Курсовая работа: Исследование денежного рынка Республики Беларусь и определения путей его развития
В 2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г.
индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. — 134,8, 2003 г. — 125,4, в 2004 г. — 118,1 %.
Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов, который используется и в настоящее время. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом уровне в течение месяца. Другими словами, нормы обязательных резервов устанавливаются вне зависимости от сроков, на которые привлечены депозиты. Их размер корректируется в соответствии с задачами регулирования денежного предложения и ликвидности банков. Наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 14 %, юридических лиц — 16 %, по привлеченным средствам в иностранной валюте — 12 %, то с 1 ноября 2004 г. соответственно стали равны 6, 10 и 10 %.
Для регулирования денежной массы Национальный банк использовал и операции на открытом рынке, которые осуществлялись в основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. Проводились как прямая покупка-продажа ценных бумаг, так и операции РЕПО.
Начиная с 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами. За исследуемый период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились возможности Национального банка в регулировании валютного курса путем валютных интервенций.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Ее контрольным показателем по-прежнему остался официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более чем на 2,4 %. Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17—21 %. В качестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля к доллару США, темпы роста активной рублевой денежной массы (денежного агрегата Ml), прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов. Предварительная оценка результатов реализации денежно-кредитной политики показывает, что поставленные цели достигнуты (индекс потребительских цен за год составил 110,3 %). Об этом можно судить и по итогам ее проведения за январь—сентябрь 2005 г. Этот период характеризовался замедлением инфляционных процессов: индекс потребительских цен в сентябре 2005 г. по отношению к декабрю 2004 г. составил 104,6 % (за год планировалось повышение цен на 105—110 %). Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому вырос на 3,1 %, а по отношению к доллару США — всего на 0,9 %, что свидетельствует о замедлении и девальвационных процессов.
Активная денежная масса за январь—сентябрь 2005 г. возросла на 29,1 %, рублевая денежная база — на 31 %. Основным фактором увеличения последней стада покупка Национальным банком иностранной валюты, что привело к росту международных резервных активов (на 1 октября они составили 1189,2 млн дол. США). Продолжила падать ставка рефинансирования (с 17 % на начало года до 12 % к октябрю), что было обусловлено снижением фактических и ожидаемых темпов инфляции. Реальная процентная ставка при этом оставалась положительной.
Были снижены и нормативы обязательного резервирования: от привлеченных ресурсов физических лиц (в национальной валюте) с 6 до 5 %, юридических лиц (в белорусских рублях и иностранной валюте) с 10 до 9 %.
Перечисленные выше тенденции положительно сказались на финансовой стабильности страны, способствовали созданию условий экономического роста.
Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г. сохраняют неизменными принципы политики, выработанной в предыдущие годы. Как и прежде, она будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования. Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 г. является снижение инфляции до 7—9 % прироста индекса потребительских цен.
Основным промежуточным целевым ориентиром остается официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому (его колебания не должны превышать ±2%). При этом, как и в 2005 г., Национальный банк будет ограничивать колебания белорусского рубля к доллару США (к концу года его официальный обменный курс должен составить 2100—2200 р.). Наряду с данными Показателями будет использован показатель активной рублевой денежной массы (ее прирост прогнозируется на уровне 24—29 %).
В целях достижения поставленных задач будет обеспечено поддержание положительных в реальном выражении процентных ставок по операциям банков для привлечения срочных депозитов и предоставления кредитов в белорусских рублях. При этом ставка рефинансирования снизится до уровня 8—10 %. Предполагается усиление роли процентной ставки в качестве инструмента денежно-кредитной политики.
В 2007-2008 гг. сохранилась тенденция к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Укреплению банковской системы будет способствовать прирост собственного капитала банков на 13—17 %. Указанные действия позволят в полном объеме решить задачи, стоящие перед денежно-кредитной политикой.
Согласно Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы, основными целями единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка, как и ранее, будут: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе покупательной способности, и его курса по отношению к иностранным валютам, содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития страны.
2. КОМПЛЕКСНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов
Таблица 1 – Система национальных счетов
Счет |
Использование |
Ресурсы |
счет производства товаров и услуг | Материальные затраты (5210), затраты на импорт (2000), добавленная ценность=10135+980-915-5210-2000=2990 | Реализация(10135), экспорт(980), изменение запасов (-915) |
счет образования национального дохода | Амортизация(780), косвенные налоги(350) национальный доход =2990+400-780-350=2260 | ДЦ(2990), субсидии (400) |
счет распределения национального дохода | Заработная плата(1100), доход от предпринимательства(620) Нераспределенная прибыль фирм=2260-1100-620=540 | НД=2260 |
счет перераспределения национального дохода | Прямые налоги (480), социальные отчисления(400), прочие отчисления(50), Располагаемый доход=2260+290-480-400-50=1620 | НД(2260), социальные выплаты(290) |
счет использования национального дохода | Потребление=1250, Сбережение=1620-1250=370 | РД(1620) |
счет изменения имущества | Инвестиции в реальный капитал(1270), финансовое сальдо=780+370-1270=-120 | сбережения (370) , амортизация(780) |
счет кредитования | Приращение кредита(80), статистическая погрешность=-120+200-80=0 | Финансовое сальдо(-120), приращение задолженности(200) |
ВВП=C+I+G+(X-M)=10135+1270+(980-2000)=10385
ЧВП=ВВП-амортизация=10385-780=9605
НД=2260
ЛД=НД-социальные отчисления-прочие отчисления+субсидии=2260-400-50+400=2210
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LMВ кейнсинской модели условие достижения совместного равновесия на рынке благ, денег и капитала определяется пересечением линий IS и LM. Точка их пересечения указывает реальные значения ставки процента и национального дохода, при которых одновременно на трех названных рынках спрос равен предложению. При этом совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала является устойчивым.
Для определения точки равновесия сформируем сначала функцию IS. Для этого составляется следующая таблица:
Таблица 2 – Формирование параметров равновесия на товарном рынке
Процентная ставка r | Потребительские расходы C | Инвестиционные расходы I | Государственные расходы G | Совокупные расходы E | Национальный доход Y | Сбережения S |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3 | 1355,02 | 407 | 140 | 1902,02 | 1902 | 406,98 |
6 | 1274,08 | 374 | 140 | 1788,08 | 1788 | 373,92 |
9 | 1193,14 | 341 | 140 | 1674,14 | 1674 | 340,86 |
12 | 1112,2 | 308 | 140 | 1560,2 | 1560 | 307,8 |
15 | 1031,26 | 275 | 140 | 1446,26 | 1446 | 274,74 |
18 | 951,03 | 242 | 140 | 1333,03 | 1333 | 241,97 |
21 | 870,09 | 209 | 140 | 1219,09 | 1219 | 208,91 |
24 | 789,15 | 176 | 140 | 1105,15 | 1105 | 175,85 |
27 | 708,21 | 143 | 140 | 991,21 | 991 | 142,79 |
30 | 627,27 | 110 | 140 | 877,27 | 877 | 109,73 |
Рисунок 6 – Функция IS
Функция IS состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на товарном рынке возможно равновесие.
Далее переходим к рассмотрению процесса функционирования денежного рынка.
Для этого вначале рассматривается процесс создания денег банковской системой.
Таблица 3 – Моделирование денежного мультипликатора
Банк | Дополнительный депозитный счет D | Дополнительные обязательные резервы MR | Дополнительные избыточные резервы K |
Накопленная денежная масса M∑ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 10,1 | 1,515 | 8,585 | 10,1 |
2 | 8,585 | 1,28775 | 7,29725 | 8,585 |
3 | 7,29725 | 1,0945875 | 6,2026625 | 7,29725 |
4 | 6,2026625 | 0,930399375 | 5,272263125 | 6,2026625 |
5 | 5,272263125 | 0,790839469 | 4,481423656 | 5,272263125 |
6 | 4,481423656 | 0,672213548 | 3,809210108 | 4,481423656 |
7 | 3,809210108 | 0,571381516 | 3,237828592 | 3,809210108 |
8 | 3,237828592 | 0,485674289 | 2,752154303 | 3,237828592 |
9 | 2,752154303 | 0,412823145 | 2,339331157 | 2,752154303 |
10 | 2,339331157 | 0,350899674 | 1,988431484 | 2,339331157 |
Денежный мультипликатор=1/норма обязательных резервов=1/0,15=6,7