скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Кооперация и рынок

Для того чтобы кооперация полнее реализовала свои возможности в решении проблемы насыщения промышленного и бытового потребительского рынка товарами и услугами, необходимо решительно преодолеть негативное отношение к кооперации. К ней нужно подходить с позиции долговременного и равноправного ее функционирования с другими, в том числе государственными предприятиями и организациями. Недопустимы дискредитация кооперативного движения, формирование негативного общественного мнения. Кооперация – это наиболее понятная для населения форма добровольного обобществления труда, материально-технических и финансовых ресурсов, уникальный социально-экономический рычаг активизации человека, повышения материальной заинтересованности и ответственности коллективов за конечные результаты труда, усиления динамичности хозяйствования.


3. Проблемы потребкооперации на современном этапе и пути их преодоления

3.1 Потребительская кооперация, как рыночная структура

Потребительская кооперация по своей сути – рыночная структура, внутренне ей присущи все элементы рыночной экономики. Она как составная часть нарушенного народнохозяйственного механизма не смогла выдержать небывалого в истории государства экономического прессинга и заметно сдала свои позиции по многим направлениям своей деятельности.

Одна из основных нерешенных проблем потребкооперации, приведшая к ослаблению системы, – это недостаточность денежных оборотных средств, высокие налоги, обязательные платежи и взносы. Во-вторых, нарушены нормальные коммерческие связи с поставщиками. Многих не устраивает продавать свою продукцию без предоплаты и по безналичному расчету. Другая объективная причина: как общественно-хозяйственная система, потребительская кооперация нуждается в льготных условиях своего функционирования, но со стороны государства таких условий ей предоставляется недостаточно.

Для того чтобы потребительская кооперация стабильно работала в условиях рыночной экономики, необходимо решить ряд неотложных проблем. Причем решение этих проблем связано с улучшением деятельности всего народнохозяйственного комплекса страны. В свете вышесказанного остановимся на некоторых из них.

1. Прежде всего следует повысить роль пайщиков в деятельности обществ. Как сказано в Законе 1997 года, «пайщик – гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами». Пайщик должен не на словах, а на деле стать действительным хозяином своего кооператива. Он должен почувствовать, что в кооперативе есть его собственность, что она закреплена за ним, что он влияет на органы управления и контроля. Только после этого его отношения к потребкооперации коренным образом изменится.

Для возрождения кооперации, наряду с восстановлением прав пайщиков как собственников кооперативных средств, необходимо восстановить и потребительские общества.

Потребительские общества изначально основывались на паевых взносах. Паи помогали сохранить независимость кооператива от государства, частного капитала, делали потребительское общество экономически свободным и самостоятельным. Кредиты государства дают ему как бы экономическое право вмешиваться в деятельность потребительской кооперации. Кроме того, мы помним и о том, что в начале 30-х годов увеличение кредитов, предоставляемых потребительской кооперации государством, послужило одним из тех рычагов, который способствовал ее огосударствлению.

В настоящее время самое главное – возвращение кооперации ее истинно демократических начал и доверия пайщиков. Нельзя игнорировать мировой кооперативный опыт. В стране с развитой экономикой собственность вся частная, принадлежит пайщикам с коллективной, групповой формой хозяйствования, с выплатой «живых» дивидендов, правом влиять на положение дел в их кооперативных делах. Далекие от принципов кооперативов люди обвиняют потребительскую кооперацию в том, что кооператоры не делят всю прибыль и сразу не отдают ее пайщикам. Современного коммерсанта в первую очередь интересует прибыль.

Потребительская кооперация в России, как и во всем мире, живет по другим принципам. Даже в столь сложное время реформ ее главная цель остается неизменной – с наибольшей эффективностью обслуживать население.

2. Оценивая социально-экономическое положение в стране, рассчитывать на полное удовлетворение потребностей системы правительством и местными органами власти не приходится. Надо в первую очередь использовать свои собственные, внутренние возможности, опираясь на активность, деловитость, предприимчивость. Реальные источники пополнения оборотных средств – образование фонда развития потребительской кооперации, привлечение заемных средств населения и паевые взносы пайщиков.

Главный вопрос–это наличие и скорость оборачиваемости средств. Кто умеет находить деньги и способен ускорять их движение, тот решает все проблемы: старается брать товар у поставщиков на реализацию, максимально использовать сосредоточение товаров там, где покупательская способность дает большую оборачиваемость, отказывается от услуг посредников и коммерческих фирм и т.д.

Основную роль в решении всех этих сложных проблем должна играть коммерческая служба. И там, где работники этой службы подготовлены к работе в условиях рыночной экономики, знают конъюнктуру рынка, изучают потребительский спрос, работают в интересах дела, там и хорошие результаты. И примеров активного кооперативного предпринимательства немало.

В коммерческой деятельности форм, методов и приемов успешной работы безграничное множество. Главное – в умении их использовать правильно. Тогда и стимулирование работников перестает быть проблемой. При хороших результатах прямая заработная плата в несколько раз больше, да и различные повышающие коэффициенты от персональных ставок дополнительно ее увеличивают.

Самый сложный вопрос – оборачиваемость средств. Быстро продать товар и быстро получить деньги – одна из главных проблем. Требуются более глубокие меры по улучшению деятельности потребительской кооперации.

3. Экономические реформы потребовали изменения структуры трудовых ресурсов. Сократился административно-управленческий аппарат. Изменилась потребность в специалистах разного профиля. Сегодня нужны не управленцы, а координаторы, высококвалифицированные экономисты, коммерсанты, юристы, финансисты, бухгалтера. Эту тенденцию подтверждает и опыт зарубежных кооперативов. На смену руководителям, которые начали разваливать организации, их хозяйственный механизм, надо, чтобы пришли новые грамотные люди, не только заинтересованные в выживании потребительской кооперации, но и обладающие коммерческими способностями. Бережного отношения к себе требуют профессиональные кадры работников системы. Важно не растерять их, организовать для них широкую систему учебы и переподготовки применительно к условиям рыночной экономики. Проблемой в работе с кадрами в настоящее время стали также социальная защита работников и социальные гарантии, которые могут быть предоставлены им при переходе к свободному рынку.

Широкие применения находят формы материального поощрения как вид социальной поддержки в условиях инфляции: выплаты ежемесячных надбавок за стаж работы в потребительской кооперации, доплаты по результатам хозяйственно-финансовой деятельности, вознаграждения по итогам работы за год, единовременные поощрения за присвоение званий заслуженного работника торговли, экономиста, строителя и т.д.

4. Одна из неотложных проблем потребительской кооперации – приостановка дальнейшего спада объемов хозяйственной деятельности. В последнее время снизились объемы закупок продуктов, выпуск изделий, продажа товаров народного потребления. Одновременно из-за стремительного роста цен на энергоносители, транспортные услуги, сырье, материалы, готовую продукцию, кредиты выросли издержки производства и обращения. Все это привело к сокращению доходов.

В этих условиях важной задачей потребительской кооперации является формирование собственных товарных ресурсов. В современных условиях резко повышается роль промышленной деятельности потребкооперации не только как стабильного источника увеличения товарных ресурсов, но и укрепления финансового состояния. Все еще недостаточно используются в производстве такие ценные пищевые добавки, как соевый и молочный белок, молочная сыворотка, нетрадиционные пищевые продукты, дикорастущее сырье. Широкого распространения в производстве не получили научные разработки по выпуску изделий с пониженным содержанием сахара, его частичной заменой. Остается задача возрождения винодельческого производства как высокорентабельной отрасли / рентабельность производства вина составляет 15–25 процентов, водки 25–40 процентов/.1 Производство этих товаров пока достаточно надежно обеспечивается федеральными ресурсами сырья, продукция имеет хороший спрос на рынке и обеспечивает быструю оборачиваемость денежных средств. Развивать эту отрасль заинтересованы и местные органы власти, поскольку винно-водочные изделия облагаются налогом в местный бюджет.

Система не может победить конкурентов, если не улучшить качество производимых товаров. Решение этой проблемы приобретает немаловажное значение. Вместе с тем в потребкооперации имеются предприятия, сумевшие преодолеть трудности переходного периода, которые организовали новые производства, выпускают запасные части, оборудование, торговые павильоны, теплицы, гаражи, пиломатериалы. В целях преодоления дальнейшего падения объемов закупок сельхозпродукции и сырья предполагается заготовительную деятельность построить на договорной, долговременной основе со сдатчиками, обеспечив им гарантированный сбыт продукции и предоставив льготы. Ставится задача обеспечить практическую реализацию принципа единого технологического комплекса заготовительно-перерабатывающих предприятий с циклом «закупка – переработка–поставка».

Одна из задач потребительской кооперации – развивать сферу платных услуг, которая должна рассматриваться не только с позиций ее социального значения, но и как одно из направлений укрепления экономического положения. Развитие новых услуг, ориентированных на владельцев личных подсобных и крестьянских хозяйств, арендаторов – ремонт и техническое обслуживание оборудования и садово-огородного инвентаря, выдача напрокат малой техники, строительно-ремонтные, транспортные и другие услуги должны способствовать укреплению состояния системы.

5. Крупная проблема – возрождение опта. Не может каждое село закупить вагон лопат, других хозяйственных и культурно-бытовых товаров, не говоря уже о галантерее, парфюмерии, одежде, обуви. Учитывая небольшие объемы магазинов, с ними непосредственно не станут иметь дело ни один крупный завод, швейная или обувная фабрика. Многие поставщики отказываются заключать договоры с каждым магазином. Во-первых, им не выгодно дробить отгрузки; во-вторых, они опасаются, что магазины окажутся неплатежеспособными. Привыкшие работать с крупными покупателями, поставщики оказались неподготовленными к новым условиям. Нет у них для этого ни компьютеров, ни средств связи.

Иллюзии, что в условиях рынка розница сможет обойтись без грамотного коммерческого посредника, постепенно уходят. Как свидетельствует мировая практика, по-другому и быть не может.

Нынешний кризис не бесконечен. И потому опт понадобится и будет востребован в полной мере. Если конечно, думать о надежном обеспечении населения всеми нужными товарами. Чтобы укрепить систему комплексного торгового обслуживания сельского населения, необходимо сохранить единую технологическую цепочку товародвижения: крупный кооперативный опт – сеть базовых районных универмагов и специализированных магазинов – сеть небольших торговых предприятий, расположенных в сельской местности – развозная торговля в отдаленные населённые пункты.

Порочным является создание в системе потребкооперации акционерных обществ, а тем более оптовых баз, производственных предприятий, во главе которых становятся руководители, члены правлений. Преобразования кооперативных организаций в акционерные общества опасны уже и тем, что эти объединения преследуют другие цели и могут быть безвозвратно утеряны для потребительской кооперации – деятельность же акционерного общества, по сути дела бесконтрольна.

6. Система потребительской кооперации представляем собой единственный, цельный организм, все составные части которого тесно связаны между собой и зависят друг от друга – поэтому ослабление позиций даже одного звена может существенно подорвать ее экономические основы. В сфере этого актуальной является проблема реформирования экономических взаимоотношений между потребительскими обществами и союзами между собой.

Совет потребительского общества сегодня самостоятельно и никому, кроме пайщиков, не подотчетно. В этом вся суть перестройки структур звеньев системы. В этих условиях роль союзов потребительских обществ коренным образом изменилась. Из органов, дающих указания и требующих отчетов, они должны стать консультативными с высококвалифицированным аппаратом. Помогать, разъяснять, советовать, обучать, защищать интересы в органах власти – вот основной круг вопросов деятельности союзов. Не командовать отраслями и предприятиями, а определять экономическую политику, помогать становлению рыночных отношений, хотя союз по новому Закону вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные учредительным договором или уставом союза.

Практика кооперативного движения подтверждает: чем больше кооперативов вступает в союз, тем шире она может развивать свои операции и тем быстрее и легче может осуществить свои задачи.

7. Одна из главных особенностей рыночной экономики в ее развитом виде состоит в том, что в основе формирования и циркуляции материальных потоков лежит не только движение капитала, но и информации. Неизмеримо возросла роль союзов в обеспечении потребительских обществ широким насыщенным и доступным информационным полем, включающим сведения как сугубо конъюнктурного характера – ассортимент, объемы, качество, условия поставок и перевозок, цены и тарифы, условия оплаты и т.д., так и статистических данных, позволяющих более обобщенно оценить хозяйственную ситуацию и складывающиеся в экономике тенденции. Информационные центры союзов должны контролировать сведения о реквизитах предприятий и организаций, в том числе мировых, банковских ставках, страховых тарифах, валютных курсах, сроках проведения торгов, ярмарок, аукционов и т.п.

Сегодня необходима информация о сбыте продукции и закупочных операциях, результатах маркетинговых исследований по интересной на данный момент группе товаров и анализа надежности потенциального партнера; разнообразная аналитическая информация и данные о деятельности торговых домов и посреднических фирм; документооборот и информационная связь между предприятиями и их филиалами; сводки о торгах на ведущих биржах и коммерческая информация из других компьютерных сетей и т.п. Крупным резервом совершенствования торговли и улучшения деятельности потребительской кооперации является решение проблемы синхронного развития и взаимодействия всех отраслей рыночной инфраструктуры – банковской системы, транспорта, связи, информации.

3.2 Главная проблема потребительской кооперации в условиях формирования рыночной экономики

Потребительская кооперация во многих странах получает поддержку государства как организация, удовлетворяющая первоочередные потребности малообеспеченной части населения. В Российской Империи она тоже имела льготы, в частности, мелкие потребительские общества не облагались никакими налогами.

Сейчас настал такой момент, когда массовая сельская организация крайне нуждается в поддержке государства. Пока не удается остановить падение системы, стабилизировать финансовое положение и на этой основе улучшить материальный уровень работников. Расходы и издержки превышают получаемые доходы, причем расходы растут, а доходы сокращаются. В этих условиях необходимо добиться того, чтобы правительство прежде всего изменило условия кредитования и ослабило налоговый гнет, помогло восстановить оборотные средства кооперативных организаций, потерянные в результате инфляции. Предприятия и организации системы, имеющие рентабельность до одного процента, должны быть освобождены от уплаты налога на прибыль. Должны быть сняты всякие ограничения торговых надбавок, а если власти хотят регулировать цены на отдельные товары, то обязаны полностью возмещать связанные с этим расходы.

Представляется, что власти должны полностью взять на себя убытки всех торговых предприятий, расположенных в малочисленных глубинных поселениях. Дело административных органов – обеспечить торговое обслуживание населения. Потребительская кооперация в свое время взяла на себя обязанность государства, а теперь все заботы полностью легли на нее, и от этого несет громадные потери. Естественно, долго такое продолжаться не может. Надо возвратиться к недалекому прошлому, когда государство из своего бюджета возмещало потребительской кооперации доставку товаров в торговые предприятия, начиная с 11 километров от баз снабжения.

Сельское население испытывает определенные жизненные неудобства, трудности по сравнению с городскими жителями, к тому же еще с тех незначительных инвестиций, которые удалось вложить в экономику села, установлен налог. Власти должны снять с организаций потребительской кооперации на селе налог на имущество на временно законсервированные или выведенные в резерв объекты.

Следовало бы освободить потребкооперацию и от подоходного налога с сумм, выплачиваемых населению по заемным у них средствам. Необходимо предусмотреть выделение системе целевых кредитов по 10–20 процентов годовых. Поскольку из-за инфляции потребительская кооперация лишилась мизерных оборотных средств, правительство должно рассмотреть вопрос об их компенсации. А чтобы кооперация смогла ожить и начать вписываться в рыночные отношения, необходимо пролонгировать полученные системой кредиты в предыдущие годы и проценты по ним до 2000 года. Потребительская кооперация по предоставляемым льготам и налогообложению не должна находится ниже предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Одной из главных проблем является сохранение потребительской кооперации как сложившейся системы, проверенной ее опытам, способной обеспечить реальное обслуживание сельских жителей. В этих целях в полной мере должны быть использованы внутренние возможности и механизмы кооперации, действующие законодательные акты, а также государственная поддержка ее. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», принятый в 1997 году, сыграл важную роль в защите интересов потребкооперации и способствовал ее сохранению в условиях перехода к рыночным отношения. Теперь предстоит большая работа по применению на практике положений этого Закона, что значительно укрепит систему.

Проблемы перехода к рынку затрагивают все отрасли народнохозяйственного комплекса страны, в том числе и потребительскую кооперацию, которая действует не в изолированном пространстве, а является неотъемлемой частью этого комплекса, поэтому все изменения в экономической и политической жизни отражаются на ее деятельности.

3.3 Предложения и рекомендации по улучшению деятельности кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям

Несмотря на отдельные достижения, кооперация переживает сегодня трудные дни. Она оказалась, как и весь народнохозяйственный комплекс страны, не в полной мере готовой к переходу к рыночным отношениям, что непосредственно сказалось на ее производственной деятельности. В связи с этим нам представляется возможным сформулировать некоторые предложения и рекомендации по улучшению деятельности кооперации и повышению ее роли и значения в народнохозяйственном комплексе страны в условиях перехода к рыночным отношениям.

1.      Система в современных условиях может выжить, только
повысив эффективность работы предприятий, обеспечив
необходимую конкурентоспособность с нарождающимися
предпринимателями, для чего необходимо:

–       увеличение количества пайщиков и индивидуальная
разъяснительная работа о значении паевых взносов;

– ужесточение режима экономии и постоянный финансовый контроль по обеспечению полной сохранности кооперативной собственности, недопущения потерь и бесхозяйственности, полного искоренения непроизводительных расходов;

–       освоение науки /искусства/ отстаивания интересов
потребительской кооперации как на местном, так и на
федеральном уровне.

2.      С целью сохранения и возрождения потребительской
кооперации, действующей в рамках хозяйственного комплекса
страны, видимо, необходимо:

—  обеспечение выравнивания условий жизни сельского и городского населения;

—  развитие системы обеспечения сельского населения товарами и услугами на уровне, сложившемся для городского населения;

—  развитие транспортных коммуникаций и систем связи на селе;

—  поддержка организаций потребительской кооперации, пайщиками которых являются сельскохозяйственные производители и пенсионеры, проживающие в сельской местности; привлечение в установленном порядке организаций потребкооперации к выполнению функций по закупке и продаже сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

–       освобождение потребкооперации от платежей по задолженности по рассроченным централизованным процентам, выданным в предыдущие годы, начисленным по ним процентам;

–       построение своих отношений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с организациями потребкооперации на основе ежегодно заключаемых соглашений.

3.      Было бы желательно и целесообразно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с другими органами местного самоуправления рассмотреть вопросы:

–       упорядочения, в пределах своей компетенции, налогообложения организаций потребительской кооперации, имея в виду освобождение или сокращение размеров налога на имущество, землю и на пользователей автодорог;

—  снижение размеров тарифных ставок за используемые организациями потребкооперации энергоносители;

—  создание региональных фондов для обеспечения на условиях лизинга организаций потребкооперации оборудованием для переработки сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов и ягод, запланировав и включив в проекты бюджетов выделение на соответствующий год необходимых для этого финансовых средств.

4.      Телевидению и радиовещанию, другим заинтересованным органам исполнительной власти целесообразно обеспечить через средства массовой информации широкое ознакомление населения с законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и с другими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность потребительской кооперации, в том числе разъяснение пайщикам их прав и обязанностей, особенно по вопросам участия их в принятии хозяйственно-финансовых решений, в контроле за деятельностью органов потребительских обществ и их союзов.



Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы о деятельности потребкооперации в условиях перехода к рыночным отношениям.

Главным является то, что в сегодняшних тяжелых условиях основным завоеванием потребительской кооперации является то, что она сохранилась как единая система, проявила свою жизнеспособность.

Во-вторых, трудности и потери в потребкооперации связаны с тем, что превратности стихийного рынка с его безудержным ростом цен, инфляции, дороговизной банковских кредитов и другими явлениями, пагубно сказалось на деятельности большинства кооперативных организаций и предприятий. Резко упали объемные показатели в торговле, заготовках, кооперативной промышленности. Продажа товаров за последние годы сократилась против предыдущих лет более чем на одну треть, а доля потребкооперации в общем товарообороте России снизилась с 7,5 процента до 3,7 процентов. Уменьшилось производство товаров народного потребления, закупки мяса, молока, яиц, меда, овощей. Возросли лишь заготовки картофеля и плодов, что дало возможность выполнить договорные обязательства по поставкам этой продукции в федеральный продовольственный фонд.

В-третьих, кооператоры в условиях перехода к рыночным отношениям не допустили сбоев в снабжении самым необходимым. На протяжении последних лет в товарообороте сохраняется на одном уровне доля таких социально значимых товаров, как хлеб и хлебобулочные изделия, растительное масло, сахар, чай, соль, хозяйственное мыло, чулочно-носочные изделия и др. Хотя из-за низкой покупательной способности сельского населения товары культурно-бытового назначения для них стали недоступными. Если в 1991 году один проданный телевизор приходился на 22 семьи, то в 1995 году на 400 семей, один холодильник соответственно на 22 семьи и на 379 семей, одна швейная машина – на 40 и на 2000.2

В-четвертых, для правовой и финансовой защиты потребкооперации приняты Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», постановление «Вопросы потребительской кооперации», которые защитили кооперацию в последние годы. Отношения организаций потребительской кооперации с органами власти сверху донизу строятся на основе ежегодного заключаемых договоров. Это заставило властные структуры многих регионов повернуться лицом к сельскому населению, обратить внимание на его бедственное положение и оказывать кооперации помощь.

В-пятых, кооперативным предприятиям предоставлена возможность создавать фонд развития потребкооперации для пополнения оборотных средств и инвестиций. За неполные два года в этот фонд начислено около одного триллиона рублей. Большим подспорьем для потребкооперации явилось привлечение заемных средств обслуживаемого населения с отнесением выплаченных по ним процентов на издержки обращения и производства.

В-шестых, усилиями Центросоюза увеличены предельные суммы расчетов наличными деньгами с юридическими лицами с 2 до 5 млн. рублей. Сняты ограничения с сумм при расчетах с физическими лицами. Приняты решения об отнесении на себестоимость продукции расходов по образованию фонда подготовки кадров, внутрихозяйственным отчислениям, страхованию имущества. Удалось добиться исключения из налогооблагаемой базы стоимости имущества, передаваемого внутри системы с баланса на баланс.

В-седьмых, благодаря целенаправленной деятельности потребкооперации заготовительный оборот возрос в 1,6 раза, производство товаров народного потребления – в 1,7 раза. Но материально-техническая база позволяет увеличить эти объемы в 2–3 раза. Эти расчеты учитывают реальный платежеспособный спрос населения и финансовые возможности потребкооперации. Во многих регионах страны сохранились потребительские общества, их союзы, которым, несмотря на трудные условия существования, удается совместными усилиями находить пути выхода из сложившейся ситуации. В некоторых наметилась тенденция к сокращению убытков, многие становятся рентабельными, не допускают отчуждения кооперативной собственности.



Библиографический список

1.   Теплова Л.Е., Уколова Л.В., Тихонович Н.В. Кооперативное движение: учеб. пособие для кооп. Вузов. М.: РДЛ, 2003. 304 с.

2.   А.П. Макаренко, теория и история кооперативного движения, уч. пособие, ИКЦ «Маркетинг», м, 2002 328 с.

3.   К.И. Вахитов, История потребительской кооперации России, М., 2007 г.

4.   Под общей редакцией Б.Ф. Кевбрина, История потребительской кооперации РМ, уч. пособие, Саранский Кооперативный Институт – Саранск, 2005. -248 с.

5.   К.И. Вахитов, Кооперация: теория, история, практика – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 560 с.

6.   Н.В. Бондаренко, Р.М. Кущетеров, З.Р. Кочкарова, История и теория кооперации, учебник для студентов кооперативных вузов, 1998 г.

7.   Вместе ради будущего 170 лет потребительской кооперации России. М. 2001.

8.   Каширин В.В. Функции потребительской кооперации в переходной экономике // Вести Московского университета. Серия «Экономика» 1997. №1

9.   Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. М., 1999.

10.      Макаренко А.П. Эволюция мирового кооперативного движения. М., 1994.

11.                                                          Очерки истории потребительской кооперации республики Мордовия/ Саран. кооп. ин-т; Под ред. Б.Ф. Кевбрина. Саранск, 1996.

12.                                                          Тимошина М.Н., Плеханова Е.А. Развитие потребительской кооперации в условиях рыночных отношений: учебное пособие. Саран. кооп. ин-т РУК. – Саранск. 2007. 92 с.

13.      Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М.: Экономика, 1989.

14.      Уколова Л.В. Кооперативы современной России: Учеб. пособие. Белгород, 1998.

15.      Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (от 28 апреля 2000 г.) // Собрание законодательства РФ №18 2000.

16.      Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. М., 1925. (Репринтное воспроизведение этого издания в 1989 году)

17.                                                          Яковлев А.В. Кооперация, глобализация и развитие кооперативного сектора в России // Вопросы статистики.  2006. №5. С, 25–33.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.