скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Исследование роли государства на рынке жилищно-коммунальных услуг России и методов его регулирования

Более сложен рынок жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Здесь главные игроки – жильцы (домохозяйства) и их коллективы (участники кодоминиумов или товарищества собственников жилья (ТСЖ). Или же владельцы недвижимости, риэлторы и девелоперы, приобретающие дома с целью сдачи их в аренду. Они – покупатели услуг.

Продавцы ЖКУ – частные, государственные или муниципальные компании, из которых основные естественные монополии.

Кооперативы, ТСЖ формы организации домохозяйств, характерные для многоквартирных домов. У них неизбежно возникают проблемы внутренней организации – управления, контроля, мотивации (они могут быть связаны с имущественным неравенством членов ТСЖ, различием их интересов). Проще, если есть собственник дома, а жильцы арендаторы.

Еще один вариант – собственником дома является муниципалитет. Но в сравнении с частным собственником, его мотивация к эффективной деятельности ослаблена, для жильцов он менее доступен и им труднее отстаивать свои права.

Довольно широкая гамма рынков ЖКУ может быть конкурентной: собственно содержание жилого фонда, благоустройство, бытовое обслуживание. К сфере естественных монополий относиться лишь газо- электро- и водоснабжение, а так же канализация. Уже теплоснабжение предполагает конкуренцию между централизованным и автономным вариантами. Реформа электроэнергетики, если она будет закончена, также предоставит выбор потребителю. Рынок газа тоже может быть конкурентным, хотя в России позитивная перспектива здесь пока не просматривается.

В скандинавских странах сочетаются сильный демократический общественный контроль и эффективная бюрократия. Население согласно на высокие налоги ради получения качественных социальных услуг. В этих условиях участие государства и мунициплитетов в регулировании ЖКХ может быть более значительным, а требования к конкуренции - пониженными. В странах, где такого комплекса благоприятных условий нет, конкуренция на рынке ЖКУ должны быть сильнее. Или ее придется заменять госрегулированием. Жилищный рынок США существенно более конкурентен, чем в Скандинавии и других странах Европы: 2/3 домохозяйств являются домовладельцами, чуть меньше трети это коммерческие компании сдающие жилье в аренду и есть небольшой сектор социального жилья. В Китае частные компании обслуживают все жилые дома.


РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИИ И МЕТОДОВ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1 Основные методы государственного регулирования рынка ЖКХ в РФ

Реформа жилищно-коммунального хозяйства стала осуществляться в первой половине девяностых годов, когда оно представляло собой государственно-административную систему, финансируемую из бюджета страны по остаточному принципу. Доля участия населения в оплате реальной стоимости оказываемых услуг и выполняемых работ составляла 3-5 процентов. Около половины населения страны независимо от материального положения пользовались различными льготами на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов снижения стоимости содержания занимаемого жилого помещения и потребления коммунальных услуг.

По состоянию на 2008 год жилищно-коммунальный комплекс – один из самых крупных секторов экономики Российской Федерации. Мониторинг состояния отрасли жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации показывает:

- доля основных фондов отрасли составляет более 26 процентов от общего объема основных фондов России;

- потребление отрасли – более 20 процентов энергоресурсов России;

- численность работников – более 3 млн. человек;

- общая площадь жилого фонда – 3 млрд. кв. м.

Структура жилищного фонда в Российской Федерации на сегодняшний день выглядит следующим образом:

- частный жилищный фонд – 81,1 процента жилья, в том числе 78 процентов – в собственности граждан и 3,1 процента – в собственности юридических лиц;

- в государственной собственности – 5,3 процента;

- в муниципальной собственности – 13,5 процента;

- принадлежит иным собственникам – 0,2 процента жилья.

Количество предприятий жилищно-коммунального хозяйства составляет около 46 тысяч (из них крупных и средних предприятий около 12 тысяч), количество организаций муниципальной и государственной собственности сократилось до 21,4 процента от общего количества организаций жилищно-коммунального хозяйства. Выручка предприятий превысила показатель 1,7 трлн. рублей.

На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что основная нормативная правовая база в жилищной сфере на федеральном уровне сформирована: приняты Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30 декабря 2004 года 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральный закон от 21 июля 2005 года №115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федеральный закон №185-ФЗ, Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы.

В целях разработки и реализации современных организационно-экономических механизмов, позволяющих создать в жилищном секторе прозрачную конкурентную среду и в коммунальном секторе инвестиционно привлекательную среду, способствующую повышению доступности и качества обеспечении населения коммунальными услугами, снижению издержек на производство услуг и потерь при их транспортировке, доставке и распределении, в 2007 году:

- проведен Государственный совет Российской Федерации в городе Казани с участием Президента Российской Федерации по вопросам работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и строительству доступного жилья с учетом интересов групп населения с низким уровнем доходов;

- на заседание Правительства Российской Федерации 16 февраля 2007 года был одобрен "Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2007-2008 гг.";

Президент Российской Федерации 26 апреля 2007 года обратился к Федеральному Собранию Российской Федерации с Посланием на 2007 год, в котором отметил, что для эффективной работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства необходимо создать специальный фонд в объеме 250 млрд. рублей;

Министерством регионального развития Российской Федерации приказом от 27 июля 2007 года №54 утвержден "Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2007-2008 гг.".

В настоящее время готовятся предложения об изменении Жилищного кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов, направленные на усиление профессионализма и социальной ответственности лиц и организаций, осуществляющих деятельность в указанных сферах.

Предложения, в частности, предусматривают внедрение и развитие института саморегулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, как реализацию единой государственной политики по защите интересов указанных субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени воздействия государства на отношения предпринимателей.

Обязательное объединение профессиональных управляющих многоквартирными домами в саморегулируемые организации позволит упорядочить отношения в данной области предпринимательской деятельности, создаст предпосылки для установления достаточного уровня профессионализма и самосознания, будет способствовать усилению их ответственности перед собственниками помещений в многоквартирных домах, снижению бюджетных расходов, связанных с государственным регулированием и контролем за деятельностью управляющих организаций.

Также предлагается упорядочить финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов путем создания региональных фондов, целью которых будет являться аккумулирование денежных средств, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах на капитальный ремонт своих домов, сохранение этих средств, включая снижение инфляционных потерь, а также эффективное финансирование капитального ремонта жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации.

Предложения включают в себя общие нормы регулирования процедур создания и функционирования саморегулируемых организаций управляющих организаций и региональных фондов капитального ремонта, в том числе содержание регулятивных полномочий этих саморегулируемых организаций, пределы вмешательства государства в их деятельность, порядок накопления денежных средств, управления и распределения фондами капитального ремонта. В части повышения инвестиционной привлекательности коммунального комплекса предлагается разработка на организационной и информационно-ресурсной базе Фонда критериев и требований к субъектам Российской Федерации, учитывающих условия осуществления инвестиционных процессов, а также инструментов финансового и методического содействия субъектам Российской Федерации в части идентификации, формирования и реализации комплексных инвестиционных проектов.

2.2 Основные приоритетные направления государственной политики на рынке ЖКХ России

Учитывая разную степень участия органов власти в организации работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, необходимо проведение регионального мониторинга осуществляемых преобразований в жилищно-коммунальном комплексе, с обращением особого внимания на:

- завершение перевода льгот и субсидий при оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму;

- реализацию предусмотренных Федеральным законом №185-ФЗ мероприятий по развитию конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда путем развития рынка коммерческих управляющих компаний;

- развитие системы управления имущественным комплексом с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства.

В целях развития систем энергосбержения необходимо внести изменения в нормативные правовые акты в части стимулирования потребителей и поставщиков коммунальных ресурсов к развитию систем их учета, в том числе, путем введения так называемых тарифных меню, взаимоувязанных с программами по энергосбережению, и установления повышающих коэффициентов в отношении потребителей соответствующих услуг при отсутствии приборов их учета. В связи с минимумом информации о применении приборного учета в многоквартирных домах трудно разработать наиболее рациональный и максимально эффективный подход к внедрению такого учета, критерии оценки применения ресурсосбережения. Официальная статистическая информация отсутствует, централизованный мониторинг в данной области не ведется. Отсутствует достоверная информация о количестве установленных приборов учета, результатах их использования и т. д. В этой связи для понимания проблем и поиска их решения необходимо провести мониторинг в масштабах страны, обобщить соответствующий опыт, выработать критерии оценки эффективности использования соответствующих технологий. Деятельность по установке приборов учета регулируется ресурсоснабжающими организациями при выдаче технических условий и обработке показаний приборов учета потребителей. Таким образом, в стране осуществляют деятельность тысячи организаций, самостоятельно определяющих вид приборов учета, которые можно поставить потребителю, при наличии его желания. Нормативные документы, регулирующие отношения в сфере установки, обслуживания приборов учета, ведения коммерческого учета, имеют массу правовых пробелов и во многом устарели, отсутствуют единые правила, стандарты и т. д. В частности, Правила учета тепловой энергии от 1995 года устарели и не содержат норм о по квартирном учете тепловой энергии. Таким образом, существует необходимость разработки федеральной нормативной базы, введения общих стандартов. В первую очередь необходимо осуществлять правовое регулирование отношений по вопросам, касающимся самого дорогостоящего вида коммунальных ресурсов – тепловой энергии, требований к приборам учета, порядку организации учета и правилам его проведения в многоквартирных домах при различных способах управления ими. Представляется, что требования о применении ресурсосберегающих технологий и учета с помощью приборов, как условия получения средств Фонда не приведет к ожидаемым высоким результатам. Причиной этого является низкая экономическая заинтересованность введения такого учета в жилищной сфере, например, согласно Правилам оказания коммунальных услуг в Российской Федерации, управляющие организации даже при наличии общедомовых приборов учета не имеют права предъявлять жителям многоквартирных домов к оплате фактически потребленную тепловую энергию. Жителям многоквартирных домов предъявляется только одна двенадцатая часть от прошлогоднего потребления тепловой энергии, и только один раз в год делается корректировка по прибору учета. В то же время управляющая организация ежемесячно оплачивает поставщикам за фактически потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию. В результате возникают кассовые разрывы и значительная задолженность управляющих организаций перед производителями тепловой энергии.

В этой связи необходимо изменить правовую базу в целях выработки механизма экономического стимулирования управляющих организаций, потребителей и других лиц к учету потребления ресурсов. Это значительно упростит достижение главной цели – экономичного и рационального использования коммунальных ресурсов. Существующий механизм, установленный Правилами оказания коммунальных услуг, не только не стимулирует учет, но и делает его невыгодным. Имеющаяся на сегодняшний день информация очевидно свидетельствует о том, что на рынке услуг появляется новая услуга – деятельность по установке и эксплуатации приборов учета, ведению их коммерческого учета. Появляются лица, осуществляющие деятельность в этой области, имеющие квалифицированных работников и соответствующее оборудование. Именно такие организации экономически заинтересованы в повсеместной установке приборов учета, их эксплуатации. Указанные лица могут объединиться в саморегулируемую организацию операторов коммерческого учета. Наличие такой организации, имеющей систему стандартов, корпоративные правила, санкционированные государством, позволит сделать деятельность по учету ресурсов прозрачной, единообразной, доступной для всех групп потребителей, а также исключить возможность нарушений ресурсоснабжающими организациями и потребителями ресурсов. Кроме того, максимальной экономии энергоресурсов можно достичь, если каждый потребитель сможет иметь информацию об этой экономии и возможность принять меры, направленные на ее повышение. Здесь необходим поквартирный учет ресурсов и наличие системы регулирования. Поквартирный учет самого дорогостоящего вида коммунальных услуг – отопления возможен только при так называемой горизонтальной разводке. В связи с этим, одним из условий выделения средств Фонда должна быть такая модернизация внутридомовых систем многоквартирного дома, при которой вводится поквартирный учет энергоресурсов. Практика показывает, что только установка приборов учета, как правило, является недостаточной. Без профессиональной эксплуатации приборы учета не обеспечивают экономию энергоресурсов, а срок их эксплуатации значительно сокращается по сравнению с нормативным сроком эксплуатации. Необходимо на законодательном уровне зафиксировать обязанность собственника поручать эксплуатацию и обслуживание приборов учета специализированной организации, имеющей соответствующих работников и оборудование. Такие функции могут выполнять и ресурсоснабжающие организации по тарифам, утвержденным соответствующими государственными органами.

Таким образом, для достижения максимального экономического эффекта необходим целый комплекс мер:

- внедрение поквартирного и общедомового приборного учета ресурсов;

- разработка правового механизма, при котором управляющие организации экономически заинтересованы в установке приборов учета;

- законодательное закрепление обязанности собственника поручить установку прибора учета и ведение учета специализированной организации.

В условиях экономического кризиса важнейшими задачами являются максимальное развитие внутреннего рынка и вовлечение в оборот средств граждан. Малоэтажное и индивидуальное строительство не имеют альтернативы в решении этой задачи. В то же время возможности малоэтажного строительства, в частности, в целях переселения граждан из аварийного жилья, используются не в полной мере.

Преимуществами малоэтажного строительства являются:

- короткий цикл возведения зданий, низкие (по сравнению с многоэтажной застройкой) капиталоемкость и себестоимость строительства, возможность адаптации проектов под местную строительную индустрию и региональные нормативы предоставления социального жилья;

- высокая конкуренция в этой сфере строительства, определяемая наличием большого количества средних и малых строительных организаций, способствует снижению продажной цены жилья, а отсутствие у большинства этих организаций долговых обязательств по кредитам снижает риски неэффективного использования средств и появления "обманутых дольщиков";

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.