скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Исследование денежного рынка Республики Беларусь и определения путей его развития

В 2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г.

индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. — 134,8, 2003 г. — 125,4, в 2004 г. — 118,1 %.

Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов, который используется и в настоящее время. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом уровне в течение месяца. Другими словами, нормы обязательных резервов устанавливаются вне зависимости от сроков, на которые привлечены депозиты. Их размер корректируется в соответствии с задачами регулирования денежного предложения и ликвидности банков. Наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 14 %, юридических лиц — 16 %, по привлеченным средствам в иностранной валюте — 12 %, то с 1 ноября 2004 г. соответственно стали равны 6, 10 и 10 %.

Для регулирования денежной массы Национальный банк использовал и операции на открытом рынке, которые осуществлялись в основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. Проводились как прямая покупка-продажа ценных бумаг, так и операции РЕПО.

Начиная с 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами. За исследуемый период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились возможности Национального банка в регулировании валютного курса путем валютных интервенций.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Ее контрольным показателем по-прежнему остался официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более чем на 2,4 %. Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17—21 %. В качестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля к доллару США, темпы роста активной рублевой денежной массы (денежного агрегата Ml), прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов. Предварительная оценка результатов реализации денежно-кредитной политики показывает, что поставленные цели достигнуты (индекс потребительских цен за год составил 110,3 %). Об этом можно судить и по итогам ее проведения за январь—сентябрь 2005 г. Этот период характеризовался замедлением инфляционных процессов: индекс потребительских цен в сентябре 2005 г. по отношению к декабрю 2004 г. составил 104,6 % (за год планировалось повышение цен на 105—110 %). Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому вырос на 3,1 %, а по отношению к доллару США — всего на 0,9 %, что свидетельствует о замедлении и девальвационных процессов.

Активная денежная масса за январь—сентябрь 2005 г. возросла на 29,1 %, рублевая денежная база — на 31 %. Основным фактором увеличения последней стада покупка Национальным банком иностранной валюты, что привело к росту международных резервных активов (на 1 октября они составили 1189,2 млн дол. США). Продолжила падать ставка рефинансирования (с 17 % на начало года до 12 % к октябрю), что было обусловлено снижением фактических и ожидаемых темпов инфляции. Реальная процентная ставка при этом оставалась положительной.

Были снижены и нормативы обязательного резервирования: от привлеченных ресурсов физических лиц (в национальной валюте) с 6 до 5 %, юридических лиц (в белорусских рублях и иностранной валюте) с 10 до 9 %.

Перечисленные выше тенденции положительно сказались на финансовой стабильности страны, способствовали созданию условий экономического роста.

Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г. сохраняют неизменными принципы политики, выработанной в предыдущие годы. Как и прежде, она будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования. Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 г. является снижение инфляции до 7—9 % прироста индекса потребительских цен.

Основным промежуточным целевым ориентиром остается официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому (его колебания не должны превышать ±2%). При этом, как и в 2005 г., Национальный банк будет ограничивать колебания белорусского рубля к доллару США (к концу года его официальный обменный курс должен составить 2100—2200 р.). Наряду с данными Показателями будет использован показатель активной рублевой денежной массы (ее прирост прогнозируется на уровне 24—29 %).

В целях достижения поставленных задач будет обеспечено поддержание положительных в реальном выражении процентных ставок по операциям банков для привлечения срочных депозитов и предоставления кредитов в белорусских рублях. При этом ставка рефинансирования снизится до уровня 8—10 %. Предполагается усиление роли процентной ставки в качестве инструмента денежно-кредитной политики.

В 2007-2008 гг. сохранилась тенденция к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Укреплению банковской системы будет способствовать прирост собственного капитала банков на 13—17 %. Указанные действия позволят в полном объеме решить задачи, стоящие перед денежно-кредитной политикой.

Согласно Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы, основными целями единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка, как и ранее, будут: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе покупательной способности, и его курса по отношению к иностранным валютам, содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития страны.


2. КОМПЛЕКСНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов

Таблица 1 – Система национальных счетов

Счет

Использование

Ресурсы

счет производства товаров и услуг Материальные затраты (5210), затраты на импорт (2000), добавленная ценность=10135+980-915-5210-2000=2990 Реализация(10135), экспорт(980), изменение запасов (-915)
счет образования национального дохода Амортизация(780), косвенные налоги(350) национальный доход =2990+400-780-350=2260 ДЦ(2990), субсидии (400)
счет распределения национального дохода Заработная плата(1100), доход от предпринимательства(620) Нераспределенная прибыль фирм=2260-1100-620=540 НД=2260
счет перераспределения национального дохода Прямые налоги (480), социальные отчисления(400), прочие отчисления(50), Располагаемый доход=2260+290-480-400-50=1620 НД(2260), социальные выплаты(290)
счет использования национального дохода Потребление=1250, Сбережение=1620-1250=370 РД(1620)
счет изменения имущества Инвестиции в реальный капитал(1270), финансовое сальдо=780+370-1270=-120 сбережения (370) , амортизация(780)
счет кредитования Приращение кредита(80), статистическая погрешность=-120+200-80=0 Финансовое сальдо(-120), приращение задолженности(200)

ВВП=C+I+G+(X-M)=10135+1270+(980-2000)=10385

ЧВП=ВВП-амортизация=10385-780=9605

НД=2260

ЛД=НД-социальные отчисления-прочие отчисления+субсидии=2260-400-50+400=2210

2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM

В кейнсинской модели условие достижения совместного равновесия на рынке благ, денег и капитала определяется пересечением линий IS и LM. Точка их пересечения указывает реальные значения ставки процента и национального дохода, при которых одновременно на трех названных рынках спрос равен предложению. При этом совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала является устойчивым.

Для определения точки равновесия сформируем сначала функцию IS. Для этого составляется следующая таблица:

Таблица 2 – Формирование параметров равновесия на товарном рынке

Процентная ставка r Потребительские расходы C Инвестиционные расходы I Государственные расходы G Совокупные расходы E Национальный доход Y Сбережения S
1 2 3 4 5 6 7
3 1355,02 407 140 1902,02 1902 406,98
6 1274,08 374 140 1788,08 1788 373,92
9 1193,14 341 140 1674,14 1674 340,86
12 1112,2 308 140 1560,2 1560 307,8
15 1031,26 275 140 1446,26 1446 274,74
18 951,03 242 140 1333,03 1333 241,97
21 870,09 209 140 1219,09 1219 208,91
24 789,15 176 140 1105,15 1105 175,85
27 708,21 143 140 991,21 991 142,79
30 627,27 110 140 877,27 877 109,73

Рисунок 6 – Функция IS

Функция IS состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на товарном рынке возможно равновесие.

Далее переходим к рассмотрению процесса функционирования денежного рынка.

Для этого вначале рассматривается процесс создания денег банковской системой.

Таблица 3 – Моделирование денежного мультипликатора

Банк Дополнительный депозитный счет D Дополнительные обязательные резервы MR Дополнительные избыточные резервы K

Накопленная денежная масса M∑

1 2 3 4 5
1 10,1 1,515 8,585 10,1
2 8,585 1,28775 7,29725 8,585
3 7,29725 1,0945875 6,2026625 7,29725
4 6,2026625 0,930399375 5,272263125 6,2026625
5 5,272263125 0,790839469 4,481423656 5,272263125
6 4,481423656 0,672213548 3,809210108 4,481423656
7 3,809210108 0,571381516 3,237828592 3,809210108
8 3,237828592 0,485674289 2,752154303 3,237828592
9 2,752154303 0,412823145 2,339331157 2,752154303
10 2,339331157 0,350899674 1,988431484 2,339331157

Денежный мультипликатор=1/норма обязательных резервов=1/0,15=6,7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.