скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Начала содержательной логики

Теория тенденций. Тенденциальная психотерапия (идеокоррекция).

Предпосылки к созданию гуманитарной* психотерапии через призму отношений и ценностей .

Ценности и оценки изучает раздел философии - аксиология. Формировавшаяся с середины XIX века параллельно психологии, аксиология до сих пор связывается преимущественно с этикой и эстетикой, а в отношении прикладных наук наблюдается некоторое вытеснение. Наверное, единственным приближением к проблеме ценностей в психологии, является работа А. Маслоу [3], рассматривавшего ценности в позитивистском контексте поиска формулы "лучших, самореализовавшихся людей", который, не выходя за пределы субъективизма, в конце концов, пришел к неприятию понятия ценностей. Ценности невозможно понять в пределах субъекта, они проявляют себя и как отдельная интенция** или субстанция***, связывающая субъект и объект.

Несмотря на то что на Западе прошел так называемый "аксиологический бум", и аксиология нашла своё применение в экономике, некоторых прикладных отраслях, серьезного пересечения её с психологией и, тем более с психотерапией, не произошло. Наверное, это следствие специфического западного понимания ценности - в немецком, английском и французском языках, ценность и стоимость не различаются (wert, value, valeur), т. е. наблюдается смешение общего понятия с одной из своих производных и увод его в экономическую, т. е. частную сферу, субстанционирование ценности.

В России, в период её нахождения в составе Советского Союза, объективно не могло развиваться аксиологическое направление - В. И. Ленин и другие интерпретаторы марксизма объявили ценности идеалистическим, антинаучным понятием. Тем не менее, произошло максимально возможное приближение психотерапии к ценности в теории отношений В. Н. Мясищева [4], который сумел не только внедрить и адаптировать в советских условиях динамическое направление в психотерапии, но и ввел в него фактор отношений, уравновесив, тем самым, господствующий на Западе детерминизм в динамической психотерапии релятивистским подходом. Грубый материализм, господствующий в советской науке, не позволил в то время продвинуться дальше в развитии теории отношений.

В России, кроме исторических предпосылок создания гуманитарной модели психотерапии, в 80-е - 90-е годы XX столетия сложились и социальные. Кризисная ситуация аномии (смешения ценностей), разрыва и построения новых связей, активной реформации отношений, сформировала социальный запрос на психологическую и психотерапевтическую помощь в связи с этими проблемами. Интервенция западных школ несомненно обогатила, но радикально ничего не дала в работе над вопросом отношений. Отсутствие адекватного ответа на социальный запрос спровоцировало отток нуждающихся в психологической и психотерапевтической помощи к сектам, экстрасенсам, астрологам, колдунам, магам и пр. - тем, кто ненаучно и непрофессионально, а где и во вред здоровью пытается обращаться с "третьей реальностью", оперирует расплывчатыми ненаучными понятиями: грех, карма, сглаз, порча и пр.

Профессиональной предпосылкой создания гуманитарной психотерапии является распространение использования психотерапевтических методик психологами, педагогами и др. специалистами немедицинских специальностей. Все ранее существующие модели психотерапевтических вмешательств теоретически относятся к медицинским. Даже если предметом психотерапии является не болезнь, а психологическая проблема, то она так или иначе описана в симптомокомплексе какой-нибудь болезни или синдрома. Отсюда, работа с проблемой может являться фрагментарным лечением, что вне общего контекста болезни может нанести вред здоровью пациенту. Таким образом, психолог, практикующий психотерапию без участия врача, идёт на этические, юридические и методологические нарушения. С другой стороны, психолог, проводящий, например, семейную психотерапию, арттерапию, гештальттерапию, динамическую терапию и другие, явно гуманитарные техники, может делать это и успешнее врача.

Теория тенденций.

Для того, чтобы представить тенденции, которые возникают в субъективном (не давая ему сразу характеристики, что это - интенция, или субстанция) по отношению к объективному, построим модель отношений только что родившегося ребёнка, находящегося на стадии простейших отношений. В качестве единого объекта на этой стадии выступает мать, в качестве делимого, дискретного объективного выступает пара мать-отец, в качестве сложного, континуального объективного выступает, как обычно, семья. За феноменологическую основу возьмем желания и потребности ребёнка.

Общий уровень отношений. Ребенок - мать. "Я" и "не-Я"

Мать всегда стремится удовлетворять потребности и желания ребёнка. В зависимости от степени совпадения действий матери и стремлений ребёнка, у "Я" ребёнка возникает тенденция к смешению/разделению "Я" с "не-Я". Если мать опережает, угадывает желания и потребности ребёнка, то "не-Я" оказывается в приоритете, если же желания и потребности ребёнка возникают вперёд удовлетворения их матерью, то в приоритете оказывается "Я". Тенденцию смешения субъективного и объективного при приоритете того или другого в отношениях можно обозначить как субъективизм/объективизм.

2. Мать всегда в какой-то степени то ли присутствует в прямом контакте с ребёнком, то ли отсутствует в его поле зрения. В зависимости от соотношения по времени того или другого, "Я" стремится к непосредственному приближению к "не-Я", или к дистанцированию - "Я" - расстояние ("что-то") - "не-Я". Желания и потребности или проявляются сразу, или тормозятся. Тенденцию субъективного приближаться или удаляться от объективного в отношениях можно обозначить как непосредственность/дистанцирование.

3. Мать может ориентироваться на отношения, либо на материальные нужды (например, в пище) в разной степени. Например, плачь ребёнка может для матери служить сигналом как для кормления, так и для устранения плача самого по себе, путём ласки, игры. Отношения стремятся к обозначению привязки к материальному, или в нечто отдельное. Тенденцию субъективного к материальному или нематериальному можно обозначить как субстанциональность/интенциональность.

Дискретный уровень отношений. Ребенок - мать и отец. "Не-Я" = 2 "суб-не-Я"

Мать и отец могут одинаково относится к нуждам ребёнка, одинаково реагировать на выражение его потребностей, а могут и совершенно различно. "Я" в отношении к "не-Я" то ли предстаёт единым, то ли разным. Тенденцию к единству или разделению субъективного в отношениях к суб-объектам можно обозначить как целостность/синкретизм.

2. Взаимоотношения отца и матери могут строиться по иерархическому или равноправному принципу. Это принуждает "Я", для удовлетворения своих желаний и потребностей, ориентироваться на главное "не-Я", или обращать свои стремления к любому "не-Я". Два "не-Я" предстают, то ли независимо, то ли причинно. Тенденцию субъективного к поиску причины, или независимости в отношению к суб-объектам можно обозначить как детерминизм/релятивизм.

3. Отец и мать могут разделяться по функциям, а могут удовлетворять одни и те же желания и потребности. Два "не-Я" предстают либо в виде разных "не-Я", либо абстрагируются в одно "не-Я". Тенденцию субъективного к разделению/объединению в отношении к объективному можно обозначить как синтетичность/аналитичность.

Континуальный уровень отношений. Ребенок - семья. "Не-Я" = несколько "суб-не-Я"

В семье, как группе "не-Я" отношения могут строиться с ориентацией в той или иной степени на борьбу с недостатками, уничтожение плохого, или культивацией хорошего. Одни члены семьи больше помогают преодолеть неудовольствия, другие - предоставляют удовольствия, т. е. с одними можно больше отрицать плохое, с другими культивировать хорошее. Группа "не-Я" связывается для "Я" то ли более с плохим, то ли более с хорошим. С феноменологической точки зрения формируется шкала отношения к группе "не-Я", где группа положительных "не-Я" и отрицательных "не-Я" могут перевешивать друг друга. Тенденцию субъективного в отношении к группе объективных ориентироваться на отрицательное/положительное можно обозначить как негативизм/позитивизм.

2. Семья может быть большой и маленькой, что ориентирует "Я" на большую, или уменьшенную группу "не-Я". С феноменологической точки зрения шкала отношения или сжата, со множеством суб-объектов, или растянута, с большой дистанцией между суб-объектами. Тенденцию отношения субъективного к объективному, как к широкому/минимизированному объективному можно обозначить как комплексность/избирательность.

3. Члены семьи могут проявлять себя по-разному, а могут относиться к ребенку похоже, что вынуждает "Я" ребёнка разделять "суб-не-Я" на приемлемое и неприемлемое, или не искать различия. С феноменологической точки зрения на шкале отношения проступает граница между плохим и хорошим, или она размыта. Тенденцию субъективного относится к объективному как к безразлично какому, или как к в какой-то части приемлемому, а в какой-то части неприемлемому, можно обозначить как тенденциозность/толерантность.

Данная схема ориентирована на детский период лишь с целью упрощения выявления тенденций. На самом деле любые "взрослые" отношения могут быть разложены на данные тенденции. Представленная модель, с её же точки зрения, интенционально-субъективистски следует теории отражения, это делалось с психологической направленностью, но может быть построена и с другой тенденциозностью, например, с объективистских позиций. Изучая тенденции, возможно их рассматривать с различно-тенденциозных точек зрения. Теория выступает за выделение тенденциологии в отдельную область философии. Тенденции сами по себе не несут никакой идеи, а формируют идею, сближаясь с другими тенденциями. Тенденции лишь проявляют некоторые свойства, например: дихотомичность и трихотомичность...

Философия, как постоянно освобождающаяся от тенденциозных рамок наука, не может приблизиться к практической реальности, её уровень - столкновение идей и тенденций, идея же в реальности может работать, приобретя тенденцию к субстанциональности. Поэтому вполне правомерна и обоснована позиция психологии, рассматривающая психические явления в субъект-объектном столкновении, по существу субъект-субъектно, субстанционально, что приводит к решению конкретной практической проблемы, но создаёт теоретическую психофизическую проблему, успешно компенсируемую идеей психо-физического параллелизма, экспериментальностью. Интенциональный аспект отношений в психологии как бы расходится на субъект и другой субъект. Так же правомерно такое расхождение и в отношении ценностей и оценок, - это не противоречит выводам аксиологии о том, что ценности и оценки могут рассматриваться как интенционально, так и субстанционально, как отдельная интенция или субстанция, так и свойство субъекта или объекта [1]. Отношения, при их субъективации всё более выглядят как эмоции. Эмоции могут подразделяться на ценности и оценки как интенциональную часть, и презентацию ценностей и оценок - как материальную часть. Таким образом, ценностно-оценочную структуру правомерно рассматривать в структуре личности в психологии и она является тем звеном, которое соединяет в непротиворечие психологию с философией.

Представленные с интенционально-субъективных позиций тенденции несколько меняют своё понятие при их субстанционировании. Общая группа превращается в наиболее субстанциональную, простейшую, но основополагающую - поведенческую, дискретная - в более усложнённую, связанную с познанием - когнитивную, континуальная - в наиболее сложную - эмоциональную. Рассмотрим эти группы с точки зрения влияния тенденций на ценностно-оценочную структуру личности.

Поведенческие тенденции:

Субъективизм/объективизм - свои ценности и оценки в этом случае перевешивают, или менее значительны, чем не свои.

2. Непосредственность/дистанцирование - свои ценности и оценки в этом случае непосредственно связаны с не своими, или опосредуются.

3. Субстанциональность/интенциональность, в связи с субстанционированием по отношению к предложенной ранее модели, превращаются в материализм/идеализм. Ценности и оценки расположены более в материальной или нематериальной сферах.

Когнитивные тенденции:

Целостность/синкретизм - ценности и оценки представлены в виде одной, или нескольких систем.

2. Детерминизм/релятивизм - ценности и оценки стремятся к взаимосвязанной иерархии, или сосуществуют в независимом отношении.

3. Синтетичность/аналитичность - ценности и оценки стремятся существовать в виде целого, или разделенной системы.

Эмоциональные тенденции:

Негативизм/позитивизм - ценности и оценки, в основном, либо отрицательные, либо положительные.

2. Комплексность/избирательность для более точной ориентации на ценности и оценки можно обозначить как гиподифференциация/гипердифференциация. [2]Ценности множественны, трудноразличимы по приоритетности, или сильно отделяются друг от друга.

3. Тенденциозность/толерантность для более точного отображения характера ценностей и оценок можно обозначить как гиперинтегративность/гипоинтегративность. [2]Ценности и оценки либо имеют четкую границу, "норму" между положительными и отрицательными ценностями, либо граница размыта, неустойчива.

Относя ценностно-оценочные тенденции к субъекту, мы можем составить тенденциальный профиль личности. Возникает вопрос с соответствием (адаптацией) этого профиля объективному тенденциальному профилю среды, окружающей субъект. Обычно человек существует в двух основных средах: профессиональной и семейной. Нетрудно себе представить, в какой профессиональной среде востребуются те или иные тенденции, например:

1. Субъективизм - в индивидуальной трудовой деятельности;

2. Объективизм - в социально-направленной, общественной деятельности;

3. Непосредственность - в работе с людьми;

4. Дистанцирование - в работе с техникой, опасными объектами;

5. Материализм - в физической, финансовой деятельности, спорте;

6. Идеализм - в духовной деятельности;

7. Целостность - в однонаправленной деятельности;

8. Синкретизм - в разносторонне-несовместимой деятельности;

9. Детерминизм - в поисковой, руководящей деятельности;

10. Релятивизм - в рядовой деятельности,

11. Синтетичность - в созидательной деятельности, искусстве;

12. Аналитичность - в работе, связанной с реконструкцией, в науке;

13. Негативизм - в работе, связанной с борьбой с недостатками,

14. Позитивизм - в деятельности, ориентированной на культивацию, умножение положительного;

15. Гиподифференциация - там, где требуется широкий подход, например в науке, статистике;

16. Гипердифференциация - там, где требуется продвижение идеи;

17. Гиперинтегративность - в подвижнической, миссионерской, законоутверждающей деятельности;

18. Гипоинтегративность - работа в девиантной среде.

Представленные примерные ориентировочные компенсации тенденциального личностного профиля на профессиональном уровне отсутствуют на уровне семейного существования. Чтобы личность не была тенденционно-декомпенсирована на этом уровне, предполагается, что существует совершеннейший природный механизм отбора компенсирующей пары - любовь.

Гипотеза состоит в том, что источником нравственного страдания являются декомпенсированные тенденции, устранение которых пассивно - субъективно, и активно - через смену средовых, социальных условий, тождественно устранению нравственного страдания.

Тенденциальная психотерапия (идеокоррекция).

Тенденциальная психотерапия, а так как это чисто гуманитарная модель, строгое название - идеокоррекция, ставит своей целью уничтожение нравственных страданий через устранение декомпенсированных тенденций ценностно-оценочной структуры, пассивную и активную ценностно-оценочную адаптацию личности.

Задачей психотерапии является формирование временной, "лечебной", идеальной интенции "Я - отношение - парадокс". Создаётся субъективное "Я", оставляющее все ранее существовавшие представления в области объективного "не-Я", в т. ч. проблемы, болезни, страдания, объективные и субъективные, интенциональные и субстанциональные явления. Все объективные явления при формировании идеального "Я" представляются в противоречии положительных и отрицательных сторон, через проявление их тенденциозности.

Процесс психотерапии идёт одновременно в трех сферах: когнитивной, поведенческой и эмоциональной. Когнитивная работа направлена на формирование парадоксального видения объекта, поведенческая - формирования устойчивой субъективной интенции, эмоциональная - на выраженную ценностно-оценочную взаимосвязь субъективного и объективного на уровне тонких конструктивных оценок.

В когнитивном плане пациент вместе с психотерапевтом выступает в роли полноправного исследователя особенностей собственных внутренних и внешних отношений. Происходит переход от конкретики жизненных явлений к абстракциям, объединяющим эти явления. Уровень абстрагирования считается достаточным, когда проблемное видение объектов переходит в диалектическое, любое явление, в. т. ч. и болезнь рассматривается в равновесии положительных и отрицательных оценок. Абстракции представлены как ценностно-оценочные тенденции. Психотерапевт помогает пациенту абстрагировать, стараясь конкретные явления объединить в тенденциальную группу, например:

1. Субъективизм содержится в проявлениях эгоизма, стяжательства, гуманизма;

2. Объективизм - в идеях альтруизма, коллективизма, политиканстве;

3. Непосредственность - в преобладании оценочных суждений;

4. Дистанцирование - в рассуждениях об объекте через ссылку на интеллектуальные построения;

5. Материализм - в вещизме, ориентации на соматические болезни;

6. Идеализм - в религиозности, теоретизировании;

7. Целостность - в стройности, лаконичности и устойчивости суждений;

8. Синкретизм - в длительных, разорванных суждениях;

9. Детерминизм - в абсолютизации, или поиске первопричины;

10. Релятивизм - в холодном переходе с объекта на объект, независимо-противоположных суждениях, диалектичности;

11. Синтетичность - в образности мышления, конструктивности;

12. Аналитичность - в делении объективного на части, деструктивности;

13. Негативизм - в проблемной ориентации, фиксации на плохом, борьбе;

14. Позитивизм - в эпикурействе, пренебрежении опасностями;

15. Гиподифференциация - в трудностях выделения важного в ряду частностей, случайные действия;

16. Гипердифференциация - в пренебрежении обстоятельствами, "панойяльности" суждений;

17. Гиперинтегративность - в твёрдой моральной позиции, жестком разграничении плохого и хорошего;

18. Гипоинтегративность - в непонимании моральных норм, отрицании морали, слабом разграничении плохого и хорошего.

Для пациента тенденции всегда могут быть представлены в доступной для него форме, независимо от образования. Особо подчеркивается тождество тенденций отношения к внешнему, социальному и средовому, и тенденций в отношении к внутренним физическим и психическим явлениям. Например: если по отношению к другим людям наблюдается дистанцирование, избежание выражения собственных и не-восприятие чужих оценок, пассивно- или активно-манипулятивное общение через интеллектуализацию, через понятие "надо", "должен", то и в отношении к себе такая же тенденция: собственные оценки и эмоции не воспринимаются, физическими потребностями пренебрегается, идут попытки себя заставить, с собой бороться.

Эмоциональный аспект психотерапии ориентирован на динамическую проработку оценок и феноменологическую переоценку ценностей. Оценка, как динамическое явление, формируется на всём континууме прошлое - настоящее - будущее. Оценочные тенденции, при проработке в прошлом методами динамической психотерапии позволяют пациентам вернуться в те эмоциональные состояния, которые эти тенденции сформировали, и приблизить эмоции к сегодняшней реальности - происходит переоценка ценностей, коррекция тенденций, если они выбиваются из сегодняшней средовой компенсации. Так как динамическая психотерапия ориентирована на прошлое, то, для адекватного позиционирования в настоящем, необходима постоянная перспективная проработка в будущем. Внимание акцентируется на том, к чему стремится пациент (обычно это состояние счастья, которое реформируется в сознании пациента в процессе психотерапии). Рекомендуется виртуальный перенос в состояние смерти, как стопроцентно неминуемого события в будущем, с целью переоценки ценностей с точки зрения этого состояния. В этом состоянии ценности приходят в иерархический континуальный порядок, жизнь предстаёт как главная неоспоримая ценность. Обращается внимание, что нравственное страдание в одной среде не является страданием в другой, например: детство, изначально рассматриваемое как нормальное, при выяснении абстрактных характеристик, может дальше видится как страдальческое, воспоминания вызывают переживания, приводящие к переоценке ценностей.

Поведенческая часть работы состоит в императивах, не являющихся интервенцией. В общении принимается правило строить любое высказывание по принципу: "Мне (не) нравитсяЕ", "Я (не) хочуЕ", причем указывается на необходимость постоянного употребления обеих фраз в паре. "Нравится" понимается как мгновенная оценка, "хочу" - как протяженная, перспективная, динамическая. В процессе построения фразы таким образом формируется интенция отношения: "Я" - субъект, "(не) хочу, (не) нравится" - отношение, и далее любой объект "не Я". "Я" превращается в нечто цельное, стабильное, отношение представляется в двух интенциях, динамической и феноменологической, а объект - в парадоксальную переменную. В отношении к физическим и психическим явлениям в себе - та же схема. Обращается внимание на недопустимость кому бы то ни было объяснять эмоции, нельзя говорить "Я хочуЕ, потому чтоЕ", поскольку рациональное объяснение эмоции может быть только фрагментарным, искажающим суть оценки, открывающим дорогу манипулятивному, дистанцированному взаимодействию. В случае декларации некой объективной истины, построение фразы типа "это хорошо" (в общем смысле) считается некорректной, субъект в данном случае выступает носителем некой объективной истины, сливается с объектом. Идеально построенная фраза: "Я считаю, что это хорошо" (субъект представлен отдельно и в отношении к объекту). Особое внимание обращается на остановке на собственной оценке, без требовательности, оставляя за объектом принятие решений реагирования на оценки субъекта, в т. ч. и в отношении к себе. Временно, на период психотерапии, декларируется выход их борьбы во всех её проявлениях. Используется только разрешающий подход.

Тенденциальная психотерапия, не являющаяся по сути интервентным вмешательством, представляет собой симметричное творческое взаимодействие. При выходе на достаточный уровень абстрагирования пациента, психотерапевт сам переходит на ценностно-оценочное общение с ним, отслеживая и стимулируя такое же со стороны пациента, взаимно различные оценки допустимы. Такое взаимодействие нейтрализует элементы скрытой суггестии, возможные на начальном этапе психотерапии. Впоследствии, в реальной среде, идеальная формула отношения "Я - отношение - парадокс" приобретает компенсированные тенденции, ценностно-оценочная структура личности равноправно пассивно и активно адаптируется в реальных условиях. Основной результат психотерапии наступает намного позже самого взаимодействия.

Тенденциальная психотерапия, при параллельной работе, не является конфликтной к деятельности врача любой специальности, служит формированию устойчивой конструктивной мотивации на излечение. Основанием делегирования пациента к врачу является наличие физического страдания.

Техника тенденциальной психотерапии может применяться не только в условиях непосредственного контакта с пациентом, но и опосредованно, через любые виды связи: Интернет, электронная почта, обычная почта, телефон и т. д. Представленный теоретический каркас может быть адаптирован исходя из субъективных возможностей и предпочтений психотерапевта или гуманитария.

Теория тенденций декларирует намного более осторожный, корректный подход к психике, нежели с конкретно-идейной позиции. Идейный подход, даже такой как гуманистический (гуманизм - субъективистская идея), рассматривается как тенденциозный.

Теория утверждает, что:

1) Рассмотрение любого предмета или явления как отдельного объекта тенденциозно, и демонстрирует, по существу, субъект-субъектное мышление, искажающее реальность. Объективным является всегда всё, что не относится к "Я", а отдельные предметы или явления могут адекватно рассматриваться только как суб-объекты во взаимоотношении с другими суб-объектами.

2) Субстратом психического не может рассматриваться один отдельно взятый мозг индивида, а только лишь группа (социум), связанная отношениями.

3) Рациональное мышление есть более примитивный уровень, по сравнению с эмоциональным, вследствие своей фрагментарности, дискретности, и при абсолютизации ведёт к тупиковому, деструктивному развитию интеллекта. Континуальное, более адекватное отражение реальности, возможно только в эмоциях, уравновешенных с рациональным компонентом психики.

4) Болезнь (в т. ч. и исключительно соматическая) отражается в отношениях не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, или является компенсацией деформированных отношений. Интервентное вмешательство с целью полного излечения, не обусловденное субъективной мотивацией, разрушает систему отношений, может привести только лишь к вытеснению физических страданий в нравственные и наоборот. Разрушение, при полном излечении индивида, может вытесняться в социальное окружение и привести к страданию других людей. Интервентное преодоление субъективного сопротивления лечению аморально.

5) Тенденции, имеющие место в отношениях на индивидуальном, личном, социальном, политическом, культурном, экономическом уровнях имеют корреляцию, возможную для выявления и нетенденциозного вмешательства.

6) Дезадаптирующей российской тенденцией в современных условиях является объективизм, сложившийся вследствие коллективистско-военной истории России. В индивидуальных проявлениях выражается в альтруизме, жертвенности, ориентации на внешние оценки в ущерб собственным (за собственные выступают интроецированные), показушности, безынициативности и т. д. По отношению к западной экономизированной культуре, имеющей тенденцию к субстанционированию, фактическому материализму, положительной является российская урановешенность материального с идеальным, духовным.

7) Глобальной российской парадигме "поиска новой идеи" теория выдвигает контр-идею - "идейного обеззараживания," целью которой является не уничтожение локальных идей, а принцип идейного плюрализма, недопущение главенства в обществе и в жизни индивида одной тенденциозной идеи, ведущей к деструктивным, дезадаптационным последствиям. "Заражение" макро-групп идеями с одной тенденциозностью рассматривается как фашизм. Фашизм - неизбежная стадия развития безальтернативной идеи.

8) От любого идейного заражения можно "вылечить" разрешающим подходом, пользуясь техникой идеокоррекции, например, от глобальных и локальных идей: коммунизма, гуманизма, экономизма, демократии, борьбы, альтруизма, сектантских, террористических, националистских идей и пр.(проявив для субъекта - носителя идеи тенденциозность идеи, соответствие тенденций, заключенных в идее и тенденций, существующих в его личной, внутренней жизни, проследив динамику их формирования и перспективы развития, и т. д. согласно методике).

Представленная теория активно используется в практике проекта Mail-психотерапия.

Список литературы

1. Каган М. С. Философская теория ценности. - СП б., ТОО ТК "Петрополис", 1997.

2. Кузнецов Ю. В. Ценностно-адаптивный подход в психотерапии.//Психическое здоровье. Санкт-Петербург - 2000: Материалы конференции 20-21 апреля 2000 г. СПб., Изд-во СПБГТУ, 2000, с. 144-148.

3. Маслоу А. Психология бытия. - М., "Рефл-бук", "Ваклер", 1997.

4. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М., Воронеж, 1995.

Сноски:

* ГУМАНИТАРНЫЙ (от лат. humanitas) - обращенный к человеческой нематериальной природе, духовной культуре. Не следует путать это понятие с искаженными тенденциозными его применениями, например: "гуманитарная помощь" - обычно употребляется в значении "не военная", "гуманитарные бомбардировки" - разрушения с "благой" целью, под гуманистическим флагом, и т. д.

** ИНТЕНЦИЯ (от лат. intentio - намерение, тенденция, стремление) - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

*** СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ (от лат. substantia - лежащий в основе) - здесь употребляется в значении: привязанный к материальному носителю.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.