скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Особенности регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне

В содержание предоставляемой по договору концессии гарантии входит обязательство стороны в договоре компенсировать другой стороне инвестиционные затраты в случае существенного изменения условий, предусмотренных в договоре. Обязательство выплатить компенсацию в определенных случаях инвестору и порядок выплаты компенсации, без которого договор концессии не может считаться заключенным, а заключенный договор не может считаться концессионным, является существенным условием договора. Значительное изменение условий договора может быть вызвано различными обстоятельствами, которые в инвестиционной практике именуются, как правило, экспроприацией и приравненными к ней мерами государственного регулирования. Для инвестора, участвующего в концессионном договоре, первостепенное значение имеют не нормы гражданского законодательства об обстоятельствах непреодолимой силы, освобождающие участника договорных отношений от ответственности, а договорные гарантии от действий государства, органа государства или органа местного управления, которые создают невозможность исполнения договора. Наступившая в результате этих действий невозможность исполнения договора обязывает стороны начать переговоры о внесении изменений в договор. В случае его прекращения стороны договариваются о порядке и размере выплаты компенсации концессионеру-инвестору.

Обязательства сторон, возникающие из договора концессии, носят взаимный характер и в равной степени обязательны как для государства (муниципального органа), так и для предпринимателя-инвестора. Указанная специфика договора концессии связана с тем, что он является долгосрочным, а также организационным по характеру возникающих из него обязательств. Речь идет не столько о передаче имущества, сколько об условиях такой передачи и осуществлении в связи с этим инвестиций. Указанную специфику не отражает ни один из регулируемых в новом ГК РФ договоров [8, с.125].

Правомерный характер действий государства, которые могут оказать существенное влияние на условия деятельности инвестора, заключившего договор концессии, не влияет на действие гарантийного обязательства государства или его органа. Оно сохраняет свою силу также и в случае, если отсутствует какая-либо дискриминационная политика в отношении конкретного инвестора. Действия, лежащие в основании прекращения или изменения договора концессии, могут повлиять лишь на характер наступающих правовых последствий. Таковыми могут быть реституция, дивестиция (возврат инвестиций), компенсация ущерба, подсчитанная по заранее обусловленной в договоре методике.

Инвестор-концессионер имеет право осуществлять инвестиции, оставаться собственником созданного им имущества, совершать сделки для достижения целей, указанных в договоре, иные юридические действия в соответствии с действующим законодательством и в границах, определенных его правоспособностью и условиями договора.

Инвестор-концессионер обязан осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством для достижения целей и в пределах срока, предусмотренных договором концессии; информировать другую сторону о своих производственных программах, о финансовом состоянии дел, о прибылях и убытках.

Инвестор-концессионер не может передавать третьим лицам право на осуществление деятельности, предусмотренной в договоре, без получения предварительного согласия на это другой стороны по договору (государства-концедента).

Инвестор-концессионер обязан продолжать выполнять свои обязательства по договору концессии даже в случае возникновения обстоятельств, существенно меняющих условия договора. Под существенным изменением условий договора концессии понимается изменение, в основании которого лежат непредсказуемые действия или события, то есть те, которые нельзя было предусмотреть в договоре или предвидеть заранее.

Государство-концедент имеет право реализовать свои правомочия собственника в отношении имущества, передаваемого им инвестору-концессионеру в пользование и (или) владение для достижения целей, предусмотренных в договоре. Государство-концедент обязано содействовать концессионеру в осуществлении предпринимательской деятельности для целей реализации договора концессии, информировать инвестора-концессионера об изменениях в действующем законодательстве, затрагивающих действие договора концессии.

2. Портфельные инвестиции. Защита интересов портфельных инвесторов осуществляется главным образом в рамках Федерального закона "О рынке ценных бумаг", а также Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". В части, касающейся регулирования портфельных инвестиций, нормы указанных Законов направлены на то, чтобы определить общие принципы организации рынка ценных бумаг, а также на обеспечение выполнения эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг принципа раскрытия информации о ценных бумагах, обращающихся на рынке.


2. Регулирование иностранных инвестиций на региональном уровне

2.1 Этапы регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне

Совершенно очевидно, что во многих регионах России существует комплекс проблем, сдерживающих эффективное использование имеющегося инвестиционного потенциала. К ним прежде всего относится неразработанность в регионах стратегии использования инвестиционного потенциала, конкретной программы реализации этой стратегии, законов, регулирующих инвестиционную деятельность, а также отсутствие банка инвестиционных проектов для зарубежных инвесторов с необходимыми экономическими обоснованиями.

Повышение роли регионов в активизации инвестиционной деятельности осуществляется в разных регионах по-разному, однако можно выделить наиболее результативные действия из общего числа:

развитие регионального инвестиционного законодательства;

поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления льгот;

формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством грамотного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т.п.).

проведение активной деятельности по привлечению иностранных инвестиций ;

формирование инвестиционной инфраструктуры (в пяти регионах созданы залоговые фонды, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов Федерации, создаются перестраховочные компании, развиваются бизнесc-центры и т.д. [9, с.26].

Представляется необходимым в долговременном плане разработать систему взаимоувязанных экономических, организационных и правовых мер, направленных на создание привлекательного инвестиционного климата региона и оживление инвестиционной активности, что, в свою очередь, снижает уровень инвестиционного риска, который может выступать в самых различных формах.

В межгосударственном сопоставлении законодательство является важной определяющей инвестиционного риска. Оно, как правило, влияет не только на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных составляющих инвестиционного потенциала региона. При региональном подходе специфика состоит в том, что на территории регионов в России действует единый общефедеральный законодательный фон, который подвержен лишь легкому изменению в отдельных субъектах Федерации под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий.

Организационно-экономический механизм привлечения иностранных инвестиций в экономику промышленности региона должен обязательно включать элементы, позволяющие минимизировать риск и уменьшать, связанные с ним неблагоприятные последствия для инвестора, региона, отрасли, предприятия.

Для этого необходимо заранее в региональной программе разработать правила поведения участников в «нештатных ситуациях», осуществлять синхронизацию действий участников из одного координационного центра при изменениях условий реализации инвестиционных проектов.

В последнее время в экономической литературе анализируются различные подходы к исследованию внутреннего и внешнего состояния региона и проведению рейтинговой оценки. Однако в основном это западные методики, использование которых для российских территорий может быть спорным, как с точки зрения методологии, так и результатов.

Перечень инвестиционных проектов, представленных предприятиями края, какой бы полный он не был, не позволяет закрыть все узловые моменты по разрешению проблем региона. Поэтому по каждой проблеме необходимо разработать возможные варианты (сценарии) разрешения проблемы, т.е. перечень необходимых инвестиционных проектов, включаемых в единый инвестиционный пакет.

Инвестиционный пакет включает в себя набор инвестиционных проектов, способных привести к разрешению конкретной проблемы региона и составить программу распределения экономических, технических, финансовых ресурсов и рисков между исполнителями по временным интервалам (срокам капиталовложений и срокам окупаемости).

Организация работы по формированию инвестиционных пакетов должна проходить по следующим этапам:

1 этап - определение перечня проблем региона, выделение приоритетов;

2 этап - определение перечня инвестиционных проектов, способных разрешить проблемы региона;

3 этап - формирование инвестиционных проектов на основе использования научно-технического потенциала субъектов инвестиционной деятельности;

4 этап - отбор инвестиционных проектов, способных разрешить проблемы региона [12, с.140].

На основании результатов анализа должны быть выделены:

инвестиционные проекты, которые можно включить в программы на федеральном, краевом уровнях;

инвестиционные проекты, которые не могут быть включены в вышеперечисленные программы, но могут быть включены в программы поддержки на краевом уровне для организации помощи в поиске потенциальных инвесторов для предприятий, в т.ч. иностранных;

инвестиционные проекты, которые необходимы для разрешения проблем региона, но не были представлены ни одним субъектом инвестиционной деятельности. Для этой группы проектов формируется заказ региона на их разработку на конкурсной основе.

Для работы с инвестиционным пакетом необходимо определить:

объем ресурсов, необходимых для выполнения проектов (сырьевых, производственных, трудовых, финансовых) по отдельным этапам реализации;

сроки реализации пакета.

В инвестиционный пакет попадают инвестиционные проекты, различающиеся между собой по:

направлениям инвестирования;

сферам деятельности;

месторасположению;

жизненным циклам;

объемам ресурсов;

объемам капиталовложений;

степени риска;

числу участников.

Для организации работы с таким пакетом необходимо:

оптимизировать размеры всех видов ресурсов с учетом сроков реализации инвестиционных проектов и числу участников;

оптимизировать схему поставок и подрядных работ.

Наиболее сложной задачей является распределение рисков между всеми участниками инвестиционного пакета. Работа по распределению рисков должна предусматривать следующие этапы:

1. Оценка вклада каждого участника (знание, контакты, деньги, оборудование) в стоимостном выражении (объективное сопоставление ценности этих вкладов).

2. Оценка вида риска.

2.1. Проектный риск -

невыполнение условий производства, заложенных в инвестиционный проект, из-за невыполнения обязательств по контракту.

2.2. Экономический риск -

рост ставок на кредит;

девальвация валюты;

изменение в цикле бизнеса.

2.3. Организационный риск -

несоответствие управленческой структуры поставленным целям;

плохой менеджмент;

уход инвестора из бизнеса.

2.4. Политический риск -

изменения в налоговом законодательстве;

изменения в порядке репатриации доходов;

экспроприация собственности;

отмена контракта Правительством или отказ от его выполнения;

аннулирование долга Правительством;

введение или приведение в исполнение валютного контроля.

3. Распределение рисков между: инвестором — субъектом инвестирования — регионом.

В практике управления проектами существуют три способа снижения риска:

распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

страхование;

резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов [13, 154].

Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако в жизни часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия от действия рисков.

Фирмы-консультанты, поставщики оборудования и даже большинство подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.

Распределение риска реализуется при разработке финансового плана проекта и контрольных документов.

2.2 Организационно-экономический потенциал государственного регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне

Проводимые в России социально-экономические реформы это прежде всего реформы - управления, в процессе осуществления которых изменяются формы, методы, организация воздействия субъектов управления на управляемые ими объекты. В основе этих реформ лежит переход от централизованного, планово-распорядительного, командного управления хозяйством к децентрализованному, либеральному управлению.

Для советского периода российской истории характерным было то, что управление экономикой базировалось на отраслевом подходе по схеме "государство - отрасль - предприятие". В этой схеме региональным органам принадлежало второстепенное место, они были в основном выведены за рамки экономического управления, сохраняя определенную роль в управлении социальной сферой, коммунальным хозяйством, местной промышленностью.

Переход к рыночным методам управления в значительной степени изменил сложившийся порядок. Предприятия получили экономическую свободу и перестали нуждаться в министерском управлении сверху. Государственное управление теперь не носит форму директивных заданий, а осуществляется посредством законодательно устанавливаемых правил хозяйственной деятельности, реализации мер денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и инвестиционной политики. Одновременно с этим происходят процессы усиления позиций регионального управления экономикой. Чтобы сохранить страну как единый хозяйственный комплекс, целостную экономическую систему, центральным органам государственной власти приходится опираться на регионы, передавая им многие функции управления соответствующим территориальным образованием. В результате этого возросла зависимость предприятий от территориальных органов управления в вопросах землепользования, налогообложения, осуществления инвестиционной деятельности, финансовой поддержки, создания новых предприятий и многих других. Таким образом, региональные органы управления обрели значительные возможности самостоятельного проведения социально-экономических преобразований на своей территории [14, с.269].

В связи с этими переменами представляется целесообразным уточнить само понятие "регион". Так, под термином "регион" в современной экономической науке понимается достаточно широкий круг экономических объектов - от международных систем (пример: страны Азиатско-Тихоокеанского региона, регион Балтийского моря) до территориальных образований отдельных государств (пример: Поволжский регион, Дальневосточный регион и т. д. ). При этом наряду с трактовкой понятия "регион" как территории в географическом смысле этого слова оно входит в обиход как социально-экономическое понятие, означающее территориальное образование с его природной, производственной, социальной структурой, включающей землю, водную и воздушную среду, полезные ископаемые, растительный и животный мир, экономические и социальные объекты, население.

Именно в таком аспекте следует рассматривать регион в качестве объекта управления и социально-экономического реформирования, исходя из системного, комплексного подхода. При этом следует согласиться с тем, что "с позиции организации управления регион следует ассоциировать не с территорией вообще и не с географической территорией, а с частью территории страны, соответствующей принятому социально-административному делению, находящейся в ведении определенных конституционно установленных органов государственной власти". В частности, под регионом России следует понимать часть ее территории, заключенную в границы того или иного субъекта Федерации - республик, краев, областей, округов и отдельных городов, наделенных правами субъектов. Таким образом, основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступают субъекты Федерации.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.