Курсовая работа: Исследование воздействия гимнастических упражнений на формирование личной физической культуры школьников
Курсовая работа: Исследование воздействия гимнастических упражнений на формирование личной физической культуры школьников
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра гимнастики
Утверждена приказом по университету Допущена к защите
от____________________№_________ «____»_____________200_г
Зав.кафедрой гимнастики
доц. Яцынин А.И.
_______________________
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Исследование воздействия гимнастических упражнений на формирование личной физической культуры школьников
Рецензенты: Выполнил:
______________________ Машко Андрей __________________________ Сергеевич
Дата защиты студент 3 курса, группы,
«_____»__________200_г. специальность БЖ,
Оценка________________ очной формы обучения.
Научный руководитель:
ст. препод. Титаренко Е.В.
Консультант:
______________________
______________________
Ставрополь, 2005
Содержание
Введение………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Исследование состояния вопроса по литературным источникам……………………………………………………………..………...6
1.1. Проблема воспитания личной физической культуры у школьников……………………………………………………………….……….6
1.2. Формирование культуры личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры………………..…………………………….13
1.3. Характеристика гимнастики как средства формирования культуры личности школьника. ……………………………….……………………….20
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования.
2.1. Задачи исследования………………………………………………………..27
2.2. Методы исследования………………………………………………………27
2.3. Организация исследования………………………………………………...27
Глава 3. Обобщение теоретического материала. …………………...........28 |
Выводы ………………………………………………………………….…….30 |
Список литературы ……………………………..……………………………31 |
|
Введение.
Актуальность проблемы воспитания личной физической культуры у подрастающего поколения очевидна. Об этом говорят и интенсивные научные поиски в этом направлении, которые стали проводиться в последние годы [1, 2, 3, 4, 5, 6 и др.]. Однако педагогическая наука и практика по-прежнему нуждаются в интеграционно-методологических и конкретно-концептуальных исследованиях этой проблемы. Анализ научной и методической литературы по проблемам физического и физкультурного воспитания показал, что проблема личной физической культуры в современной науке базируется на содержательных характеристиках физической культуры общества и раскрывается с позиций более высокого уровня теории культуры. В специальной литературе "культурой" называют как определенные виды деятельности человека (общества), так и средства и методы, созданные в обществе, а также ее результаты, представляющие ценность для личности и общества. Человек по отношению к культуре представляется как ее носитель, потребитель, созидатель [5,6].Основным принципом физического воспитания является единство интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов. Поэтому с глобальной точки зрения, роль физической культуры в развитии современного общества связана не только с сохранением здоровья и физической подготовленностью человека, но и с формированием многогранной личности.
Физическая культура, как ни один вид культуры, имеет большие потенциальные возможности в становлении всесторонне развитой личности. С одной стороны, способствует выполнению функций видов культуры (материально-производственной, социально-политической, духовной, художественной и др.), с другой выполняет только ей присущую функцию физического совершенства.
Физкультурная деятельность выступает важной составляющей физической культуры личности. Ее необходимо рассматривать как один из видов человеческой деятельности, так как целью и главным результатом является развитие самого человека. Физкультурная деятельность стала интегрирующим понятием, включающим в себя многообразие сознательно окультуренной двигательной деятельности человека, связанной с преобразованием ее телесности. Именно она определяет формирование физической культуры человека в его телесно-духовном единстве, создавая гармонию духовных и физических сил. Это обусловлено ее содержательной стороной, носящий творческий характер (Ю.М.Николаев, .2001). Основой физкультурной деятельности является приобщение занимающихся к осознанному выполнению двигательных действий.
Необходимость в формировании всесторонне развитой личности воспитанников в процессе непрерывного образования и подготовки их к последующей трудовой деятельности на рынке труда требует целенаправленного исследования реальных и перспективных возможностей воздействия средств физической культуры на формирование личности.
Конечно, каждый вид спорта имеет свои преимущества в воздействии на занимающихся. Спортигровики превосходят гимнастов в способности распределять и переключать внимание, в оперативном и тактическом мышлении. Пловцы, бегуны и лыжники превосходят гимнастов в выносливости.
Но ни один вид спорта не формирует так красоту тела и культуру движений как гимнастика и, следовательно, в большей мере формирует культуру личности.
Цель исследования. Обобщить теоретический материал по проблеме воздействия гимнастических упражнений на формирование личной физической культуры школьников.
Объект исследования личная физическая культура школьника.
Предмет исследования: влияние гимнастических упражнений на формирование личной физической культуры школьников.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что гимнастические упражнения являются наиболее эффективным средством в формировании личной физической культуры современного школьника.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Исследовать состояние вопроса по литературным источникам
2. Теоретически обосновать эффективность гимнастических упражнений в формировании личной физической культуры школьника.
3. Выявить педагогические условия воздействия гимнастических упражнений в формировании личной физической культуры школьника
Глава 1. Исследование состояния вопроса по литературным источникам
1.1. Проблема воспитания личной физической культуры у школьников
"Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе" [12].
При множестве зачастую противоречивых взглядов на культуру наиболее интегративными признаются [13] следующие концепции:
а) концепция культуры, основанная на раскрытии процесса культурного развития;
б) концепция, акцентирующая внимание на духовном производстве;
в) подход к культуре, основанный на сознательной организации и управлении поведением и жизнедеятельностью людей.
В современной литературе освещаются различные подходы к выявлению и сущности, и компонентного состава физической культуры. Отмечается [7], что физическая культура связывается:
1) с деятельностью, направленной на физическое совершенствование человека;
2) с совокупностью интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, с системой потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов, базирующейся на развитии физических качеств, с формами ее организации (компонентами, подсистемами).
Физическая культура рассматривается с деятельной и результативной стороны [15], в единстве предметных и личностных ценностей [8]. Есть попытки сформировать более интегративное представление о сущности физической культуры [7], которое базируется на названных концепциях, синтезирующих односторонние представления о физической культуре в единую системную модель.
Отмечается, что эти концепции согласуются с общим процессом культурного развития. Они устанавливают связь культуры с духовным производством, с преобразованием природной, социальной среды и природы самого человека. Поэтому данные подходы и концепции могут служить основой для изучения разнообразных аспектов физической культуры человека с позиции медико-биологического, педагогического, психологического, социологического, культуроведческого и философского знания.
С позиций методологического подхода основным путем воспитания личной физической культуры у школьников признается воспитание ее в процессе различных видов физкультурной деятельности, направленной на их физическое совершенствование. Физкультурная деятельность является методологической основой и системообразующим фактором воспитания личной физической культуры у учащейся молодежи.
Физкультурная деятельность как система и целостность является метасистемой для более мелких систем: учебной, внеклассной, внешкольной и внутрисемейной физкультурной деятельности школьников.
На современном научном уровне недостаточно рассматривать явления и процессы на основе механической системы (простой суммы составляющих компонентов), нужно рассматривать систему, как органическую, связанную с ее философским, культурологическим и психолого-педагогическим осмыслением.
С культурологических позиций воспитание личной физической культуры у школьника - это освоение ими общественных (материальных и духовных) ценностей физической культуры, то есть превращение их в личные ценности [6, 9, 11 и др.]. Личная ценность - это свойство того или иного общественного предмета или явления удовлетворять потребности, мотивы и интересы личности [16].
Поэтому с психолого-педагогических позиций воспитание личной физической культуры у школьников представляется как воспитание у них потребностей, мотивов и интереса к ценностям физической культуры и к систематическим занятиям физической культурой как к социальному явлению в процессе перечисленных выше видов физкультурной деятельности. Это означает, что потребностно-мотивационная сфера является системообразующим фактором всех воспитательных воздействий (средств, методов, методик) и формируется в процессе социально-психологического, интеллектуального и двигательного (телесного) воспитания. Причем все виды воспитания должны осуществляться в единстве (в комплексе), так как личность представляет собой целостность и многомерность.
Таким образом, потребности, мотивы и интересы школьника к ценностям физической культуры и к систематическим занятиям физической культурой являются психологическим механизмом превращения общественных ценностей физической культуры в их личные ценности.
Педагогический процесс воспитания личной физической культуры у школьников как явление сложное и многофакторное, можно изучать и совершенствовать только опираясь на системную теорию, к которой может быть отнесена психологическая теория деятельности Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Согласно этой теории воспитательный эффект любой деятельности (в нашем случае - физкультурной) также прежде всего зависит от адекватной мотивации включенных в эту деятельность учащихся. Готовность личности к физкультурной деятельности, то есть к освоению ценностей физической культуры, зависит прежде всего от мотивационной подсистемы [14].
Для определения концептуального подхода к воспитанию личной физической культуры у учащейся молодежи необходимо вначале принять рабочие педагогические понятия: "личная физическая культура" и "воспитание личной физической культуры".
Исходя из основного методологического положения, заключающегося в том, что физкультурная деятельность является методологической и системообразующей основой воспитания личной физической культуры, мы в качестве рабочего понятия приняли следующее:
"Личная физическая культура - это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование школьником одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния".
Вместе с тем под личной физической культурой мы понимаем интеллектуальную и духовную сторону личности (знания, умения, навыки, интересы и ценностные установки в сфере физической культуры) и деятельностную сторону личности (систематическое, добровольное выполнение физических упражнений, гигиенических и закаливающих процедур).
Воспитание личной физической культуры - это педагогический процесс, направленный на достижение осознанных, положительно мотивированных занятий школьников физическими упражнениями, гигиеническими и закаливающими процедурами, на формирование у них активного интереса к физической культуре. Под активным интересом к физической культуре понимается интерес к организованным и самостоятельным занятиям физической культурой. Формирование интереса играет решающую роль в воспитании личной физической культуры у школьников.
В связи с изложенным представляется необходимым выявить иерархию основных личностных образований, составляющих мотивационно-потребностную сферу личности учащегося, и место в ней потребностей, мотивов и интереса.
На основании данных, имеющихся в изученной нами психолого-педагогической литературе, установлено, что у младшего школьника первоосновой мотивации занятий физической культурой является его естественная потребность в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации. В дальнейшем под мотивацией в целом следует понимать смысл занятий, мотивы, цели, эмоции. При этом мотив рассматривается как направленность школьника на отдельные стороны таких занятий (учебно-познавательные мотивы, результативные, процессуальные, отметочно-зачетные, мотивы благополучия, социально значимые мотивы: быть здоровым, готовым к жизни, труду, воинской службе и мотивы избегания неприятностей).
Смысл занятий физической культурой вызывается пониманием их объективной значимости, которая определяется общественными идеалами, общественным мнением и личностным значением таких занятий. На основе смысла занятий школьники выбирают мотивы и цели.
Интерес к материальным и духовным ценностям физической культуры и к систематическим занятиям физической культурой представляется нами как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы. При этом мы не располагаем мотивацию и интерес, а считаем мотивацию основой, источником, интерес же - следствием, проявлением процессов, происходящих в ней. Интерес, возникая на основе первичной потребности ребенка в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации, при своем развитии может перерасти в новую, вторичную (духовную) потребность - в физическом совершенствовании, на основе которой будут возникать новые мотивы и интересы.
Некоторыми авторами [13]
определены еще несколько концептуальных положений, которые могут служить
основой частных педагогических концепций воспитания личной физической культуры
у
школьников разного возраста.
1. Мотивацию следует различать как внутреннюю и внешнюю по отношению к школьнику [14]. Интерес к систематическим занятиям физической культурой, к материальным и духовным ценностям физической культуры как психологическая основа личной физической культуры у школьников воспитывается лишь в результате внутренней мотивации.