скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Формирование у младших школьников историко – обществоведческих знаний

 2.1 Развитие методики преподавания в начальной школе

Рассмотрим современную ситуацию, сложившуюся вокруг включения историко – обществоведческих знаний в образовательное пространство начальной школы. До недавнего времени историческое образование начиналось в ос­новной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтика обеспечивала переход от интегративной на­чальной ступени образования к предметной, формировала представления, связанные с основными характеристиками истории, пробуждающими ин­терес к предмету. В начале 90-х г.г., в связи с переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов, Министерство образова­ния РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику из основ­ной школы в начальную.

Сегодня учебный план четырехлетней начальной школы предусмат­ривает преподавание пропедевтических курсов истории и обществознания в Ш - IV классах. Две образовательные области - «Естествознание» и «Обществознание» - объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир», который призван интегрировать знания о человеке, природе и обществе.

В соответствии с базисным учебным планом образовательный ком­понент «Окружающий мир» может быть представлен в двух вариантах:

I - интегрированным курсом «Окружающий мир» с I по IV класс;

II - курсом «Окружающий мир» в I - II классах, естествоведческим и обществоведческим курсами в III - IV классах.

На изучение обществоведческого курса отводится по одному часу в неделю.

Образовательная область «Обществознание» представлена двумя разделами: «Общество» и «История Отечества». Раздел «Общество» на­целивает на формирование у младших школьников представлений о род­ной стране, ее законах, государственной символике и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира. Раздел «История Отечества» предусматривает предварительное (пропе­девтическое) знакомство учащихся с далеким и недавним прошлым род­ной страны и края (исторические события, достижения культуры, быт наших предков) чувств.

В настоящее время для начальной школы, в соответствии с различны­ми концепциями, разработано несколько УМК и образовательная область «Обществознание» в них представлена в двух вариантах:

1) обществоведческий и естествоведческий материал дается интегриро­вано, как, например, в учебниках по окружающему миру Плешакова А.А. -«Мир вокруг нас» ( УМК «Школа России»), Виноградовой Н.Ф. - «Окру­жающий мир» ( УМК «Школа XXI века»), Поглазовой О.Т. - «Окружающий мир» (УМК «Гармония»), Саплина А.И., Саплиной Е.В., Сивоглазова В.И. -«Окружающий мир» (УМК «Планета знаний»), а также Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. - «Мы и окружающий мир» (УМК для с-мы Занкова Л.В.);

2) отдельным курсом, например, вводный историко-обществоведческий курс (авторы Д.Д. Данилов, СВ. Тырин) состоит из двух частей: «Мое Отечество» (III класс) и «Человек и человечество» (IV класс), разработанный в рамках образовательной программы «Школа 2.100», а также курс для традиционного направления в начальной школе - «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее», автором кото­рого является Н.И. Ворожейкина (учебник для Ш класса «Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова; учебник для IV класса «Наша Родина и современный мир. Бе­седы о России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова, Д.В. Заяц).

Знание и ценности тесно взаимосвязаны, в отдельности от знаний цен­ности не существуют. Если говорим о знании, то подразумеваем формы его выражения в соответствующих значениях. Если говорить о системе ценно­стей, то имеем в виду их содержание наполненное смыслом. Для того чтобы вещи, явления имели значение ценности, они должны быть предварительно информационно нагруженными, т.е. субъект об этих вещах, явлениях, дол­жен иметь предварительное знание и суждение, как предпосылочное знание. Такое «предпосылочное» знание закладывается и на страницах школьных учебников, являясь при этом одним из условий формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру.

Знание истории позволяет человеку ориентироваться в современном мире, достигать взаимопонимания между людьми, представляющими раз­личные культурные, религиозные, этнические традиции, а также расширяет его мировосприятие. Для того, чтобы человек осознал себя в мировой «реке времен», важно понимать ценности людей прошедших эпох, их стремления и достижения. Этот опыт бесценен в начале XXI века, когда от выбора ис­торического пути, совершаемого каждым человеком в отдельности, зависит будущее России. Изучение исторического опыта человечества через осозна­ние ценностей общества, личностей в истории, помогает представить образ окружающего мира в ретроспективном аспекте, способствует осмыслению значимости современных социальных событий и явлений, пониманию ок­ружающих людей и себя в этом мире.

Однако, говоря о реализации ценностного воспитательного потенциала истории, возникают следующие вопросы: На какой ступени школьного обра­зования следует начинать «воспитание историей»? Как с помощью историче­ских знаний помочь ребенку самоопределить себя в окружающем мире?

История для младших школьников в том или ином виде входит в число предметов, в учебный план школы, содействуя современному развитию об­разования в России и выдвижению на первый план идеи гуманизации лич­ности, демократизации школ, всестороннего развития личности, гражданст­венности учащихся.

Известно, что условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу духовно-ценностной и практической ориен­тации ребёнка) создаются в начальных классах. Начальная школа представ­ляет собой фундамент, на котором основывается обучение и воспитание. Главная идея обучения, которая закладывается на современном этапе, - это всестороннее развитие ребенка. По мнению Л.В. Занкова, в развитии мыш­ления школьников история играет значительную роль, поскольку с ее изу­чением происходит еще большее расширение объема мышления, не только в пространстве, но и во времени, что развивает способность осмысливать прошлое всего человечества, выходящее за пределы личной жизни и жизни окружающих людей. [15]

Но на пути «омоложения» изучения историко-обществоведческих кур­сов стоят психологические препятствия. Младший школьник не готов к изучению гражданской истории как самостоятельного предмета. Для этого необходим определенный социальный опыт, накопление разнообразных и содержательных представлений о современной жизни, о происходящих в ней изменениях. На этой основе зарождается интерес к прошлому. Зародыш исторического интереса, по словам Л.Н. Толстого, появляется вследствие познания современной жизни, иногда участия в ней. Интерес к прошлому проявляется очень рано. Оно привлекает новизной, своей необыкновенно­стью. Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В 9-10 лет дети тоже удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказ­ку, хотя интерес к нему не исчезает. Ученик III - IV классов уже хочет знать, где правда, где вымысел. Стремление и умение различать быль от сказки -одна из главных предпосылок изучения истории. Без этого изучение исто­рии не приведет к желаемой цели. В сознании ребенка будут мирно сосуще­ствовать сказочные и реальные сюжеты и герои.

В.А.Сухомлинский отмечал, что уже младших учащихся необходимо знакомить с широким кругом исторических событий; читать им рассказы о прошлом человечества, тогда в сознании ребёнка формируется первое поня­тие о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии.

Д.Б. Давыдов, Д.Б. Эльконин указывали, что младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, когда происходит перестройка всей систе­мы отношений ребенка с действительностью. В исследованиях Л. И. Божович, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Цукерман установ­лено, что в младшем школьном возрасте интенсивно формируются интеллекту­альные, нравственные и социальные качества в процессе постижения окру­жающего мира: природы, человеческих отношений, деятельности людей. Пси­холого-педагогическими особенностями младшего школьника в освоении ок­ружающего мира являются эмоциональность, любознательность, развитие мышления и познавательного интереса. Мышление в младшем школьном воз­расте характеризуется появлением возможности к 3-4 классу построения оце­ночных суждений, основанных на анализе и синтезе, обобщении и элементар­ной абстракции. Такие качества помогают ребенку не только отмечать тот или иной факт, но и проникать в сущность некоторых явлений, вскрывать их при­чины. Талызина Н.Ф. указывает, что в младшем школьном возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков. Важно учить детей радоваться радостью других, учить их со­переживать. В младшем школьном возрасте, по наблюдениям Л. Божович, не только возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в до­школьном возрасте, изменяют свой характер и содержание. Автор указывает на происходящее «именно в данный период развития особенно интенсивное фор­мирование моральных чувств ребёнка». [15]

Ученые-педагоги – Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, В.А. Максако­ва, В.И. Петрова - констатируют у младших школьников навыки общест­венного поведения, наличие деятельностного опыта, осмысленное отно­шение к окружающему миру.

Выводы ученых ориентируют учителя начальной школы на создание ус­ловий, обеспечивающих включение учащихся в такие виды деятельности, в ко­торых младший школьник может реализовать возрастные и личностные воз­можности. Практический опыт показывает, что для такой реализации требуется введение учащихся в культурную и гражданскую жизнь социума. Именно пози­тивная контактность с социумом развивает и закрепляет позитивное ценностное отношение ребенка к окружающему миру. Объединение познавательного и культурно - гражданского пространств, в которые включен младший школьник, позволяет ему осмысливать, прочувствовать и принимать позитивные ценности общества.

В этой связи необходимо выделить особую роль изучения истории в освоении ценностей культурного и гражданского социума младшими школьниками. Еще в начале XX века отмечалось, что «никакая другая об­ласть знаний и впечатлений не дает такого материала для гуманного воспи­тания и развития ученика. Историческое чтение воспитывает историческую мысль и чувство». [3] Процесс воспитания не возможен без обращения к цен­ностям, которые являются ядром в структуре личности. Личность - это ие­рархия ценностей. Именно ценности позволяют осознавать нормы, эталоны, идеалы, регулирующие общество и поведение отдельных людей, формиро­вать и развивать у детей социально-позитивные отношения к миру.

Изучение истории в начальной школе расширяет знания (представле­ния) детей о нормах, общественных образцах и ценностях в различные ис­торические периоды на примерах поступков отдельных исторических лич­ностей. Ребёнок понимает и учится оценивать поведение исторических дея­телей, события, явления с позиций «должного». Однако только знания должного недостаточно для формирования устойчивого эмоционального отношения. Важным по этому поводу является замечание А.Н. Леонтьева о том, что знания и мысли, которые усвоены мышлением, могут не стать дос­тоянием самого человека. Главное, по его мнению, заключается в том, чтобы для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем, те чувства, которые мы у него воспитываем. [23]

Якобсон П.М. указывает, на ряд обстоятельств, которые необходимо учесть в формировании устойчивых отношений с миром: умение воспитате­ля найти то «звено» в интересах и направленности человека, опираясь на которое можно будет вызвать у него моральную восприимчивость; найти возможность эмоционально воздействовать на человека; сделать моральные чувства достоянием личности, побудительным началом его поступков.

 Таким образом, речь идет о формировании опыта моральных пережи­ваний, создании упражнений в нравственных действиях. Формирование ценностного отношения, изменение эмоциональной сферы человека пред­полагает иного характера психологические процессы, чем те, которые име­ют место при усвоении знаний. Тут недостаточно одного лишь обязательно­го понимания тех фактов и явлений жизни, с которыми человек сталкивает­ся при тех или иных жизненных обстоятельствах, и мало просто знания об­щественных ценностей. К этому пониманию и знанию должны присоеди­няются иные процессы, которые в большей мере затрагивают личность че­ловека, чем обычный процесс освоения им знаний. Проблема формирования ценностного отношения - это проблема изменения, в известном смысле слова, личности человека, её жизненных установок, субъективного мира. «Человека надо подвести к чувствам, которых у него ещё нет, посредством правильного воздействия». [24] Это значит, что должна появиться такая психо­логическая ситуация, которая дает возможность возникнуть эмоционально­му отношению человека к определенному кругу явлений, и это образую­щееся эмоциональное отношение будет им пережито. Должно появиться пе­реживание, которого ранее не было в опыте человека. Будучи осознанным как определенное эмоциональное отношение, это переживание входит в эмоциональный опыт человека и начинает занимать известное место в его личности. Так определенная жизненная ситуация заставляет человека пере­жить новые эмоции, осмыслить причастность к определенным событиям. Через переживание человек приходит к познанию окружающего мира, его ценностей. Затем ценности, будучи пережитыми и осознанными, могут пе­рейти во внутренний план личности. Каковы же те жизненные ситуации, которые вызывают новые эмоции, способствуют расширению эмоциональ­но-ценностного опыта человека? Они многообразны:

1) переживание появляется в результате непосредственного прямого и опосредованного восприятия, а также осознания поведения других людей;

2) переживание возникает на основе заинтересованности, затронутости фактами общественной жизни и взаимоотношений между людьми;

3) переживание возникает как результат «сопереживания» чувств дру­гого человека, изображенных в искусстве (литература, театр, кино, живо­пись, скульптура, музыка);

4) переживание возникает в результате осуществления человеком по­ступка, который по своему характеру противоречит некоторым чувствам, при­сущим ему (таким, как страх, неуверенность, раздражение и т.д.)

Для того чтобы найти путь к появлению социально-позитивных чувств у детей младшего школьного возраста, подвергающихся нашему воздейст­вию, необходимо, прежде всего, чтобы предлагаемый для ознакомления круг жизненных фактов и событий, нравственных понятий, положений мо­рали и т. д. глубоко эмоционально затрагивал тех, кто его воспринимает. Одним из важных условий успешности воздействия педагога на эмоцио­нальную сферу ребенка служит верный тон, правильная экспрессия, от­четливо выявляющееся отношение учителя к излагаемым фактам.

Рассматривая область чувств человека и характер ее связи с лично­стью, необходимо различать: а) переживание того или иного чувства; б) по­явление у человека устойчивого эмоционального отношения, характеризую­щегося определенным содержанием и проявляющегося в различных пере­живаниях и поступках; в) появление устойчивого эмоционального образо­вания как существенного качества личности, как важного свойства лично­сти человека.

Понятно, что, когда речь идет о формировании ценностного отноше­ния, подразумевается не то, что в какой-то момент однократно появится но­вое переживание, а то, что появившееся переживание явится выражением известного сдвига и эмоциональной сфере человека, выявлением образова­ния нового чувства. Это новое чувство будет проявляться при соответст­вующей жизненной ситуации в повторных и сходных по своему характеру переживаниях, и выражаться в действиях.

Исходя из вышеперечисленных положений, характеризующих психо­лого-педагогические особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру, рассмотрим образователь­ный и воспитательный потенциал историко-обществоведческих знаний как источник ценностного отношения.

В мировой образовательной практике до второй половины XX века тради­ционным считалось, что историю изучают для запоминания исторических фак­тов и извлечения из истории положительных примеров. Главное внимание в ис­торическом образовании в этот период, как правило, уделялось формированию патриотических идей, государственных ценностей, в частности, в России тра­диционно считалось, что история - это «хранилище уроков». При этом извлече­ние из истории положительных примеров и называлось «воспитанием истории». Однако, начиная примерно с 1970-х гг. в мировой педагогике начало утверждаться мнение, что главная цель изучения истории в школе заключается в формировании гражданских качеств личности, навыков социального поведения, прежде всего навыка «критического мышления». В странах демократической ориентации этот принцип постепенно возобладал в системах исторического об­разования. Соответственно, стали меняться требования и запросы к содержа­нию исторического образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.