Курсовая работа: Формирование у младших школьников историко – обществоведческих знаний
Данное пособие снабжено методическими указаниями, в которых поясняется, как его можно использовать параллельно с учебником по окружающему миру «Мое Отечество».
Книга для чтения может также использоваться в работе по другим образовательным системам.
Данилов Д.Д. и др. Человек и человечество. 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2001. - 256 с.
В методическое пособие включены программа пропедевтического курса отечественной истории и обществознания для начальной школы, тематическое планирование, методические комментарии к учебнику «Человек и человечество», поурочные методические разработки.
Современные методики в преподавании историко – обществоведческих знаний в начальной школе.
Специальные методы и приемы, применяемые на уроке при изучении историко-обществоведческого содержания, способствующие созданию эмоциональной ситуации - необходимый элемент в формировании ценностного отношения у младших школьников к изучаемым событиям.
Словесный метод, который успешно может быть реализован посредством эвристической беседы, а также приема сюжетного повествования и его нетрадиционных форм - персонификации, драматизации.
Метод дидактической игры (ролевые игры, ассоциации, тренинги)
Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.
Беседа создаёт условия для ценностного освоения школьниками окружающей действительности. Цель эвристической беседы — дать возможность детям реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. В такой беседе с помощью вопросов, заданий, акцентов учителя ученики путем логических рассуждений подходят к открытию новых связей и отношений. Эвристическую беседу можно разделить на три этапа: - постановка проблемы учителем (по возможности - с участием школьников), иногда сообщение учителем дополнительных сведений, конкретизирующих обсуждаемый вопрос;
- решение проблемы (правильное или неправильное), его обоснование учащимися, возможная между ними дискуссия;
- подведение итогов, концентрация внимания на правильном решении проблемы.
Задача учителя сконцентрировать внимание учащихся на ценностных аспектах обсуждаемого события или явления, вызвать отношение к проблеме, вопросу и т.д.
Эффективность беседы будет выше, если учитель использует средства наглядности - учебные пособия, карты, картины, меловые рисунки, аппликации. Важно задействовать все каналы восприятия. Внимание и интерес к высказываемым учениками мнениям, эмоциональность и мастерство учителя, создают ту атмосферу беседы, которая не только обучает, но и воспитывает отношение к изучаемому объекту.
Фрагмент урока истории в 3-м классе "Император-освободитель" по учебнику Д.Д. Данилова, С.В. Тюрина "Мое Отечество", "Школа–2100"
IV. Совместное “открытие” новых знаний.
Цель: проверить гипотезы с помощью учебника посредством побуждающего диалога.
1. Чтение вслух 1 и 2 абзацев на с. 45.
Вопросы после чтения:- Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?(Да. Императора звали Александр II)
- А на другие вопросы мы можем ответить? Тогда читаем дальше.
2. Чтение про себя 3 абзаца на с. 45
- Ответы на вопросы выделяйте простым карандашом.
Вопросы после чтения:
- Когда правил Александр II ?
(на слайде: Александр II, 1856-1881)
- Почему его прозвали освободителем? (освободил российских крестьян от крепостной зависимости. На слайде: отмена крепостного права)
- Что вы знаете о крепостном праве?
- Когда оно было отменено? (на слайде: 19 февраля 1861 года)
- Как вы думаете, это было важным событием для России? Почему?
(дети высказывают свои мнения)
- Если крепостное право мешало развитию всей России, значит она отставала в своем развитии? От кого? (От Европы)
- Давайте выясним, что говорится о Европе и России второй половины XIX века.
3. Чтение 4 абзаца про себя.
Вопросы после чтения:
- Что узнали о России и Европе того времени?
(Слайд 3 - Европа: много железных дорог; много фабрик и заводов; производили и продавали разные товары. Россия: одна железная дорога; мало фабрик и заводов; покупали товары в Европе)
- Смотрите, как отличалась по своему развитию Россия от Европы во второй половине XIX века.
- Но при чем же здесь крепостное право? (дети высказывают свои версии)
4. Чтение 1 абзаца на с. 46 про себя.
Вопросы после чтения:
- Почему же крепостное право мешало развитию России?
- Как вы понимаете выражение: “работать из-под палки”?
- А как обстояли дела в Европе?
(Продолжение показа слайда 3 - Россия: крепостные крестьяне; Европа: вольнонаемные рабочие)
- Александр II 19 февраля 1861 года отменил крепостное право. Крестьяне стали свободными. Значит, они зажили хорошо? (Дети высказывают свои версии)
- Прочитаем, как об этом говорится в учебнике?
5. Чтение вслух 9 абзаца на с. 46
Вопросы после чтения:
- Что узнали о жизни крестьян после отмены крепостного права? (Хорошо зажили только богатые крестьяне, большинство же с трудом могли прокормить свои семьи)
- Почему так произошло? Ваши версии?
6. Рассказ учителя
- Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики (на доске), при освобождении значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне остались малоземельными. (на доске) Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не покладая рук. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, - в темных избах.
- Какой у вас возник вопрос?
(Александр II зря освободил крестьян? Жизнь в России не изменилась?)
- Выскажите ваши версии.
- Найдите ответы на вопросы в учебнике.
7. Чтение текста на с. 47 про себя
Вопросы после чтения:
- Изменилась ли жизнь в России?
- Кто такие “капиталисты”? (на доске)
- Кем становились крестьяне?
- Найдите главное предложение в этом абзаце. (Россия стремительно догоняла развитые Европейские страны)
Персонификация - форма сюжетного повествования, в основе которой лежит история реального или чаще всего вымышленного человека, но его судьба, условия жизни, поступки показаны на фоне важных общественных событий и дают возможность понять типичные явления жизни общества, почувствовать, пережить ценности конкретной эпохи.
Драматизация - сценарий рассказа. Сюжет расписан по ролям, в общении двух или более людей раскрываются подробности общественной жизни, социальные конфликты эпохи.
Использование данных методов и приемов на уроке требует опоры на возможности художественных произведений (литературы, живописи). Художественное слово способно производить глубокое впечатление, по-иному представлять мир. Художественные произведения в первую очередь обращены к эмоциональной сфере человека. Искусство, художественная литература, театр, кино, музыка, живопись представляют собой средство воспитания ценностного отношения. Именно потому, что материал искусства в силу своей убедительности, образности воспринимается эмоционально, он и пробуждает в душе читателя, слушателя, зрителя наряду с мыслями о событиях и оценками их также и эмоциональные переживания. Раскрываемая в художественном произведении жизнь, взаимоотношения между людьми, освещение событий автором, с одной стороны, приводят читателя, зрителя к определенным оценкам, которые вызывают соответствующее переживание: жалость, негодование, презрение, восхищение, уважение к героям, а с другой стороны, заставляют человека в определенной ситуации ни настоящему пережить эмоционально свое, уже сформировавшееся отношение к определенным человеческим взаимоотношениям. Понятно, что лишь то произведение может вызвать новые чувства, которое взволнует и даст возможность пережить эти чувства.
Фрагмент урока по ОМ "Человек и человечество" в 4-м классе (программа Школа-2100) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. "Эмоции — краски переживаний"
Театрализация ситуации. Сценка.
Аня. Ой, такой малыш, а уже улыбается. Раз улыбается, значит ему у нас понравилось.
Илья. А почему ты думаешь, что ему понравилось? Он, что тебе это сказал?
Аня. Ну, улыбается - значит радуется.
Постановка проблемы.
Вам не кажется странным, что Анюта узнала, какие переживания испытывает пятимесячный малыш?
Рассмотрите фотографии малыша и выскажите свои догадки.
На самом деле, малыши в этом возрасте никому, ничего специально не рассказывают. Они просто улыбаются, если им хорошо, и плачут, если им плохо.
Как же люди узнают, что происходит с другим человеком, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?
Ученики высказывают предположение, что малыш рассказал” об этом Анюте не словами, а выражением лица.
3. Открытие нового.
Вживись в образ “Мордашки”
Представьте, ребята, что к нам сейчас в класс придет клоун из цирка.
Покажите, не произнеся не слова, как вы его встретите? Посмотрите, друг на друга, вы рады, вы улыбаетесь. Перед вами листочки с 3-мя кругами, нарисуйте в первом кружке, как, по-вашему, выглядит рот и глаза, радостного, веселого смеющегося человека. Покажите друг другу рисунки. Самый удачный на ваш взгляд рисунок мы повторим на доске. Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук.
Представьте, ребята, что к нам сейчас на космическом корабле прилетит ... слонопотам... Что видите на лицах своих одноклассников? Радость, удивление, настороженность? Нарисуйте рот и глаза удивленного человека во втором кружочке.
Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук.
Не будем лишний раз расстраивать друг друга, и плохих известий не буду я вам сообщать. Вспомните и нарисуйте лицо плачущего, расстроенного человека.
Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук.
Так, что же людям помогает узнать, что происходит с другим человеком, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?
Рисуют “мордашки” с выражением разных эмоций
Наблюдения за восприятием детьми и подростками художественных произведений показывают, какие значительные переживания могут возникать у них в связи с чтением произведений художественной литературы, слушанием музыки и т.д. Задача воспитания чувств заключается не только в том, чтобы появилось новое содержательное переживание. Такое переживание представляет собой существенное, но лишь первое звено в формировании эмоционального мира человека.
Приведем пример эвристической беседы с опорой на отрывок из художественной литературы:
Учитель с чувством читает отрывок из повести Горбачева А. «Чудесный доктор» о первой сестре милосердия - Даше Севастопольской:
« Ей было семнадцать лет, когда интервенты высадились в Крыму. Даша распродала свое небогатое имущество, купила на эти деньги лошаденку с бричкой, настирала всякого тряпья для перевозок, и поехала вслед за армией к реке Алме...До позднего вечера девушка перевязывала раненых. Над ее головой свистели ядра, то тут, то там с грохотом взрывались картечные гранаты и лопались бомбы... Как завороженная, перевязывала она среди огня и грохота канонады раненых солдат и офицеров...» Выдержав паузу, учитель обращается к ученикам с вопросами: Что вы чувствовали, слушая рассказ? Почему Даша приняла такое решение? Что восхищает в поступке девушки? и.т.д. В ходе беседы детей можно подвести к пониманию того, что ценность поступка Даши в проявлении высших чувств во имя главной ценности - человеческой жизни. Таким образом, беседа выстраивается по принципу: «от явления жизни - к закономерности - закономерность как норма жизни». Проявление милосердия по отношению к другому человеку должно утвердиться в качестве ценности, стать «нормой жизни», условием счастливой и достойной Жизни человека.
Одним из важных условий успешности воздействия педагога, П.М.Якобсон выделяет верный тон, правильную экспрессия, отчетливо выявляющееся отношение учителя к излагаемым фактам, экспрессию, которая «дойдет» до каждого ученика, «заразит» его.
При работе с картиной, отражающей различные исторические события или явления, создать эмоциональную ситуацию на уроке можно с помощью приема персонификации.
Например, (при изучении Отечественной войны 1812 года) рассматривая картину А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях», детям предлагается рассказать событие от имени офицера Н.Н. Раевского, или адъютанта П.С. Кайсарова, или от имени самого М.И. Кутузова. Такой прием позволяет младшему школьнику пережить чувства, состояния героев, понять их поступки, прикоснуться к ценностям той эпохи. Воображаемый диалог, который может происходить между героями изображенными на картине, известен как прием драматизации. Персонажи картины становятся как бы действующими лицами маленького спектакля; слова за них придумывают сами учащиеся. Для «оживления» на уроке истории необходимо подбирать доступные пониманию младшего школьника сюжеты картин, точно и колоритно отображающие изучаемую эпоху, события. Например, Б.М. Кустодиев - «Школа Московской Руси», A.M. Васнецов - «Новгородский торг», В.И. Лебедев - «Продажа крепостных крестьян», Е.Е. Лансере -«Полтавская победа», Е.В. Ванюков - «Штурм Измаила» и другие. Использование описанных приемов в работе с произведениями живописи на уроке истории, способствует не только формированию у учащихся умений анализировать изобразительный ряд, критично воспринимать увиденное, извлекать информацию из сюжета картины, но и решению воспитательных задач.
В ролевых играх участники на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов, творчески воспроизводят социальные отношения или материальные объекты. Игры вносят творческий характер.
Таким образом, продуманная и организованная педагогом ролевая игра на основе изучаемого историко-обществоведческого материала, поможет создать ситуацию эмоционального переживания, способствующую переводу общественных ценностей во внутренний план личности.
В исследовании Махлаха Е.С. замечено, что «для развертывания ролевой игры необходимо, чтобы дети не только хорошо знали ту область действительности, которая составляет сюжет игры, но чтобы у них было также и определенное отношение к этой области и к характерам тех людей, которых они должны изображать в игре, сопереживание с героями и проникновение в их ценности». [18] Поэтому нужен эмоционально насыщенный, методически грамотный урок с привлечением наглядных и технических средств обучения. Чем выше уровень интеллектуального развития учащихся, тем более интересны для них ролевые игры. Чтобы участвовать в ролевой игре, учащиеся должны достаточно глубоко владеть знаниями по той или иной теме. Ролевой игре предшествует предварительная подготовка, несущая большую дидактическую нагрузку. Она включает самостоятельный поиск и восприятие информации, ее творческую переработку в соответствии с условиями ролевой игры.
Обобщая сказанное, отметим особенности организации ролевых игр на уроках в изучении историко-обществоведческого материала:
1) использование в играх образного и событийного исторического материала;
2) предварительная подготовка к игре, обеспечивающая глубокие знания школьников по темам курса;
3) проявление в игре трех уровней познавательной деятельности (воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый);
4) продолжительность но времени - урок, иногда сдвоенный урок;
5) нечастое применение (3-4 сюжетно-ролевые игры в течение учебного года);
6) сюжетом ролевой игры, организованной на уроке могут быть изученные исторические события или явления, деятельность исторических персоналий.
Игра «Встреча во времени». Может быть организована после изучения эпохи, периода правления, крупного события в истории. Класс делится на группы и каждая из которых представляет собой определенные слои населения, социальные группы, современников обсуждаемого исторического деятеля. Они получили возможность встретиться с потомками, путешествующими на «корабле времени» и рассказать им о своей эпохе. Задача группы «путешественников» - отрезюмировать: что было важным, значимым для людей того времени, какой заметный положительный след в истории оставила обсуждаемая личность.
Например, «встреча во времени» с современниками Петра I. Класс делится на пять групп: (задания для каждой группы можно сообщить предварительно)
1-я группа - путешественники во времени.
Задание: подготовить краткую общую характеристику об эпохе Петра, опираясь на высказывания историков(1-2), а также вопросы к современникам Петра I.
2-я группа - представители Сената.
Задание: подготовить рассказ об основных событиях, делах Петра I, изменениях в управлении страны, расходах государства.
3-я группа - дворянские дети.
Задание: рассказать о новшествах в положении дворянства, их обучении, требованиях царя.
4 -я группа - рекруты-участники Северной войны.
Задание: сообщить об особенностях жизни рекрутов, об участии в Полтавской баталии, в морских сражениях.
5 - группа - крестьяне.
Задание: рассказать о положении крестьян, строительстве города Санкт-Петербурга, об участии в башкирских, восстаниях 1711 года.
Реконструкция прошлого в данной игре позволяет не только развить у учащихся историческое воображение, но и осмыслить содержание ценностей
Жизнь, Человек, Общество, Знания, Любовь к Родине в контексте того времени, сформировать отношение к ним посредством «вживания» в образы.
Прием «ассоциации» целесообразно использовать как на обобщающих уроках, так и иа каждом уроке для рефлексии изучаемого материала.
Учитель называет событие, обсуждаемое на уроке, или исторического деятеля, о котором шла речь. Учащиеся должны подобрать к нему из предложенного набора ценностей (на доске или на экране слова Жизнь, Человек, Права человека, Свобода, Любовь к Родине, Знание, Мир на Земле и др.) одну, с которой ассоциируется данное событие или личность, и обосновать свой выбор. Например, при изучении Киевской Руси, учитель указывает на Ярослава Мудрого. Ученики называют слово(ценность) из набора, с которой он ассоциируется. Ярослав Мудрый может ассоциироваться с ценностью Знания, тогда, как правило дети объясняют, что именно он открыл на Руси до 300 учебных заведений. Другие могут назвать ценность Права человека или Порядка., обосновывая это созданием первого свода законов «Правды Ярослава» и т.д.
Для успешного выполнения этого задания, дети должны иметь хорошие знания по рассматриваемому материалу. Набор предлагаемых ценностей рассмотрен нами в предыдущей главе. Однако, учитель, вводя на первых уроках понятие «ценность» (то, что значимо для достойной и счастливой жизни человека), в дальнейшем может дополнять список ценностей-условий. Можно предложить учащимся самостоятельно порассуждать: имеет ли то или иное понятие ранг ценности. Например, законы. Какими они должны быть? Демократия? Свобода? Религия? Терпимость к другим? Любовь? и т.д. И, наоборот, с точки зрения ценности Жизни, Человека, значимо ли то или иное изучаемое событие, поступки людей и почему?
Обозначим этапы деятельности педагога в воспитании ценностного отношения к окружающему миру:
1. Формирование у учеников понятий и представлений об изучаемом объекте через выявление значимости данного объекта для Жизни, для Человека.
2. Подведение к первичному переживанию ценности, путем воздействия на эмоциональную сферу ребенка, создания эмоциональной ситуации.
3. Включение переживания в эмоциональный опыт ребенка через реализацию эмоций в действии, поступке.
4. Рефлексия. Создание ситуации для осознания ребенком своего отношения к другим людям, социальным явлениям, природе, миру вещей; определения раритетов, ценностей.
Заключение
Изучив теоретические основы и существующий на данный момент передовой педагогический опыт внедрения историко - обществоведческого материала по данной теме установилось то, что связь истории и обществознания, которая сейчас существует в начальной школе не отвечает современным требованиям овладения ценностями истории, человечества. Только разработанные отдельные специальные курсы для системы образования «Школа 2100» , разработанные Д.Д.Даниловым, С.В.Тырином для III-IV классов образовательных учреждений отвечают содержанию, требованиям программы и государственного стандарта образования в начальной школе. Предложенный учебник входит в систему «2100», а эта система является государственной, рекомендовано министерством образования Российской Федерации как государственная, поэтому в условиях изменения системы образования и новых подходов к образованию на основе компетентностного подхода, когда у каждого школьника нужно формировать исследовательские, базовые, личностные компетентности введения учебника способствует активному решению поставленных задач перед школой.
Таким образом, данный курс выступает содержательно – методическим обеспечением формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру и определяет содержание, формы и методы начального образования, обеспечивая личностно – смысловую наполненность исторического знания; способствуя развитию эмоционального школьников через включение в жизнь социума; стимулируя к использованию ценностей в качестве ориентира в собственных действиях и поступках.
Данная курсовая работа поставленной цели добилась и задачи выполнены в полном объеме. Был накоплен и систематизирован передовой педагогический опыт по изучению и формированию историко – обществоведческих знаний в начальной школе, анализируя построение учебников, предъявляемые к ним обязательным минимумом образования стандартом выяснилось то, что выдвинутая гипотеза на практическом уровне подтверждается, но существующие противоречия в настоящее время не дают полностью внедрить данный учебный курс в связи с различными системами образования, существующих сейчас в стране. Данные анализа методической и учебной литературы, сбор и отработка результатов собранной информации, синтеза результатов позволили выявить прямую зависимость между существующими комплексами учебников, реализующих историко – обществоведческий ценностный потенциал в начальной школе.
Итак, историко – обществоведческие знания расширяют представления младших школьников об окружающем мире; позволяют осмыслить понятия гражданственность, государство, мир, единство, многообразие культур, толерантность, свобода, справедливость, права человека и другие; осознать значение этих явлений для жизни человека. Целенаправленная деятельность педагога, направленная на формирование у учащихся понятий и представлений о ценностях, включение ценностей в эмоциональный опыт учащихся, стимулирование к реализации ценностного переживания в действии, способствуют возникновению и развитию потенциала изучения историко обществоведческих знаний в начальной школе.