скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Начала содержательной логики

Некогда мольеровский герой обнаружил, что говорит прозой (то есть постиг некую целостность, единство своей речи). Не назови он эту цельность ("прозой" или другим словом), смог бы он понять ее? Воистину надо хорошо овладеть называнием целостностей, чтобы "не доводить дело" до называния.

Попробуем же проследить процесс постижения сущностей через процесс складывания (соответствующих) понятий. Здесь собственно можно сказать, что содержательная логика (как эвристика) - есть наука о формировании новых понятий.

Замечательный мыслитель М.Хайдеггер для того чтобы полуинтуитивно-полурационально (то есть синтетически) "ухватить" целостность предложил использовать особые экзистенциалы, то есть многословные выражения, данные в неразрывном единстве (используется знак "-")

"Бытие-в-мире", "Бытие-к-смерти", "Забегание-вперед" и т.д. Экзистенциалы употребляли уже Кант и Гегель ("Бытие-в-себе", "бытие-для-себя" и т.п.). Смысл экзистенциалов (логический смысл) очевиден: "бытие-к-смерти" существенно отличается от "бытия к смерти", тем, что в 1-ом случае ни одно слово не может рассматриваться изолированно, а только - все вместе. Тем самым экзистенциал - есть логико-содержательный элемент, а экзистенциирование (не путать с экзистенцией!) - логико-содержательный прием формирования целостностей, то есть средство складывания определенного понятия из первоначально неоформленной группы слов и понятий.

Если Аристотель, например, определяет Материю как «всеобщую возможность предметного многообразия», то для получения такого определения необходимо пройти ряд этапов, на первом из которых надо усмотреть некоторые феномены (перечислить исходные понятия):

- всеобщность, возможность, предметность, многообразие-

среди которых единство еще неочевидно.

Второй этап (экзистенциирование, увязка понятий) должен «перед внутренним взором» представить интуитивно ухваченное единство этих понятий:

- всеобщность-возможность-предметность-многообразие,

в котором уже чувствуется целостность.

Наконец, на третьем этапе (сведение; превращение экзистенциала в определение; в грамматическом смысле возникает различие слов, связь их возрастает, они становятся уже не только существительными) на котором определяется, выводится собственно определение понятия, его «авторское поименование»:

- всеобщая возможность предметного многообразия .

Ясно, что экзистенциирование словесно совершенно гомологично воспроизводит образ сущности, то есть лектон. Умеющие доводить дело до конца (до III этапа) могут остановиться на II этапе подобно шахматистам, заканчивающим партию до ее игрового завершения (ввиду очевидности и проницаемости ситуации).

Следует понимать, что появление экзистенциала свидетельствует уже об обнаружении целостности, и называние последней лишь "дело техники".

Один из авторов, например, не так давно обнаружил внутреннее единство "агрессивного" и "неканонического".

Что же это? "Ересь". А можно было сказать иначе:

"агрессивное-неканоническое".

И еще один важный момент:

Экзистенциалы обладают самостоятельной ценностью и не обязательно перерастают в определение понятия (как, скажем, как раз в случае с "ересью").

Экзистенциалы могут быть также самостоятельным средством уточнения понятий при помощи экзистенциирования одного слова (его "псевдоразделения"), например:

"сознание"----->"со-знание" "доверие"----->"до-верие". Подобные разделяющие экзистенциалы могут указывать и на происхождение слов или понятий, заставлять концентрироваться на предмете, а не на слове.

Еще несколько слов о медитации, с тем чтобы оная не противопоставлялась разуму.

Медитирующий находится в состоянии внутреннего ожидания появления целостностей, которые "сами" должны "выйти" на медиума. Что увидит сей медиум, целостность чего ему удастся почувствовать и понять? Он сам не знает этого; его позиция - принципиального ожидания. Логик, напротив (но не против!), подходит к этому процессу активно и спекулятивно, он "провоцирует" появление целостности путем спекулятивного конструирования нарочито-умозрительных схем из слов, символов, образов, а то и из их смеси или взаимной подстановки. Увидеть за абстракцией неожиданную связь предметов - здесь критерий успеха.

Философское открытие (новых сущностей) роднит рационалистов и мистиков.

Имеется еще одна интересная форма экзистенциирования - без формирования самих экзистенциалов. Это стихи. Ведь стихотворное предложение отличается от прозаического рифмой; но рифма - есть сугубо грамматическое отличие (то есть формальное), а с содержательной точки зрения имеет место повышенная связность понятий в стихотворном выражении.

"Люблю грозу в начале мая..."

Подразумевается экзистенциал гроза-в-начале-мая (и только такая гроза); подобное восприятие текста очевидно.

Экзистенциирование по сути дела - есть установление в понятиях совокупности свойств того или иного лектона.

Глава VIII. Синтез новых понятий из старых

Итак философское открытие сводится к синтезу нового понятия посредством экзистенциирования усмотренного лектона. Предстоит теперь рассмотреть природу этого понятия.

"Деревянным железом" называл Гегель многословные понятия. Истинное понятие всегда односложно, а в грамматическом смысле оно всегда существительное (даже в отглагольной форме или в форме прилагательных, например, "Действенность", "Гибкость" и проч.).

Недаром слова "существительное" и "сущность" являются однокоренными. Содержательный смысл существительного - это предметность. Все остальные части речи отражают или свойства (прилагательные, деепричастия, наречия), или действия (глаголы, глаголы с предлогами). Таким образом, всякие понятия классифицируются лишь по трем видам содержательных смыслов. Ближе всех к сущности - предметность, которой свойственны:

- субстанциональность;

- абсолютность и принципиальная неизменность;

- способность выступать "центром притяжения" других понятий.

Понимая язык как способ оперирования понятиями и создания понятийных систем мы переходим теперь к систематическому изложению уже чисто-лингвистических способов получения новых понятий.

Гипостазирование частей речи, то есть преобразование их в существительные - способ, столь не любимый "землянами материалистами", ибо ведет к т.н. "умножению сущностей".

Возникает при охарактеризовании тех или иных предметов, наделении их признаками, оказывающимися в последствии (усмотренных в качестве) самостоятельными сущностями.

Например:

"Теплый воздух" ] "Теплота"

"Неприятный случай ] "неприятность" и т.д.

"Коллектив" ] "Коллективизация".

Сложение понятий, то есть получение из двух или нескольких понятий одного нового.

Возникает при усмотрении некоей "внутренней связи" нескольких исходных понятий и является основным способом экзистенциирования.

Например:

"Неканоническое"+"Агрессивное" = "Ересь".

При этом следует иметь в виду, что слово "ересь" здесь применяется условно; на его место можно поставить другие слова. Формируются они следующими способами.

непосредственным соединением слов (обычно, с их сокращением), например, с получением "агренеко" (-"ересь", то есть агрессивный)+ нек(анонический), тогда "еретики" были бы "агренеками").

Этот случай чаще употребляется тогда, когда несколько слов представлены разными связанными частями речи, например:

"быстрая река" -----> "быстроречье"

"коллективное хозяйство ----> "колхоз";.

изменением полученного понятия путем формирования соединенного слова на другом языке, например:

"чужие-бытующие-вместе" ----> "синксенозия";

"прошлое+настоящее+будущее"----->"темпоральное" ("всевременное");

аббревиатурно-формальным способом,

"Агрессивно-НеКанонический"----> АНК (еретики могут быть "анками").

Важно подчеркнуть, что повсюду вырабатываются единые односложные понятия в форме существительных, что по смыслу и психологически важно для обозначения усмотренного единства некоторых феноменов. Инверсия первоначальных слов в конечное может быть полной или частичной.

Префиксация слов, то есть изменение их за счет некоренной части. Этот прием, кстати, часто используется в качестве "полемического каратэ".

Например:

"мир"+"незаметный"="мирок";

"произведение"+"подлость"="произведеньице" и т.п.

Весьма характерен пример с "атомом".

Ведь это же "Не-делимый" (то есть "Не"+"Делимость": тут цельное видение отглагольного существительного с его отрицанием, причем при отсутствии материального референта, ведь никто никогда не видел атома, да и то что сейчас им зовется - не есть атом).

Стало быть, в случае с "атомом" мы имеем уже не что иное как логико-содержательное исчисление понятия со следующими этапами:

- гипостазирование "делимости" в "Делимость" (по методу 1) (глагол) (существительное)

- соединение с самостоятельным "Не", влекущим не отрицание, а полагание нового, противоположного; (по методу 3) - окончательное сложение слов с языковым изменением понятия

(по методу 2b) = "Атом" (уже нечто совершенно определенное и воспринимаемое сознанием!)

Алгоритм: 1-->3--->2b.

Далее о префиксации. Имеются другие интересные случаи, например, с формированием понятия "бессмертие". Тут уже двойная префиксация с "Не"

вначале была "Жизнь», затем:

"Не" + "Жизнь" = Нежизнь; "Нежизнь» + "Становление" = Смерть;

"Не" + "Смерть" = Несмерть;

"Несмерть" + "Бытие"= Бессмертие

(2)

(2)

"Нежизнь" и "Несмерть" - промежуточные понятия, важные для всего процесса исчисления

Здесь возможны споры по поводу субстанциональности (подлинной реальности) смерти; но надо понимать, что это уже вопрос не логики. Точно также, как знаменитый спор о реальности темноты (что это - отрицание, отсутствие света, или нечто самостоятельное?) И хотя самой темноты быть может и нет (как "тела") сущность ее была найдена (когда-то):

- "Не" + "Свет" = Несвет (3)

- "Несвет"----> Темнота (2)

Вообще, следует заметить, что случаи с "Не" очень важны. Ибо "Не" может отрицать предмет (если оно к нему "добавлено"), но не сущность. "Не" создает еще одну сущность, а не отрицает исходную. Это положение принципиально, ибо сущности неуничтожимы (в отличие от предметов).

Кроме того отметим, что двойное "не" отнюдь не возвращает нас к исходному понятию, а порождает два других.

Специальные приемы, то есть "оранжировка" слов. Возникает при попытке "усилить смысл" понятия, осуществляются следующими способами:

написание с заглавной буквы, или подчеркивание, например:

"добро" ----> "Добро" (придается т.о. статус всеобъемлемости, всезначимости);

закавычивание, когда достаточно поставить слово в кавычки, чтобы смысл его изменился, чаще всего на иронический, "с подковыркой";

преобразование имени собственного в нарицательное (как правило с префиксацией), например,

Лысенко ] "лысенковщина";

Этим примером очень грешила советская идеология, но с логической точки зрения он безупречен. Тут во всеобщее превращается частное, но постояннодействующее (субъект).

Единый алгоритм синтеза новых понятий из старых

Очевидно, что все 4 группы приемов синтеза новых понятий из старых едины, и представляют собой разновидность одной, а именно 2-ой (сложение понятий).

Вначале, для убедительности самого приема остановимся на логико-содержательном исчислении (то есть синтезе новых понятий) модальностей.

Ясно, что:

Необходимое = Действительное -- Случайное

Возможное = Потенциальное -- Реальное

Действительное = Реальное -- Возможное

Помимо элементарных преобразований, при помощи которых можно, например, выяснить, что возможное это реальное без необходимого и случайного (Возможное=Реальное--(Необходимое+Случайное)), следует учесть, что <минус> может быть заменен на "не" (с префиксацией соответствующего понятия).

Например, из тождества (2) следует:

Невозможное = Реальное -- Потенциальное,

причем это уравнение сложнее усмотреть непосредственно (по сравнению с исходными), но вполне возможно вычислить, пользуясь элементарными правилами преобразований.

Также обстоит дело и с плюсами ("+"), например, из вышеприведенных уравнений следует, что:

Действительное = Необходимое + Реальное;

Реальное = Возможное + Действительное.

Думаю, что понимание всех этих уравнений и предметный смысл сочетаемых понятий достаточно прозрачен.

Неосознанное применение логико-содержательных уравнений отнюдь не является большой редкостью. Тому свидетельство - афоризмы, "крылатые выражения" и другие "сокращенные высказывания".

У Ницше, например, есть такое:

"Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика" (из "Злой мудрости").

(То есть: скепсис + томление = мистика).

С другой стороны, та же мистика может быть определена и множеством других способов, например как:

Незнание + понимание; трансцендентное + Разумное

и т.д. и т.п. -

- в зависимости от исходной аксиоматики, что особо хочется подчеркнуть, так как здесь логико-содержательные исчисления сильно отличаются от однозначных и всегда-одинаковых логико-математических и формально-логических исчислений.

Логико-содержательная аксиоматика того или иного понятия или процесса высветляет как индивидуальное восприятие того или иного конкретного мыслителя (если он дал эту аксиоматику), так и возможности и направления контакта его с другими (мыслителями).

И если, скажем, мы, по-прежнему мыслящие, отнесем к мистике одну и ту же совокупность фактов, но разойдемся в общностном понимании мистики (скажем в ницшеанском и 2-ом варианте), то это позволит нам сказать, что

скепсис + томление = незнанию + пониманию, (и придется отождествить, раз мы используем одно понятие - см. главу III), и придти к интересным выводам, например, к выводу, что такое "темное" явление как "понимание" есть (=)

скепсис + томление + знание

(по правилам переноса и замены "не" на "--"),

что очень любопытно образно проинтерпретировать, представляя себе мыслителя в этом триедином состоянии.

Возвращаясь к остальным приемам синтеза понятий, приведу следующие уравнения:

"Теплый" + "Бытие" = "Теплота" (то есть гипостазирование в данном случае, по моему видению есть "обытийствование" свойств или действий);

"Несвет" + "Существование" = "Темнота";

"добро" + "всезначимость" = "Добро";

.......

Вообще сочетаться могут самые различные понятия и самым различным, порой причудливым образом. Это все заслуживает самостоятельного исследования. Можно отметить, что сложение понятий отражает меру понимания сущностей (получаемых и открываемых при этом сложении). То, как мы понимаем сущности ("Темноту", "Добро" и т.д.) безусловно должно быть эксплицировано с помощью логико-содержательных исчислений конкретных понятий. После этого очевидной и разрешимой представляется осуществление творческого взаимодействия любых, сколь угодно самобытных личностей, причем без ущерба для этой самобытности.

Логический же смысл сложения понятий состоит в том, что старые понятия (сущности) берутся в качестве признаков нового понятия (сущности); усматриваются рационально или интуитивно как признаки. Можно сказать также, что старые понятия экзистируются (в новом).

Это собственно говоря и есть суть спекулятивного конструирования, если сравнивать сложение понятий с обычным, эмпирико-индуктивным методом, когда в качестве существенных признаков для образования того или иного понятия берутся обобщенные наблюдения над жизнью природы, общества, различных объектов.

Спекулятивное конструирование - есть поэтому закономерно возникающий (как способ открытия Абсолютного) этап развития мышления, Разума, переходящего от обобщения лишь эмпирически-наблюдаемого мира к обобщению тотального мира, состоящего как из "материи" чувственных предметов, так и "материи" идей, возможных миров, лектонов и других духовных явлений; причем обе "материи" находятся в непрерывном взаимодействии, что и отражается в акте спекулятивного конструирования.

Спекулятивное конструирование в узком смысле есть синтез новых понятий из старых.

Спекулятивное конструирование в широком смысле есть синтез новых понятий из старых и из их сочетания с традиционными эмпирическими обобщениями.


Николай Петров

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.