скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Лидер и классный руководитель


Таблица 2.2.

Фамилия Компоненты взаимоотношений Сумма баллов Группа
гностический эмоциональный поведенческий
1. Мелихова 7 7 6 20 1
2. Мареева 6 7 7 20
3. Новиков 6 6 7 19 2
4. Зайцев 6 7 6 19
5. Харламова 5 6 7 18
6. Зиновьева 5 6 6 17
7. Сироткин 6 6 5 17
8. Иванов С. 5 5 7 17
9. Павлова 5 5 5 15
10. Пескова 5 5 4 14 3
11. Харьков 4 4 4 12
12. Мотренко 4 4 4 12
13. Метелкин 4 3 4 11
14. Бутаков 3 4 4 11
15. Веретнова 3 4 4 11
16. Жученко 4 4 3 11
17. Кирейцева 3 3 4 10
18. Перова 3 3 4 10
19. Синельникова 3 3 4 10
20. Демченко 3 4 3 10
21. Иванов Н. 3 3 3 9 4
22. Седова 2 4 3 9
23. Собакина 3 3 3 9
24. Козлова 2 3 3 8
25. Коломиец 2 3 3 8

 Наибольшая сумма баллов, выражающая наивысшую оценку отношений с классным руководителем – 24. Естественно, чем ближе сумма баллов у каждого ученика к этому числу, тем выше оценка взаимоотношений с классным руководителем. Мы разделили класс на группы, согласно данным опросника. Положим:

-           от 20 до 24 баллов – отношения с классным руководителем идеальные;

-           от 15 до 19 баллов – отношения с классным руководителем очень хорошие, основанные на взаимопонимании;

-           от 10 до 14 баллов – отношения с классным руководителем удовлетворительные, но особой близости и взаимопонимания нет;

-           от 5 до 9 баллов – отношения скорее неудовлетворительные.

В результате нашего исследования получено четыре группы, характеризующие близость и удовлетворенность отношений с классным руководителем.

Отношениями глубокого взаимопонимания отличаются отношения классного руководителя с двумя ученицами. Отношения взаимопонимания у классного руководителя с семью учениками. Отношения, которые можно назвать удовлетворительными – с одиннадцатью учениками. Отношения, которые можно назвать, скорее, неудовлетворительными – с пятью учащимися.

 Дальнейший анализ, заключающийся в сопоставлении формальной структуры класса с неформальными взаимоотношениями с классным руководителем, показывает, что:

-           ученики, которые оценивают свои отношения с классным руководителем как неудовлетворительные, в структуре класса занимают места членов классной Думы. По-видимому, они не принимают участия в общественной жизни класса и не слишком хорошо учатся;

-           ученики, которые оценивают свои взаимоотношения с классным руководителем как удовлетворительные, также «заседают» в классной Думе;

-           ученики, оценивающие свои отношения с классным руководителем как хорошие, отличающиеся взаимопониманием, занимают должности в классном активе. А Новиков А. является классным Президентом.

-           Ученики, которые оценивают свои взаимоотношения с классным руководителем как отличные, занимают в структуре класса «высокие» посты Председателя Классной Думы и вице-президента.

Таким образом, наши предположения подтверждаются: ученики, занимающие высокие посты в формальной структуре класса, отличаются наилучшими отношениями с классным руководителем, оценивают их как благоприятные.

На основании и по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

-           Взаимоотношения лидера и руководителя более тесные, чем руководителя и других членов группы. Тесные взаимоотношения означают, что стороны оценивают их как позитивные, глубокие, выражают высокую степень удовлетворенности ими;

-           Методика «Измерения взаимоотношений между тренером и спортсменом» видоизмененная принесла положительные результаты. Возможно применение ее в других классных коллективах;

-           Для получения результатов мы сопоставили формальную структуру класса и оценки учениками взаимоотношений с классным руководителем;

-           Ученики, занимающие высокие посты в формальной структуре класса, отличаются наилучшими отношениями с классным руководителем, являются классными лидерами;

-           Наблюдается достаточное совпадение формальной и неформальной структуры класса, когда лидеры, являются еще и руководителями классной жизни;

-           Очевидно, что выборы в классе проходили не без помощи классного руководителя. Частичное совпадение формальной и неформальной структур позволяет активнее проводить социальные влияния на классный коллектив.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема взаимоотношений классного руководителя и лидера в классном коллективе является сложной и многогранной. Нельзя однозначно определить, где начинаются функции руководителя, а где – лидера. Определенность вносится лишь на уровне макро- и микросоциума. При разделении этих уровней становится очевидным, что лидер и руководитель решают, разные задачи. Функционирование группы на уровне макросоциума приводит к вычленению формальной структуры класса. Класс представляет собой «наложение» формальной и неформальной структур. Глава формальной структуры называется руководителем. Во главе неформальной структуры стоит лидер.

Основная функция лидера состоит в определении ведущих норм и ценностей данного коллектива, прокладывании стратегий решения групповых задач, в том числе и возрастных. Руководитель реализует свои основные функции в том, что выступает агентом социализации, ориентирует детей на общественные нормы и правила, подает пример, задает образцы поведения, осуществляя таким образом связь с общественными институтами и организациями.

Для того, чтобы классный коллектив функционировал нормально, лидеру и классному руководителю необходимо находиться в позитивных взаимоотношениях, понимать друг друга, представлять задачи друг друга. Важным фактором взаимодействия и взаимоотношений лидера и классного руководителя является психологический климат коллектива. Взаимоотношения лидера и руководителя подчиняются межличностным закономерностям, на них распространяются законы межличностного восприятия и оценивания. Взаимоотношения лидера и руководителя более тесные, чем руководителя и других членов группы. Тесные взаимоотношения означают, что стороны оценивают их как позитивные, глубокие, выражают высокую степень удовлетворенности ими.

В своем исследовании мы использовали методику «Измерения взаимоотношений между тренером и спортсменом». Видоизменив ее, мы получили положительные результаты не в спортивной группе, а в классном коллективе. Применение этой методики, видимо, возможно в школе вообще. Ученики, занимающие высокие посты в формальной структуре класса, отличаются наилучшими отношениями с классным руководителем, являются классными лидерами. В исследованном нами классе наблюдается достаточное совпадение формальной и неформальной структур, что позволяет классному руководителю эффективнее работать с классом.

Исследованная нами тема, чрезвычайно интересна и практически полезна. В перспективе, мы планируем продолжить исследования лидерства и руководства в классах, спортивных группа, группах по интересам.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998;

2.   Еникеев М.И.. Общая и социальная психология. – М., 2000;

3.   Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1996;

4.   Немов Р.С. Психология. В 3 кн.. Кн. 1 - М.., 2003;

5.   Аникеева Н.П. учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983;

6.   Макаренко А.С. Педагогическая поэма.Собр. соч.Т.1 – М., 1957;

7.   Дубовская Е.М. Руководство малой группой. Социальная психология: Хрестоматия:/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М., 2003;

8.   Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1984

9.   Кричевский Р.Л. Синтетический подход к иследованию лидерства//Вопросы психологии, 1977, №6;

Приложение 1

Измерение взаимоотношений между классным руководителем членом ученического коллектива

1.         Классный руководитель умеет точно предсказать результаты своих учеников

2.         Мне трудно ладить с классным руководителем

3.         Классный руководитель – справедливый человек

4.         Классный руководитель умело подводит меня к выступлениям на людях

5.         Классному руководителю явно не хватает чуткости в отношении с людьми

6.         Слово классного руководителя для меня – закон

7.         Классный руководитель тщательно планирует работу со мной

8.         Я вполне доволен классным руководителем

9.         Классный руководитель недостаточно требователен ко мне

10.       Классный руководитель всегда может дать разумный совет

11.       Я полностью доверяю классному руководителю

12.       Оценка классного руководителя очень важна для меня

13.       Классный руководитель в основном работает по шаблону

14.       Работать с классным руководителем – одно удовольствие

15.       Классный руководитель уделяет мне мало внимания

16.       Классный руководитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей

17.       Классный руководитель плохо чувствует мое настроение

18.       Классный руководитель всегда выслушивает мое мнение

19.       У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет классный руководитель

20.       Я не стану делиться с классным руководителем своими мыслями

21.       Классный руководитель наказывает меня за малейший проступок

22.       Классный руководитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны

23.       Я хотел бы стать похожим на классного руководителя

24.       У нас с классным руководителем чисто деловые отношения


[1] Г.М.Андреева. Социальная психология. М., 1998, с.267

[2] Р.Л.Кричевский. Синтетический подход к иследованию лидерства//Вопросы психологии, 1977, №6, с.87

[3] М.И.Еникеев. Общая и социальная психология. – М., 2000, с.416

[4] Н.П.Аникеева. учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983, с.36

[5] Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1996, с.322

[6] Там же, с.323

[7] Н.П.Аникеева. учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983, с.37

[8] А.С.Макаренко. Педагогическая поэма.Собр. соч.Т.1 – М., 1957, с.174-175

[9] Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998,

[10] М.И.Еникеев. Общая и социальная психология. – М., 2000, с.433

[11] Н.П.Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983, с.6

[12] Немов Р.С. Психология. В 3 кн.. Кн. 1 - М.., 2003 , с.550

[13] Дубовская Е.М. Руководство малой группой. Социальная психология: Хрестоматия:/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М., 2003, с.278

[14] Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1984, с.73


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.