скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Основные тенденции банковской системы России

В условиях увеличения межбанковских кредитных ставок во II квартале существенно снизилась их предсказуемость.[24] Заявляемые ставки привлечения и размещения МБК на протяжении значительной части квартала не соответствовали краткосрочной динамике фактических ставок. Ставка по фактически размещенным однодневным межбанковским рублевым кредитам неоднократно выходила за пределы, задаваемые заявляемыми ставками привлечения и размещения межбанковских кредитов. В отдельные дни квартала фактические ставки отклонялись от заявляемых более чем на 3 процентных пункта.

§ 2. Цели и принципы реформирования банковской системы

С момента принятия государственной «Концепции реформирования банковской системы», в развитии самой банковского сектора российской экономики стала складываться новая ситуация, которая требует и новых ответов со стороны властей.[25]

Кредитный бум, характерный для последних двух лет, начинает ослабевать. Назревает определенная «кредитная пауза», проявляющаяся в снижении темпов роста кредитов экономике, хотя до реальной угрозы масштабного кризиса «плохих долгов» еще весьма далеко. Доля кредитования нефинансового сектора к осени 2002 года превысила 43% активов, что является самым высоким показателем начиная с 1995 года. В январе-августе 2002 года банковские активы в реальном выражении в среднем за месяц увеличивались на 0,8%, что вдвое ниже темпов прошлого года (1,6%); в долларовом выражении среднемесячный прирост составил 1,7% и 1,9%, соответственно. Примерно теми же темпами увеличивался и банковский капитал, но относительно прошлого года замедление оказалось еще заметнее – 0,7% в месяц против 2,9% в реальном выражении и 1,6% в месяц против 3,2% в долларовом выражении. Доля капитала в пассивах в настоящее время достигла 15%, что практически соответствует докризисному уровню, при этом большая часть прироста была обеспечена самими банками. В то же время способность российских банков к эффективному управлению предоставленными кредитами и полученными ресурсами не поспевает за их ростом. Это находит свое выражение в ухудшении некоторых качественных параметров: в частности, повышении доли просроченных и нестандартных ссуд (с 12,8 до 13,8% кредитного портфеля).

В структуре привлеченных средств на фоне стагнации величины остатков на текущих и депозитных счетах корпоративного сектора произошел бурный рост депозитов населения, доля которых в совокупных пассивах к сентябрю достигла 24% (на начало 2000 года она составляла менее 19%), что лишь на 1% меньше, чем доля средств предприятий. Российская банковская система все больше начинает походить по структуре своих активных и пассивных операций на банковские системы Западной и Восточной Европы, что придает особую актуальность переходу на МСФО и формированию системы страхования вкладов населения.

Российская национальная денежная база не соответствует структуре и уровню денежной базы современных развитых стран.

Денежная база, функционирующая в экономике (денежная база в широком определении) и обеспечивающая товарооборот, составляет на 01.01.2005 г. менее 2,4 трлн руб., или всего лишь 62% от всей национальной денежной базы (около 3,9 трлн руб.). При этом темпы роста денежной базы в широком определении в 1,3 раза отстают от темпов роста национальной денежной базы. Так, на 01.01.2000 г. денежная база, функционирующая в экономике, составляла более существенную долю – 81% в национальной денежной базе. За2004 г. денежная база в широком определении выросла на 470 млрд руб., а прирост национальной денежной базы был в 3 раза больше – 1400 млрд руб.

За пять последних лет самые высокие темпы роста показали агрегаты денежной базы, не участвующие в товарообороте:

- депозиты кредитных организаций в ЦБ РФ – в 29 раз;

- средства правительства в Банке России – в 22 раза;

- средства иных некредитных организаций в Центробанке – в 8 раз;

- а самые низкие темпы роста дали денежные агрегаты, функционирующие в экономике:

- средства кредитных организаций – в 5 раз;

- наличные деньги в обращении – в 6 раз.

Денежная база, находящаяся в банковской системе 2-го уровня (совокупность всех кредитных организаций), составляет сегодня лишь 850 млрд руб., или 36% от денежной базы в широком определении и лишь 22% от национальной денежной базы (даже в 2000 г. эти показатели были лучше – соответственно 37 и 30%).

Если в 2000 г. денежная база кредитных организаций составляла 44% от денежной базы вне этих организаций, то на 01.01.2005 г. этот показатель упал до 28%. За 2004 г. денежная база кредитных организаций выросла лишь на 84 млрд руб., тогда как ее прирост вне кредитных организаций был в 16 раз больше (1340 млрд руб.), денежной базы в Банке России – в 11 раз (950 млрд руб.), а наличных вне банков – в 4,6 раза больше (390 млрд руб.).[26]

Сегодня денежная база кредитных организаций в 1,8 раза меньше суммы наличных денег вне банков и в 3,5 раза меньше денежной базы, находящейся вне кредитных организаций.

Кредитно-депозитную мультипликацию (эмиссию кредитных денег) обеспечивает денежная база, составляющая на 01.01.2005 г. сумму 600 млрд руб., или 25% от денежной базы в широком определении и лишь 15% от национальной денежной базы. За пять последних лет соотношение показателя «денежная база, обеспечивающая кредитную эмиссию» и показателей иных основных агрегатов денежной базы существенно не изменилось. Однако номинально в 2004 г. денежная база, обеспечивающая кредитно-депозитную мультипликацию, выросла на 170 млрд руб., или в 5,6 раза меньше, чем денежная база в Банке России, и в 2,3 раза меньше наличных денег вне банков.

Остатки на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России сегодня составляют менее 500 млрд руб., или 20% от денежной базы в широком определении (в 2000 г. – 16%) и 13% от национальной денежной базы (как и в 2000 г.).

Резкое сокращение (в 2 раза) норматива обязательного резервирования средств кредитных организаций в Банке России в 2004 г. остановило негативную тенденцию относительного падения уровня остатков на корсчетах банков в ЦБ РФ. Самыми низкими эти показатели были в 2003 и 2004 гг.

Увеличение денежной базы осуществляется исключительно в рамках жесткой политики валютного управления посредством покупки Банком России иностранной валюты.

За пять исследуемых лет денежная база в широком определении увеличилась в 5,6 раза (на 1960 млрд руб.), национальная денежная база – в 7,4 раза (на 3350 млрд руб.), а валютные резервы в 13,9 раза (на 3040 млрд руб.). Во все эти годы прирост валютных резервов был почти равен приросту всей денежной базы и значительно превосходил прирост денежной базы, функционирующей в экономике.

Уровень монетизации российской экономики в 3–4 раза ниже уровня монетизации в развитых странах.

Денежная масса М2, обеспечивающая деятельность субъектов экономики (как юридических, так и физических лиц), составляет всего лишь 26% ВВП (номинально – 4,4 трлн руб.). Даже национальная денежная масса (5,85 трлн руб.) – это лишь 35% ВВП, а вся (полная) денежная масса (7,3 трлн руб.) – только 44% ВВП.

Рост агрегатов денежной массы за последние пять лет был достаточно равномерным, за исключением:

- средства государственных и иных некредитных организаций на счетах в Банке России увеличились в 15,2 раза;

- денежная масса в иностранной валюте (наличные и безналичные средства) выросла в 3,8 раза.

Отношение денежной массы М2 за исследуемый период к полной денежной массе фактически не улучшилось, к национальной денежной массе – ухудшилось (уменьшилось на 13%), а к денежной массе вне кредитных организаций – сильно ухудшилось (на 21%).

В структуре денежной массы по-прежнему существенную долю составляют наличные деньги (в %):

- в денежной массе М2 35;

- в национальной денежной массе – 26;

- в полной денежной массе 29.

При этом безналичные средства на счетах в кредитных организациях, т.е. средства, обеспечивающие цивилизованное функционирование экономики, составляют лишь 48% всей национальной денежной массы (на 01.01.2000 г. этот показатель был 55%).

Денежная масса вне кредитных организаций за анализируемые пять лет относительно:

национальной денежной массы – не изменилась;

полной денежной массы увеличилась на 7%;

денежной массы М2 выросла на 12%, что свидетельствует о существенном росте «непроизводительной» доли в денежной массе.

Снижение уровня кредитно-депозитной мультипликации

Кредитно-депозитная мультипликация во всех развитых странах является основным инструментом формирования денежной массы (эмиссии кредитных денег). В России этот инструмент фактически не работает.

В кредитно-депозитной мультипликации сегодня участвует лишь около 600 млрд руб., что составляет: 15% национальной денежной базы; 25% денежной базы в широком определении.

За пять последних лет уровень мультипликации (отношение соответствующих агрегатов денежной массы и денежной базы) в денежной сфере России практически не изменился и сейчас составляет отношение:

- денежной массы М2 к денежной базе в широком определении – 1,8;

- национальных денежной массы и денежной базы – 1,5;

- денежной массы и денежной базы вне кредитных организаций – 1,2.

При этом денежная база, находящаяся вне кредитных организаций и фактически не участвующая в кредитно-депозитной мультипликации, за исследуемый период увеличилась: относительно национальной денежной базы – на 8%; денежной базы в широком определении – на 41%.

Коэффициент мультипликации денежной базы, реально обеспечивающей кредитную эмиссию, в денежную массу за анализируемые пять лет существенно уменьшился: в соотношении денежной массы М2 и названной денежной базы – с 9,7 до 7,3; национальной денежной массы и данной денежной базы – с 11,1 до 9,8. При этом отношение денежной базы, обеспечивающей эмиссию кредитных денег, к денежной базе, находящейся вне кредитных организаций, никак не изменилось и составляет всего лишь 20%.

Это обстоятельство приводит, в частности, к тому, что денежная масса, функционирующая вне кредитных организаций, сегодня в 1,3 раза больше, чем сумма безналичных средств на счетах в коммерческих банках (на 01.01.2000 г. этот показатель составлял 1,1 раза).

Происходившее в 2000-2004 гг. падение уровня остатков на корсчетах кредитных организаций в Банке России относительно основных агрегатов денежной базы и денежной массы было остановлено в 2004 г. резким (в 2 раза) снижением норматива отчислений в фонд обязательных резервов ЦБ РФ. Однако даже такая решительная мера денежных властей привела лишь к тому, что относительный показатель остатков на корсчетах кредитных организаций вышел в основном на уровень 2000 г. Поэтому нынешнее 17%-ное отношение остатков на корсчетах к сумме оборотных безналичных средств на счетах в кредитных организациях нельзя считать удовлетворительным (падение этого показателя до 11% в мае 2004 г. вызвало памятный всем кризис ликвидности).

В России общий уровень сбережений составляет более 30% ВВП, а объем инвестиций – лишь около 20%. Это соотношение показателей свидетельствует о низком уровне использования накопленных денежных ресурсов в интересах экономического развития.

За последние пять лет рост ресурсов составил:

- государства – в 13,4 раза;

- населения – в 5,7 раза (при самой скромной оценке наличных в иностранной валюте в 20 млрд долл.);

- кредитных организаций в 7,7 раза (с учетом резкого снижения норматива по ФОР).

При этом ресурсы государства больше, чем ресурсы кредитных организаций, в 6,7 раза и больше ресурсов населения в 5,5 раза. Если на 01.01.2000 г. совокупные ресурсы государства и населения превышали ресурсы кредитных организаций в 7,7 раза, то на 01.01.2005 г. – в 12,4 раза.

Прирост ресурсов в 2004 г. составил:

- государства – 2085 млрд руб., из них (в млрд руб.):

- валютных резервов 1072;

- в Банке России – 952;

- в коммерческих банках 61;

- населения – 814;

- кредитных организаций 230 (что в 9 раз меньше, чем у государства, и в 3,5 раза меньше, чем у населения).[27]

За весь исследуемый период ежегодный прирост наличных в рублях превышал рост ресурсов кредитных организаций примерно в 2 раза (за пять лет эти показатели увеличились соответственно на 1268 млрд руб. и 635 млрд руб.).

Ресурсы государства на счетах в Банке России сегодня достигли 1,5 трлн руб., что составляет: 53% от суммы безналичных средств на счетах в кредитных организациях (на 01.01.2000 г. только 22%); 78% от всей суммы банковских вкладов населения (на 01.01.2000 г. лишь 33%).

Политика сбережений государства в 2004 г. достигла своего апогея, в результате чего его ресурсы (4910 млрд руб.) превысили совокупные ресурсы населения и кредитных организаций (4726 млрд руб.), тогда как в 2000 г. они были в 2 раза меньше.

Необходимо подчеркнуть: именно дефицит денежных средств, функционирующих в реальной экономике (денежная база в широком определении и денежная масса М2), вызванный чрезмерным уровнем сбережений, приводит к увеличению скорости обращения денег и повышению их дефицитности, что и вызывает инфляционные процессы (наряду с процессами инфляции издержек, характерных для экономики России).

Приведенные аналитические расчеты свидетельствуют о необходимости принятия следующих решений:

- от эмиссии денежных средств через валютно-обменные операции перейти к эмиссии кредитных денег путем кредитно-депозитной мультипликации;

- 1/3 валютных резервов использовать на капитализацию национальных коммерческих банков посредством предоставления долгосрочных (10–15 лет) субординированных кредитов (с ужесточением надзора за ними);

- 1/3 валютных резервов направить через кредитные организации на лизинг современных оборудования и технологий;

- использовать средства стабилизационного фонда на развитие ипотеки, с помощью которой ввести в банковский оборот наличные средства населения;

- стимулировать безналичный денежный оборот и участие населения в операциях на фондовом рынке;

- создать специализированное государственное агентство рефинансирования, которое предоставляло бы кредитным организациям долгосрочные ресурсы за счет выкупа стандартных кредитных активов (будет способствовать развитию секьюритизации кредитной деятельности и созданию организационного рынка межбанковского кредитования);

- ввести систему рефинансирования Банком России кредитных организаций в режиме овердрафт;

- разработать систему размещения через Банк России свободных средств государственных органов и организаций на депозитах в российских кредитных организациях;

- установить лимит размещения государственных резервов в иностранных активах.

Вместе с тем институциональные условия функционирования банков несколько видоизменились. Речь идет, прежде всего, о переходе контроля над ВТБ из рук Банка России в руки Правительства, что изменило расклад сил в группе крупнейших банков, однако не повлияло существенно ни на масштабы активности самого ВТБ, ни на изменение удельного веса «государственных банков» (или банков с значительным государственным участием в капитале) в банковской системе. ВТБ и Сбербанк по прежнему получают почти половину прибыли банковской системы и на них приходится около 33% ее активов.

Наиболее значимыми политическими (институциональными) факторами развития банковской системы в текущем году можно считать:

Во-первых, активизацию расчистки банковской системы от «мертвых банков» с отозванной лицензией, но не ликвидированных (их число сократилось за 9 месяцев с 736 до 584).

Во-вторых, либерализацию валютного рынка (в частности, снижение нормы обязательной продажи валюты и разрешение ее реализации вне бирж), что существенно повлияло на издержки валютных операций банков и их клиентов, а также общий приток и отток капитала.

В-третьих, запуск новых инструментов управления банковской ликвидностью (валютные свопы, репо и т. д.), что позволит восстановить межбанковский рынок и диверсифицировать каналы предложения денег и управления ликвидностью банков. Несмотря на ограниченные пока масштабы этой активности ее перспективное значение крайне высоко в свете потребности повышения эффективности денежной трансмиссии, гибкости предложения и стерилизации ликвидности, а также выстраивания политики процентных ставок денежных властей в качестве реальных регуляторов спроса на деньги.

В-четвертых, действия, направленные на выравнивание условий конкуренции; в частности, применение к Сбербанку общих требований по взносам в страховой фонд, а также отказ от индивидуализации нормативов (риска на одного заемщика) для ВТБ и Сбербанка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.