скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Особенности воображения у студентов, обучающихся по разным специальностям

Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных видов воображения:

1.Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

2.Пасивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

3.Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

4.Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность [2].

Таким образом при помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений.

1.4 Воображение как основой компонент творческого процесса

Ранее нами уже упоминалось о непосредственной связи воображения с творчеством. По этому, считаем необходимым, остановиться подробнее на психологии творчества.

Психология творчества как наука начала складываться на рубеже ХIХ- ХХ столетий. Наука начиналась с этапа созерцательного психологического знания. Психологи досконально описывали обстоятельства создания великих творений науки и искусства, используя биографии, автобиографии, мемуары, литературные произведения. Исследовалась природа творчества, фазы творческого процесса, способности к творчеству и качества творческой личности. Выделялись признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции (напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость), интеллекта, характера, мотивации и ценностной ориентации. Однако средств проникновения в сущность описываемых явлений не было: так как психологические методы получения исходных данных ограничивались самонаблюдением, то сутью творчества признавались бессознательные процессы.

До середины ХХ века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять интеллектуальные способности привела к созданию IQ-tests тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляции между коэффициентом интеллекта и способности создавать новое – креативностью - не было [25].

Изучение феномена креативности осложняется тем, что в оценке творческих характеристик исследователь имеет дело прежде всего с качеством явления. Исследования креативности на собственном научном материале было осуществлено в 1959 году группой ученых во главе с Дж. Гилфордом с помощью факторного анализа на материале точных наук. Параллельно и независимо от Гилфорда серию экспериментов на материале искусства в том же 1959 году провели В.Лоэнфельд и К.Бейттел. Сопоставление результатов исследований позволило выявить 8 существенных критериев, природных для дифференцирования:

“ * Умение увидеть проблему.

* Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.

* Гибкость как умение:

- понять новую точку зрения;

- отказаться от усвоенной точки зрения.

* Оригинальность, отход от шаблона.

* Способность к перегруппировке идей и связей.

* Способность к абстрагированию или анализу.

* Способность к конкретизации или синтезу.

* Ощущению стройности организации идей” [37,13].

Кроме этого, было показано, что креативность в искусстве и в науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой.

Область креативности сложна для исследования и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Однако у кревтивности как у феномена много сторонников. Эти исследователи рассматривают часто вместе 4 основных аспекта: креативную среду, креативную личность, креативный продукт и креативный процесс.

Креативная среда. Креативность проявляется через личностное ощущение, размышление, знание, чувствование, действие как поведение в состоянии относительной безопасности свободы от окружения. Креативность представляет собой восприятие, ответ, действие или общение личности, непринуждаемой другими и в естественной обстановке.

Креативная личность. Понимание значения субъективных факторов личности в их взаимодействии с объективными при исследовании творческих процессов в последние десятилетия привели учет личностного фактора. Так психология творчества, исследуя личность со всем сектором ее качеств, вслед за другими науками вводит свою методологию принцип системности.

Креативнй продукт. В результате творческой деятельности могут проявляться и в научных открытиях, коренным образом меняющих экономику и быт общества, и в шедеврах, создающих новые направления в искусстве, и даже в умении составить оригинальный букет и украсить свою комнату. Один из способов оценки креативного продукта – разделить их на официально признанные обществом и имеющие значение только для автора данного продукта.

Креативный процесс. Согласно исследования психологов, создания нового (идей, объектов, способов действий) осуществляется, в частности, и такими приемами мышления, как комбинирование, аналогизирование, выявление новых связей и перенос функций одного объекта на другой.

Один из первых исследователей творческой деятельности как психологического процесса П .Энгельмейер разделил его на три части:

“ * акт выдвижения гипотезы;

* акт творчества;

* акт логически проработанной идеи” [37,18].

Также воображение как психологический процесс позволяет представить результат труда до его начала. При этом не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируют человека в процессе его деятельности.

В отличие от мышления, которое оперирует понятиями, воображение использует образы. Его основное назначение – преобразование образов, чтобы обеспечить создание новой, раннее не существовавшей ситуации или объекта. Воображение – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Воображение включается в том случае, когда отсутствует необходимая полнота знаний и определить сознанием результаты деятельности с помощью организованной системы понятий (мышлением) невозможно. Оперирование образами позволяет “перепрыгнуть” через какие-то не до конца ясные этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат.

Воображение является творческим актом благодаря его связи с мышлением. Имеющиеся у субъекта знания способствуют формированию нового образа. Эти образы требуют оценки, отбора, обобщения. Воображение и мышление взаимосвязаны. Они взаимообуславливают друг друга в познавательных актах.

Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач. Мышление в формировании образов воображения играет ведущую роль, т.к. отражает наиболее существенные, закономерные и общие связи действительности. Типичные приемы мышления стали основой для создания методов активизации поиска творческих решений.

Анализ литературы показал, что общими мыслительными процессами для всех видов творчества являются комбинирование и аналогизирование.

«Комбинирование как возможность систематизировать процесс перебора вариантов – суть метода «Морфологический анализ», разработанного в 30-е годы швейцарским астрофизиком Ф.Цвикки. В основе метода – выбор важнейших характеристик будущего объекта и их систематизированный перебор. Новое сочетание этих характеристик позволяет получить новый объект или новое свойство.

Аналогизирование как осознанный поиск аналогий (под аналогией понимается установление сходства) ввел в процесс решения задач У.Гордон, автор метода «Синектика»»[37,21].

Таким образом подтверждается наша поставленная гипотеза об качественных различиях уровня воображения у студентов ,обучающихся по разным специальностям.

Выводы по I разделу

1. Трудно переоценить роль воображения на ранних ступенях развития общества и культуры. С ним связанны многие культурные и научные достижения, существееные познавательные результаты; и вполне справедливо определение его как “великого” дара, так много содействовавшего развитию человечества”. Воображение философски осмысливалось в широком контексте проблем соотношения чувственного и рационального, понятийного мышления и языка, возникновения нового знания.

2. Одним из существенных признаков воображения можно считать способность субъекта создавать новые образы. Воображение связанно не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала. Отсюда очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единении чувственного и рационального.

3. Важнейшее значение воображения заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.

4. Исходя из функций воображения, можно сделать вывод о том, что воображение связанно с мышлением, восприятием, памятью, вниманием и деятельностью субъекта. Учитывая функции воображения, можно разрабатывать тренинги и аутотренинги, направленные на регуляцию эмоциональных состояний, познавательных процессов; управление деятельностью, в том числе и творческой.

5. Приемы мышления являются тем логическим инструментом, с помощью которого реализуются замыслы воображения. Следовательно, творческие способности детей следует формировать с одновременной активизацией их мышления и воображения.


Раздел II. Эмпирическое исследование особенностей воображения студентов – психологов и студентов – экономистов

2.1 Обоснование выбора методов исследования

Основная цель нашего исследования заключалась в выявлении и описании особенностей воображения у студентов – психологов Крымского гуманитарного факультета Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова и студентов – экономистов Ялтинского коммерческого техникума.

Что бы выявить и описать особенности воображения студентов применяли следующий методический инструментарий:

1. «Исследование продуктивности воображения» («Пятна Роршаха»);

2.      «Исследования индивидуальных особенностей воображения».

3. Математическая обработка (t-критерий Стьюдента).

В первую очередь была проведена методика «Исследование продуктивности воображения», которая относится к группе проективных методик исследования личности. Целью данной методики является определение уровня продуктивности воображения.

Данное исследование проводилось с двумя группами студентов разных специальностей. Испытуемым последовательно показывали фотографии из набора Роршаха и предлагали дать как можно больше определений изображенного. Испытуемых спрашивали: на что похожи эти пятна. Каждый ответ оценивался по определенной схеме и на основании полученных характеристик давалась характеристика об интеллекте и особенностях личности испытуемых. Возможности теста, приписываемые ему литературой, кажутся безграничными. Оценка уровня интеллекта и некоторых его свойств, выявление технической и литературной одаренности, оригинальности или банальности мышления, способности к критике, установление особенностей эмоционального реагирования и преобладающего фона настроения, обнаружение лиц, склонных к созданию аварийных ситуаций на транспорте, определение неврозов и психопатий, шизофрении, эпилепсии и органического поражения мозга. Это далеко не полный перечень того, что позволяет якобы определить тест. Многие авторы полагают, что методика Роршаха раскрывает ревностно хранимые секреты личности. Результаты теста невозможно произвольно исказить, так как испытуемый обычно не знает, какие ответы считаются "хорошими", а какие "плохими". Одним словом, сторонники этой методики описывают ее как некий таинственный всепроникающий инструмент, вскрывающий всю подноготную личности.

Испытуемым последовательно показывали фотографии из набора Роршаха и предлагали дать как можно больше определений изображенного. Время и количество определений каждой картинки-фотографии не ограничивались. Процедура определения заканчивалась после того, когда испытуемый не мог больше увидеть и сказать что-то новое или начинал повторяться. Во время проведения тестирования экспериментатор следил за тем, что б до конца тестирования никто не разговаривал и не показывал своих рисунков другим.

Обработка результатов проводилась с целью получить индекс продуктивности как качественной характеристики и показателя активности воображения. С этой целью подсчитывалось общее количество а социаций, которые возникли у испытуемых во время работы с рисунками.

Далее проводилось «Исследование индивидуальных особенностей воображения». Целью исследования являлось определение сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения, уровня его стереотипности или оригинальности.

Тестирование проводилось в три этапа. Испытуемому давались три листа бумаги без клеточек и линий. В центре каждого листа находились геометрические фигуры. На одном был изображен контур круга, на другом – треугольника и на третьем – квадрата. Перед каждым этапом зачитывалась инструкция.

Организация процедуры тестирования: «Используя изображенный на данном листе бумаги контур геометрической фигуры, сделайте рисунок. Качество изображения не имеет значения. Способ применения контура используйте на свой вкус. По сигналу «Стоп!» рисование прекратите».

Время рисования, которое ровнялось одной минуте, на каждом этапе определялось экспериментатором с помощью секундомера.

После окончания тестирования испытуемого просили сделать самоотчет, для чего спрашивали: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства у Вас появились во время его выполнения?». Определение уровня стереотипности воображения определялось из пяти уровней.

Обработка результатов и определение уровня развития воображения, степени фиксированности воображений, гибкости или регидности, а также оригинальности либо стерелтипности проводились путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков.

Далее результаты по проведенным методикам были обработаны в математической статистике. Для статистического сравнения был применен параметрический критерий – t-критерий Стьюдента.

2.2 Описание группы испытуемых

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.