скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Оценка и планирование прибыли как обобщающего показателя финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Прибыль от реализации продукции находится под воздействием следующих факторов: изменения цен на продукцию, изменение себестоимости, изменение объема реализации продукции, изменение структуры продукции, изменение структуры затрат. Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменения прибыли от реализации продукции по каждому фактору, которые рассматривались выше.

Расчет влияния факторов выполняется способом цепной подстановки.

Анализ прибыли по перечисленным выше факторам приведен в таблицах 3,4 и 5,6 за периоды 2002 – 2003 гг. и 2003 – 2004 гг. соответственно.

В табл.3 приводятся исходные данные и факторный анализ прибыли от реализации продукции за 2002-2003 гг.

Таблица 3

Анализ прибыли по факторам за 2002-2003 гг., тыс. р.

Слагаемые прибыли По базису (2002 год)

По базису на фактически реализованную продукцию

2003 года

Фактичес-кие данные по отчету

(2003 год)

Фактические данные с кор-ректировкой на изменение цен и пр.
Реализация продукции в продажных ценах 9736,9 10589,3 12851,6 11174,8
Полная себестоимость продукции 7617,7 7990,6 9770,5 8487,0
Прибыль 2119,2 2598,7 3081,1 2687,8

1. Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:

∆Р = Р1 Р0,

где: Р1, Р0, прибыль отчетного и базисного года.

∆Р = 3081,1 – 2119,2 = +961,9 тыс. р.

2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р1):

∆Р1 = Nр1 – Nр1,0,

где: Nр1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года;

Nр1,0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.

∆Р1 = 12851,6 – 11174,8 = + 1676,8 тыс. р.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):

∆Р2 = Р0К1– Р0 = Р0 (К1 - 1),

где: Р0 прибыль базисного года;

К1 коэффициент роста объема реализации продукции;

S1.0

К1 =,

S0

где: S1.0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;  S0 - себестоимость базисного года (периода).

8487,0

 К1 = = 1,114

7617,7

∆Р2 = 2119,2 * (1,114 - 1) = + 242,1 тыс. р.

4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆Р3):

∆Р3 = Р0 (К2 – К1),

где: К2 коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;

N1.0

К2 =,

N0

где: N1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

N0 – реализация в базисном периоде.

 11174,8

К2 = = 1,148

9736,9

∆Р3 = 2119,2 * (1,148 - 1,114) = + 68,4 тыс. р.

5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆Р4):

∆Р4 = S1,0 - S1,

где: S1,0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;

S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.

∆Р4 = 8487,0 – 9770,5 = - 1283,5 тыс. р.

Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции: (∆Р5)

∆Р5 = S0 К2 – S1,0

∆Р5 = 7617,7 *1,148 – 8487,0 = +258,1 тыс. р.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период:

∆Р = ∑ Рi, i = 1-7

где: ∆Р общее изменение прибыли;

∑ Рi – изменение прибыли за счет i-ого фактора.

∆Р = 1676,8 + 242,1 + 68,4 – 1283,5 + 258,1 = 961,9 тыс. р.

Результаты расчета заносятся в сводку влияния факторов на прибыль от реализации продукции (табл.4).

Таблица 4

Сводка влияния факторов на прибыль от реализации работ в 2002-2003 гг.

Показатели Сумма, тыс. р.
Отклонение прибыли – всего +961,9

В том числе за счет факторов:

а) изменения цен на продукцию

б) изменения цен на материалы и тарифов

в) нарушений хозяйственной дисциплины

г) изменения объема продукции

д) изменения структуры продукции

е) изменения структуры затрат

1676,8

-

242,1

68,4

-1283,5

258,1

Анализ факторов, влияющих на формирование прибыли показывает, что в период с 2002 по 2003 гг. основное влияние на изменение прибыли оказали два фактора – изменение цен на реализуемую продукцию и выполненные работы и изменение структуры продукции.

Изменение цен на реализованную продукцию привело к увеличению прибыли на 1676,8 тыс. р., а изменение структуры продукции повлекло снижение прибыли на 1283,5 тыс. р. Все остальные факторы также повлекли незначительный рост прибыли, в основном за счет увеличения объема реализованной продукции.

Проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции за 2003-2004 гг. (табл.5).

Таблица 5

Анализ прибыли по факторам за 2003-2004 гг.

Слагаемые прибыли По базису (2003 год)

По базису на фактически реализованную продукцию

2004 года

Фактичес-кие данные по отчету

(2004 год)

Фактические данные с кор-ректировкой на изменение цен и пр.
Реализация продукции в продажных ценах 12851,6 13789,4 15767 13875
Полная себестоимость продукции 9770,5 10009,3 11511 10257
Прибыль 3081,1 3780,1 4256 3618

Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:

∆Р = Р1 – Р0,

где: Р1, Р0, прибыль отчетного и базисного года.

∆Р = 4256 – 3081,1 = 1174,9 тыс. р.

Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р1):

∆Р1 = Nр1 – Nр1,0

где: Nр1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года;

Nр1,0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.

∆Р1 = 15767 – 13875 = +1892 тыс. р.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):

∆Р2 = Р0К1– Р0 = Р0 (К1 –1),

где: Р0 прибыль базисного года;

К1 коэффициент роста объема реализации продукции;

S1.0

К1 =,

S0

где: S1.0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;  S0 - себестоимость базисного года (периода).

10257

К1 = = 1,050

9770,5

∆Р2 = 3081,1 * (1,050-1) = + 153,4 тыс. р.

4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆Р3):

∆Р3 = Р0 (К2 – К1),

где: К2 коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;

N1.0

К2 =,

N0

где: N1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

N0 – реализация в базисном периоде.

 13875

К2 = = 1,080

12851,5

∆Р3 = 3081,1 * (1,080-1,050) = +91,3 тыс. р.

Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆Р4):

∆Р4 = S1,0 - S1,

где: S1,0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;

S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.

∆Р4 = 10257 – 11511= - 1254 тыс. р.

7. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Р5):

∆Р5 = S0 К2 – S1,0

∆Р5 = 9770,5*1,080 – 10257 = +295,1 тыс. р.

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6), в нашем случае увеличение тарифов на электроэнергию и перевозки сократило прибыль на 2,9 тыс. р.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период:

∆Р = ∑ Рi, i = 1-7

где: ∆Р общее изменение прибыли;

∑ Рi – изменение прибыли за счет i-ого фактора.

∆Р = 1892 + 153,4 +91,3 – 1254,0 + 295,1 – 2,9 = 1174,9 тыс. р.

Результаты расчета заносятся в сводку влияния факторов на прибыль от реализации продукции (табл.6).

Таблица 6

Сводка влияния факторов на прибыль от реализации работ в 2003-2004 гг.

Показатели Сумма, тыс. р.
Отклонение прибыли – всего +1174,9

В том числе за счет факторов:

а) изменения цен на продукцию

б) изменения цен на материалы и тарифов

в) нарушений хозяйственной дисциплины

г) изменения объема продукции

д) изменения структуры продукции

е) изменения структуры затрат

1892

-2,9

153,4

91,3

-1254

295,1

Факторный анализ показал, что в период с 2003 по 2004 гг. прибыль возросла на 1174,9 тыс. р.

Наибольшую роль в изменении величины прибыли играют два фактора – изменение цен на реализуемую продукцию и изменение уровня затрат.

Изменение цен на реализуемую продукцию увеличило прибыль на 1892 тыс. р., а изменение уровня затрат, наоборот привело к уменьшению суммы прибыли на 1254 тыс. р., что и повлияло на конечный результат.

Остальные факторы достаточно незначительны, можно лишь отметить, что все они увеличивают прибыль предприятия за исключением фактора изменения цен на материалы и тарифы. Данные факторного анализа показывают, что повышение цен на реализуемую продукцию на предприятии изменяется медленнее, нежели изменения затрат. Руководству предприятия необходимо принимать конкретные меры либо по увеличению цен на реализуемую продукцию и оказываемые услуги за счет качества, маркетинговых исследований, либо уменьшения затрат за счет экономии.

По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж и снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического увеличения продаж и снижение затрат на рубль продукции.

На анализируемом предприятии за 2003-2004 гг. сумма прибыли возросла в основном за счет увеличения среднереализационных цен.

Рассматривая общие тенденции для всего рассматриваемого периода времени, следует заметить, что в течение его рост прибыли происходил под преимущественным влиянием режима экономии и наращивания объемов реализации, так же выявились и факторы, воздействующие на рост прибыли отрицательно: неблагоприятное изменение структуры продукции и структуры затрат; влияние роста (снижения) цен на продукцию носит циклический характер и обусловлен изменением рыночной конъюнктуры.

 

2.3 Оценка использования прибыли предприятия

После уплаты налогов прибыль распределяется в ООО "Позитив" следующим образом: одна часть используется на расширение торгового процесса (фонд накопления), а вторая на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

Однако если государство облагает предприятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи с чем сокращается объем производства продукции, и как результат – поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в конечном итоге приведет к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшается доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников и как следствие – к снижению эффективности производства. Особенно остро данная проблема стоит в условиях инфляции, когда покупная способность заработной платы падает.

Очевидно, если реальная оплата уменьшается или остается на одном уровне или же увеличивается, но не так быстро, как на других предприятиях, то рабочие будут требовать увеличения оплаты их труда.

Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности.

Рассмотрим распределение прибыли в ООО "Позитив".

Финансовый результат деятельности предприятия, окончательно сформированный к концу года, подвергается распределению.

В первоочередном порядке производятся окончательные расчеты причитающейся бюджету суммы налога на прибыль по действующей ставке. При этом из налогооблагаемой базы ООО "Позитив" исключается льготируемая прибыль - часть прибыли, направленная на осуществление НИОКР, на содержание объектов социально-культурной сферы, на взносы на благотворительные цели, на финансирование капитальных вложений производственного назначения.

Сумма оставшейся прибыли, начисленною из нее налога, называется чистой прибылью отчетного года, этой прибылью и распоряжается предприятие. ООО "Позитив" за счет чистой прибыли возмещает платежи по санкциям соответствующих органов. Сумма бухгалтерской прибыли, полученная после вычета текущих расходов, поступает в распоряжение учредителей предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.