то принимаем альтернативную гипотезу, то есть делаем вывод о том, что среднее значение исследуемого показателя двух генеральных совокупностей статистически различны. Количество срезов, где учащийся играет один в классе с развивающим обучением отличается колічества срезов в классе с традиционным обучением на уровне значимости £ = 0,05.
В результат проведенного исследования было выявлено, что в традиционном классе (Приложение 1) количество детей 2 статусной группы – 10, 1 статусной группы – 2, 3 группы – 6. Детей с самой низкой статусной группой – 4 – не было выявлено. А вообще отрицательный статус имеют 6 учеников. Количество взаимных выборов – 14.
УБВ = 10+2 * 100 % = 67 %
18
КВ = Р1/Р * 100 % = 14/ 54 * 100 % = 26 %
В классе развивающего наблюдения при проведении социометрического исследования (Приложение 2) наблюдалось следующее: количество детей 2 статусной группы – 11, 1 статусной группы – 2, 3 группы – 5, детей с самой низкой статусной группой – 4 – не было выявлено. А вообще отрицательный статус имеют 5 учеников. Количество взаимных выборов – 46.
УБВ = 11+2 * 100 % = 72 %
18
КВ = Р1/Р * 100 % = 46/ 54 * 100 % = 85 %
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в классе развивающего обучения уровень сплоченности находится на высоком уровне и качественно превосходи этот уровень в классе традиционного обучения.
При наблюдении да детьми класса с традиционным обучением (Приложение 3) было выявлено, что дети часто играют одни или небольшими группами – 2-3 человека.
При наблюдении за детьми из класса развивающего обучения (Приложение 4) было выявлено, что дети дружат коллективом.
На основе данных социометрического исследования и наблюдения можно сделать вывод о том, что в классе развивающего обучения уровень сплоченности находится на очень высоком уровне и качественно превосходит этот уровень в классе традиционного обучения.
Анализ сравнения средних значений результатов исследования показал, что гипотеза не подтвердилась, когда в качестве измеряемого признака рассматривается число полученных выборов и статус ученика в классе.
Заключение
В результате исследования на тему «Межличностные отношения сверстников в классах развивающего и традиционного обучения» гипотеза подтвердилась. Можно сделать следующие выводы:
1. Сущность развивающего обучения заключается в основанности на учебной деятельности, совершенствования мыслительной деятельности самих учащихся по добыванию и усвоению научных знаний, самостоятельной познавательной деятельности, развитию творческих способностей.
2. Анализ развивающих систем Эльконина-Давыдова и Занкова и принципов традиционного обучения показал, что система развивающего обучения качественно отличается от традиционной включением всех детей в активную творческую деятельность, присутствием внимания к каждому ученику, преобладанием коллективной работы, возможностью каждому ученику к самореализовываться, что, естественно, качественно улучшает межличностные отношения между детьми, повышает их социометрический статус, практически исключает разделения учеников на слабых и сильных (в каждом ученике находят слабые и сильные качества), что не допускает разделения класса на мелких группы, дифференциацию детей и тем самым сплочает коллектив, что, в свою очередь, наилучшим образом сказывается на учебно-воспитательном процессе.
3. В результат проведенного исследования было выявлено, что в традиционном классе (Приложение 1) количество детей 2 статусной группы – 10, 1 статусной группы – 2, 3 группы 6. Детей с самой низкой статусной группой – 4 – не было выявлено. А вообще отрицательный статус имеют 6 учеников. Количество взаимных выборов – 14.
УБВ = 10+2 * 100 % = 67 %
18
КВ = Р1/Р * 100 % = 14/ 54 * 100 % = 26 %
В классе развивающего наблюдения при проведении социометрического исследования (Приложение 2) наблюдалось следующее: количество детей 2 статусной группы – 11, 1 статусной группы – 2, 3 группы – 5, детей с самой низкой статусной группой – 4 – не было выявлено. А вообще отрицательный статус имеют 5 учеников. Количество взаимных выборов – 46.
УБВ = 11+2 * 100 % = 72 %
18
КВ = Р1/Р * 100 % = 46/ 54 * 100 % = 85 %
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в классе развивающего обучения уровень сплоченности находится на высоком уровне, и качественно превосходи этот уровень в классе традиционного обучения.
Список использованных источников
1.Бамбурава І.Я. Дыдактычная сістэма навучання Л.У. Занкова // Пачатковая школа. 2001. №6, сс.8-10.
2.Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебное пособие для психологических факультетов университетов. Изд. 3-е, испр. М., 1999, сс.400-403.
3.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. М.: Логос. 2005, сс.116-123.
4.Котикова О.П., Клышевич П.Ю. Педагогическая психология. Мн.: Аверсэв. 2007, сс.105-115.
5.Куревина О.А. Современному образованию – современный учитель // Начальная школа до и после. 2006, №3, сс.3-5.
6.Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский Центр «Академия». 2004, сс.518-531.
7. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.: Общие основы психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд. М.: ИЦ «ВЛАДОС». 2007, сс.564-565.
8. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд. М.: ИЦ «ВЛАДОС». 2007, сс.214-218.
9.Ополовнина И.В.Концепция воспитательной системы школы. // Начальная школа: плюс до и после. 2003. №4, сс. 42-44.
10.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС. 2002, сс.262-263.
11.Концепция развития педагогического образования в РБ. Программа реализации Концепции развития педагогического образования в РБ. Мн.: БГПУ им. М. Танка. 2000, сс.1-11.
12.Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Изучение межличностных взаимоотношений в группе дошкольников. Методические рекомендации. Мн., 1990, сс.6-17.
13. Содержание, диагностика и коррекция работы в детских дошкольных учреждениях / Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников образования. – Мн.: ИПКПРРСО. 1996, сс.174-176.
14.Цірынава В.І. Сістэмы развіццёвага навучання // Пачатковая школа. 2001. №6, сс.4-8.
Приложение №1.
Таблица результатов эксперимента «Выбор товарища по парте» 4 «А» класс, с традиционным обучением
Имя, Фамилия | № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Афанасий С. | 1 | 1+ | 3+ | 2+ | |||||||||||||||
Богдан Ф. | 2 | 2+ | 1+ | 3+ | |||||||||||||||
Вадим К. | 3 | 1+ | 2+ | 3+ | |||||||||||||||
Виталий Я. | 4 | 3+ | 1+ | 2+ | |||||||||||||||
Даниил Т. | 5 | 2+ | 1+ | 3+ | |||||||||||||||
Дмитрий Н. | 6 | 1+ | 2+ | 3+ | |||||||||||||||
Евгений А. | 7 | 1+ | 2+ | 3+ | |||||||||||||||
Иван Л. | 8 | 3+ | 1+ | 2+ | |||||||||||||||
Юрий З. | 9 | 3+ | 2+ | 1+ | |||||||||||||||
Эдуард Ф. | 10 | 1+ | 2+ | 3+ | |||||||||||||||
Анастасия О. | 11 | 1+ | 3+ | 2+ | |||||||||||||||
Аня Б. | 12 | 2+ | 1+ | 3+ | |||||||||||||||
Александра Б. | 13 | 2+ | 3+ | 1+ | |||||||||||||||
Божена К. | 14 | 3+ | 2+ | 1+ | |||||||||||||||
Вероника К. | 15 | 1+ | 3+ | 2+ | |||||||||||||||
Виоллета М. | 16 | 1+ | 2+ | 3+ | |||||||||||||||
Екатерина Д. | 17 | 2+ | 3+ | 1+ | |||||||||||||||
Людмила Б. | 18 | 2+ | 1+ | 3+ | |||||||||||||||
Число полученных выборов | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | 4 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 2 | 3 | 2 | |
Число взаимных выборов | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Статус | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
Приложение №2.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9