скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Основные тенденции банковской системы России

В-пятых, отмена ограничения на участие иностранцев в капитале российской банковской системы. Этот символический шаг, не имея прямого воздействия на нынешнее состояние отечественной банковской системы, демонстрирует ориентацию руководства Банка России на расширение присутствия иностранного банковского капитала и отказ от искусственных защитных мер в связи с вступлением в ВТО.

На ближайшую перспективу наиболее значимыми политическими факторами развития банковского сектора можно считать следующие:[28]

Во-первых, переход к системе обязательного страхования депозитов населения к конечном счете очевидно будет способствовать повышению доверия к банковской системе.

Во-вторых, повышение требований к качеству банковского капитала, или эффективность борьбы Банка России с «раздутостью капитала», что должно повысить транспарентность российских банков и способствовать повышению к ним доверия.

В-третьих, скорость развития пенсионной системы и масштабы допуска банков к участию в размещении пенсионных средств. При обсуждаемых сейчас параметрах (ограничение инвестиций в банковские депозиты пределом в 20%) и прогнозируемых темпах роста доходов населения, растущая часть накоплений населения пойдет мимо банковской системы, что затормозит ее рост. С другой стороны, банки получат все же определенные долгосрочные ресурсы, которые потенциально смогут расширить финансирование ипотеки и других долгосрочных проектов.

В-четвертых, меры, направленные на снижение рисков кредитования, включая поощрение становления системы кредитных бюро и смягчение надзорных норм для кредитования малого и среднего бизнеса, а так же частных лиц. При всей общей положительной заряженности предлагаемых подходов их конкретная форма реализации создает значительное проблемное поле, которое может затормозить развитие банковской системы и изменить ее структуру. Страхование депозитов населения. Актуальность его повышается в связи с уже упоминавшейся стагнацией средств корпоративного сектора, поэтому мобилизация неорганизованных сбережений населения становится приоритетным ресурсом развития банковского сектора.

В то же время в концепции перехода к страхованию депозитов заложен ряд болевых точек, способных оказать негативный эффект для развития банковской системы. В краткосрочном плане страхование депозитов ведет к прямому росту издержек банков, а также усилению надзорных требований, что может привести к торможению темпов развития банков и их депозитной активности. При этом быстрого увеличения привлеченных средств банки не получат, так как чувствительная к гарантиям часть вкладчиков в основном ориентирована на Сбербанк. Величина гарантий не позволяет серьезно повысить привлекательность банков для высокообеспеченных слоев населения с крупными вкладами.

Качество капитала. Поскольку, по экспертным оценкам, масштабы «раздутости» оцениваются в 15-20% капитала, то хотя бы половинное устранение этой величины окажет значительный рестриктивный эффект на кредитную активность банков и их способность привлекать дальше заемный капитал. С другой стороны, повышение к 2006 году минимальной величины капитала до 5 млн. экю потребует от значительной части акционеров-ведущих собственников банков дополнительных инвестиций. Учитывая общее снижение прибыльности банковского бизнеса это может привести к ускорению процесса сокращения численности банков и вымыванию их среднего звена. Это не отвергает необходимости действий по повышению качества капитала, но свидетельствует о необходимости особой осторожности и постепенности в этом процессе. Наряду с негативным стимулом уменьшением капитала, необходимы и позитивные стимулы, направленные на повышение привлекательности банковского бизнеса, что должно заинтересовать акционеров банков к инвестированию

В то же время, в условиях исчерпания экстенсивной фазы роста кредитования еще более важным является вопрос повышения привлекательности банковского бизнеса в целом и стимулирования кредитной активности российских банков. Хотя большинство банковских аналитиков и менеджеров, принявших участие в опросе, проведенном Центром развития, считают, что доходность банковского бизнеса не снизится в ближайшее время, результаты третьего квартала текущего года говорят об обратном. Правда в первом полугодие 2004 года отношение чистой прибыли к активам составило 3,2% против 2,2% за 2003 год, а отношение чистой прибыли к капиталу – 21,8% против 15,1% соответственно), но это говорит скорее о большей открытости банковских доходов, нежели о реальном росте привлекательности бизнеса.

Снижение кредитных рисков. Развивать кредитование мешают как ограниченность возможностей самих банков (низкая капитализация и дефицит долгосрочных пассивов), так и, что более важно, высокие риски кредитования. Требования крупнейших российских предприятий по объему финансирования в несколько раз, а то и на порядок превосходят возможности крупнейших банков. Ведущим российским корпорациям интересны кредиты величиной не менее 10 млн. долл., а соответствующим капиталом обладают не более 30 российских банков. Но и имеющийся капитал отчасти сформирован искусственно. Фиктивность части капитала российских банков не позволяет им в большей степени наращивать кредитование, а также снижает инвестиционную привлекательность самих банков для инвесторов, особенно иностранных. Российские банки не получат каких-либо существенных денег из-за рубежа пока не убедят потенциальных инвесторов в своей прозрачности и адекватности.

Важным условием повышения привлекательности банковского бизнеса является и снижение издержек. Банк России понимает это и в перечне своих приоритетов называет упрощение условий кредитования малого и среднего бизнеса, потребительского кредитования, снижение требований к операционным кассам и банкоматам и т. п.

Совершенствование надзорных требований и повышение транспарентности отечественной банковской системы. Вопросам повышения качества банковского надзора уделялось много внимания и в Стратегии и в программных заявлениях нового руководства Центрального банка.

Основной упор делается на переход на международные стандарты финансовой отчетности и реализацию новых подходов, разработанных Базельским комитетом. Однако сам по себе переход на МСФО панацеей, конечно, не станет. Нуждаются в дальнейшей доработке ряд действующих нормативных актов Банка России, затрагивающих вопросы бухгалтерского учета (в частности, многими экспертами отмечалось, что с введением в действие Главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» кассовый метод стал реальной помехой организации эффективного бухгалтерского и налогового учета), формирования резервов по ссудам и прочим операциям и многое другое. Предлагаемые в настоящее время Банком России методы оценки рисков не являются в достаточной степени гибкими и не всегда позволяют вынести адекватное суждение об уровне того или иного риска.

§ 3. Этапы реформирования банковской системы

Реформирование банковской системы предполагается осуществлять в три этапа.

На первом этапе (2002 г.) основными задачами являлись становление развитого рынка корпоративных долговых инструментов, создание важнейших институциональных и правовых предпосылок для снижения рисков, повышения ликвидности, капитализации банковской системы, укрупнения банков.

На этом этапе реализовывались следующие конкретные меры.

В части развития финансовых рынков:

- формировались нормативно-правовая база, обеспечивающая функционирование рынка корпоративных обязательств (отмена налога на эмиссию, ограничения объема эмитированных облигаций величиной собственного капитала, запрета на выпуск облигаций траншами);

- создавались общенациональные рейтинговые агентства, формирующие внутренний рейтинг корпоративных обязательств;

- Банк России начинает реализовал широкий спектр мероприятий, направленных на поддержание ликвидности и повышение привлекательности рынка первоклассных корпоративных обязательств: рефинансирование под залог, операции «репо», кредитные линии крупным андеррайтерам и дилерам;

- Сбербанк РФ частично переориентировал свои активные операции на поддержку рынка корпоративных обязательств, выступает в качестве андеррайтера (при условии эффективного контроля за финансовыми рисками предприятий-эмитентов) и дилера;

- на рынке начинают размещать свои средства Пенсионный и другие внебюджетные фонды.

В части повышения информационной прозрачности заемщиков и участников рынков:

- создавалась система обязательного раскрытия банками информации о заемщиках, формируются кредитные бюро, централизующие данную информацию;

- осуществлялись система мер по повышению публичности деятельности банков (ежеквартальная публикация балансов, отчетов о прибылях и убытках и т.п.).

В части структурных преобразований:

- повышались требования к собственному капиталу банков, к концу периода его минимальная величина должна составлять не менее 50 млн. руб.; это приведет к тому, что к концу периода количество банков может сократиться на 30-40%;

- стимулировался процесс слияний и поглощений (путем предоставления налоговых льгот, в ряде случаев кредитов Банка России);

- стимулируется формирование широкого слоя финансовых институтов, специализирующихся на долгосрочном инвестировании средств. Речь идет как о добровольной специализации банков, так и о расширении и укреплении слоя паевых инвестиционных фондов, независимых пенсионных фондов и проч. институциональных инвесторов. Создается система централизованного страхования целевых вкладов, направляемых на инвестирование в первоклассные долговые обязательства.

На втором этапе в связи с ожидаемым сокращением валютных поступлений по каналам внешней торговли и пиковыми выплатами по государственному внешнему долгу банковская система может столкнуться с усилением ресурсных ограничений, снижением ликвидности, ухудшением финансового состояния предприятий-заемщиков, ростом нестабильности финансовых рынков.

Эта задача обеспечивается реализацией следующих мер:

- вступает в действие Федеральный закон о гарантировании вкладов;

- банки, не соответствующие требованиям к минимальной величине капитала банков, либо преобразуются в небанковские кредитные организации (в случае удовлетворения необходимым условиям), либо переходят на добровольной основе под управление АРКО, либо ликвидируются;

- в рамках Федерального бюджета выделяются средства на рекапитализацию банковской системы, которые поступают в распоряжение АРКО; АРКО проводит рекапитализацию, реструктуризацию, объединение бизнеса жизнеспособных банков, ликвидирует нежизнеспособные банки;

- для обеспечению эффективности и бесперебойности расчетов, стабильности региональных банков вводится в действие общефедеральная система валовых платежей в режиме реального времени;

- с целью обеспечения бесперебойности расчетов стимулируется деятельность межбанковских клиринговых центров;

- расширяется объем операций Банка России по рефинансированию коммерческих банков и межбанковских клиринговых центров с целью поддержания необходимого уровня их ликвидности.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) основной задачей становится возобновление интенсивных реформ в банковской системе. На этом этапе осуществляются следующие меры.

- повышаются требования к минимальной величине капитала и достаточности капитала банков: к концу периода банки по своим показателям достаточности капитала, рассчитанным в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, должны соответствовать требованиям Базельского комитета;

- АРКО завершает реструктуризацию коммерческих банков: К концу периода, государственные пакеты акций банков, успешно прошедших реструктуризацию, реализуются на конкурсной основе; вырученные от продажи средства направляются в бюджет.

- по мере обретения устойчивости рынком корпоративных облигаций и расширения участия в нем новых групп инвесторов (институциональные инвесторы, нерезиденты) Сбербанк РФ переориентируется на операции с другими инструментами (долгосрочные ссуды предприятиям, ипотечные ссуды населению);

- стимулируется страхование кредитных договоров (через снижение налогообложения организаций, осуществляющих такое страхование).

В целом со стороны макроэкономики стабильности банковской системы в ближайшем будущем объективно не угрожает ни новый валютный кризис, ни взрыв инфляции. Наиболее вероятный сценарий развития денежной сферы предполагает постепенное ухудшение торгового сальдо и уменьшение прироста резервов, однако к концу 2005 году они могут достигнуть весьма весомой величины в 58–60 млрд. долларов. Повышение нагрузки на банковскую систему вызвано образованием растущих ножниц между темпами увеличения спроса на деньги и предложения ликвидности. Спрос на деньги, измеряемый показателем денежной массы M2Х, достигнет к концу 2005 году 30% ВВП (20% в 2001 году), а отношение денежной массы M2Х к резервным деньгам, или денежный мультипликатор, отражающий эффективность денежной трансмиссии в экономику, повысится более чем на половину (с 1,7 до 2,1 раз). Несмотря на переход реальных кредитных ставок к положительным значениям, они сблизятся с уровнем нормы прибыли в промышленности, что повысит доступность кредитов.

В условиях интенсивного роста объемов кредитования требования к качеству банковских кредитов существенно повысятся, тем более что доля просроченных кредитов может вырасти. В целом при прогнозируемых параметрах развития банковской системы маловероятно наступление «кризиса плохих долгов», хотя актуальность улучшения качества кредитного портфеля может резко возрасти, особенно для банков, ориентированных на кредитование узкого круга клиентов.

Основную угрозу российским банкам представляют не возможные макроэкономические катаклизмы, а внутренние проблемы менеджмента, снижающаяся доходность операций и кэптивный характер значительного круга крупных банков. Определяющим является вопрос, насколько способен крупный российский бизнес и контролируемые им банки принять новые вызовы, создаваемые открытием российской экономики мировому рынку и исчерпанием после кризисного защитного девальвационного эффекта. И российский бизнес, и банковская система, успешно справившись с валютным кризисом и обратившие себе на пользу резкое сжатие импорта, могут оказаться неспособны к глубокой модернизации производства и предпринимательского поведения, что угрожает стагнацией экономики и ослаблением конкурентных позиций российского бизнеса в мире.[29]

В целом при умеренно-благоприятном сценарии развития экономики и банковской системы ее активы могут к 2006 году достичь 43-46% ВВП, а кредиты экономике – 20-23% ВВП.[30] Эти высокие по российским меркам показатели означают, что в среднем отечественный банковский бизнес дорастет до уровня восточноевропейских стран, однако для его конкурентоспособности перед лицом Объединенной Европы необходим дальнейший качественный скачок на рубеже 2006–2007 годов. Возможно, что первым барьером, имеющим большой макроэкономический эффект, станет вопрос значительного повышения доли инвестиционного и потребительского кредитования.

§ 4. Реструктуризация банковской системы в России

Основными проблемами многих российских банков, накопившимися в течение 5-6 лет, являются:

- значительный объем выданных кредитов, которые либо не обслуживаются заемщиками, либо вовсе не могут быть возвращены заемщиками банкам, в результате чего значительный объем банковских активов оказался обесцененным и иммобилизованным;

- тесное переплетение экономических интересов банков и их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и членами их финансово-промышленных групп, в результате чего политика банков проводилась исходя из корпоративных интересов отдельных крупных клиентов и не учитывала интересы частных вкладчиков и других кредиторов;

- низкий профессионализм руководящего звена банков, а в ряде случаев - личная корыстная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы кредиторов и акционеров;

- политизированность мышления и действия высших руководителей некоторых крупных банков, использовавших находящиеся в их распоряжении ресурсы для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела:

- использование некоторыми московскими банками значительных государственных бюджетных средств в качестве ресурсной базы для ускоренного наращивания размеров своего баланса и операций, что привело к чрезмерной зависимости таких банков от состояния государственного бюджета, а также к нерациональному использованию государственных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.