Курсовая работа: Фискальные и протекционистские таможенные пошлины, их роль в регулировании ввоза товаров в страну
2. Реализация функций таможенных пошлинНа мировом рынке присутствует большое количество поставщиков товаров аналогичных производимым в России. Многие их них по техническим и ценовым параметрам превосходят отечественных производителей. Этим и объясняется высокий уровень внешнеторговой конкуренции. Российские производители не могут достойно конкурировать с иностранными аналогами, а, следовательно, они должны быть защищены государством по средствам таможенного тарифа, а именно - таможенных пошлин, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на отечественный рынок.
Объем импорта товаров в 2009г. составил, по данным ФТС России, 167,371 млрд. долларов США против 267,100 млрд. долларов США в 2008 году (снижение на 37,3%)
Рис. 1. Доля импортных товаров на Российском рынке, %.
Как видно из рисунка 1 рост импорта в 2008г. наблюдается по всем направлениям - от пищевых продуктов до продукции машиностроения. По оценкам, в 2008 году доля импортных продуктов питания в России составляла более 40 процентов, а для двух столиц - более 70 процентов. Это ставит под угрозу продовольственную безопасность: доля импорта не должна превышать 20 процентов на внутреннем рынке. В среднем доля импорта во внутреннем потреблении превысила половину. Импорт подрывает основы и многих других отраслей. Так, эксперты предрекают "закат отечественного производства" многих видов медицинского оборудования. Если в 1999 году доля отечественной продукции на нашем фармацевтическом рынке составляла 46 процентов, то сегодня она сократилась почти вдвое.
Доля импортной текстильной продукции на российском внутреннем рынке составляет 75% от общего объема рынка, что способствует вытеснению продукции отечественной текстильной и швейной промышленности дешевой импортной. Доля зарубежных поставщиков возросла по продукции пищевой промышленности с 37 до 40%, деревообрабатывающей – с 26 до 28, металлургической упала – с 34 до 22%, а по продукции химической промышленности – осталась на прежнем уровне (66%). Несколько выросла доля импорта на рынках товаров легкой промышленности – с 57 до 61%, и существенно, с 36 до 52%, – на рынках машин и оборудования. Отечественное производство обеспечило 75% прироста объемов рынка продовольствия, 74 – продукции лесопереработки и 80% – металлопродукции. Импорт закрыл 63% прироста потребностей в продукции легкой промышленности, 67 химической и 55% – машиностроения. Ситуация на внутрироссийском рынке спортивных товаров характеризуется обострением конкуренции, усилением позиций крупных международных компаний (доля импортных изделий на рынке составляет 40-65%), развитием региональных рынков, Доля цветов российского производства составляет чуть более 8% от общего объема продаж, остальная часть приходится на импорт. В 2009 г. видна тенденция к снижению доли импортной продукции по отношению к отечественной, но она все равно остается высокой, это угрожает экономической безопасности России. (рис. 1)
Так как, доля импортной продукции не должна превышать 20 %. У нас же она остается в среднем на уровне 40 % , по некоторым отраслям (продовольственные товары и древесина) они колеблются в районе 20 %, но, например, по продукции химической промышленности и текстиля они крайне высокие 66% и 71 %. Для страны, располагающей значительными производственными мощностями в легкой, химической и электротехнической промышленности, подобный высокий уровень зависимости от импорта непродовольственных потребительских товаров не может быть признан нормальным. Уменьшить зависимость от импорта, удержать его в разумных пределах можно различными способами: либо с помощью протекционистских мер, либо - импортозамещения.
Таким образом, необходима защита отечественных производителей со стороны государства, в том числе и при помощи таможенных органов. Так как сегодня большое количество импортной продукции не дает отечественному производителю развиваться.
Таблица 1
Соотношения адвалорных, специфических и комбинированных ставок таможенного тарифа РФ 2008, 2009 годах.
Количество товарных позиций в Таможенном тарифе |
Доля в Таможенном тарифе (%) |
||||
2008 |
2009 |
2009/2008, % |
2008 |
2009 |
|
Всего |
11 368 |
11 165 |
98,2 |
100,0 |
100,0 |
0% |
1 258 | 1 196 | 95,1 | 11,1 | 10,7 |
Адвалорные 5% | 3 394 | 3 316 | 97,7 | 29,9 | 29,7 |
Адвалорные 10% | 1 680 | 1 652 | 98,3 | 14,8 | 14,8 |
Адвалорные 15% | 2 293 | 2 235 | 97,5 | 20,2 | 20,0 |
Адвалорные 20% | 774 | 804 | 103,9 | 6,8 | 7,2 |
Специфические | 345 | 247 | 71,6 | 3,0 | 2,2 |
Комбинированные | 1 611 | 1 660 | 103,0 | 14,2 | 14,9 |
Проанализировав Таможенный Тариф 2007г., можно определить, что Таможенный Тариф состоит из 11165 товарных позиций. Большинство ставок ввозных таможенных пошлин является адвалорными 9203 (82,4 %) ; 1660 ставок (14,9 %) – комбинированными и 247 ( 2,2 %) – специфическими . По сравнению с 2008 г. количество ставок сократилось на 203 штуки, что составило 98,2 % от 2008 г. Из таблицы видно, что 34,8 % от общего числа адвалорных пошлин составляют 15-20% что говорит об их явной протекционистской функции, они устанавливаются на те товары, производство которых в РФ находится на достаточно высоком уровне, и которые нуждаются в государственной защите от чрезмерной иностранной конкуренции. Доля адвалорных ставок в таможенном тарифе 2007г. очень высока (85%), и начисляются они на такие товары как сырье, материалы, продовольствие, различные средства и вещества, многие виды готовых изделий и оборудования, для которых свойственна значительная дифференциация производимой продукции. Такая пошлина динамично реагирует на колебания цен, оставляя неизменным уровень защиты. Защитная роль адвалорных пошлин заключается в установлении более высоких процентных ставок на импортируемые товары, производство которых хорошо развито в нашей стране, или низких (иногда нулевых) процентных ставок на те товары, производство которых слабо развито или вообще отсутствует в Российской Федерации.
10,7 % от адвалорных пошлин составляют пошлины ставка которых 0%, говорит о достаточно высокой стимулирующей роли адвалорных пошлин. Нам необходимо стимулировать ввоз товаров необходимых для развития отечественного производства. Это те товары защита которых не требуется, так как их производство в России находится на низком уровне. Но они нам необходимы для развития экономики. Доля адвалорных пошлин со ставкой в размере от 5-10% - 44,5 %, это говорит о том что на сегодняшний день главная функция адвалорных пошлин – фискальная.
Именно товары, пользующиеся особым, широким спросом, в большинстве случаев не изменяющимся при изменении цены, облагаются высокими фискальными пошлинами в размере от 20 до 100%. В разделах Таможенного тарифа XIV "Жемчуг природный и культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы..." и XIX "Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности" преобладающей ставкой является 20 % (в 100 % случаев от общего количества), а в разделе V «Минеральные продукты» - 5% (99% от общего количества), что объясняется спецификой товаров, включенных в эти разделы, и тем самым реализуется защитная функция пошлин.
Таблица 2
Структура импорта по видам ставок ввозных таможенных пошлин в 2008, 2009 годах (импорт в режиме «для внутреннего потребления»)
Объемы импорта, млрд. долл. США |
Доля в объеме импорта, % |
||||
2008 | 2009 | 2009/2008, % | 2008 | 2009 | |
Всего |
214,9 |
134,5 |
62,6 |
100,0 |
100,0 |
0% | 49,5 | 30,5 | 61,6 | 23,0 | 22,7 |
Адвалорные 5% | 45,9 | 28,8 | 62,7 | 21,4 | 21,4 |
Адвалорные 10% | 27,7 | 19,0 | 68,6 | 12,9 | 14,1 |
Адвалорные 15% | 25,4 | 17,6 | 69,3 | 11,8 | 13,1 |
Адвалорные 20% | 7,3 | 5,1 | 69,9 | 3,4 | 3,8 |
Специфические | 4,2 | 2,4 | 57,1 | 2,0 | 1,8 |
Комбинированные | 54,1 | 29,2 | 54,0 | 25,2 | 21,7 |