скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Кооперация и рынок

По признаку объемов продаж различают оптовый и розничный рынок. Оптовые и розничные продажи характеризуются соответственно оптовыми и розничными ценами.

Рынок оптовой торговли – это купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями.

Розничная торговля представляет куплю-продажу единичных товаров, т.е. в небольшом количестве.

Наряду со степенью монополизации как критерием и признаком структуризации рынков не менее важным представляется их разделение по виду представленного на рынке товара, по объекту купли-продажи.

Рынок продовольственных товаров или продовольственный рынок, как ясно из его названия, предназначен для продажи продавцам и приобретения покупателями продуктов питания, продовольствия.

Рынок жилья распространяет свое действие на жилые помещения. Рынок жилья представляет весомую часть более крупного рынка недвижимости.

Рынок средств производства есть рынок орудий и предметов труда, основных и оборотных средств. Рынок средств производства состоит из трех рынков. Во-первых, купля и продажа зданий, сооружений, строений, помещений, используемых в производственных целях. Во-вторых, рынок машин, технологического оборудования, приборов и аппаратов производственного назначения. В-третьих, рынок сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, из которых и посредством которых изготовляется продукция. Рынок средств производства может быть назван рынком физического

капитала.

Рынок денег, валюты, ценных бумаг представляет рынок, на котором одни деньги и денежные средства продаются за

другие.

Рынок рабочей силы – это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых возможностей и свободный найм работников. Такой рынок корректнее называть рынком труда и рабочих мест.

Рынок инноваций – это специфическая область купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты, технологические нововведения. Иногда все эти объекты объединяют под единым названием «ноу-хау», то есть достижения научно-технического прогресса.

Рынок духовного, интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства. Конечно, не все духовные ценности являются объектом купли-продажи рыночных отношений и поступают к потребителю в результате приобретения по рыночной цене. Однако, даже музейные ценности продаются, существуют выставки-продажи картин, скульптур. Книги продаются и покупаются повсеместно. Так что рынок интеллектуального продукта – объективная реальность.


2 Кооперация: противоречия и трудности перехода к рыночным отношениям

2.1 Кооперация, как социально-экономическая форма хозяйствования

Формирование рыночных отношений непосредственно связано с развитием альтернативного негосударственного сектора. Тоталитарное государство и огосударствленная экономика отрицают конструктивные принципы рыночного хозяйства – суверенность какого-либо собственника, кроме государства, и экономическую свободу хозяйствующих субъектов. В результате имело место вытеснение рыночных отношений и механизмов за пределы государственного сектора в очень незначительную нишу официальной негосударственной экономики.

Экономические отношения характеризовались следующими основными чертами:

—  директивное планирование показателей развития народного хозяйства страны и отдельных регионов;

—  доведение «сверху вниз» плановых заданий до всех предприятий;

—  централизованное распределение материальных и финансовых ресурсов по отраслям и предприятиям страны;

—  утверждение оптовых, закупочных и розничных цен соответствующими государственными органами;

—  централизованное регламентирование основных положений по организации оплаты труда работников /тарифные ставки, месячные должностные ставки, районные коэффициенты и т.п./.

Следовательно, такие экономические отношения не предоставляли предприятиям возможность самостоятельно решать многие вопросы хозяйственной деятельности, ограничивали их экономическую свободу. А в результате – преимущественно экстенсивный путь развития и низкая эффективность.

Советский рынок не функционировал как система взаимосвязанных и взаимодействующих рынков – рынка предметов потребления и рынка средств производства, рынка промышленной и рынка сельскохозяйственной продукции, рынка труда, рынка товаров и финансового рынка и т.д. Активное развитие альтернативных государственных экономических структур, в основе которых лежат полноценные товарно-денежные, рыночные механизмы, модифицирует сложившиеся связи и взаимодействия всех типов в стране.

Социальный разрез рыночной структуры характеризуется соотношением государственного и негосударственного секторов рынка, ведущую роль в рамках последнего играет кооперативный рынок.

Взаимное влияние двух секторов вплоть до последнего времени было однозначно: госсектор в силу своего доминирования в значительной мере предопределял характер и тенденции развития всего негосударственного рынка в целом и кооперативного рынка в частности. Именно госсектор импульсировал рост цен на продукцию новой кооперации, в частности, из-за установленных специальных условий реализации кооперативам средств производства из государственного сектора. Извращенная система кредитно-денежного оборота, искусственные барьеры между наличным и безналичным оборотом в госсекторе вытесняли процессы «оналичивания» денег в сфере кооперативного сектора. В результате кооперативный сектор явился той сферой, в которой сосредоточились товарно-денежные, стоимостные последствия народно-хозяйственных диспропорций, возникших в госсекторе.

Распространение элементов рыночных отношений на государственный сектор, процессы разгосударствления и демократизации госсобственности, предоставление все большей хозяйственной самостоятельности субъектам производства сформулировали условия для обратного влияния кооперативного сектора и процессов, происходящих в нем, на государственный сектор.

В первую очередь это касается взаимного влияния государственного и кооперативного секторов в области уровня цен. В условиях относительной сбалансированности экономики подавляющее преобладание госсектора обеспечило бы регулирование общего уровня цен ценами госсектора. Однако в условиях инфляции, кризиса финансовой системы государства и полного развала механизма денежного обращения цены на продукцию кооперации отнюдь не регулируются таковыми в государственном секторе. Инфляционный фактор, выраженный как в избыточном платежеспособном спросе, так и в острейшем всеобъемлющем дефиците товарных рынков, играет определяющую роль в динамике цен обоих секторов экономики.

Влияние деятельности кооперации на состояние сбалансированности товарных рынков в существующих условиях неоднозначно. Эта неоднозначность является следствием, в первую очередь, обстоятельств, лежащих за рамками самого кооперативного сектора экономики: монополизм государственной собственности, структурная несбалансированность, эмиссионное финансирование бюджета и т.д.

В этих условиях в направлении равновесия действуют следующие факторы: насыщение товарных рынков потребительскими и инвестиционными товарами; аккумуляции денежных средств населения в руках его отдельных групп /вследствие более высоких уровней оплаты труда у членов кооперативов/, что ведет к перераспределению совокупного спроса на относительно более дорогие изделия, предлагаемые на потребительском рынке государственным сектором, в том числе предметы роскоши.

Противоположный эффект в плане товарно-денежной сбалансированности дает повышенная /по сравнению с государственным сектором /доля конечного продукта, идущая на оплату труда членов кооперативов. При том, что если факт увеличения этой доли – явление положительное и объективно обусловленное, указанное негативное воздействие возникает из-за невозможности для получателя дохода в кооперативном секторе иным образом инвестировать имеющиеся средства в отсутствие действующего рынка ценных бумаг и в условиях, когда ставка процента по вкладам в Сбербанке существенно ниже уровня инфляции.

Формирование единого рынка труда на фоне относительно заниженного уровня оплаты труда в госсекторе привело к усилившемуся оттоку высококвалифицированных кадров в сферу кооперативной занятости. Если раньше уровень оплаты труда в народном хозяйстве и по различным отраслям регулировался исключительно государством через тарифную систему – коэффициенты, ставки, штатное расписание – и тенденция к межотраслевому и межрегиональному выравниванию уровня оплаты труда была крайне незначительна, то в настоящее время наметилось обратное влияние уровня на рынке труда и в регионах с развитой сетью кооперативов не может не регулироваться кооперативным сектором наряду с государственным.

В результате и в рамках госсектора наметилась тенденция к росту уровня оплаты труда.

Высоко монополизировавшая структура экономики привела к возникновению и воспроизведению значительного количества товарных ниш / включая услуги /. Наличие таких ниш, неэффективных для эксплуатации их предприятиями-монополистами, – вполне закономерное явление. В странах с развитой рыночной структурой эти ниши заполняются мелким бизнесом, и, как правило, в этих сферах высок уровень конкуренции. В нашей стране количество таких ниш настолько велико, а рынок настолько дефицитен, что устремившиеся в них кооперативы пока не являются конкурентами даже в этих пределах. Монополистическая структура госсектора в определенной мере формирует тенденцию к монополизации и в рамках кооперативного сектора. Весьма показательное явление представляют собой кооперативы при промышленных государственных предприятиях, обслуживающих товарами или услугами только данное предприятие. Это классическая форма поведения малого бизнеса в условиях высоко монополизированной экономики.

Кооперация как социально-экономическая форма хозяйства неоднородна, в ней могут быть выделены два принципиально различных с точки зрения поведения на рынке хозяйствующих субъектов.

Во-первых, это предприятия коммерческого типа, создаваемые для получения прибыли на вложенный капитал и наращивания личных доходов /независимо от того, привлекается ли наемный труд или нет/. По существу, это тип частного хозяйства или партнерства.

Во-вторых, можно выделить и другую группу кооперативов, целью организации которых является оказание услуг членам кооператива, сокращение производимых им расходов главным образом потребительского плана, но услуги могут быть также и производственного характера. Этот тип организации не ориентирован на получение максимальной прибыли на вложенный капитал, хотя и косвенно способствует росту доходов членов кооператива. Это классическая форма кооперации в чистом виде.

Обе группы кооперативных предприятий представляют собой товарно-ориентированные хозяйства, функционирующие в рамках рыночных структур экономики.

Развитому рыночному хозяйству, в котором отсутствуют административные барьеры на пути перелива капитала, где частная собственность имеет официальное право на существование и функционирование и нет необходимости использовать форму кооперативов в качестве ширмы для таких хозяйств, в большей мере свойственно развертывание кооперативов второго типа. Объем производства этих кооперативов, как правило, невелик, рынок, на который они работают, носит локальный характер, а их конкурентоспособность обеспечивается относительно низкими ценами / за счет отказа от максимизации прибыли на капитал /. Главной функцией кооперативов данного типа в условиях развитого рынка является социальная амортизация – это альтернативная, не государственная и не частно-коммерческая занятость, или способ выживания в условиях острой конкуренции на рынке труда, услуг и капитала. Основу такой кооперации составляет широкий слой индивидуальных хозяйств простого товарного производства.

На начальных этапах становления рыночного хозяйства в отечественной экономике в условиях несбалансированности и наличия значительного количества товарных ниш, высокой монополизации, инфляционного давления на формирующийся рынок /как предметов потребления, так и средств производства/ еще не сформировавшегося единого рынка рабочей силы /в условиях отсутствия тенденции к эффективной занятости/ происходит преимущественно формирование кооперативов первого типа. Потребность в формировании кооперативов второго типа еще не сформировалась по причине полного отсутствия конкуренции на рынках. Необходимость в этой специфической форме социальной защиты индивидуальных товаропроизводителей еще не ощущается.

2.2 Предпосылки развития кооперации

В рамках кооперативного сектора формируется полноценный рынок товаров и услуг со специфической общехозяйственной конъюнктурой конкретных товарных рынков.

Кооперативный сектор представляет собой альтернативу государственному сектору экономики, однако отнюдь не во всех сферах кооперация сможет составить конкуренцию госсектору. Это связано в первую очередь со спецификой самой этой формы, ориентированной, как правило, на относительно небольшие объемы производства /даже при коммерческой ориентации предприятий/. Следовательно, надежды на возможность широкого насыщения рынка при помощи кооперативов неправомерны. Уровень фондовооружения кооперативов значительно ниже, чем государственных предприятий, доля ручного труда соответственно выше. Этим определяется объективная необходимость ориентации кооперации не мелкосерийное производство с повышенной долей ручного труда, призванное удовлетворять специфические потребности определенных узких групп населения /это могут быть группы по доходности, по месту проживания, по специфичности потребностей, ориентации на индивидуальный спрос как потребительский, так и производственный/. Именно в этих сферах кооперация может составить реальную конкуренцию предприятиям государственного сектора.

Другой сферой, где кооперативы могут широко и успешно конкурировать с государственным сектором, является сфера использования определенных научно-технических новшеств. В условиях научно-технической революции расширение сферы использования интеллектуальной собственности создает дополнительные возможности для развертывания кооперативных форм деятельности. Здесь кооперативные предприятия способны играть роль своего рода «рискового сектора» экономики, разработки которого могут широко применяться в последствии при массовом производстве.

Еще одной предпосылкой развития кооперации является наличие так называемого индивидуального спроса, не только потребительского, но и промышленного. Крупные предприятия в силу своей специфики не могут перестраивать производство также быстро, как мелкие. К тому же выполнение разовых и мелкосерийных заказов для них не выгодно. Решать такие проблемы могут не только кооперативы, но и мелкие государственные предприятия. Кооперативная собственность, основанная на групповом присвоении производимого продукта, оказывается в этом случае более эффективной.

В отличие от производственных кооперативов, развитие которых затруднено в силу нарушенности проблем материально-технического снабжения, кредитно-финансового обеспечения, информационно-хозяйственного обслуживания, большую роль в изменении ситуации на потребительском рынке могли бы играть кооперативы, развивающиеся в сфере обращения: торговле, общепите, оказании услуг и т.п. Они призваны улучшить качество жизни населения страны, которое при сопоставлении с развитыми странами характеризуется отставанием. Если сравнить отмеченный рынок услуг с подобным в развитых странах, то здесь разрыв исключительно большой. Так, душевое потребление услуг в России составляет менее 20% от уровня США, в том числе по коммунальным услугам – 21%, связи – 20%, отдыху – 44%. Несмотря на относительную дешевизну в России платных бытовых услуг /различные виды ремонта, индпошив, химчистка и т.д./, их доступность и особенно качество остаются низкими, а уровень потребления составляет 48,2% американского стандарта.

Крайне неблагополучная ситуация на продовольственном рынке страны, резкое ухудшение снабжения населения отечественной сельскохозяйственной продукцией позволяют сделать вывод, что нам необходимы торгово-посреднические кооперативы, которые позволили бы сократить потери сельхозпродукции, тем самым содействуя лучшему обеспечению ею населения страны.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.