скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Особенности отношения человека и абсолюта в религиозной системе иудаизма (на материале анализа текста "Тора. Книга Бытия")

Курсовая работа: Особенности отношения человека и абсолюта в религиозной системе иудаизма (на материале анализа текста "Тора. Книга Бытия")

Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный институт

Кафедра искусствоведения


КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности отношения человека и абсолюта в РЕЛИГИОЗНОЙ системе ИУДАИЗМА

(на материале анализа текста «ТОРА. КНИГА БЫТИЯ»)

Руководитель А.В.Клыкова

подпись, дата

Студент К.М Добровольский

подпись, дата

Красноярск 2009


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Основные теоретические понятия

2 Особенности религиозной системы иудаизма

2.1 История возникновения и развития религиозной системы иудаизма

2.2 Основные положения религиозной системы иудаизма

2.3 Значение текста «Тора. Книга Бытия» в религиозной системе  иудаизм

3 Образ Абсолюта в тексте «Тора. Книга Бытия»

4 Образ человека в тексте «Тора. Книга Бытия»

5 Особенности отношения человека и Абсолюта в тексте «Тора. Книга Бытия»

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Объект исследования

Религиозная система иудаизм на материале анализа текста «Тора. Книга Бытия».

Предмет исследования

Особенности отношения человека и Абсолюта в религиозной системе иудаизма на материале анализа текста «Тора. Книга Бытия».

Степень изученности

Одной из древнейших религий мира является иудаизм – религия, зародившаяся у древних евреев, а впоследствии распространившаяся по всему миру. Об иудаизме написано много, эта религия очень обстоятельно изучалась специалистами. Но в основном изучение иудаизма ограничивается рассмотрением исторического развития. Некоторые исследователи изучают его как религию, предшествующую христианству. В своих исследованиях ученые опираются на тексты Ветхого Завета, содержащие в себе все основные принципы иудаизма.

Текст «Тора. Книга Бытия» рассматривался, во-первых, с исторической точки зрения. Исследовалось влияние, которое оказал данный текст на новозаветные писания.

В отечественной и зарубежной науке сравнительно небольшое количество работ посвящено исследованию таких понятий, как «Абсолют», «верующий», а особенно их «отношение». При этом имеются важнейшие исследования, которые в основном сосредоточены на различных аспектах, имеющих большое значение при изучении данной проблемы. Понятие Абсолюта рассматривается Г.В.Ф. Гегелем, Кулаичевым А.И., Копцевой Н.П., Ивиным А.А., Никифоровым А.Л., Жуковским В.И., Сарвепалли Р., Пивоваровым Д.В., И.Т. Фроловым; понятие человека рассматривается Жуковским В.И., Копцевой Н.П., Пивоваровым Д.В., Г.В.Ф. Гегелем, Косамби Д., Сарвепалли Р., Кнотт К., Мирча Э.; отношение между Абсолютным и относительным как само понятие разрабатывается у Копцевой Н.П., Жуковского В.И., Пивоварова Д.В., Сарвепалли Р.; понятие культа исследуется в работах Маркиной З.А., Мирча Э., Соломон Р., Гришина А.Р., Герасимова А.В., Гусевой Н.Р., Дюмезиль Ж. Василькова, Оливер П., Степанец М.Т., Дандекар Р.Н., Фролова И.Т.

Религиозная система иудаизма рассматривается многими исследователями. С.М. Пилкингтон изучает истоки иудаизма, его развитие, важнейшие обряды, традиции и праздники, как они происходят в синагоге и в домах верующих. Л.С. Васильев рассматривает историю иудаизма, истоки иудаизма в предшествующей ему религии евреев, значение в нем Ветхого завета, влияние иудаизма на культуры других стран, в особенности стран Востока. А.А. Горелов изучает Еврейскую Библию, сущность иудаизма, его историю а также значение иудаизма для формирования христианства. Большинство исследователей иудаизма рассматривает его историю и основные представления иудеев. Это Генкель Г.Г., Каутский К., Дылейко А., Доре Ж., Пушнова Ю.Б., Леонидов Ф., Ястребов Г., Гуревич П.С., Пол О. Взгляды иудеев на смерть и жизнь после смерти рассматриваются в работах Джекоба Ньюзнера. Основные течения в еврейской мистике и еврейскую философию изучает Шолем Г.Г. Вероучение евреев на основе рассмотрения молитв изучает Кохановский Л.

Проблема исследования

Проблемой исследования является малоизученность особенностей отношения человека и Абсолюта на примере священного текста «Тора. Книга Бытия».

Актуальность

Актуальность данного исследования заключается в рассмотрении текста «Тора. Книга Бытия» как произведения искусства, через взаимодействие с которым человек выстраивает отношения с Абсолютом. Само слово «религия» означает «восстановление и воспроизводство связи человека и общества с Абсолютом», поэтому при анализе религиозного текста просто необходимо определить, как осуществляется эта связь, каким должен быть человек для этого и каков образ Абсолюта.

Цель исследования

Целью данного исследования является изучение особенностей отношения человека и Абсолюта в религиозной системе иудаизма на основе текста «Тора. Книга Бытия».

Методология

Работа Жуковского В.И. «Визуальная сущность религии», где исследуется философия религии и раскрываются ее методологические возможности для теории искусства и анализа художественных творений; теория Гегеля Г.В.Ф. «Философия религии» - в двух томах: первая часть его труда посвящена истории религиозных верований на начальных ступенях развития, вторая – доказательству бытия Бога; теория Пивоварова Д.В. Теория религии как связи человека и Абсолюта; Пивоварова Д.В. и Медведева А.Р. «История и философия религии», в которой рассматривается потребность религии в обществе и сущность религии как связи с Абсолютом; Копцевой Н.П. «Философия религии».

Задачи исследования

1) Рассмотреть основные теоретические понятия философии и религии («Абсолют», «человек», «религия», «отношение»). Определить содержание понятий и их взаимосвязь.

2) Рассмотреть особенности религиозной системы иудаизма (историю возникновения, становления и развития).

3) Исследовать образ Абсолюта в религиозной системе иудаизма на материале текста «Тора. Книга Бытия».

4) Исследовать образ человека в религиозной системе иудаизма на материале текста «Тора. Книга Бытия».

5) Исследовать особенности отношения Абсолюта и человека в религиозной системе иудаизма на материале текста «Тора. Книга Бытия».

6) Реконструировать предлагаемые священным текстом способы, посредством которых осуществляется взаимодействие-отношение человека и Абсолюта.

Предполагаемый результат

В ходе исследования священного текста «Тора. Книга Бытия» предполагается простроить модель отношения человека и Абсолюта в религиозной системе иудаизма.

Апробация

Результаты данной работы могут быть использованы для написания докладов на конференции, для более глубокого изучения религиозной системы иудаизма.

Структура работы

Структура курсовой работы состоит из введения, пяти параграфов основной части, заключения и списка используемой литературы (53 источника).


1. «ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»

В этом параграфе мы рассматриваем основные термины, которые потребуются нам для дальнейшего исследования.

В мире существует большое количество религиозных систем. Все они предполагают несовершенство и неполноту человека по отношению к Абсолюту – совершенному эталону, к которому необходимо стремиться человеку для своего спасения и духовного развития.

1.1 Понятие «религия»

Прежде всего, необходимо рассмотреть понятие «религия», т.к. оно является объединяющим все остальные понятия, рассматриваемые в данной главе.

Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного [46, с. 1085].

А.А. Грицанов определяет религию как мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога, божества. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией безусловным средоточием всего существующего, главной святыней).

Религия (лат. Religio – восстановление или воспроизводство лиги, связи) определяется как стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней). В зависимости от направлений поиска Абсолюта религии можно условно подразделить на эгоцентрические, социоцентрические, космоцентрические. Религия во всех ее вариантах обычно понимается как изменяющаяся духовная связь с Абсолютом: а) эта связь могла быть изначально непосредственной, но затем она прервалась, и теперь ее восстанавливают; б) эту связь еще предстоит установить вначале опосредованно, а затем, переводя на более высокие уровни, превратить в непосредственную; в) эту связь требуется воспроизводить как в разные периоды жизни одного и того же индивида, так и в череде поколений людей. Все религии так или иначе исходят из идеи неполноты и несовершенства человека и предлагают пути нашего совершенствования, восхождения к высшей целостности и спасения. Религия – одна из необходимых форм постижения единства мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых ими конечных смыслах универсума, жизни и совершенствования общества и индивида [44, с. 738].

Таким образом, религия это то, что помогает конечному человеку в его стремлении соединиться с бесконечным Абсолютом. Религия основывается на идее несовершенства человека по сравнению с Абсолютом и дальнейшее совершенствования души по примеру эталона Абсолюта.

1.2 Понятие «Абсолют»

Центральным понятием любой религии является Абсолют (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный, совершенный; absolutum – свободный, непривязанный, сам себе создающий место) – одна из предельно общих категорий, обозначающих всеобщую основу мира, полноту бытия и совершенство. Под безусловным понимается то, что не нуждается для своего бытия и действия ни в каких условиях или причинах. Абсолют мыслится как: а) творческое первоначало всего сущего; б) противоположное всякому обусловленному существованию; в) единое, непрерывное и бесконечное.

Абсолют - понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Для Гегеля высшее определение Абсолюта состоит в том, что Абсолют есть дух, прошедший в своем развитии все стадии истории природы и общества и достигший завершенности в самосознании. Ведущее значение категория Абсолюта приобрела у Брэдли и др. сторонников «абсолютного идеализма», отождествляющих ее с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчлененной форме и познается «непосредственным опытом». Брэдли отрицал личностный характер Абсолюта и в этом смысле считал его не «высшей реальностью», но лишь ее «основой» или «предпосылкой».

Можно сказать, что Абсолют – это духовное первоначало всего сущего, основа мира, Абсолютный Дух, нечто совершенное, неограниченное, бесконечное; некий идеал, противопоставляющийся всему конечному, несовершенному. Это что-то, являющееся ничем и всем одновременно, ничем, т.к. не имеет формы, его нельзя увидеть, потрогать, всем же потому, что от Абсолюта, как от творящего начала происходит все окружающее нас. Во многих религиях Абсолют проявляется в виде Бога.

Бог (от общеарийского «баха» – благо, одарение, наделение) – Абсолютная личность, верховное существо, стоящее выше всех индивидуальных «я» и свободное от всех недостатков. Бог – это совершенное, вечное, всемогущее и всепроникающее, всеведущее существо, бессмертный дух, первичная реальность и конечная цель мира. В Священных Писаниях многих религий личность Бога характеризуется прежде всего Полнотой Бытия, Совершенством, Истиной (Естиной). Вместе с тем Писания представляют Бога не только как Абсолютную Личность в явленности Себе или избранным людям, но и как Творца мира и человека – в Его действовании и управлении (Бог – Творец мира, Спаситель и Судья).

По Гегелю Бог 1. абсолютно свят, так как он есть внутри себя совершенно всеобщая сущность. Он есть 2. абсолютное могущество, так как он осуществляет всеобщее и во всеобщем сохраняет единичное, т.е. является вечным творцом Вселенной. Он есть 3. мудрость, так как его могущество – только святое могущество, 4. доброта, так как единичное в своей действительности получает ль него полную свободу действий и 5 справедливость, так как он вечно возвращает единичное ко всеобщему.

Бог – это проявление Абсолюта во всех религиях. Это высшее духовное существо, не требующее для своего существования никаких условий. Бог не определенного имеет материального и телесного воплощения, существует вне времени и вне пространства. Бог - создатель всего мира, всего живого на земле. Он обладает высочайшим разумом. Бог является объектом поклонения, притяжения неразумных людей. В религиозных верованиях, имеющих объектом поклонения нескольких богов, в каждом из богов проявляется Абсолют. Бог отличается от Абсолюта тем, что всегда имеет предельную форму. Бог – это всегда личность. Он имеет определенные качества, характеристики. Но речь идет о бесконечном, а не о конечном, тленном. Бог понимается как высшая личность, выше всех недостатков.

Как было отмечено, по отношению к Абсолюту и Богу применяют качество бесконечности.

Связь абсолютного и относительного понимается по-разному, в зависимости от трактовок их пространственно-временного существования и характера взаимопроникновения. При истолковании абсолютного как уже реализованной бесконечности и достигнутого чистого совершенства оно описывается как самодовлеющая сущность, вечная, ничем не ограничиваемая и сама себе непосредственно создавшая место (абсолютное пространство, эфир); тогда абсолютное самозаконно (автономно), трансцендентно, непостижимо и всецело противоположно миру отношений. Соответственно, мир отношений и человеческое познание оказываются лишенными моментов абсолютного, описываются в духе релятивизма.

По А.А. Грицанову, абсолютное и относительное – противоположные по смыслу сопряженные философские категории. Абсолютное - безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, непреложное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобъемлющее. Относительное (релятивное) – временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств, и, следовательно, изменчивое; обуславливаемое системой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее, характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями и в зависимости от них. Абсолютное и относительное выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном и т.д.

Бог – это проявление Абсолюта, а, значит, он является совершенным, неограниченным, бесконечным, т.е. абсолютным началом. Относительное – противоположное абсолютному - начало представляет собой человек – несовершенный, конечный, несвободный (т.е. привязанный к земле, вынужденный здесь жить).

Таким образом, Абсолют - это творческое первоначало всего сущего, единое, непрерывное и бесконечное. Это нечто нематериальное, не имеющее конкретной формы. Он находится вне времени, вне пространства.

1.3 Понятие «человек»

Понятие «человек» рассматривалось неоднократно. Множество исследователей определяют в человеке единство таких основных модусов, как тело, душа и Дух. Тело здесь рассматривается и как элемент природы (биологические особенности), и как чувственная составляющая (смех, слезы и т.д.). Душа может пониматься как жизненный центр тела, а также как нечто индивидуализирующее человека в обществе. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею «человечности».

Человек – фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек – это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и Дух.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.