Курсовая работа: Мифология и общество Древнего Двуречья
Как бы наивно ни звучала эта история, она имела для вавилонян (как ранее похожая версия с Энлилем для шумеров) очень большое значение. Для их глубоко мифологизированного сознания предлагалось иррациональное, но, тем не менее, вполне приемлемое и понятное «объяснение» происхождения и устройства вселенной. Помимо всех прочих вещей этот миф оправдывал и тот факт, что люди должны вечно быть слугами богов. Он имел громадное магическое значение: вавилоняне (как и все жители Месопотамии до них и после них) отчетливо чувствовали и понимали — великая космическая битва реально никогда не прекращалась и силы Хаоса всегда готовы бросить вызов установленному богами Порядку.
Заключение
Самым наглядным примером возникновения того, что уже можно было считать первыми зачатками цивилизации, является Древнее Двуречье, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата. «В эпоху неолита этот край Плодородного полумесяца был густо усеян селениями земледельцев»[46].
На территории Месопотамии с VII по IV тыс. до н.э. шел процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения классового общества. В начале III тыс. до н.э. образовались первые большие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. Период охватывающий первую половину III тыс. до н.э. носит название реннединастической эпохи. В ХХIV – ХХIII вв. до н.э. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, Рухнувшего под натиском кочевников – кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству с центром на юге – в городе Уру, историей которого завершается III тыс. до н.э.
При рассмотрении общественного строя Месопотамии бросается в глаза тот факт, что «стратификация общества была обусловлена экономическим статусом»[47] - это не относилось, разумеется, к царю, занимавшему особое положение, и к рабам, которые во все периоды были немногочисленны и находились в собственности у частных лиц. Однако в ряде случаев — применительно к отдельным регионам и периодам иноземных влияний — это утверждение потребует некоторых уточнений. Следует особо отметить отсутствие класса воинов, нередко возникающего в результате иностранных завоеваний. Более того для ученых людей и жрецов тоже не было специального статуса (если не считать таковым саму принадлежность к святилищу).
По мере того, как росла численность населения Месопотамии, все больше земли отводилось под сельское хозяйство. Здесь очень рано появилась возможность получать урожай с избытком, с помощью которого поддерживалась жизнь города. Кроме того, неподалеку располагалось море и можно было заниматься рыболовством.
Такое положение Междуречья имело не одни только преимущества, были здесь и трудности, связанные с заболоченностью и непостоянством вод рек Тигр и Евфрат.
Сознание человека раннего энеолита (медно-каменного века) уже далеко продвинулось в эмоциональном и мыслительном восприятии мира. При этом, однако, основным способом обобщения оставалось эмоционально окрашенное сопоставление явлений по принципу метафоры, т.е. путем совмещения и условного отождествления двух или более явлений с каким- либо общим типичным признаком (солнце — птица, поскольку и оно, и птица варят над нами; земля — мать). Так возникали мифы, которые были не только метафорическим истолкованием явлений, но и эмоциональным переживанием.
В основном мифология Древнего Двуречья связана с сотворением мира, загробной жизнью и во всех, так или иначе, повествуется о божественном вмешательстве в человеческую жизнь либо о самих богах. Например, такие мифы как о Потопе, о Рае о создании людей, о воскрешении из мертвых и т.д.
Шумерская литература оказала на древнееврейскую глубокое и сильное влияние. Поэтому одной из важнейших и увлекательнейших сторон расшифровки и перевода клинописных текстов явилось установление сходства или параллелей между шумерскими и библейскими сюжетами.
Миф о потопе интересен не только из-за описания потопа. Его вступительный отрывок необычайно важен для понимания шумерской космологии и космогонии. В нём содержится ряд сведений о сотворении человека, возникновении царской власти и о существовании по крайней мере пяти «допотопных городов».
Другой миф – миф «Энки и Нинхургаз». Его содержание о рае. Впрочем, рай скорее для богов, чем для людей. В тексте новой поэмы мы можем найти множество совпадений с библейскими строками. Это подтверждает тот факт, что библейское начало лежит в шумерской мифологии.
При анализе шумерской мифологи можно заметить, что большое количество мифов посвящено жизни богов и царей, в которой так же существуют свои законы и правила, и при их нарушении незамедлительно следует наказание.
Помимо клинописи, благодаря изобретению письменности, перед нами раскрываются и многие иные стороны прошлого. Поскольку в письменных источниках сохранились образцы литературы, мы можем, наконец, опираясь на твёрдую почву, судить о менталитете людей того времени.
Одна из древнейших в мире повестей «Эпос о Гильгамеше». Гильгамеш – реальный персонаж, правитель Урука. В эпосе доминирует мрачное строение. Гильгамеш совершает великие подвиги, неутомимо стремясь противостоять жестоким законам врагов, против которых люди бессильны, но, в конце концов, боги побеждают и Гильгамеш умирает.
В эпосе содержится и обширная информация о богах древней Месопотамии. Однако по поэме трудно составить представление об истории, тем более о подлинной исторической фигуре Гильгамеша. Но всё же особенность этой поэмы в том, что в ней повествуется о человеке, а не о боге. Правда и тут не обошлось без богов.
Рассмотрев «Эпос о Гильгамеше», можно сделать вывод, что этот герой останется самым прекрасным примером человека, пытавшегося вырваться за пределы ненавистного естественного порядка и одолеть предначертанную смертным судьбу.
По всей вероятности, среди идей, запечатлённых в шумерском языке важнейшими были религиозные идеи. Такие города, как Ур и Урук, являлись рассадниками идей, которые в течение I и II тыс. до н.э. трансформировались в другие религии Ближнего Востока, а затем, четыре тысячи лет спустя, вновь обнаружились в полной силе своего влияния во всём мире, хотя и предстали теперь в почти неузнаваемых новых формах.
Храмы у шумер являлись самой сердцевиной ранних городов. Этот народ считал, что люди созданы для того. Чтобы трудиться на богов, пантеон которых у них создался, при этом каждый из богов считался ещё и покровителем определённого города.
У шумер существовали жрецы, которые совершали различные обряды в честь богов в некоторых храмах полностью обнаженными, при чём ещё удаляли все волосы с головы и тела.
Первоначально шумерское общество имело как будто более или менее представительную, даже демократическую основу, но со временем и с расширением владений стали появляться цари властители иного склада, чем первые правители – жрецы. Возможно, сперва это были военачальники, назначенные городами для командования войсками и за тем, когда надобность в них миновала, не пожелавшие сложить свои полномочия. Некоторые из них основывали династии правителей, сражавшиеся между собой. Затем стали появляться сильные личности – начинался новый этап истории.
Список источников и литературы
Источники
1. Миф «Энума элиш»// В.И. Гуляев «Шумер. Вавилон. Ассирия»,М.:Алетейа,2004.
2. «Эпос о Гильгамеше»// Н. Крамер «История начинается в Шумере» (пер. с англ.),М.: Наука,1991.
3. Законы Ур-Намму// «История Древнего Востока: тексты и документы» под ред. В.И. Кузищина, М.: Высшая школа,2002.
4. Шумерские частноправовые документы//«История Древнего Востока: тексты и документы» под ред. В.И. Кузищина, М.: Высшая школа,2002.
5. Миф «Энки и Нинхурсаг»//В.И. Гуляев «Шумер. Вавилон. Ассирия», М.:Алетейа,2004.
6. «Эпос о Гильгамеше»// Робертс «Доисторическое время и первые цивилизации», Т.1. М.:БМН АО, 1998.
7. Миф о потопе// В.И. Гуляев «Шумер. Вавилон. Ассирия», М.:Алетейа,2004.
8. Библия// В. И. Гуляев «Шумер. Вавилон. Ассирия», М.:Алетейа,2004.
Литература
1. В.И. Гуляев «Шумер. Вавилон. Ассирия», М.:Алетейа,2004.
2. Дж.М. Робертс «Доисторическое время и первые цивилизации», Т.1. М.:БМН АО, 1998.
3. Н. Крамер «История начинается в Шумере» (пер. с англ.),М.: Наука,1991.
4. И.А. Ладынин и др. «История древнего мира: Восток. Греция. Рим», М: ФО «Слово»; Эксмо, 2004.
5. Рассоха И.Н. «Языческие религии и мифы народов мира», Харьков: Торанг, 2002.
6. Емельянов В.В. «Древний Шумер: Очерки культуры», СПБ: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2003.
7. Арский Ф.Н. «В стране мифов», М.: Мол. Гвардия, 1968.
8. Белицкий М. «Забытый Шумер» (пер. с польского), М.: Наука, 1980.
9. Вейнберг «Человек в культуре древнего Ближнего Востока», М.: Наука, 1986.
10. «Древние цивилизации» Аверинцев С.С., Алексеев В.П., Ардзимба В. Т. и др.: под общ.ред. Г. М. Бонгард-Левина, М.: Мысль, 1989.
11. Заблоцкая Ю. «История Ближнего Востока в древности», М.: Наука,1989.
12. «История Древнего мира» под ред. И.М. Дьяконова и др., М.: Наука, 1989.
13. И.М. Дьяконов «Общественный строй и государство Древнего Двуречья», М.: Наука, 1989.
14. «История Древнего мира. Древний Восток. Египет. Шумер. Вавилон. Западная Азия. А.М. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек, Минск: Харвест,199.
15. Матвеев К.П., Сазонов А.А. « Земля Древнего Двуречья. История, мифы, легенды, находки и открытия», М.: Молодая гвардия, 1986.
16. Меллерт Дж. «Древнейшие цивилизации Ближнего Востока» (пер. с анг.), М.: Наука, I, 1982.
17. Л.Лео Оппенхейм «Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации», М.: Наука, 1990.
18. «История Востока» в 6 т.; т. 1: Восток в древности, М.: Восточная литература, 2002.
19. Илловайский «Древняя история», М.: Наука,1998.
20. Корниенко Т. В. «Культовое строительство Южной Месопотамии в убедийский период»// «Вестник Древней истории» 2006,№2.
[1] Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия». с. 210, М.:Алетейа,2004.
[2] Илловайский «Древняя история», М.: Наука,1998.
[3] В. В. Емельянов «Древний Шумер», СПБ: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2003.
[4] Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия», М.:Алетейа,2004.
[5] Н. Крамер «История начинается в Шумере», М.: Наука,1991.
[6] Л. Лео Оппенхейм «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации», М.: Наука, 1990.
[7] И. Н. Рассоха «Языческие религии и мифы народов мира, Харьков: Торанг, 2002.
[8] Дж. М. Робертс «Доисторическое время и первые цивилизации», Т.1. М.:БМН АО, 1998.
[9] Корниенко Т. В. «Культовое строительство Южной Месопотамии в убедийский период»// «Вестник Древней истории» 2006,№2.
[10]Дж. М. Робертс «Доисторическое время и первые цивилизации», с.77.
[11] Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия»,с.160, М.:Алетейа,2004.
[12] Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия»,с.162, М.:Алетейа,2004.
[13] Дьяконов И.М. «Общественный строй и государство Древнего Шумера», с. 65.
[14] Дьяконов И.М. «Общественный строй и государство Древнего Шумера», с.72.
[15] Л. Лео Оппенхейм «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации», с.73.
[16] Н. Крамер «История начинается в Шумере», с. 46, М.: Наука,1991.
[17] Н. Крамер «История начинается в Шумере», с.35, М.: Наука,1991.
[18] Н. Крамер «История начинается в Шумере», с.23, М.: Наука,1991.
[19]Шумерские частноправовые документы, «История Древнего Востока: тексты и документы» под ред. В. И. Кузищина, с.162.
[20] Н. Крамер «История начинается в Шумере», с.84, М.: Наука,1991.
[21] Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия». с.169, М.:Алетейа,2004.
[22] Законы Ур-Намму, «История Древнего Востока: тексты и документы» под ред. В. И. Кузищина, с.161.
[23] Н. Крамер «История начинается в Шумере», с.147, М.: Наука,1991.
[24] Белицкий М. «Забытый мир Шумера», с. 67.
[25] Н. Крамер «История начинается в Шумере», с.152, М.: Наука,1991.
[26] Миф «Энки и Нинхурсаг», Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия». с.255-256, М.:Алетейа,2004.
[27] Миф «Энки и Нинхурсаг», Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия». с.256, М.:Алетейа,2004.
[28] Миф «Энки и Нинхурсаг», Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия». с.256, М.:Алетейа,2004.
[29] Быт. 2:17, Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия», с.258, М.:Алетейа,2004.
[30] Быт. 2:22, Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия», с. 258, М.:Алетейа,2004.
[31] Миф о потопе, Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия», с.259, М.:Алетейа,2004.
[32] Миф о потопе, Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия», с.260, М.:Алетейа,2004.
[33] То же.
[34] Миф о потопе, Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия», с.261, М.:Алетейа,2004.
[35] То же.
[36] Быт. 74, Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия», с.266, М.:Алетейа,2004.
[37] Н. Крамер «История начинается в Шумере», с.188, М.: Наука,1991.
[38] «Эпос о Гильгамеше», Н. Крамер «История начинается в Шумере», с.190, М.: Наука,1991.
[39] Н. Крамер «История начинается в Шумере», с.191, М.: Наука,1991.
[40] «Эпос о Гильгамеше», Дж. М. Робертс «Доисторическое время и первые цивилизации», с.82
[41] Гуляев В.И. «Шумер. Вавилон. Ассирия». с. 210, М.:Алетейа,2004.
[42] Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия». с.213, М.:Алетейа,2004.
[43] «Вестник Древней истории», Корниенко Т. В. «Культовое строительство Южной Месопотамии в убедийский период», с.16.
[44]Миф «Энума элиш», Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия», с.218, М.:Алетейа,2004.
[45]Миф «Энума элиш», Гуляев В. И. «Шумер. Вавилон. Ассирия», с.218, М.:Алетейа,2004.
[46] Дж. М. Робертс «Доисторическое время и первые цивилизации», с. 76.
[47] Л. Лео Оппенхейм «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации», с. 60.