Курсовая работа: Налоговый учет резервов предприятия
Эффективность — это полпота использования в схеме всех возможностей минимизации налогов. Соответствие требованиям закона — учет всех возможных правовых последствий использования схемы, продуманность механизмов реагирования на изменение действующего законодательства или на действия налоговых органов. Автономность — схема рассматривается с точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в применении и сложности в реализации. Надежность — это устойчивость схемы к изменению внешних и внутренних факторов, в том числе к действиям партнеров по бизнесу. Наконец, безвредность предполагает избежание возможных негативных последствий от использования схемы внутри предприятия.
Как уже говорилось - любая коммерческая организация при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с извлечением прибыли, несет определенные затраты. Некоторые виды затрат, которые неизменно возникают у субъектов хозяйственной деятельности могут иметь достаточно большие объемы в определенные периоды времени. К таким заранее предвиденным расходам можно, например, отнести затраты на ремонт основных средств у крупной производственной организации. Для осуществления такого ремонта организация будет вынуждена выделить большое количество денежных, материальных и трудовых ресурсов, что в конечном итоге приведет к значительному росту себестоимости продукции в определенный период, и может быть даже к отрицательному финансовому результату. Чтобы у организаций не возникало такого рода проблем, и в бухгалтерском, и в налоговом законодательстве Российской Федерации, предусмотрена возможность образования различных видов резервов, которые создаются в организации в целях равномерного отнесения таких видов затрат на издержки производства и обращения и на расходы по налогу на прибыль.
Так как целью данной главы является оптимизация налоговых платежей, то естественно, что нас интересует создание резервов именно с точки зрения оптимизации налогов, поэтому вопросы создания резервов в бухгалтерском учете рассматриваться не будут.
Оптимизация налогообложения предполагает минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.
Минимизация налогов — понятие, которое вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения.
Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Ситуация, когда предприятие платит налоги «в лоб», т.е. следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, встречается все реже и свидетельствует о том, что над налогами на предприятии никто не работал. Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов/Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием; как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.
Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения, и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.
Вкратце рассмотрим методы минимизации налоговых платежей. Всегда необходимо помнить о существенной разнице между тремя схожими методами оптимизации налогового «пресса»: налоговое планирование, уклонение от налогов и избежание налогов. На первый взгляд разница не существенна, однако пути реализации имеют существенную разницу.
Уклонение от уплаты налогов (tax evasion) – нелегальный путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Умышленное неупоминание в налоговой декларации дохода является незаконным действием – это уклонение от налогов.
Налоговое планирование (tax planning) – легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета .
Избежание налогов (tax avoidance) – минимизация налоговых обязательств законным использованием коллизий (противоположные интересы, стремления по снижению) и недоработок нормативных законодательных актов; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам. Этот метод позволяет в дальнейшем довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов к выбранной налоговой политике, основываясь на принципе «что не запрещено законом, то разрешено».
Для налогового учета порядки формирования резервов, рассматриваемых в данной работе, определены соответственно ст. 266, 267, 324.1 и 324 НК РФ. При этом величины созданных резервов не могут превышать определенных предельных сумм (за исключением резерва под обесценивание ценных бумаг).
Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете резервы по сомнительным долгам создаются по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.
В налоговом учете существует ограничение по сумме создаваемого резерва не более 10% от выручки отчетного (налогового) периода. Сумма резерва исчисляется в зависимости от срока возникновения сомнительной задолженности. Если срок возникновения задолженности превышает 90 дней, то в величину создаваемого резерва включается полная се сумма. Если срок возникновения задолженности — от 45 до 90 дней (включительно), то в сумму резерва включается половина от ее величины. Сомнительная задолженность, срок которой не превышает 45 дней, не учитывается.
В бухгалтерском учете величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).
Исходя из приведенного выше включение в учетные политики пункта о создании резерва по сомнительным долгам на первый взгляд приводит к возникновению разницы в данных бухгалтерского и налогового учета. Однако правила налогового законодательства вполне вписываются в понятие «в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга установление». И тогда может быть достигнут желаемый результат (идентичность данных в учетах). Остается лишь отразить налоговые правила создания резерва как элемент бухгалтерской политики. Конечно, это может сказаться на достоверности информации, что является одной из задач бухгалтерского учета (п. 3 ст. 1 Закона о бухучете).
В обоих учетах необходимо утвердить формы регистров учета. Таковыми могут быть формы, приведенные в Приложениях.
При создании резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание для идентичности данных в обоих учетах необходимо применение в бухгалтерском учете порядка расчета, установленного НК РФ.
Данный резерв создается в обоих учетах в отношении тех товаров и работ, по которым согласно условиям заключенных договоров с покупателями предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.
В налоговом учете определяется предельный размер отчислений в резерв. Он исчисляется как произведение суммы выручки от реализации товаров (работ), по которым предоставляется гарантия, за отчетный (налоговый) период на отношение фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию к объему выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года.
Налогоплательщики же, ранее не осуществлявшие реализацию таких товаров (работ) имеют право создать резерв в размере ожидаемых расходов, предусмотренных в плане на выполнение гарантийных обязательств с учетом срока гарантии (п. 4 ст. 267 НК РФ). Расходами же признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации указанных товаров, работ (п. 3 ст. 267 НК РФ).
В бухгалтерском учете в обоснование создания резерва производится соответствующий расчет исходя из предполагаемого объема реализации товаров (работ) и срока гарантии. Если таковым будет расчет, произведенный в соответствии с нормами НК РФ, то цель в идентичности данных вполне может быть достигнута.
Правила создания резервов на предстоящую оплату отпусков работникам и на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в бухгалтерском и налоговом учетах одинаковы. Для целей формирования данного резерва организация обязана составить специальный расчет. Он может быть использован в обоих учетах. Исходя из предполагаемых годовых сумм расходов на оплату отпусков и оплату труда определяется ежемесячный процент отчислений в резерв. Его необходимо указать в налоговой учетной политике, так же как и предельную сумму отчислений, и принятый способ резервирования (п. 1 ст. 324.1 НК РФ).
Заключение
Действующая система резервов российских коммерческих организаций находится пока в стадии становления. Эта система представляет собой довольно сложный комплекс объектов бухгалтерского учета. Однако применяться эффективно в работе хозяйствующих субъектов резервы полностью еще не могут, ибо порядок их формирования и использования, а также контроль за их расходованием во многом зависят не только от экономических условий и результатов деятельности коммерческих организаций, но и от степени разработанности соответствующей нормативно-правовой базы и ее применения на практике.
Деятельность организаций обусловлена не только внутрихозяйственными факторами их функционирования, но и внешними факторами хозяйствования взаимодействием с партнерами, поставщиками и покупателями. Предотвращение рисков, возникающих при совершении различного рода сделок, нейтрализация их воздействия обусловливают создание системы резервов в виде эффективного механизма повышения надежности функционирования хозяйствующих субъектов. Поэтому главным источником формирования резервной системы организаций должны стать их собственные средства.
В организациях России создание и использование как отдельных видов резервов, так и системы резервов в целом пока не получили широкого распространения. Это связано с тем, что порядок их образования и использования в нормативных актах по бухгалтерскому учету регламентирован лишь в общих чертах. Кроме того, организация должна самостоятельно разрабатывать методики расчета оценочных резервов, и в частности резервов по сомнительным долгам, основываясь на профессиональном суждении бухгалтеров компаний и на опыте прошлых лет.
В настоящее время пока не разработано Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) о резервах, в основу которого должен быть положен общий принцип, заключающийся в том, что резерв признается только в случае существования обязательства на отчетную дату.
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, определила в качестве цели нормативного регулирования бухгалтерского учета обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
Список используемой литературы:
1. Абрамова Н.В., Налоговый учет. М.: ЗАО «Издательский дом «Главбух»», 2002.
2. Анищенко А.В. «Основные средства: расходы на ремонт» / М.: Налог-инфо. – 2005.
3. Анищенко А.В. «Резервы: бухгалтерский и налоговый учет» / М.: Статус-Кво 97. – 2006.
4. Бетге Й. Балансоведение / Пер. с нем. – М.: Бухгалтерский учет, 2000. – C. 288
5. Гиляровская Л.Т., Мельникова Л.А. «Бухгалтерский учет финансовых резервов предприятия» / М.: Питер. – 2003.
6. Захарьин В.Р., Налоговый учет, М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
7. Сергеева Т.Ю. «Методы и схемы оптимизации налогообложения» / М.: Экзамен. – 2006.
8. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. – С. 288.
9. Сотникова Л.В. «Бухгалтерский и налоговый учет резервов предприятия» / М.: Налоговый вестник. – 2005.
10. Черненок Т.М. «Учет резервов предстоящих расходов» / Современные бизнес-технологии. – 2001. - №16 – с.9-15.
11. Бухгалтерский учет: Учебник для ВУЗов /Под ред. Проф. Ю.А. БАБАЕВА. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 141
12. Журнал «Главбух». Резервы по сомнительным долгам. / Бухгалтерский учет. – 2001. - № 20 – с. 80-82.
13. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20.07.98 г. № ЗЗн – М.: «Проект-Н», 1999
14. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н – М.: «НИТАР АЛЬЯНС»,2001.
15. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.98г., - М.: ИНФРА-М,1999.
16. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. – М.: «КноРус», 2000.
17. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н – М.: «Маркетинг»,1999.
18. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н – М.: «НИТАР АЛЬЯНС», 2001.
19. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 09.12.98г. № 60н – М.: «НИТАР АЛЬЯНС»,2001.
20. Информационно-справочная программа «Консультант-Плюс».