скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Исследование образа инвалида в сознании женщин по методике СОЧ(И)

Курсовая работа: Исследование образа инвалида в сознании женщин по методике СОЧ(И)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………….4

1.1. Образ и сознание……………………………………………………………..4

1.2. Образы инвалида в сознании людей, особенности женского восприятия инвалидности……………………………………………………………………...8

1.3. Структура и содержание образа инвалида………………………………...11

1.4. Методы изучения образа инвалида в сознании женщин…………………12

Глава 2. Экспериментальная часть……………………………………………..16

2.1. Образ инвалида в сознании женщин………………………………………16

2.1.1. Характеристика объекта исследования. Состав группы тестируемых женщин…………………………………………………………………………...16

2.1.2. Проведение исследования образа инвалида в сознании женщин по методике СОЧ(И)………………………………………………………………..17

2.2. Обработка и интерпретация полученных данных………………………...30

Заключение……………………………………………………………………….33

Список источников литературы………………………………………………...34

Приложение 1…………………………………………………………………….36

Приложение 2…………………………………………………………………….37

Приложение 3…………………………………………………………………….38

Приложение 4…………………………………………………………………….39

Приложение 5…………………………………………………………………….40

Приложение 6…………………………………………………………………….41

Приложение 7…………………………………………………………………….42

Приложение 8…………………………………………………………………….43

Приложение 9…………………………………………………………………….44

Приложение 10…………………………………………………………………...45

Приложение 11…………………………………………………………………...46

Приложение 12…………………………………………………………………...47

Введение

Данная курсовая работа представляет собой исследование образа инвалида в сознании женщин с использованием различных методик психологических исследований.

Степень разработанности этого вопроса является невысокой. Изучением социальный и психологической модели инвалидности, образа инвалидов в общественном сознании и искусстве занимались ученые Бондаренко Г.И., Курчанов Н.А., Маковецкий Е.А., Никандров В.В., Пигров К.С.

Актуальность работы определяется тем, что многомер­ность и многофункциональность образов, формирующихся у челове­ка в течение его жизни, вызывают все больший интерес как ученых, так и практиков, поскольку ожидается, что понимание структуры об­разов, путей их формирования и способов преобразования позволит выявить новые механизмы повышения эффективности деятельности и взаимодействия людей.

Также немаловажной является изучение общественного мнения и отношения к инвалидам на примере выявления особенностей восприятия образа инвалида у женщин.

Взаимоотношения инвалидов и здоровых – мощнейший фактор социальной интеграции. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, инвалиды, нередко даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать просто потому, что здоровые не хотят общаться с ними.

Однако тщательная проработка социально-психологических аспектов взаимоотношений инвалидов и здоровых может создать и в большей степени реализовать программы по улучшению их взаимоотношений.

В процессе работы используются материалы из отечественных библиографических источников. С ними можно ознакомиться в списке источников литературы.

Объектом исследования является сознание испытуемых женщин.

Предмет исследования выявление вербальных и невербальных представлений женщин об образе инвалида, интерпретация полученных данных.

Цель данной работы проанализировав результаты исследований психологических методик выявить особенности в образе инвалида у женщин, в зависимости от половых, возрастных, поведенческих и других классификационных признаков.

Передо мной, как автором работы стоят следующие задачи:

1.         Охарактеризовать образ и сознание в психологической науке;

2.         Описать образ инвалида в сознании людей, в частности женщин;

3.         Привести структуру и содержание образов инвалидов в сознании женщин;

4.         Дать характеристику методам изучения образа инвалида в сознании женщин;

5.         В экспериментальной части привести примеры психологических методик исследования образа инвалида в сознании женщин, в том числе применить метод структура образа человека (иерархической) В.Л. Ситникова - СОЧ (и), метод «20 определений», контент-анализ и психогеометрический тест С. Делингера, математико-статистические методы обработки;

6.         Обработать и интерпретировать полученные данные исследований;

7.         Оформить работу согласно стандартам.

Методология исследования включает в себя, вышеперечисленные методы СОЧ (и) В.Л. Ситникова, метод «20 определений» и методику психогеометрических тестов с Делингера.

Содержание работы включается в себя введение, две главы, первая из которых теоретическая, а вторая практическая, исследовательская, заключение и список источников литературы, из которых был почерпнут материал для написания работы.


Глава 1. Теоретическая часть

1.1.   Образ и сознание

Проблема сознания одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных проблем современной науки. Во-первых, эта проблема многогранная, разноаспектная. Ее изучают психиатрия, нейрофизиология, психология, биология, логика, религия, философия, антропология, кибернетика и другие дисциплины. Во-вторых, сознание - специфический объект познания, который не поддается непосредственному экспериментированию: процесс возникновения сознания, его образования, не фиксируется никакими приборами.

Сознание - продукт человеческого мозга как высокоорганизованного материального образования, высшая форма отображения действительности. Оно обусловлено биологически, генетически и социально.[3]

Сознание не имеет своего содержания, которое не было бы взято из объективной действительности, сознание не может быть чем-нибудь другим, как осознанным бытием.

Человек отображает объективную действительность не только на равные сознания, но и на уровне психической активности. Эта активность выявляется как с внешней, так и внутренней стороны. Извне - в телесных движениях, жестах, мимике; внутренне - в процессах ориентации, восприятия, внимания, воображения, фантазии, памяти, темперамента, мышления и т.п.

Сознание человека - сложное и многогранное явление. Свидетельством этой сложности является его структура. К ней необходимо отнести такие элементы:

а) психическое (несознательное, подсознательное);

б) самосознание (оценка самого себя, самоконтроль);

в) мышление (абстрагирования, познание, язык);

г) целеустремленность (постановка человеком целей, прогнозирование их результатов);

д) мировоззрение (синтетический показатель уровня сознания).

Сознание и психика - это не тождественные понятия. Первое, безусловно, является психическим процессом. Однако второе не всегда есть осознанным. Высшие животные имеют психику, но они не имеют сознания, которое присуще лишь человеку.[6]

Сознание и мышление также не тождественные понятия, но тесно взаимосвязаны. Сознание - высшая форма отображения действительности, совокупность психических процессов, с помощью которых это происходит. Сознание охватывает как чувствительное познание, так и рациональное. Мышление - это умственная, интеллектуальная деятельность, процесс отображения действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях, теориях, концепциях. Процесс этот осуществляется в постоянных переходах от отдельного к общему, от конкретного к абстрактного и наоборот. Это - идеальная деятельность по духовно-практическому освоению мира через раскрытие сущности явлений, определение тенденций, закономерностей их развития, через продуцирование новых идей, моделирования возможных ситуаций, планирования действий, нахождения путей их реализации. Основными операциями мышления есть абстрагирования, обобщения, опосредствование.

Исходя из чувствительного опыта, мышление дает возможность получать такие знания о вещах и их свойстве, которые недоступные непосредственному эмпирическому познанию. Познания на уровне мышления дает возможность раскрывать внутренние, необходимые, существенные связи вещей, которые имеют место в развитии природы, общества и самого мышления.

И, следует подчеркнуть, что особенностью мышления есть то, что оно имеет категориальный характер - знания, которое достается в процессе познания, закрепляется, фиксируется в категориях.[7]

Итак, понятия "сознание" по своему смыслу более широкое, чем понятия "мышления". Последнее есть одним из составных структурных элементов первого.

Структурным компонентом сознания есть самосознание - уникальный феномен, присущий лишь человеку. Это способность человека осознавать самого себя. Практически это означает, что человек может сам оценивать свои способности, преимущества, недостатки, мысли, чувства, интересы, поведение; определять свое место и роль в природе, обществе, коллективе, семье. Самосознание - это второе "Я", своеобразный "двойник" человека, его рефлексия на условия, в которых она находится. Это - способность человека к "самораздвоению", самооценки и самокритики. Самосознание в широком понимании этого понятия - это осознание человеком своего мировоззрения, целей, интересов, мотивов своей духовно-практической деятельности. Следует отметить, что такое явление, как самосознание имеет общественный характер: мера и восходящий момент отношения человека к самому себе и к другому. Как община относится к человеку, так и человек относится к общине.[11]

Кроме процессов, которые контролируются человеком, и являются сознательными, имеют место и действия, которые осуществляются бессознательно и им не контролируются.

Неосознанное - это определенный уровень психического отображения действительности, который характеризуется непроизвольностью возникновения и протекания, отсутствием явной причины, сознательного контроля и регулирования. Неосознанное раскрывается в интуиции, предчувствии, творческом вдохновении, внезапных догадках, воспоминаниях, сновидениях, гипнотических состояниях и т.д. Неосознанное - это действия, которые осуществляются автоматически, рефлекторно, когда причина их еще не успела дойти до сознания (например, реакция защиты и т.п.). Неосознанное в широком понимании слова - это совокупность психических процессов, которые не представлены в сознания субъекта.

Подсознательное - это психический акт, который на определенном этапе человеческой деятельности находится за пределами его сознания (процессы запоминания, вызревания творческого замысла и т.п.). Подсознательное часто рассматривают как сугубо физиологическое явление. Согласно Фрейду, подсознательное - активный психический процесс, который имеет прямую связь с сознанием. Что же касается неосознанного, то между ним и сознанием существует непереходный барьер, даже антагонизм - несознательное не может стать сознательным. Подсознательное - труднодоступная, недостаточно изученная сфера человеческой психики.[19]

Объекты, воспринимаемые в окружающей среде сознанием человека формируют мысленные (ментальные) образы.

Образ может возникать без восприятия, с помощью мечтания. Мышление создает и воспринимает образы на языке чувственного восприятия.

В сознании человека формируется образ мира, образ собственного «Я» и образы других людей. Можно выделить шесть основных типов понятия "образа": "образ - обобщение", "образ - эталон", "образ - отражение", "образ - ориентир", "образ - проекция", "Я - образ". Обобщенный "Я-образ" ("Я-концепция" - Я в прошлом, ныне, в будущем; среди других, как организм, как индивидуальность, как член общества).[9]

1.2. Образы инвалида в сознании людей, особенности женского восприятия инвалидности

Инвалид — человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Слово «инвалид» (буквально означающее «негодный») в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а так же в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах.

В культурном пространстве существуют идеальные образцы мужского или женского тела, по отношению к которым общество определяет "патологические" и "неестественные" тела. Поэтому люди с телесными дефектами, выступающими внешними знаками определенных соматических расстройств (например, ДЦП, полиомиелит и т. п.) чувствуют себя "неправильными", и подвергаются со стороны окружающих людей стигматизации (stigma - бросающийся в глаза признак патологии, клеймо позора).

Стигматизация - это процесс приписывания отрицательных черт или выделение из общества посредством дискриминации из-за наличия у человека признака какого-либо расстройства или из-за отклонения от социальных норм. Стигматизации подвергаются как раз такие телесные черты, которые не соответствуют культурным стандартам тела.[12]

Так, стигматизированные дети-инвалиды исключаются из социального пространства здоровых детей, т. е. маргинализируются. Психологическим механизмом маргинализации является страх здоровых детей и их родителей перед "нетипичным" дефектным телом, не соответствующим социальным ожиданиям и доминирующим идеалам. Встреча с телесным дефектом напоминает здоровым людям об угрозе собственному телесному благополучию, актуализирует перенос возможных вследствие болезни проблем с больного ребенка на здорового. Во многом страх, сопровождающий такую встречу, связан с распространенными социальными представлениями о дефекте как признаке слабости, пассивности, зависимости.

Истоки того, что впоследствии было названо "социальной моделью инвалидности", могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе – "Критическое условие" ("A Critical Condition"), и было опубликовано в 1966 году.

Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как "несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные".

Анализ, сделанный Хантом, показал, что люди с дефектами воспринимались как:

- "несчастные" – потому что они не могут пользоваться материальными и социальными выгодами современного общества;

- "бесполезные" – потому что они рассматриваются как люди, которые не способны вносить вклад в экономическое благосостояние общества;

- члены "угнетенного меньшинства" – потому что, как чернокожие и гомосексуалисты, они воспринимаются как "отклоняющиеся от нормы" и "не похожие на других".

Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с "предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении". Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

В пятидесятые годы наше общество пытается переосмыслить образ инвалида, так как Великая Отечественная война породила большое количество инвалидов. Именно тогда на экраны страны выходит фильм режиссёра Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» (1956 г.) по одноимённой повести Бориса Полевого, в которой рассказана подлинная история о подвиге Алексея Маресьева. Примечательно, что фильм во всей внутренней противоречивости раскрывает образ лётчика Алексея Мересьева, оставшегося без обеих ног, как образ сильной духом личности, преодолевшей пренебрежительно-жалостливое отношение к инвалиду войны.

Женщины отличаются большей чуткостью восприятия, но и большей уязвимостью. Их могут угнетать образы инвалидов, они также способны вызвать жалость. Женщинам легче преодолеть негативный образ инвалида, так как женская матрица восприятия по иному интерпретирует многие качества и свойства людей с ограниченными возможностями. Особое место занимает образ детей-инвалидов, вызывающий материнские чувства.

1.3. Структура и содержание образа инвалида

Структура, то есть внутреннее устройство психологического представляет собой содержание образа, разделенные на отдельные взаимосвязанные части.[5]

Образ инвалида имеет свою структуру и особенности содержания (рис. 1).

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.