скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Исследование роли государства на рынке жилищно-коммунальных услуг России и методов его регулирования

- потребительские качества квартир в малоэтажных домах при прочих равных условиях выше, чем в многоквартирных домах;

- законодательство в сфере градостроительной деятельности существенно снижает административные барьеры в отношении индивидуального и малоэтажного жилищного строительства.

Субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют возможность и готовы предоставлять земельные участки под малоэтажное строительство в целях исполнения обязательств по обеспечению жильем определенных законодательством категорий граждан. В случае такого предоставления земельных участков под малоэтажное строительство для муниципальных и государственных нужд проведение аукциона не требуется, и, следовательно, земельный участок может предоставляться бесплатно, что существенно снизит стоимость строительства. Важным шагом в развитии данного сегмента жилищного строительства может стать активное участие государства в развитии индустриального малоэтажного домостроения. Целесообразно объединение средств и ресурсов, предназначенных для сноса ветхого и аварийного жилья с ресурсами федеральных программ ("Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе", "Уволенных и увольняемых военнослужащих", "Переселяемых с комплекса "Байконур" и северных территорий", "Вынужденных переселенцев и пострадавших вследствие радиационных аварий", "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"), муниципальных программ, средствами частных инвесторов, ипотечного кредитования, бюджетной поддержки малоимущих граждан.


РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЖКХ В РОССИИ

Для успешного решения проблем управления сферой жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики необходимо разработать действенные практические рекомендации по организации и регулированию деятельности предприятий исследуемой отрасли и ресурсному обеспечению предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг, соответствующих стандарту.

Разработка таких рекомендаций требует обстоятельного теоретического исследования и анализа проблем организации местного хозяйства и его территориальной инфраструктуры - ЖКХ. Недоработки в теории и практики предопределяют будущие потери ресурсов, ведут к обострению противоречий. Поэтому необходимость формирования цивилизованной сферы жилищно-коммунальных услуг, внедрение системы качества на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства должны стать основными направлениями научных исследований.

Проблемы отрасли ЖКХ

По оценкам экспертов, одной из главных причин сложившейся ситуации является недостаточное финансирование сферы ЖКХ. В последние годы недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило около 20 % объема необходимых средств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере. Задолженность в жилищно-коммунальной сфере является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики и превращается в источник угроз для социально-экономического развития страны.

Недостаточность бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса в целях реализации адресных программ капитального ремонта и развития привело к резкому увеличению износа основных фондов. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется, во-первых, высоким уровнем износа, во-вторых, высокой аварийностью, в-третьих, низким коэффициентом полезного действия мощностей и, наконец, большими потерями энергоносителей.

Существующая непривлекательность комплекса хозяйства для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Что касается перспектив реформы жилищно-коммунального хозяйства в России, то здесь точки зрения экспертов во многом не совпадают. Однако их все же возможно условно свести к следующим положениям.

1. Формирование конкурентной среды рано или поздно обеспечит высокое качество услуг с умеренными ценами.

2. Желательно, чтобы покупатели и продавцы были примерно равны по силе.

3. Необходимо повысить зарплаты и пенсии до уровня, компенсирующего рост расходов на услуги ЖКХ. Принципиально важно, чтобы люди, чья зарплата или пенсии повышаются, знали: часть повышения компенсирует подорожание услуг ЖКХ.

4. Рынки жилья и ЖКХ должны быть дополнены демократическим общественным контролем, прежде всего в лице органов местного самоуправления.

5. Чтобы преодолеть пассивность населения, необходимо сохранить самостоятельность местного самоуправления и дать ему возможность формировать свои доходы, включая установление собственных налогов и сборов.

Кроме того, приоритетными направлениями развития рынка ЖКХ с участием государства должны стать следующие напрвления;

1.         Минимизировать исполнительно-распорядительные и контрольные функции по регулированию ЖКХ как на уровне федерации, так и её субъектов, оставив за государством регулятивные функции: разработку законодательных и нормативных актов в сфере ЖКХ, ведение обязательных государственных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг и их оплаты, установление предельных тарифов. Кроме того, предполагается оказать помощь местным органам власти, в первую очередь, в депрессивных регионах, в выплате льгот и адресных субсидий малоимущим категориям граждан (преимущественно на первом этапе проведения реформы ЖКХ).

2.         Прекратить бюджетное дотирование ЖКХ. При этом все затраты на модернизацию этого комплекса, которые оцениваются в три триллиона рублей (без учета жилищного фонда), предполагается переложить на потребителей услуг ЖКХ в виде установления дополнительных надбавок к тарифам, регулируемых государством.

В условиях отсутствия эффективного антимонопольного регулирования в ЖКХ процветает монополизм. Независима экспертиза затрат ЖКХ, необходимость проведения которой признаётся Правительством Российской Федерации, отсутствует. Также отсутствует открытость (прозрачность) тарифной политики - необходимого условия установления доверия потребителей коммунальных услуг и обеспечения баланса интересов их потребителей и производителей.

3.         Коммерциализировать ЖКХ на принципах самоокупаемости, используя рычаги жесткого административного воздействия, и тем самым устранить "один из немногих нерыночных архаизмов в нашей рыночной экономике". В качестве примера реализации планов правительства можно привести создание на базе жилищно-эксплуатационных служб (ЖЭС) открытых акционерных обществ со 100-процентным участием муниципалитета в уставном капитале, главной целью которых является не удовлетворение потребностей клиентов и даже не достижение самоокупаемости, а извлечение прибыли, что, в свою очередь, способствует, особенно в условиях отсутствие конкуренции, постоянному росту тарифов на услуги ЖКХ. Например, в соответствии с решением Федеральной службой по тарифам Воронежской области к 2011 году областные оптовые цены на газ должны сравнятся с экспортными, которые, как известно, также имеют тенденцию к росту, что, в свою очередь, не может негативно не сказаться на динамике тарифов на газ для населения, которые возрастут в городе Воронеже на 24,7 процента.

4.         Перейти с 1января 2011 года на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, что расходится с позицией В.В. Путина. Ещё в 2001 году в своём выступлении он высказал с мнение, что этот переход должен затрагивать только граждан с высоким уровнем доходов.

5.         Предоставить адресные льготы (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг малоимущим гражданам, у которых доля расходов на услуги ЖКХ превышают 22 процента от совокупного дохода семьи.

6.         Снизить издержки производителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений, согласно которым осуществлять изменение цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг возможно лишь при условии обязательной реализации мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг.

7.         Передать ЖКХ в частный сектор экономики. В 2002 году была создана первая частная компания: открытое акционерное общество (ОАО) "Российские коммунальные системы". К 2009 году предполагалось завершить приватизацию предприятий ЖКХ. По официальным данным, на начало 2004 года от 16 до 25 процентов коммунальных предприятий в сфере водо-, тепло- и электроснабжения сменили форму собственности на частную или смешанную.

Мировой опыт даёт неоднозначный ответ на вопрос о необходимости приватизации предприятий ЖКХ.

В Малайзии в начале 90-х годов, напротив, приватизированные компании в сфере ЖКХ одна за другой вернули себе государственный статус. Например, предприятия коммунального обслуживания страны, которые в 1993 году получили концессию на управление всеми предприятиями водоотведения, уже в марте 2000 года продали свой бизнес государству после того, как понесли убытки в размере десятков миллионов долларов США.

В Эстонии избрали административный путь принудительной полной приватизации предприятий ЖКХ. Управление жилыми домами и их обслуживание за редким исключением уже осуществляются частными компаниями. Государство ещё владеет некоторыми объектами ЖКХ, но управляют ими уже частные лица.

В Канаде процент предприятий коммунального обслуживания, находящихся в государственной собственности, - один из самых высоких в индустриальном мире. Около 90 процентов электроэнергетики страны, в том числе обслуживающей ЖКХ, принадлежат государству.

В Нидерландах преобладает мнение, что как государственный, так и частный сектор в сфере коммунального обслуживания имеют свои сильные и слабые стороны.

В Швеции решение о приватизации объектов ЖКХ принимаются только тогда, когда считается, что это отвечает интересам налогоплательщиков и соответствующей государственной компании.

8.         Привлечь частные инвестиции в ЖКХ следующим образом:

- посредством банковского кредита и облигационных займов;

- посредством заключение договоров подряда на выполнение услуг частными компаниями на конкурсной основе, что не только сделает возможным сокращение издержек при предоставлении коммунальных услуг, но и упростит управление объектами ЖКХ;

- посредством передачи в доверительное управление имущества муниципальных предприятий и организаций ЖКХ так называемым управляющим компаниям, которые работают за фиксированное вознаграждение.

- посредством долгосрочной аренды имущества объектов ЖКХ, при которой большая часть ответственности за оказание коммунальных услуг возлагается на компанию-оператора, а не на муниципальные органы.

- посредством концессии с инвестиционными условиями, такими как "реабилитация" объектов ЖКХ, их эксплуатация с возвратом имущества собственнику после окончания сроков концессионного соглашения, строительство новых объектов ЖКХ.

- посредством приватизации- полной или частичной передачи имущества предприятия ЖКХ на возмездной основе в собственность частным компаниям или физическим лицам.

9.         Сформировать конкурентный рынок услуг ЖКХ, в том числе путём привлечения организаций разных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает проведение структурных преобразований в ЖКХ, призванных способствовать приходу в жилищно-коммунальную сферу малого и среднего бизнеса.

10.      Приватизировать и, в меньшей степени, муниципализировать жильё. В настоящее время уже 71,5 процент жилищного фонда находится в собственности граждан и 21,5 процента - в собственности муниципалететных образований. Доля государственного жилищного фонда сократилась до 7 процентов.

11.      Перейти на пообъектное управление жилищным фондом. Каждый дом должен иметь персонального управляющего, а жильцы такого дома смогут выбрать обслуживающие организации. Особая роль в этом отводится товариществам собственников жилья (ТСЖ).

12.      Предусмотреть публичность процедуры утверждения тарифов ЖКХ по результатам независимой экспертизы.

13.      Развивать жилищное строительство доступного и комфортного жилья. В частности, к 2010 году предполагается увеличить объём строительства такого жилья с 40 миллионов квадратных метров до 80 миллионов квадратных метров. Главным финансовым источником должна стать система ипотечного кредитования.

14.      С целью стимулирования реформирования ЖКХ создан специальный Фонд содействия его реформированию. Государство предполагает до 2011 ода инвестировать 240 миллиардов рублей, или около 8 процентов от средств, необходимых на проведение модернизации жилищно-коммунального хозяйства регионов страны. В частности, доведение доли коммерческих предприятий, работающих в сфере ЖКХ, к 1января 2009 года до 25 процентов, а к 2011 году- до 80 процентов, доли многоквартирных домов, управляемых ТСЖ,- до 5 и 20 процентов соответственно.

Альтернативные варианты реформы жилищно-коммунального хозяйства

Традиционный набор альтернативных предложений:

1.         повысить цену рабочей силы с одновременным освобождением от подоходного налога граждан с низким уровнем дохода.

2.         установить квартирную надбавку к заработанной плате или пенсии соразмерно росту тарифов ЖКХ.

3.         предоставлять бесплатные услуги ЖКХ в рамках социально-гарантированного минимума, а сверх этого минимума- платные.

4.         направить часть средств так называемого Стабилизационного фонда на оздоровление ЖКХ.

5.         провести дореформенную санацию объектов ЖКХ за счёт средств государственного бюджета или в процессе реформы ЖКХ- за счёт государственных кредитов, которые должны быть погашены из средств "оздоровленных" предприятий ЖКУ, с последующей продажей их на аукционах.

6.         не допустить приватизацию ЖКХ до его демонополизации и развития конкуренции в управлении и обслуживании жилищно-коммунальной сферы, что даст возможность, а не только формальное право собственникам жилья и предприятия жилищно-коммунального назначения выбирать организацию, которая сможет обеспечить необходимое качество работ и услуг по более низким ценам.

7.         установить общественный контроль за функционированием ЖКХ в качестве одного из важнейших условий обеспечения прозрачности реформы и деятельности ЖКХ.

8.         провести общественные независимые экспертизы обоснованности тарифов ЖКХ.

9.         установить действенный государственный контроль за тарифами производителей услуг ЖКХ, рост которых превышает инфляцию как текущую, так и прогнозируемую. В первую очередь речь идёт о контроле за тарифами предприятий –монополистов, путём прямого регулирования или фиксации тарифов для предприятий, работающих этой сфере, а также тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.

10.       ввести экономические санкции в отношении предприятий ЖКХ в случае нарушения или договорных обязательств перед потребителями их услуг.

11.       повысить роль институтов гражданского общества и органов местного самоуправления при проведении реформы ЖКХ.

Власти выделяют четыре направления реализации реформы:

1.         перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения.

2.         привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг.

3.         модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.

4.         сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоёв населения.

Главной предпосылкой успеха коммунальной реформы является получение потребителями очевидных и осязаемых преимуществ от ее результатов. Чтобы поддерживать предлагаемые механизмы реформирования, потребители должны быть удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Нарастание их неудовлетворенности в условиях роста тарифов на ЖКУ и цен на жилье приводит к созданию социального давления, которое в условиях действующей системы организации коммунального хозяйства не находит выхода там, где собственно должны решаться проблемы.

Профессионализация коммунальной отрасли

Для того чтобы перевести качество услуг в кубометры воды, километры труб и килокалории тепла, а их в свою очередь – в мастер-планы развития коммунальной инфраструктуры, необходима специализация и профессионализация участников рынка.

Специализация означает, что нужно четко разделить функции:

- муниципалитетов в качестве заказчиков социальной эффективности коммунальных услуг;

- коммунальных компаний в качестве операторов коммунальной инфраструктуры;

- государства в качестве регулятора этой деятельности и организатора процесса создания профессиональной отрасли коммунального хозяйства.

Профессионализация означает, что участники рынка должны отвечать (капиталом, бюджетом, субсидиями) за исполнение своих обязанностей и быть компетентными в своих вопросах.

Муниципалитет заказчик социальной эффективности коммунальных услуг.

Каждый из нас способен сделать качественную покупку в магазине, но то, что мы покупаем, делают профессиональные производители. В управлении коммунальным хозяйством давно пора отказаться от известной, но устаревшей концепции о том, что управлять государством может каждая кухарка.

Муниципалитеты не могут одинаково профессионально исполнять принципиально разные роли: и регулятора, и собственника, и поставщика коммунальных услуг. Коммунальная отрасль является сложным техническим комплексом, требующим особой дисциплины в техническом управлении. Поэтому роль муниципалитета и соответствующих ему публичных процедур должна заключаться в том, чтобы быть профессиональным заказчиком качества и эффективности коммунальных услуг. Ответственность муниципалитетов за организацию коммунального хозяйства определяется федеральным законом "Об общих основах организации местного самоуправления". К сожалению, законодатель не определил, что это означает, поэтому вода, мусор, тепло, электричество и газ развиваются на местном уровне по разным экономическим моделям. Роли муниципалитетов уменьшаются в них от собственника и оператора (вода) к попрошайке лимитов (газ).

Учитывая тенденции на рынке частных операторов, можно предположить, что тепло, электричество и газ являются отраслями коммунального хозяйства, в которых интенсивно развивается процесс вертикальной интеграции. В этих условиях тем более необходимо определить, каким именно образом муниципалитет заказывает услуги этих компаний по развитию городской инфраструктуры.

Позиция муниципалитета как заказчика работы коммунальных компаний должна исходить из интересов потребителей, поэтому предмет заказа определяется как заказ социальной эффективности коммунальных услуг.

Иными словами, заказ муниципалитетом социальной эффективности означает, что власть регулирует конечное качество услуг: надежность, качество условий проживания и качество коммунального обслуживания граждан.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует необходимость разработки федеральной нормативной базы, введения общих стандартов. В первую очередь необходимо осуществлять правовое регулирование отношений по вопросам, касающимся самого дорогостоящего вида коммунальных ресурсов – тепловой энергии, требований к приборам учета, порядку организации учета и правилам его проведения в многоквартирных домах при различных способах управления ими.

Власти выделяют четыре направления реализации реформы:

5.         перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения.

6.         привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг.

7.         модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.

8.         сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоёв населения.

Главной предпосылкой успеха коммунальной реформы является получение потребителями очевидных и осязаемых преимуществ от ее результатов. Чтобы поддерживать предлагаемые механизмы реформирования, потребители должны быть удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Нарастание их неудовлетворенности в условиях роста тарифов на ЖКУ и цен на жилье приводит к созданию социального давления, которое в условиях действующей системы организации коммунального хозяйства не находит выхода там, где собственно должны решаться проблемы. Для того чтобы перевести качество услуг в кубометры воды, километры труб и килокалории тепла, а их в свою очередь – в мастер-планы развития коммунальной инфраструктуры, необходима специализация и профессионализация участников рынка.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Ермолаева Е.В. Договор управления многоквартирным домом // Жилищно-коммунальное хозяйство: бух. учет и налогообложение. – 2006. – № 4. - С. 67; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kvartplata.info/d/3159/index.jhtml (09.02.10).

2.         Ермолаева Е.В. Управляющая организация: налогообложение платы за коммунальные услуги // Там же. – 2008. – № 8.

3.         Каменева Е.А. Управление многоквартирным домом: управляющая организация как субъект финансовых отношений в жилищно-коммунальной сфере // Рос. предпринимательство. - 2008. - № 9, вып. 2. - С. 191-195.

4.         Козлова Л.А. Об упрощенной системе налогообложения / Л.А. Козлова, У.В. Семенова // Налоговый вестн. - 2007. - № 12. - С. 106-112.

5.         Козырева С.Н. Дополнительные услуги управляющей организации и ТСЖ // Жилищно-коммунальное хозяйство: бух. учет и налогообложение. – 2009. – № 9.

6.         Коновалова И.Р. Учет общего имущества многоквартирного дома в управляющей организации и товариществе собственников жилья / И.Р. Коновалова, И.Н. Чигрина // Изв. Уральского гос. экон. ун-та. - 2008. - № 1. - С. 124-128.

7.         Куликова Л.И. Расходы на услуги управляющей организации: учет и налогообложение / Л.И. Куликова, С.Ю. Леонтьев // Бух. учет. - 2008. - № 5. - С. 16-20.

8.         Лебедев А.В. Договор на управление акционерным обществом и учредительные документы управляющей организации и управляемого общества // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2009. - № 3. - С. 107-111.

9.         Маркова М.В. Учет управляющей организацией расчетов за техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда // Бух. учет. - 2004. - № 15. - С. 35-38.

10.      Мутовина Е.В. Управляющая организация (управляющий) как единоличный исполнительный орган хозяйственного общества: правовой статус и объем полномочий // Юрист. - 2009. - 1. - С. 55-59.

11.      Панкратова О.Н. Учет расчетов с потребителями в товариществах собственников жилья /О.Н. Панкратова, Ю.Н. Снопок // Бух. учет. - 2006. - № 9. - С. 45-48.

12.      Попова Е.Б. Бухгалтерский учет операций, связанных с управлением многоквартирными домами: методические рекомендации / Е.Б. Попова, И.П. Маликова. – М. : "Издательский дом БИНФА": ИНФРА-М, 2009. — 187 с.

13.      Смирнова А.В. Что необходимо учитывать при благоустройстве территории организации // Бух. учет. - 2008. - № 12. - С. 34-38.

14.      Суслова Ю.А. Услуги управляющей организации: как учесть их стоимость в целях налогообложения // Там же. - 2007. - № 17. - С. 61-63.

15.      Тюрин С.Л. Бухгалтерская отчетность ТСЖ // Жилищно-коммунальное хозяйство: бух. учет и налогообложение. – 2008. – № 10 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://alt-x.narod.ru/DOC/12tsg/1009bo.htm (09.02.10).

16.      Чигирина И.Н. Расходы управляющих организаций ЖКХ в рамках осуществления основной деятельности // Аудит и финансовый анализ. – 2007. – № 5;


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.