скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Формирование орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка

письмо с пропусками букв, способствующее умению объяснять орфограммы (Приложение 3)

списывание - направлено на формирование умения видеть орфограммы, распознавать слова на изучаемое правило (Приложение 2)

Заучивание рифмовок, способствующее развитию умения видеть орфограммы на еще не изученное правило, умение видеть "опасные" места (Приложение 4)

На наш взгляд, разнообразные орфографические задания вызывают интерес, создают благоприятные условия для повышения грамотности учащихся.

Упражнения включали в себя задания, направленные на отработку следующих орфограмм:

безударная гласная в корне;

парные согласные,

правописание ЖИ-ШИ,

ЧА-ЩА,

ЧУ-ЩУ,

ЧК-ЧН.

Фрагмент урока, где проводилась орфографическая работа, был построен следующим образом:

Объявление заданий не орфографического характера подгруппе, которая не являлась экспериментальной.

Создание эмоционального настроя. Объявление экспериментальной группе названия орфограммы и вида задания.

Введение в работу, предполагаемую в упражнении.

Индивидуальная работа с упражнением.

Фронтальная проверка результатов.

Затем проведен снова диктант на двух подгруппах, включающий в себя все виды орфограмм, над которыми работали на протяжении всего этапа.

2.2 Анализ результатов экспериментальной работы

На первом этапе исследования всем второклассникам предлагалось написать диктант (Приложение 2). После проведенного анализа диктанта выявилась группа детей, с которыми необходимо проводить ежедневную работу по устранению пробелов в знаниях изученных орфограмм.

1 этап исследования

Ф. И.О. Ошибки Количество ошибок учащихся
Правописание парных согласных Правописание чу - щу Правописание мягкости согласного Безударные гласные в корне Правописание жи - ши Правописание ч к - ч н Правописание безударного гласного Итого Процентное содержание
1 2 1 1 0 0 0 0 4 40
2. 0 0 1 0 0 0 0 1 10
3. 2 0 0 2 0 1 0 5 50
4. 0 0 0 0 0 0 1 1 10
5. 1 0 2 2 1 0 2 8 80
6. 1 0 0 0 1 0 0 2 20
7. 0 0 0 0 1 0 0 1 10
8. 2 1 0 2 0 0 1 6 60
9. 1 0 0 0 0 0 0 1 10
10. 1 0 0 1 1 0 0 3 30
90% 20% 40% 70% 40% 10% 40%

После проведения двух этапов исследования была осуществлена обработка результатов. Особое внимание уделялось тем орфограммам, на правила которых было сделано большинство ошибок в написании 1 диктанта: правописание парных согласных (90%), безударные гласные в корне (70%). Наша задача - выявить, какого уровня достигли учащиеся по окончании исследования.

В результате наблюдения удалось установить, что на втором этапе дети были заинтересованы в работе в отличие от первого. Это связано, прежде всего, с тем, что орфографические упражнения, которые мы использовали во фрагментах урока, носили характер игры. Наблюдение показало, что первый этап проходил в более напряженной обстановке, приходилось постоянно настраивать второклассников на работу.

Таким образом, с помощью наблюдения мы выявили, как орфографические упражнения влияют на развитие орфографической зоркости. Это отражено в ниже представленных таблицах и диаграммах.


2 этап исследования

Ф. И.О. Ошибки Количество ошибок учащихся
Правописание парных согласных Правописание чу - щу Правописание мягкости согласного Безударные гласные в корне Правописание жи - ши Правописание ч к - ч н Правописание безударного гласного Итого Процентное содержание
1 0 0 0 1 0 0 1 2 20
2. 0 0 0 0 0 0 0 0 0
3. 0 0 0 0 0 0 0 0 0
4. 0 0 0 0 1 0 0 1 10
5. 0 0 0 0 0 0 0 0 0
6. 1 0 0 0 1 0 0 1 10
7. 0 0 1 0 1 0 0 2 20
8. 0 1 0 0 0 0 0 1 10
9. 0 1 0 0 0 0 0 1 10
10. 0 0 0 1 0 0 0 1 10

Сравнительная характеристика уровней развития орфографической зоркости

УРОВНИ Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

КОЛИЧЕСТВО

ОШИБОК

0 1-2 3 4 5 и больше
Дети 1 этап исследования Уровни 2 этап исследования Уровни
1. 4 ошибки НС 2 ошибки ВС
10. 3 ошибки С 1 ошибка ВС
3. 5 ошибок Н 0 ошибок В
8. 6 ошибок Н 1 ошибка ВС
5. 8 ошибок Н 0 ошибок В

После обобщения результатов мы установили, что грамотность младшего школьника несколько увеличилась. Мы сделали вывод, что нужно систематически использовать орфографические упражнения, и тогда результат будет намного выше.


Заключение

Данная тема нашей работы актуальна всегда. В этой теме рассматривается одна из важнейших проблем, существующих в методике обучения русскому языку - это проблема использования орфографических упражнений. Приведенные в данной работе результаты исследований дают нам основание утверждать, что орфографические упражнения как основная форма организации орфографических проблем является средством интенсификации обучения грамотному письму, то есть орфографической зоркости.

В работе раскрыта сущность понятий: "психологические особенности младшего школьного возраста", "орфографическая зоркость", "орфографический навык".

В дипломной работе мы руководствовались следующими методами: репродуктивный анализ литературы, наблюдение, сравнение, обобщение.

Нами была разработана система уроков с включением орфографических упражнений и без использования их.

В результате анализа литературы мы пришли к следующим выводам:

использование орфографических упражнений мотивирует грамотное письмо;

в уроки следует включать разнообразные виды орфографических заданий.

В соответствии с выводами можно отметить, что орфографические упражнения способствуют более продуктивному развитию навыка орфографически граммотного письма.

Для практического подтверждения теоретических выводов мы использовали эксперимент, целью которого являлось установление влияния систематического использования орфографических упражнений на развитие орфографической зоркости у младшего школьника.

В результате исследования пришли к выводам о том, что орфографические упражнения влияют на развитие орфографической зоркости.

Данный эксперимент дает положительный результат при соблюдении следующих условий:

тщательный отбор упражнений на те орфограммы, которые вызывают трудность у учащихся;

2) создание благоприятного эмоционального психологического климата;

3) соблюдать определенную последовательность подачи различных видов упражнений;

4) систематическое выполнение орфографических упражнений;

5) постоянное отслеживание результатов;

6) использование алгоритмов для детей, у которых есть проблемы в орфографической грамотности.

Таким образом, поставленная нами гипотеза полностью подтвердилась.

Чтобы научить младшего школьника орфографически грамотно писать, нужно приложить много усилий учителю. Поэтому в нашей работе мы попытались рассмотреть работу по формированию орфографической зоркости и виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.