Курсовая работа: Оценка основных проблем формирования и исполнения бюджета Липецкой области
3.2.4. Модификация налоговой базы
Новый этап налоговой реформы должен помочь решить 3 главных задачи:
1. Создавать максимально комфортные условия для бизнеса;
2. Стимулировать переход экономики на инновационный путь развития;
3. Сократить масштабы уклонения от налогов.
Для этого необходимо проведение следующих мероприятий:
1. Сохранение единой ставки налога на доходы физических лиц;
2. Реформирование системы взимания акцизов;
3. Введение нового налога - на жилую недвижимость;
4. Освобождение от НДС услуги по передаче, предоставлению патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности;
5. Расширение перечня научных фондов, средства получаемые из которых не учитываются при определении налоговой базы.
Действующая система формирования и распределения межбюджетных трансфертов практически не является ни эффективной, ни стабильной, а поэтому не может служить основой для планирования развития регионов. Методика расчетов межбюджетных трансфертов включает в себя большое количество параметров, некоторыми их которых муниципалитеты не владеют. Закрепленные за муниципалитетами доходы никак не связаны с производственной деятельностью предприятий, находятся на их территории. Это исключает прямую заинтересованность местных органов самоуправления в развитии экономики муниципальных образований, собственной налоговой базы. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
1. Передать полномочия по администрированию местных налогов (земельного и налога на доходы физических лиц);
2. Предоставить право субъекту устанавливать на долговременной основе дополнительно дифференцированные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов;
3. Предусмотреть в федеральном законодательстве обязательства компенсации всех решений об увеличении расходных полномочий и снижению доходных источников территорий;
4. Замена заявительного принципа оформления фактического землепользования на обязательный.
3.2.5. Перспективный финансовый план на 2007 – 2009 гг.
Администрацией Липецкой области разработан перспективный финансовый план. (Табл. 3.1.)
Таблица 3.1. Перспективный финансовый план на 2007 - 2009 гг.
Перспективный финансовый план на 2007 - 2009 гг. |
|||||
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
|
Областной бюджет |
|||||
Доходы всего | 15415625 | 20305958 | 18994710 | 18993556 | 20605099 |
Расходы всего | 18123702 | 19902984 | 20167316 | 21676477 | 23461445 |
в том числе бюджетные транферты | 6377692 | 7026333 | 7256926 | 7453520 | 7863464 |
из них: бюджеты других уровней | 6377692 | 7026333 | 7256926 | 7453520 | 7863464 |
профицит | 402974 | ||||
дефицит | -2708077 | -1172606 | -2682921 | -2856346 | |
Государственный долг области |
|||||
на начало года | 242877 | 565112 | 2284212 | 3833940 | 3682278 |
на конец года | 565112 | 2284212 | 3833940 | 3682278 | 2581327 |
Справочно: |
|||||
консолидированные бюджеты органов местного самоуправления |
|||||
доходы без межбюджетных транфертов | 6537516 | 6281760 | 5632808 | 6397879 | 6432927 |
доходы с учетом межбюджетных трансфертов | 12915208 | 13308093 | 12889734 | 13851399 | 14296391 |
Расходы всего | 12902804 | 13715363 | 12889734 | 13851399 | 14296391 |
профицит | 12404 | ||||
дефицит | -407270 | ||||
итого по бюджетной системе области |
|||||
доходы | 21953141 | 26587718 | 24627518 | 25391435 | 27038026 |
Расходы | 24648814 | 26592014 | 25800124 | 28074356 | 29894372 |
Как видно из табл. 3.1. доходы в 2008 г. планируется уменьшить на 0,00001 % по сравнению с 2007 г., а в 2009 г. увеличить 1,08 %. При этом намечается тенденция увеличения расходов. Сначала на 1,074 % в 2008 г., а затем на 1,082 % по сравнению с предыдущем годом, что связано с увеличением поступлений от предприятий, а также развития Особой экономической зоны.
Анализ таблицы показывает, что намечена тенденция увеличения расходов, что говорит о продолжении реализации региональных программ, приоритетных направлений в социальной политики.
В настоящее время наблюдается тенденция роста дефицита. В 2008 г. он составляет 2,28 % от 2007 г., а в 2009 г. – 1,06 %, что связано с увеличением числа социальных выплат, а значит и социальной нагрузки на бюджет, либерализацией налогового законодательства и как следствие этого снижение величины налоговых ставок. Финансирование дефицита бюджета может осуществляться по следующим направлениям:
• государственные ценные бумаги;
• бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;
• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
• прочие источники внутреннего финансирования;
• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
• прочее внешнее финансирование.
Таблица показывает, что государственный долг в 2007 году вырос в 1,67 раз и в следующем году будет погашено 0,04 % долга. В 2008 г. планируется вернуть 30 % государственного долга.
Бюджетные трансферты выделяются из областного бюджета муниципальным образованиям, если муниципальное образование не имеет просроченной задолжности и утверждается на очередной финансовый год. В связи с увеличением насыщения доходной части бюджета повышается и соответственно бюджетные трансферты муниципальным образованиям в рамках реализации региональных и целевых программ.
Доходная часть консолидированного бюджета органов местного самоуправления, как видно из табл. 3.1. имеет тенденцию к насыщению, при этом межбюджетные трансферты составляют в доходах муниципальных образований около 50 %. Это связано с увеличением доходной части областного бюджета и выравниванием бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов.
Таким образом, можно сказать, что основными направлениями улучшения использования бюджетных средств Липецкой области является:
· переход на казначейскую систему, которая осуществляется уже в течение 5 лет и имеет положительные результаты;
· использование комплекса «Сапфир», позволяющего автоматизировать и упростить бюджетный процесс;
· совершенствовать межбюджетные отношения на федеральном, региональном и местном уровне, использую предложенную методику;
· модификация налоговой базы, что является приоритетным направлением улучшения использования бюджетных средств, которая должна проводиться на основе указанных мероприятий.
Заключение
Таким образом, формирование и исполнение финансов субъектов РФ осуществляется на основе Конституции, Бюджетного кодекса и других законодательных актов РФ. Эффективность формирования и исполнения бюджета можно проследить по соблюдению принципов. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти субъектов РФ. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики субъекта.
Взаимодействие органов власти на разных уровнях в настоящее время очень актуально. Не соблюдение принципов межбюджетных отношений приводит к противоречиям в формировании и исполнении бюджета. Для того, чтобы избежать проблем в формировании и исполнении бюджета необходимо выявить целевые ориентиры и приоритеты в распределении расходов, регулировать доходные поступления.
Как видно из анализа таблиц бюджет области имеет позитивную динамику. Насыщение доходной части происходит за счет налога на прибыль, в основном от НЛМК, НДС. Создание Особой экономической зоны позволит области в ближайшее время сконцентрировать у себя крупномасштабные машиностроительное производство, развивать социальную инфраструктуру и даст увеличения доходов бюджета в несколько раз. Бюджет области также имеет социальную направленность, главными приоритетами являются финансирование региональных программ, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, создание инфраструктуры осой экономической зоны «Липецк» и обеспечение стабильности региональных и местных бюджетов.
Определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств очень важная и ответственная деятельность субъекта.
Таким образом, можно сказать, что основными направлениями улучшения использования бюджетных средств Липецкой области является:
· переход на казначейскую систему, которая осуществляется уже в течение 5 лет и имеет положительные результаты;
· использование комплекса «Сапфир», позволяющего автоматизировать и упростить бюджетный процесс;
· совершенствовать межбюджетные отношения на федеральном, региональном и местном уровне, использую предложенную методику;
· модификация налоговой базы, что является приоритетным направлением улучшения использования бюджетных средств, которая должна проводиться на основе указанных мероприятий.
Подводя итог, можно сказать, что цель работы была достигнута и в результате оценены основные проблемы формирования и исполнения бюджета Липецкой области и выявлены направления улучшения формирования и исполнения бюджета. Выполнены поставленные задачи:
· проанализированы теоретические основы формирования и исполнения бюджета;
· проанализировано формирование и исполнение бюджета Липецкой области;
· выявлены основные направления улучшения использования бюджета Липецкой области.
Список литературы
1. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.: ил.
2. Финансы: Учеб. пособие/Под реп. проф. П. М. Ковалевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 384 с.: ил.
3. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 268 с.
4. Экономический вестник, №2, 2005 г., стр. 91 – 92.
5. Экономический вестник, №2, 2005 г., стр. 113.