Курсовая работа: Формирование у младших школьников историко – обществоведческих знаний
2.1 Развитие методики преподавания в начальной школе
Рассмотрим современную ситуацию, сложившуюся вокруг включения историко – обществоведческих знаний в образовательное пространство начальной школы. До недавнего времени историческое образование начиналось в основной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтика обеспечивала переход от интегративной начальной ступени образования к предметной, формировала представления, связанные с основными характеристиками истории, пробуждающими интерес к предмету. В начале 90-х г.г., в связи с переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов, Министерство образования РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику из основной школы в начальную.
Сегодня учебный план четырехлетней начальной школы предусматривает преподавание пропедевтических курсов истории и обществознания в Ш - IV классах. Две образовательные области - «Естествознание» и «Обществознание» - объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир», который призван интегрировать знания о человеке, природе и обществе.
В соответствии с базисным учебным планом образовательный компонент «Окружающий мир» может быть представлен в двух вариантах:
I - интегрированным курсом «Окружающий мир» с I по IV класс;
II - курсом «Окружающий мир» в I - II классах, естествоведческим и обществоведческим курсами в III - IV классах.
На изучение обществоведческого курса отводится по одному часу в неделю.
Образовательная область «Обществознание» представлена двумя разделами: «Общество» и «История Отечества». Раздел «Общество» нацеливает на формирование у младших школьников представлений о родной стране, ее законах, государственной символике и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира. Раздел «История Отечества» предусматривает предварительное (пропедевтическое) знакомство учащихся с далеким и недавним прошлым родной страны и края (исторические события, достижения культуры, быт наших предков) чувств.
В настоящее время для начальной школы, в соответствии с различными концепциями, разработано несколько УМК и образовательная область «Обществознание» в них представлена в двух вариантах:
1) обществоведческий и естествоведческий материал дается интегрировано, как, например, в учебниках по окружающему миру Плешакова А.А. -«Мир вокруг нас» ( УМК «Школа России»), Виноградовой Н.Ф. - «Окружающий мир» ( УМК «Школа XXI века»), Поглазовой О.Т. - «Окружающий мир» (УМК «Гармония»), Саплина А.И., Саплиной Е.В., Сивоглазова В.И. -«Окружающий мир» (УМК «Планета знаний»), а также Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. - «Мы и окружающий мир» (УМК для с-мы Занкова Л.В.);
2) отдельным курсом, например, вводный историко-обществоведческий курс (авторы Д.Д. Данилов, СВ. Тырин) состоит из двух частей: «Мое Отечество» (III класс) и «Человек и человечество» (IV класс), разработанный в рамках образовательной программы «Школа 2.100», а также курс для традиционного направления в начальной школе - «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее», автором которого является Н.И. Ворожейкина (учебник для Ш класса «Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова; учебник для IV класса «Наша Родина и современный мир. Беседы о России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова, Д.В. Заяц).
Знание и ценности тесно взаимосвязаны, в отдельности от знаний ценности не существуют. Если говорим о знании, то подразумеваем формы его выражения в соответствующих значениях. Если говорить о системе ценностей, то имеем в виду их содержание наполненное смыслом. Для того чтобы вещи, явления имели значение ценности, они должны быть предварительно информационно нагруженными, т.е. субъект об этих вещах, явлениях, должен иметь предварительное знание и суждение, как предпосылочное знание. Такое «предпосылочное» знание закладывается и на страницах школьных учебников, являясь при этом одним из условий формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру.
Знание истории позволяет человеку ориентироваться в современном мире, достигать взаимопонимания между людьми, представляющими различные культурные, религиозные, этнические традиции, а также расширяет его мировосприятие. Для того, чтобы человек осознал себя в мировой «реке времен», важно понимать ценности людей прошедших эпох, их стремления и достижения. Этот опыт бесценен в начале XXI века, когда от выбора исторического пути, совершаемого каждым человеком в отдельности, зависит будущее России. Изучение исторического опыта человечества через осознание ценностей общества, личностей в истории, помогает представить образ окружающего мира в ретроспективном аспекте, способствует осмыслению значимости современных социальных событий и явлений, пониманию окружающих людей и себя в этом мире.
Однако, говоря о реализации ценностного воспитательного потенциала истории, возникают следующие вопросы: На какой ступени школьного образования следует начинать «воспитание историей»? Как с помощью исторических знаний помочь ребенку самоопределить себя в окружающем мире?
История для младших школьников в том или ином виде входит в число предметов, в учебный план школы, содействуя современному развитию образования в России и выдвижению на первый план идеи гуманизации личности, демократизации школ, всестороннего развития личности, гражданственности учащихся.
Известно, что условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка) создаются в начальных классах. Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается обучение и воспитание. Главная идея обучения, которая закладывается на современном этапе, - это всестороннее развитие ребенка. По мнению Л.В. Занкова, в развитии мышления школьников история играет значительную роль, поскольку с ее изучением происходит еще большее расширение объема мышления, не только в пространстве, но и во времени, что развивает способность осмысливать прошлое всего человечества, выходящее за пределы личной жизни и жизни окружающих людей. [15]
Но на пути «омоложения» изучения историко-обществоведческих курсов стоят психологические препятствия. Младший школьник не готов к изучению гражданской истории как самостоятельного предмета. Для этого необходим определенный социальный опыт, накопление разнообразных и содержательных представлений о современной жизни, о происходящих в ней изменениях. На этой основе зарождается интерес к прошлому. Зародыш исторического интереса, по словам Л.Н. Толстого, появляется вследствие познания современной жизни, иногда участия в ней. Интерес к прошлому проявляется очень рано. Оно привлекает новизной, своей необыкновенностью. Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В 9-10 лет дети тоже удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказку, хотя интерес к нему не исчезает. Ученик III - IV классов уже хочет знать, где правда, где вымысел. Стремление и умение различать быль от сказки -одна из главных предпосылок изучения истории. Без этого изучение истории не приведет к желаемой цели. В сознании ребенка будут мирно сосуществовать сказочные и реальные сюжеты и герои.
В.А.Сухомлинский отмечал, что уже младших учащихся необходимо знакомить с широким кругом исторических событий; читать им рассказы о прошлом человечества, тогда в сознании ребёнка формируется первое понятие о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии.
Д.Б. Давыдов, Д.Б. Эльконин указывали, что младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, когда происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. В исследованиях Л. И. Божович, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Цукерман установлено, что в младшем школьном возрасте интенсивно формируются интеллектуальные, нравственные и социальные качества в процессе постижения окружающего мира: природы, человеческих отношений, деятельности людей. Психолого-педагогическими особенностями младшего школьника в освоении окружающего мира являются эмоциональность, любознательность, развитие мышления и познавательного интереса. Мышление в младшем школьном возрасте характеризуется появлением возможности к 3-4 классу построения оценочных суждений, основанных на анализе и синтезе, обобщении и элементарной абстракции. Такие качества помогают ребенку не только отмечать тот или иной факт, но и проникать в сущность некоторых явлений, вскрывать их причины. Талызина Н.Ф. указывает, что в младшем школьном возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков. Важно учить детей радоваться радостью других, учить их сопереживать. В младшем школьном возрасте, по наблюдениям Л. Божович, не только возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в дошкольном возрасте, изменяют свой характер и содержание. Автор указывает на происходящее «именно в данный период развития особенно интенсивное формирование моральных чувств ребёнка». [15]
Ученые-педагоги – Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, В.А. Максакова, В.И. Петрова - констатируют у младших школьников навыки общественного поведения, наличие деятельностного опыта, осмысленное отношение к окружающему миру.
Выводы ученых ориентируют учителя начальной школы на создание условий, обеспечивающих включение учащихся в такие виды деятельности, в которых младший школьник может реализовать возрастные и личностные возможности. Практический опыт показывает, что для такой реализации требуется введение учащихся в культурную и гражданскую жизнь социума. Именно позитивная контактность с социумом развивает и закрепляет позитивное ценностное отношение ребенка к окружающему миру. Объединение познавательного и культурно - гражданского пространств, в которые включен младший школьник, позволяет ему осмысливать, прочувствовать и принимать позитивные ценности общества.
В этой связи необходимо выделить особую роль изучения истории в освоении ценностей культурного и гражданского социума младшими школьниками. Еще в начале XX века отмечалось, что «никакая другая область знаний и впечатлений не дает такого материала для гуманного воспитания и развития ученика. Историческое чтение воспитывает историческую мысль и чувство». [3] Процесс воспитания не возможен без обращения к ценностям, которые являются ядром в структуре личности. Личность - это иерархия ценностей. Именно ценности позволяют осознавать нормы, эталоны, идеалы, регулирующие общество и поведение отдельных людей, формировать и развивать у детей социально-позитивные отношения к миру.
Изучение истории в начальной школе расширяет знания (представления) детей о нормах, общественных образцах и ценностях в различные исторические периоды на примерах поступков отдельных исторических личностей. Ребёнок понимает и учится оценивать поведение исторических деятелей, события, явления с позиций «должного». Однако только знания должного недостаточно для формирования устойчивого эмоционального отношения. Важным по этому поводу является замечание А.Н. Леонтьева о том, что знания и мысли, которые усвоены мышлением, могут не стать достоянием самого человека. Главное, по его мнению, заключается в том, чтобы для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем, те чувства, которые мы у него воспитываем. [23]
Якобсон П.М. указывает, на ряд обстоятельств, которые необходимо учесть в формировании устойчивых отношений с миром: умение воспитателя найти то «звено» в интересах и направленности человека, опираясь на которое можно будет вызвать у него моральную восприимчивость; найти возможность эмоционально воздействовать на человека; сделать моральные чувства достоянием личности, побудительным началом его поступков.
Таким образом, речь идет о формировании опыта моральных переживаний, создании упражнений в нравственных действиях. Формирование ценностного отношения, изменение эмоциональной сферы человека предполагает иного характера психологические процессы, чем те, которые имеют место при усвоении знаний. Тут недостаточно одного лишь обязательного понимания тех фактов и явлений жизни, с которыми человек сталкивается при тех или иных жизненных обстоятельствах, и мало просто знания общественных ценностей. К этому пониманию и знанию должны присоединяются иные процессы, которые в большей мере затрагивают личность человека, чем обычный процесс освоения им знаний. Проблема формирования ценностного отношения - это проблема изменения, в известном смысле слова, личности человека, её жизненных установок, субъективного мира. «Человека надо подвести к чувствам, которых у него ещё нет, посредством правильного воздействия». [24] Это значит, что должна появиться такая психологическая ситуация, которая дает возможность возникнуть эмоциональному отношению человека к определенному кругу явлений, и это образующееся эмоциональное отношение будет им пережито. Должно появиться переживание, которого ранее не было в опыте человека. Будучи осознанным как определенное эмоциональное отношение, это переживание входит в эмоциональный опыт человека и начинает занимать известное место в его личности. Так определенная жизненная ситуация заставляет человека пережить новые эмоции, осмыслить причастность к определенным событиям. Через переживание человек приходит к познанию окружающего мира, его ценностей. Затем ценности, будучи пережитыми и осознанными, могут перейти во внутренний план личности. Каковы же те жизненные ситуации, которые вызывают новые эмоции, способствуют расширению эмоционально-ценностного опыта человека? Они многообразны:
1) переживание появляется в результате непосредственного прямого и опосредованного восприятия, а также осознания поведения других людей;
2) переживание возникает на основе заинтересованности, затронутости фактами общественной жизни и взаимоотношений между людьми;
3) переживание возникает как результат «сопереживания» чувств другого человека, изображенных в искусстве (литература, театр, кино, живопись, скульптура, музыка);
4) переживание возникает в результате осуществления человеком поступка, который по своему характеру противоречит некоторым чувствам, присущим ему (таким, как страх, неуверенность, раздражение и т.д.)
Для того чтобы найти путь к появлению социально-позитивных чувств у детей младшего школьного возраста, подвергающихся нашему воздействию, необходимо, прежде всего, чтобы предлагаемый для ознакомления круг жизненных фактов и событий, нравственных понятий, положений морали и т. д. глубоко эмоционально затрагивал тех, кто его воспринимает. Одним из важных условий успешности воздействия педагога на эмоциональную сферу ребенка служит верный тон, правильная экспрессия, отчетливо выявляющееся отношение учителя к излагаемым фактам.
Рассматривая область чувств человека и характер ее связи с личностью, необходимо различать: а) переживание того или иного чувства; б) появление у человека устойчивого эмоционального отношения, характеризующегося определенным содержанием и проявляющегося в различных переживаниях и поступках; в) появление устойчивого эмоционального образования как существенного качества личности, как важного свойства личности человека.
Понятно, что, когда речь идет о формировании ценностного отношения, подразумевается не то, что в какой-то момент однократно появится новое переживание, а то, что появившееся переживание явится выражением известного сдвига и эмоциональной сфере человека, выявлением образования нового чувства. Это новое чувство будет проявляться при соответствующей жизненной ситуации в повторных и сходных по своему характеру переживаниях, и выражаться в действиях.
Исходя из вышеперечисленных положений, характеризующих психолого-педагогические особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру, рассмотрим образовательный и воспитательный потенциал историко-обществоведческих знаний как источник ценностного отношения.
В мировой образовательной практике до второй половины XX века традиционным считалось, что историю изучают для запоминания исторических фактов и извлечения из истории положительных примеров. Главное внимание в историческом образовании в этот период, как правило, уделялось формированию патриотических идей, государственных ценностей, в частности, в России традиционно считалось, что история - это «хранилище уроков». При этом извлечение из истории положительных примеров и называлось «воспитанием истории». Однако, начиная примерно с 1970-х гг. в мировой педагогике начало утверждаться мнение, что главная цель изучения истории в школе заключается в формировании гражданских качеств личности, навыков социального поведения, прежде всего навыка «критического мышления». В странах демократической ориентации этот принцип постепенно возобладал в системах исторического образования. Соответственно, стали меняться требования и запросы к содержанию исторического образования.