скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Особенности отношения человека и абсолюта в религиозной системе иудаизма (на материале анализа текста "Тора. Книга Бытия")

Господь учит любви к ближнему: «Авраам встал и поклонился народу земли той».(20:13) И благодаря этой любви Господь добро и счастье дает людям. В самой же доброте обитает Господь Бог. Но Бог может как любить, так и ненавидеть, запрещая заповедями своими, он отделяет доброе от злого. Верующего же человека Бог и охраняет, и утешает, и направляет, испытывает его веру, а, испытав, прославляет.

Выводы параграфа

Таким образом, в священном тексте «Тора. Книга Бытия» хотя Абсолют и представлен в виде одного Бога, но он представлен многоаспектно. Абсолют является творителем мира, а, следовательно, его первосущностью. Абсолют – всевидящий, всезнающий. Он знает о каждом своем творении. Он – Творец всего мира, поэтому Он – Судья. Бог – милостив, он прощает грешников, если они искренне раскаиваются в содеянных проступках. Следовательно, Бог в тексте «Тора. Книга Бытия» имеет качества, присущие человеку: он может гневаться, любить, прощать. Кроме того, Бог имеет определенный образ, свое воплощение – он принимает облик человека.

Господь Бог – Царь земной и Царь Небесный. Он находится везде, в каждом человеке, имеющем веру, доброе и любящее сердце. Он везде и всегда, он вечен, бесконечен, всеобъемлющ.

Божественный мир не существует отдельно от человеческого, требуя при этом определенных качеств верующего для максимального своего проявления.


4. «ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ТЕСКТЕ «ТОРА. КНИГА БЫТИЯ»

Задачей данного параграфа является выявить образ человека и его роль в священном тексте «Тора. Книга Бытия». Для этого необходимо:

Найти основные характеристики эталонного человека в данном тексте. Проанализировать каким образом данные характеристики раскрывают образ человека в данном тексте.

Господь Бог требует от человека выполнения законов, Им установленных. Человек может либо жить всю свою жизнь по божьим законам, являясь эталонным верующим, либо совершив грехи и осознав их, также встать на путь истинный, также в тексте можно выделить образ человека греховного живущего по законам плоти и не нуждающегося в свзяи с Господом.

Эталонные верующие представлены людьми: Ноем, Авраамом, Исааком, и т.д.

Ной выступает в качестве эталонного человека, он живет по законам Божьим: «Ной был человек праведный и не порочный в своем роде…» (Гл. 6:9)

Авраам смиренно исполняет волю Бога и за это получает благословление: «И сказал Господь Аврааму: поди из земли твоей» «И пошел Авраам, как сказал ему господь…», «Господь благословил Авраама всем».

Исаак так же получает благословление Господа: «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя в сто крат: так благословил его Господь». (Гл. 26:12)

Также в тексте можно выделить образ греховного человека, который не подчиняется законам Божьим. Таковым является Каин: «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего и убил его»(Гл. 4:8) За что и был наказан. «И ныне проклят ты…» (Гл. 4:11)

Таким образом, человек чтущий закон Божий, исполняющий его волю, может рассчитывать на благословление Господа. В целом из жизни всех избранников Бога в тексте, складывается образ жизни эталонного человека:

·          любить Господа Бога

·          жить в простоте сердечной

·          остерегаться ревности и зависти

·          возлюбить брата своего в доброте сердечной

·          жить в страхе Божьем

·          быть справедливым

·          слушаться отца

·          не быть сребролюбцем

·          быть милосердным

·          «не наговаривать ни на кого»

·          иметь чистые помыслы

·          соболезновать и сострадать

Каждый человек делает свой выбор. Поэтому, в зависимости от сделанного выбора, человек либо радуется вместе с Господом, либо подвергается наказанию.

Выводы парграфа

Рассмотрев на основе священного текста «Тора. Книга Бытия» разноаспектные проявления человека, можно сделать вывод, что тип эталонного иудея представляется в виде человека, который проживает праведную жизнь по законам Божьим, греховный же человек не способен восстановить связь с Абсолютом. Образ идеального верующего в тексте «Тора. Книга Бытия» - это человек, живущий праведной жизнью по законам Божьим, любящий Бога и признающий только Его волю, находящийся постоянно в искренней вере в Него и доказывающий свою веру с помощью регулярного исполнения религиозного культа, а также мысленных устремлений к Господу. Это человек, который не стремится к богатству и власти, но все же получающий блага, т.к. Господь Бог не забывает свои творения и щедро их одаривает. Если же верующий собьется с пути, у него есть шанс, доказав свою искреннюю веру, получить Божье прощение.

Такого человека не могут увлечь духи соблазна, так как он сохраняет чистоту души своей, не обращая внимания на соблазны жизни. Такой человек живет тем, что дает ему Бог. А Бог всячески одаривает верующего человека различными благами. Так, человек получает блага, не стремясь к ним, но пребывая в искренней вере в Бога.


5. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И АБСОЛЮТА В СВЯЩЕННОМ ТЕКСТЕ «ТОРА. КНИГА БЫТИЯ»

В предыдущих параграфах рассматривались образ Абсолюта, и образ человека в священном тексте «Тора. Книга Бытия», в этом же параграфе задачей является выделение особенностей отношения человека и Абсолюта.

Иудаизм, как и любая религиозная система, определяется как система взаимодействия начал Абсолютного и относительного, Божественного и человеческого.

В священном тексте «Тора. Книга Бытия» главная особенность состоит в том, что он практически не содержит описаний обрядов почитания Бога, но в тексте имеются предписания для верующего о том, как он должен жить, что помогает раскрыть особенности отношения верующего с Богом.

В тексте присутствует верующий – Адам. Первый человек, которому было изначально даровано общение с Богом, который имел возможность связи с Господом напрямую. «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал».(Гл 2:8) Но Адам пренебрег этим даром и Господь изгнал его из рая. С того времени человек пытается восстановить связь с Богом. Верующий стремится к Абсолютному, посредством своей души

Отношение осуществляется и за счет праведности и богобоязненности верующих. Так рассказывается о жизни Ноя «Ной ходил перед Богом».

Верующие соединяются с Божеством не только за счет бескорыстной и полной самоотдачи, но и за счет приношения в дар Богу того, что им наиболее дорого и приятно. Чтобы отблагодарить Господа, верующие иудеи приносят ему жертвы: «Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его.»

Человек же греховный, не чтущий Божьи законы, не способен достичь связи с Абсолютом.

Избранники же Божьи, следующие законам имеют возможность общаться с Господом почти на равных: «Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти»

В тексте четко определяется, что есть еще посредник между человеком и Богом: «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам!»

Выводы параграфа

Таким образом на основе рассмотрения священного текста иудеев «Тора. Книга Бытия» можно предположить, что отношения между верующим и Абсолютом проявлены через:

·          исполнение верующими культа Бога. Верующий должен выполнять обряды и молитвы, приносить жертвы, которые будут угодны и приятны божеству. Посредством культа верующий становится ближе к Богу, располагая его к себе, что является важным моментом установления связи между Богом и человеком.

·          эталонных посредников, помогающих общению человека и Бога. Таковыми являются ангелы, которые, с одной стороны принадлежат небесному миру, а с другой – являются помощниками человека.

·          собственное устремление каждого верующего, ведущего праведную жизнь, постоянно помнящего о Боге и выражающего свое почтение, а также живущего по Его законам.

·          «завет» между Богом и иудейским народом.

Качества, присущие Абсолютному началу - совершенство, бесконечность, идеальность, первоначальность, Абсолют - это всеобщая основа мира, Полнота бытия и Совершенство, творческое первоначало всего целого и гармоническая слитность субъекта и объекта; относительное же наделено качествами несовершенства, конечности, условности.

Отношение человека и Абсолюта в религиозной системе базируется на Священном Тексте. Священный текст предоставляет возможность познать образ Абсолюта, так как, по представлениям адептов, текст есть не только Слово Бога, но и само Его проявление. Кроме того, священный текст содержит качества и знания, которыми должен обладать эталонный верующий. Священный текст дает возможность реконструировать Отношение между двумя противоположными началами, так как является проявлением Знания, транслируемого Богом на землю, а значит, содержит в себе и описание пути к Богу, и образ верующего, способного его преодолеть. Таким образом, священный текст «Тора. Книга Бытия» дает возможность верующему познать чувственно-явленный облик Божественного, Абсолютного начала, и, в процессе обращения к самому Священному откровению, проявленному Слову Бога, соотнести себя с предложенными образами эталонных, идеальных верующих. Соединяя в себе два противоположных начала, данный священный текст, находясь на границе соприкосновения, взаимодействия Абсолютного, бесконечного и человеческого, конечного начал, является посредником между Богом и верующим, даруя возможность и создавая комфортную среду для встречи человека и Абсолюта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы было выявление особенностей отношения человека и Абсолюта в религиозной системе иудаизма на материале анализа текста «Тора. Книга Бытия».

Священный иудейский текст «Тора. Книга Бытия» в данной исследовательской работе рассмотрен как произведение искусства, которое является мостом между конечностью человека и бесконечностью Абсолютного начала, предоставляя обеим сторонам встретиться в себе, создавая для обеих взаимодействующих сторон комфортное пространство встречи. Только произведение искусства обладает этим уникальным качеством возможностью даровать путь к связи с Абсолютным, бесконечным началом, и текст «Тора. Книга Бытия» репрезентирует собой такое произведение.

Текст вербализирует нам религиозную систему иудаизма, повествуя об априорных основах Бытия. Представляет нам образ Бога, который описывается понятиями единый, всеобъемлющий, творящий, всеведущий.

«Книга Бытия» представляет как образ Абсолюта, так и образ эталонного верующего и модель отношения между ними.

В священном тексте «Тора. Книга Бытия» Абсолют преподносится нам в виде одного Бога, но он многогранен . Абсолют является творителем мира, а, следовательно, его первосущностью. Но Божественный мир существует во взаимосвязи с человеческим, требуя от последнего определенных качеств верующего для максимального своего проявления, которые представлены в священном тексте.

Таким образом, посредством священного текста «Книга Бытия», как содержащего в себе Слово Божье, возможно осуществление связи Абсолюта и человека. Текст выступает посредником между конечным и бесконечным, вступая в отношение с книгой человек выходит за грани собственной конечности, стремясь вступить в диалог с Абсолютом. В свою очередь Бог явил человеку писанные законы и вербализировал в «Торе». Писание ориентировано на мыслящего человека, который через конечные формы книги, сможет обесконечить собственный Дух.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Атеистический словарь/ Абдусамедов А.И., Алейник Р.М., Алиева Б.А. и др.; Под общ. ред. М.П. Новикова. – М.: Политиздат, 1984. – 512 с.

2.   Бачинин, В.А. Религиоведение: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. 288 с.

3.   Васильев, Л.С. История религий Востока: Религиозно-культурные традиции и общество.- М.: Высшая школа, 1983.- 368 с.

4.   Визуальная сущность религии: монография/ В. И. Жуковский, Н. П. Копцева, Д. В. Пивоваров. – Красноярск.: Краснояр. Гос ун – т, 2006. – 461 с.

5.   Всемирная энциклопедия: религия/ Под ред. М.В. Адамчика. – Мн.: Современный литератор, 2003. – 832 с.

6.   Гегель. Философия религии в 2т.- М., 1975.

7.    Горелов, А.А. История мировых религий/ А.А. Горелов; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. инс-т.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2005.- 355 с.

8.    Гуревич, П.С. Религиоведение/ П.С. Гуревич; гл. ред. Д.И. Фельдштейн; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т.- М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005.- 693 с.

9.    Жюльен Н. Словарь символов/ Пер. с фр.- Челябинск: Урал LTD, 1999.- 498 с.

10.        История религии: в 2 т./ В.В. Винокуров и др.; под общ. ред. проф. И.Н. Яблокова.- М.: Высшая школа, 2004.- 463 с.

11.        Каутский, К. Античный мир, иудейство и христианство: Един. разр. пер. с рукоп. Н. Рязанова.- СПб.: Шиповник, 1909.- 409 с.

12.        Копцева, Н.П. Основные теории истины: историко-философские и религиоведческие очерки.- Красноярск: КГУ, 2000.- 312 с.

13.        Копцева, Н.П. Философия религии.- Красноярск: КГУ, 1999.- 120 с.

14.        Краткая философская энциклопедия.- М.: Прогресс – «Энциклопедия», 1994.- 576 с.

15.        Кулаков, А.Е. Религии мира.- М.: АСТ, 1997.- 348 с.

16.        Леонидов, Ф. Введение в вероучения народов мира.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2005.- 122 с.

17.        Логос. Богословско-философский журнал. - М., 1988.

18.        Мак-Ким Д. К. Вестминстерский словарь теологических терминов. Пер. с англ.- М.: Республика, 2004.- 503 с.

19.        Мера: литературный, историко-художественный, религиозно-философский журнал. - М., 1995.

20.        Мироздание и человек.- М.: Политиздат, 1990.- 350 с.

21.        Мифы и религии мира/ Сост. и ред. С.Ю. Неклюдов.- М.: РГГУ, 2004.- 427 с.

22.        Мифы народов мира/ Сост. В.И. Коровин, В.Я. Коровина, Е.С. Абелюк.- М.: РОСТ, МИРОС, 1999.- 478 с.

23.        Наглядно о религиях: Древние религии. Индуизм. Буддизм. Другие азиатские религии. Иудаизм. Ислам. Христианство/ Сост. Р. Грей, Д. Хэнлонз; пер. с англ. П.А. Самсонова.- Минск: Попурри, 2000.- 222 с.

24.        Народы и религии мира: Энциклопедия/ Гл. ред. В.А. Тишков.- М.: БРЗ, 1999.- 928 с.

25.        Новейший философский словарь/ Гл. ред. А.А. Грицанов.- Мн.: Книжный дом, 2003.- 1280 с.

26.        Пивоваров, Д.В. Дух. Душа. Вера.- Екатеринбург. 2000.

27.        Пивоваров, Д.В. История и философия религии: Учеб. пособие/ Д.В. Пивоваров, А.В. Медведев.- Екатеринбург, 2000.- 408 с.

28.        Пилкингтон, С.М. Иудаизм/ С.М. Пилкингтон; пер. с англ. Е.Г. Богдановой.- М.: Фаир-Пресс, 2001.- 397 с.

29.        Пол, О. Мировые религиозные верования/ Пол Оливер; пер.с англ. О. Перфильева.-М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2003. – 235 с.

30.       Пушнова, Ю.Б. История мировых религий/- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- 167 с.

31.        Религии мира/ Авт. текста П. Балта.- М.: Махаон, 2005.- 260 с.

32.        Религии мира: иллюстрированная энциклопедия/ Сост. А. Дылейко. – Минск.: Белфакс, 2003

33.        Религии мира: история и современность/ Ред. И.Р. Григулевич.- М.: Наука, 1982-1987.- 287 с.

34.        Религии мира: пособие для учителя/ Под ред. Я.Н. Щапова.- М.: Просвещение, 1994.- 192 с.

35.        Религиозные верования: свод этнографических понятий и терминов. – М.: Наука, 1993. – 239с.

36.       Современный философский словарь/ Под общ. ред. д.ф.н. В.Е. Кемерова.- Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Москва, Минск.: Панпринт, 1998.- 1064 с.

37.        Телушкин, Р.Й. Еврейский мир: важнейшие значения о еврейском народе, его истории и религии/ Пер. Н. Иванова, В. Владимирова.- М: Лехаим; Иерусалим: Гешарим, 1998.- 575 с.

38.        Универсальный энциклопедический словарь.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.- 1551 с.

39.        Философия: энциклопедический словарь/ Под ред. А.А. Ивина.- М.: Гардарики, 2006.- 1072 с.

40.       Философский словарь/ Авт.-сост. В.Н. Мирошниченко; под общ. ред. А.П. Ярещенко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004.- 555 с.

41.        Философский словарь студента/ Н.О. Алексютович; под общ. ред. В.Ф. Беркова, Ю.А. Харина.- Минск: Тетра Системс, 2003.- 351 с.

42.        Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. – М.: Энциклопедия, 1983. – 840 с.

43.        Фишер, М.П. Живые религии/ Международный фонд образования. – М.: Республика, 1997. – 368 с.

44.        Христианско-иудейский диалог/ Сост. Хелен П. Фрай; пер. с англ. Ю. Табак.- М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2002.- 356 с.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.