Курсовая работа: Конкуренция и монополия
Подобные акты принимаются коллегиально. Но вместе с тем суть их – ограничение конкуренции с признаками преступления, предусмотренного ч.1 ст.178 УК РФ. Субъектом преступления придется при этом признавать всех членов депутатского корпуса, проголосовавших за подобное решение. Однако если голосование проводилось тайно, есть основания полагать, что виновных не найти.
Принятие незаконного решения представительными и исполнительными органами создает лишь предпосылки для ограничения конкуренции. Реально права хозяйствующих субъектов нарушаются в результате действий должностных лиц, их выполняющих (исполнителей). К примеру, администрацией области было издано постановление, которым владельцы автотранспортных средств обязывались осуществлять противоугонную маркировку на конкретном предприятии, а при ее отсутствии автомашины к прохождению ежегодного техосмотра не допускались. В описанном случае реальный вред причинялся действиями сотрудников ГАИ.
И последнее: неясно, требуется ли дополнительная квалификация действий должностных лиц, нарушающих требования антимонопольного законодательства, по нормам главы 30 УК РФ. Так, главой администрации области издано постановление, согласно которому одно из акционерных обществ было наделено исключительным правом осуществлять торговлю ликероводочными изделиями в режиме работы с 19.00 до 23.00. Поскольку указания о специальном субъекте преступления в ч.1 ст.178 УК РФ не имеется, содеянное при наличии иных признаков подлежит дополнительной квалификации по нормам, устанавливающим ответственность за должностные преступления.
§ 3. Антимонопольная и конкурентная политика в
Российской Федерации
В настоящее время возрастает значение антимонопольной и конкурентной политики как одного из ключевых направлений деятельности по преодолению кризиса и реформированию российской экономики, что отмечено в Конституции Российской Федерации, Послании президента Российской Федерации Федеральному собранию и среднесрочной программе правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах"1.
Антимонопольная и конкурентная политика в наряду с традиционными направлениями по предупреждению и пресечению монополистической деятельности будет в значительной мере концентрироваться на поощрении развития рыночной конкуренции между хозяйствующими субъектами, а также на организации государственного регулирования и контроля деятельности предприятий-монополистов, в том числе естественных монополий.
Реализация этих задач будет проводиться по следующим основным направлениям.
- разработка и реализация Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и соответствующих отраслевых и региональных программ;
- осуществление антимонопольного контроля с целью предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарных рынках; выявление и пресечение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, контроль за слияниями и поглощениями; проведение государственного антимонопольного превентивного контроля в процессе второго этапа приватизации, а также при реорганизации предприятий,
- недопущение создания или сохранения более благоприятных условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов в отраслях и на товарных рынках, в том числе путем необоснованного предоставления льгот, присвоения разного рода эксклюзивных прав в части доступа на определенный рынок и т.п.; разработка Закона "О государственной помощи", принятого во многих странах Европы,
- выработка сбалансированной экспортно-импортной политики, в том числе политики умеренного государственного протекционизма, определяемой уровнем конкурентоспособности отечественных предприятий и условиями вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в качестве полноправного члена;
- проведение специальной политики в отношении естественных монополий на основе соответствующего законодательства;
- выявление и пресечение незаконных действий государственных органов и органов местного самоуправления, приводящих к ограничению или подрыву конкуренции;
- снижение барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, устранение административных региональных барьеров, препятствующих нормальному развитию конкуренции;
- дальнейшая разработка и реализация государственной политики по поддержке предпринимательства, в том числе мальве предприятий;
- защита предпринимателей от преступных посягательств и злоупотреблений со стороны должностных лиц;
- проведение государственной потребительской политики как важнейшей формы предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, в том числе в сфере рекламной деятельности.
Практика применения законодательства, регулирующего вопросы развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, показала, что в настоящее время заложены необходимые основы для решения этих задач. Предстоит существенно расширить правовую базу для эффективной реализации государственной конкурентной политики.
Настоятельной стала разработка законодательства, регулирующего процессы демонополизации и поддержания добросовестной конкуренции в финансовой сфере. Требуют законодательного урегулирования процессы слияния и поглощения банков на основе разработки специальных законов о банковских слияниях и банковских холдинговых компаниях.
Важным направлением деятельности антимонопольных органов является разработка нормативных документов, необходимых для реализации законов "О естественных монополиях", "О рекламе".
Необходимо регулирование со стороны антимонопольных органов процессов аккумулирования в руках отдельных инвесторов контроля за большинством предприятий одной отрасли, то есть предотвращение создания новых частных монопольных структур или усиления существующего монополизма. В частности, при законодательном урегулировании вопросов привлечения иностранных инвестиций должны быть предусмотрены нормы, препятствующие скупке конкурирующих российских предприятий с последующим их закрытием и приватизацией каналов сбыта исключительно в интересах зарубежных конкурентов. При этом также должны быть предусмотрены меры, способствующие поддержанию определенного уровня занятости на территории страны.
Значительная роль отводится законодательству, регулирующему конкуренцию в процессе биржевой деятельности и проведения организованных торгов. Здесь важно обеспечить, в том числе на законодательном уровне, конкурсность, гласность и публичность их проведения. Необходимо разработать нормативную базу развития фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле с системой необходимых гарантий по таким торгам.
Следует подчеркнуть, что эффективность проведения конкурентной и антимонопольной политики в значительной степени зависит от согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, в том числе при отработке приватизационных программ, государственной инвестиционной, таможенно-тарифной, структурной, финансовой политики и многих других вопросов, определяющих характер и темпы реформ.
Заключение
В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы из проведенного исследования конкуренции, как многообразной экономической категории.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
Она может быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.
Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции,
Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.
Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться. С известной долей условности свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в.
Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, т.е. монополий.
Монополия (греч.: monos – один, poleo – продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
ЦЕЛЬ МОНОПОЛИИ – ПОЛУЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО ДОХОДА ПОСРЕДСТВОМ КОНТРОЛЯ НАД ЦЕНОЙ ИЛИ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА НА РЫНКЕ. СРЕДСТВОМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ЯВЛЯЕТСЯ МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, КОТОРАЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРИБЫЛЬ СВЕРХ НОРМАЛЬНОЙ.
Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные ФОРМЫ:
Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
Синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции.
Трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.
Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.
Конгломерат – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.
Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции).
ПОД НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ ПОНИМАЕТСЯ РЫНОК, НА КОТОРОМ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ХОТЯ БЫ ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
1. При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.
Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т. к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта монополистической конкуренции.
2. Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм (греч. oligos – немногий, poleo продать). Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства.
Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.
Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.
3. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.
Случается, что на рынке существует только один покупатель. Такое явление называется монопсонией (один покупаю).
РОЛЬ МОНОПОЛИИ в экономике двойственна.
Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.
Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.
Список использованных источников
Нормативно-законодательные акты
1. Закон РФ «О естественных монополиях»
2. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
3. Закон РФ «О рекламе»
4. Конституция РФ 1993 г.
5. Уголовный кодекс РФ
Периодические издания
1. А. Городецкий, Ю. Павленко, А. Френкель. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике //Вопросы экономики. – 1995. – №5. – с. 48-57.
2. Антимонопольная и конкурентная политика как составная часть концепции экономического развития Российской Федерации в 1995-1997 гг. // Вопросы экономики. – 1995. – №11. – с. 87-88.
3. Варламова А.Н. О некоторых проблемах законодательства о конкуренции //Вестник Московского университета. – Серия 1. – Право. – 1997. – №1.
4. Гордейчик С. Андреев А. // Российская юстиция. – 1998. – №7.
Литература
1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 1998.
2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. – С-Пб., 1997. – 448 с.
3. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД, 1994.
4. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.
5. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. – М.: «Бином», Лаборатория Базовых Знаний, 1997. – 800 с.
6. Портер М. Международная конкуренция. М.,1994.
7. Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. –М.: «СОМИНТЕК», 1996.
8. Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 199. – 816 с.
Прочие источники
1. Государственный доклад ГКАП РФ «О развитии конкуренции на товарных рынках РФ на федеральном и региональном (местном) уровнях (под общ. ред. к.э.н. Бочина Л. А.)
2. Компьютерная правовая система «Гарант» (ноябрь 1999 г.)
3. Электронный архив «Финансовой газеты» (1994 – 1997 гг.)
1 Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. –М.: «СОМИНТЕК», 1996.
1 Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.
1 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986; Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. -М., 1959.
1 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986.
1 Толкачев. С. Несовершенная конкуренция. // Российский экономический журнал. 1993. N.5.
1 Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. –М.: «СОМИНТЕК», 1996.
1 Портер М. Международная конкуренция. М.:1994
1 Зайдель Х , Теммен Р. Основы учения об экономике. -М.: Дело ЛТД, 1994. – с. 220.
1 Гордейчик С. Андреев А. // Российская юстиция. – 1998. – №7.
1 Антимонопольная и конкурентная политика как составная часть концепции экономического развития Российской Федерации в 1995-1997 гг. // Вопросы экономики. – 1995. – №11. – с. 87-88.