скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Маркетинговый анализ рынка платежных систем

32. “Уникасса” (http://www.unikassa.ru) -60 терминалов

33. “СитиПэй” - 60 терминалов

34. "Экспресс-Касса" (http://ex-cash.ru) – 56 терминалов

35. “Экспреес – оплата” http://www.express-oplata.ru/ - около 20 терминалов

36. “САПСАН” (http://aks.sapsan.net/) – 10 терминалов

37. “Платикс” (http://platix.ru/)

С 2006 года началось продвижение крупных платежных сетей в страны СНГ и ближнего зарубежья. Некоторые из них открыли представительства в Украине (“Cyberplat”, “ОСМП”, “Pegas”, “Дельта-Кей”, “Electropay”) и Казахстане (“Cyberplat”, “ОСМП”, “Electropay”). Платежная система ОСМП вышла на международный уровень, организовав сети приема платежей в Турции, Египте, Черногории.

К концу 2006 назрела необходимость решения проблем законодательного регулирования терминального бизнеса. Волна проверок со стороны налоговых инспекций, наложение штрафов и судебные процессы, последовавшие за ними, вызвали беспокойство среди владельцев платежных сетей и вынудили их задуматься над решением этих вопросов.

§ 2. Объем рынка

Рынок платежных терминалов в России за последние два года демонстрирует активный рост. Ежегодные темпы роста рынка платежных терминалов составляют от 30% до 80% в зависимости от региона.

Бурное развитие рынка платежных терминалов можно объяснить тем, что данный вид бизнеса быстро окупается (средние сроки окупаемости от 6 до 10 месяцев)[8] и является прибыльным для владельца терминала, а для клиента предоставляет возможность быстрой и удобной оплаты различного вида услуг. Также многие компании, которые раньше предоставляли услуги в сфере игорного бизнеса, в результате законодательных ограничений, полностью, либо частично диверсифицировали свой бизнес и переключились на сегмент быстрорастущего рынка платежных терминалов. На волне благоприятной макроэкономической ситуации в России происходит рост платежеспособности населения, а также увеличение выдачи банками потребительских кредитов. Данные факторы сыграли значительную роль в росте спроса на использование услуг платежных терминалов, а следовательно оказали влияние на рост рынка платежных терминалов. В процессе оплаты услуг через платежные терминалы вся информация и запросы, передающиеся по каналам связи, шифруются и обладают высокой степенью защиты.

Схема оплаты за услуги с использованием платежного терминала выглядит следующим образом. Платежная система проверяет личные параметры клиента (номер мобильного или номер контракта), и после внесения денег клиентом выдает подтверждение платежа. Далее, сумма платежа списывается со счета владельца терминала и перечисляется соответствующему поставщику услуг. При этом, владелец терминала получает комиссионные от поставщика услуг (около 2%) и от клиента (3-5%). На оплату услуг через платежные терминалы оказывает влияние фактор сезонности. В январе, например, наблюдается значительный спад платежей по сравнению с другими месяцами. В течение месяца пики платежей приходятся на первые и последние числа месяца. Это связано с тем, что в этот период многие клиенты оплачивают услуги сотовой связи. В течение недели клиенты наиболее активно оплачивают услуги в пятницу, чтобы успеть пополнить счета перед выходными.

По своему внешнему виду платежный терминал напоминает банкомат, но основное отличие от банкомата в том, что он не выдает, а только принимает наличные средства. Платежный терминал оснащен специальным сенсорным дисплеем, с помощью которого клиент вводит номер телефона или счета, на который он желает зачислить деньги, после чего, вводит денежные купюры в купюроприемник. Для терминалов российского производства с применением иностранных комплектующих, диапазон цен в среднем колеблется от 100 до 200 тыс. рублей. Для сравнения, стоимость банкомата с функцией cash-in составляет в среднем около 700 тыс. рублей[9]. Именно эта значительная разница, а также слишком медленное превращение пластиковых карточек в средство оплаты товаров и услуг и породили на рынке бум платежных терминалов.

В настоящее время участников рынка интересует вопрос о степени насыщения рынка платежных терминалов в Москве. По темпам роста, а также количеству игроков на рынке можно утверждать, что рынок Москвы уже близок к насыщению. Сейчас многие операторские сети проявляют все больший интерес к региональному рынку, который практически не освоен. Следует учитывать тот факт, что в регионах сроки окупаемости терминалов выше, чем в Москве, и поэтому необходимо рассчитывать на более длительную амортизацию оборудования.

В 2009 году рынок сенсорных киосков разделился на два сегмента: имиджевое направление информационных киосков и более утилитарное направление киосков самообслуживания. К киоскам самообслуживания относятся платежные терминалы, контент-киоски, фотокиоски и банковские терминалы.

По результатам исследований, проведенных Kiosks.ru, 41% компаний, работающих на Российском рынке сенсорных киосков, поставляют только платежные терминалы и комплексные решения для приема платежей. 12% - занимаются производством платежных терминалов и сенсорных киосков разного назначения, 5% - поставляют только сенсорные киоски разного назначения, 3% компаний специализируются на производстве и продаже контент-киосков и разработке программного обеспечениядля них, 2% компаний занимаются производством фотокиосков[10].

В 2009 году наиболее активно развивающимся оставалось направление платежных терминалов Это обусловлено как быстрым ростом рынка приема платежей, так и желанием предпринимателей инвестировать свободные средства в бизнес, который является довольно доходным и не требует больших начальных капиталовложений.

§ 3. Основные тенденции

За последние несколько лет активное проникновение услуг мобильной связи и бум на рынке потребительского кредитования привели к тому, что миллионы потребителей имеют потребность ежемесячной оплаты услуг. Стадию насыщения рынка платежных терминалов в Москве можно прогнозировать к 2007-2008 гг. Сейчас еще возможен выход новых компаний в сегмент ПТ, но после 2007 года новым игрокам станет сложно конкурировать с действующими сетями терминалов. На сегодняшний день ярко выражено стремление владельцев терминалов и операторских сетей максимально быстро занять наиболее привлекательные места для установки терминального оборудования. Этим фактом, а также отсутствием законодательного регулирования в сфере оплаты услуг через платежные терминалы можно объяснить наибольшую востребованность оборудования в среднем и нижнем ценовом диапазонах (от 70 тыс. руб. до 150 тыс. руб.). После насыщения рынка платежных терминалов в Москве, а также в ходе дальнейшей конкурентной борьбы начнется так называемая "вторая волна", характеризующаяся заменой парка оборудования на модели с расширенными функциональными возможностями. Активное развитие рынка будет продолжаться в регионах.

Рейтинг популярности услуг, предоставляемых через платежные терминалы, выглядит так[11]:

оплата сотовой связи, Интернет, спутникового телевидения,

погашение кредита,

оплата коммунальных услуг,

перевод средств во вклад и на другие счета,

оплата за стационарный телефон (в перспективе).

Как было отмечено выше, в настоящее время терминалы моментальной оплаты чаще всего используются для осуществления платежей за мобильную связь, интернет, кабельное телевидение. Но это лишь начало. В связи с ростом платежеспособности населения, растет потребность в сервисах, обеспечивающих оплату различных услуг и товаров, что открывает огромные возможности для платежных терминалов. Ситуация на рынке складывается так, что с появлением значительного количества новых игроков и усилением конкурентной борьбы, возникает необходимость расширения списка предоставляемых услуг. Уже сейчас на рынке реализованы большинство из таких сервисов, как погашение потребительских кредитов, оплата междугородней связи, пополнение банковских счетов, бронирование и продажа билетов, оплата коммунальных услуг, продажа сотового контента (различные мелодии, картинки, игры), печать фотографий с мобильного телефона через Bluetooth. и др. Как альтернативу развития сетям моментальной оплаты в будущем рассматривают универсальную систему оплаты услуг через Интернет с использованием пластиковых карт. Преимущества данной системы перед терминалами самообслуживания состоит в отсутствии комиссии по основным операторам услуг и возможностью быстро и не выходя из офиса или квартиры осуществить необходимые платежи. Данный вид услуг будет активно развиваться и составит конкуренцию владельцам терминальных сетей. Количество пользователей услугами платежных Интернет-систем будет зависеть от общего развития системы оплаты товаров и услуг через платежные карты.

На данный момент основные проблемы, неурегулированные законодательно, связанны с налогообложением и использованием фискальных регистраторов. Сейчас большинство платежных терминалов, имеющихся на рынке не оборудованы фискальными регистраторами. Это объясняется тем, что в Государственном реестре контрольно-кассовой техники отсутствует раздел фискальных регистраторов, предназначенных для использования в платежных терминалах. После открытия реестра владельцы терминалов без ККМ подвергнутся штрафным санкциям, в соответствие с законом 54-ФЗ, по которому при осуществлении денежных расчетов необходимо применение ККТ. Проект поправок к закону 54-ФЗ находится на согласовании, и, ориентировочно, к концу 2006 г. будет законодательно закреплена необходимость установки фискальных регистраторов в платежных терминалах. В настоящее время также наблюдается активный интерес представителей банковского сектора к возможностям предоставлять услуги по погашению банковских кредитов, оплате коммунальных услуг и др. Данная ситуация сложилась в результате внесения поправок к закону "О банках и банковской деятельности" представителями Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Принятие данных поправок позволит небанковским организациям осуществлять прием платежей за коммунальные и прочие услуги. В июле 2006 г. депутаты Госдумы рассмотрели во втором чтении поправки к данному закону, по которым прием коммунальных и иных платежей останется отнесенным к банковским операциям, но одновременно будет разрешен прием данных видов платежей небанковским организациям.

В связи с этим, банковские организации будут конкурировать за прием платежей от населения с ритейлерами и операторами терминальных сетей.

Сейчас происходит активное развитие рынка многофункциональных банковских устройств. Перед банкирами стоят три основные задачи[12]:

расширить сеть многофункциональных устройств,

упростить совершение операций,

позволить проводить операции не только держателям карт, но и всем желающим.

Основной поток операций приходится на терминальные устройства, установленные в банковских офисах, а также на территории крупных торговых и развлекательных комплексов. Следует отметить, что рынок банковского терминального оборудования будет активно развиваться в результате создания крупнейших российских межбанковских платежных систем, которые будут интегрировать усилия российских банков и владельцев терминальных сетей по созданию индустрии обслуживания массовых ежедневных платежей населения.

Несмотря на законодательную неопределенность, владельцев терминальных сетей с каждым днем становится все больше. Конкуренция среди них обостряется, и в конечном итоге приводит к снижению доходности бизнеса и оттоку желающих влиться в него. В связи с этим производители терминалов уже продумывают пути диверсификации своего бизнеса: производство банковских киосков самообслуживания, контент-киосков, фотокиосков, автоматических терминалов для обмена валют, копировальных автоматов, вендингового оборудования.

Для повышения доходности терминальной сети владельцы начали расширять список принимаемых платежей за счет добавления возможностей оплаты коммунальных услуг, междугородней связи, погашения потребительских кредитов, пополнения банковских счетов, денежные переводы. Некоторые из этих операций относятся к банковским, в связи с чем владельцы платежных сетей рассматривают возможность вступления в альянс с банками для расширения функциональности своей терминальной сети за счет добавления возможности проведения финансовых транзакций через платежные терминалы. Банки в свою очередь заинтересованы в развитии своей розничной сети, поэтому, вероятно, сочтут сотрудничество с платежными сетями выгодным.

Некоторые владельцы считают, что для повышения конкурентоспособности потребуется модификация обычных платежных терминалов во многофункциональные киоски, позволяющие не только принимать платежи, но и продавать цифровой контент, печатать фотографии, бронировать билеты.

Еще одной тенденцией стало стремление владельцев платежных терминалов вытеснить конкурентов из наиболее доходных мест. Для этого арендодателям предлагаются суммы, которые не соответствуют реальной стоимости аренды данного места. Арендодатели, в свою очередь, в соответствии с растущим спросом на места для терминалов, повышают стоимость этих мест. Так как стоимость мест в помещениях продолжает расти, владельцы терминальных сетей ориентируются на установку уличных терминалов. Пока морозоустойчивые и влагонепроницаемые аппараты предлагают лишь немногие производители (“Штрих-М”, ОСМП”, “МПЗ”, “Регионкомплект”, “SFOUR”) и стоимость их довольно высока по сравнению с терминалами для помещений. Но уличный терминал собирает платежей на 40-50% больше, чем установленный под крышей и позволяет владельцу экономить на арендной плате.

“Вторжение” производителей игорного оборудования. Выход на рынок платежных терминалов крупных производителей игорного оборудования придал ему динамики и принес еще большую популярность. В короткий промежуток времени о выпуске платежных терминалов объявили компании Igromir, SmartGames, Уникум, Честная игра, Легкая игра. Обладая хорошими производственными мощностями и используя годами отлаженные технологии, производители игорного оборудования, возможно, вытеснят с рынка мелкие компании, занимающиеся сборкой и продажей терминалов.

§ 4. Региональная детализация

По сравнению со столичными рынками (Москва, Санк-Петербург) освоение региональных рынков идет менее активно. Отчасти это связано с тем, что в регионах плательщики предпочитают терминалам личное общение с кассиром. Поэтому даже в крупных городах количество установленных терминалов не превышает 1000, а сроки их окупаемости доходят до 2-2,5 лет[13].

Санкт-Петербург и северо-западный регион. Петербургский рынок развивается активнее московского. Средний оборот терминала здесь выше, чем в Москве. По мнению, Алексея Молчановского, начальника отдела продвижения компании "Элекснет", это объясняется тем, что доля оплаты банковских услуг в петербургских сетях составляет около 50 %, в Москве они занимают лишь до 10 % от всех видов платежей.

По сообщениям региональных СМИ главной движущей силой рынка на Северо-Западе являются крупные платежные сети (ОСМП, Элекснет, Парнет Экспресс, Cyberplat, E-port).

В Петербурге работает до 20 платежных сетей, которым принадлежит около 2 тысяч терминалов. Объем принимаемых платежей - примерно $250 млн в год. По оценке Дмитрия Гордина, руководителя петербургского филиала «ОСМП», петербургский рынок приема платежей через автоматы самообслуживания заполнен на 60 %.

Владельцы платежных сетей считают рынок Северо-Запада достаточно перспективным. По словам генерального директора компании "Парнет Экспресс" (торговая марка I-box) Владимира Журбилова наблюдается постоянный рост числа клиентов, пользующихся платежными терминалами.

Вместе с тем прослеживается тенденция снижения доходности платежного бизнеса. По мнению Дениса Кускова, генерального директора ИАА "Неделя сотовых технологий", доходы операторов терминалов за 2 года существования этого бизнеса в Санкт-Петербурге сократились в 3-5 раз из-за конкуренции и роста ставок аренды[14].

В противоположность мнению Алексея Молчановского исполнительный директор компании Cyberplat Владимир Кузнецов считает, что рынок платежных терминалов в Санкт-Петербурге развивается медленнее московского рынка. В Москве концентрация платежных терминалов (то есть количество терминалов на единицу торговой площади) значительно больше, чем в Петербурге. По его мнению, это связано с особенностями местного рынка, точнее с ментальностью жителей северной столицы, которые привыкли пополнять свои лицевые счета в билинговых системах операторов мобильной связи без взимания дополнительной комиссии. В Москве же взимание комиссии с плательщика практиковалось везде (за исключением федеральных дилерских сетей). При этом Владимир Кузнецов отмечает динамику роста точек приема платежей с помощью терминалов самообслуживания, которая в северной столице имеет тенденцию к устойчивому росту.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.