скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Экзистенциальная терапия в работе с телом

Рефлексия в совокупности с отработкой "правильных" движений инициирует начало изменений в структуре отношений с миром в движении в сторону большей аутентичности, большего соответствия своей сути и сути вещей. На теме "правильности" хотелось бы остановиться несколько подробнее. В ходе выполнения упражнений с мечем, пациент безошибочно определяет какое из его движений было правильно, а какое нет. Развитие этого чувства "правильности" является очень важным, поскольку оно может быть в дальнейшем экстраполировано и на другие способы действования в мире. К.Дюркхайм в этой связи говорит о выработке особого органа бытийной чувствительности, или, что тоже самое, чувствительности к собственной сути. Можно говорить о том, что все медиумы экзистенциальной терапии направлены на развитие этого органа, однако в работе с мечом этот процесс как бы более нагляден, более ощутим.

Поистине огромен потенциал данного медиума в парной работе. Все без исключения пациенты отмечают, что при работе в паре характер выполняемых движений и их качество коренным образом изменяется. Для некоторых из них выполнение вышеуказанных движений в паре намного легче, для других, наоборот, труднее. Работа в непосредственном контакте иногда способна разбить самые изощренные иллюзии о собственном бытии, например, о собственной неуязвимости. Мне вспоминается одна из пациенток, долгое время увлекавшаяся псевдоэзотерическими оккультными практиками. Ее особенностью была полная уверенность в том, что она всегда и полностью управляет жизненными процессами, запуская их на глубинном уровне и в дальнейшем контролируя их течение. Непосредственный контакт в работе с мечом с партнером по паре показал ей полную несостоятельность подобного рода измышлений: она не только не могла управлять целостным процессом работы в паре, а, наоборот, каждый выпад меча в ее сторону вызывал у нее чувство безудержной паники, которое в последствие, в одиночестве вылилось в настоящее переживание ужаса [11]. Переживания, которые она испытала в ходе работы в данном медиуме и сразу после него, инициировали очень глубокие изменения в структуре ее бытия, выразившееся в полном разрыве со своим "эзотерическим" прошлым, смене места работы, а также в серьезных изменениях в личной жизни. Вышеизложенное, однако, ни в коей мере не означает, что терапевт должен стремиться вызвать у пациента чувство ужаса намеренно. Каждая психотерапевтическая ситуация уникальна, и ни для одной из них нет заранее готовых решений.

В заключение хотелось бы добавить, что работа с мечом индивидуально и в паре позволяет прорабатывать самые различные бытийные аспекты и психотерапевтические темы, среди них страх смерти, конформность, границы Я-Ты, а также как это не парадоксально - единство и целостность: единство со своим партнером и единство с миром вообще.

4.4. Leibarbaiten ("Лайб"). Последний медиум, на котором мне хотелось бы остановить ваше внимание, - это метод работы с телом Leibarbaiten Карлфрида Дюркхайма. Известно, что Дюркхайм около семи лет провел в Японии, занимаясь серьезными исследованиями духовной культуры этой страны. Поэтому один из первых вопросов, который я задал его последователям в Центре экзистенциального образования и инициальной терапии в Тоодтмоос-Рютте был следующего характера: Является ли Leibarbaiten собственной разработкой Дюркхайма или же это его адаптация одной из восточных духовных практик. На этот вопрос я получил вполне однозначный ответ: Leibarbaiten является собственной разработкой К.Дюркхайма. Более того, работа в данном медиуме является, в некотором смысле, квинтэссенцией его подхода в антропологии, психологии и психотерапии вообще. В настоящее время в центре Дюркхайма рисование Zeichnen и Leibarbaiten являются базовыми методами психотерапевтической работы.

Что же представляет собой метод Leibarbaiten, или как его иногда называют сокращенно: "Лайб"? Ответить на этот вопрос чрезвычайно трудно. Возможно, это будет сделать несколько легче, если в начале мы пойдем апофатическим путем. Лайб - это не работа с мышечным панцирем, не работа с чакрами, не биоэнергетика, не развитие чувственности, не резонансная терапия Мари Розен, не релаксация до потери чувства себя, как это принято у некоторых отечественных танатолюбов (Баскаков, 1996), а, наоборот, это укоренение в теле, не "улет" в измененные состояния сознания, а наоборот заземление, укоренение в своем бытии.

Феноменологически Leibarbaiten представляет собой непосредственный телесный контакт с пациентом. Обычно он осуществляется следующим образом: пациент лежит на полу на одеяле, либо на невысокой плоской жесткой кушетке. Терапевт работает сидя на небольшой скамеечке, либо на подушке, либо на коленях. Пациенту предлагается расслабиться, но в то же время постоянно сохранять чувство осознанности без напряжения. Терапевт очень бережно касается тела пациента, чаще всего работа начинается с ног, однако нет жестких схем и алгоритмов. После работы пациент делится с терапевтом своими переживаниями и ассоциациями, связанными с конкретными частями тела и получает от него обратную связь, также привязанную к телу.

Своими касаниями терапевт помогает пациенту почувствовать свое тело как Leib, а именно как телесно душевный континуум, собранный в единое "Я есть". Если пациент склонен все время улетать в мир фантазий, терапевт может очень осторожными движениями постараться его заземлить, вернуть ближе к земле. Однако роль терапевта в целом - лишь сопровождение пациента в путешествии к своей сути, к себе самому. Иногда говорят, что работая в "Лайб" терапевт в буквальном смысле "берет пациента в свои руки", берет оберегая и охраняя от тех опасностей, которые ему могут встретиться на его пути к себе. В этой связи к терапевту предъявляются довольно жесткие требования: он должен быть чувствителен, собран и самое главное у него должен быть хорошо развит орган правильности [12] (орган чувства бытия), о котором мы упоминали, описывая работу с мечом. Подобно тому, как в вербальных техниках работы существует вполне реальная опасность навязывания пациенту образа "правильного" поведения со стороны терапевта, такого же рода опасность существует и при работе с телом, поэтому терапевт должен быть свободен от желания исправить тело пациента по своему представлению о правильности. Когда мы говорим об органе правильности, это близко к таким понятиям как экзистенциальный долг и экзистенциальная необходимость, которая исходит не из теоретических предпочтений, а из чувства самого бытия, сути вещей. На практике это означает, что терапевт чувствует, что он должен сейчас выполнить именно это касание, а ни какое другое [13]. В ходе работы пациент учиться слушать и понимать свое тело, как себя самого, как целостного человека. Продвигаясь все дальше и дальше на этом пути, он подходит к тому уровню когда его восприятие уже не ограничивается им самим. Т.е. когда человек ближе всего к самому себе, он оказывается ближе всего к восприятию бытия в его целостности и единстве, или наоборот, что в этом случае уже не принципиально, поскольку оказывается, что моя суть и суть вещей - это одно.

Что касается терапевта, то у него вырабатывается в ходе постоянной практики особого рода язык тела, который не имеет ничего общего с "языком тела" Алана Пирса, речь идет не о языке телодвижений, а об особого рода чувствовании о понимании человеческого тела как "Лайб", что означает на практике восприятие и понимание тотальных качеств человека, конституирующих его бытие-в-мире. Такой язык очень трудно поддается вербализации. Тем не менее, ценность овладения этим языком нельзя переоценить. Терапевта обладающего такого рода чувствительностью очень трудно обмануть. Например, девушка, внешне демонстрирующая признаки грубого брутального поведения, на деле оказывается очень нежным и тонким существом, прячущим свою ранимость под маской маскулинности. И здесь нет никакой мистики, развитие такого рода чувствительности, равным образом, как и "органа правильности" приходит с опытом.

Трудно вербализуемые когниции в ходе Лайб, могут быть изображены в образной форме с помощью рисунка. Я помню когда одному из Рюттевских терапевтов показали рисунки его пациента в технике "Zeichnen", а это были большие спиралевидные структуры напоминающие галактики, он сказал: "Вот это то, что я в нем ощущаю". Естественно, что работа в "Лайб" требует очень глубокого доверия со стороны пациента к терапевту, поэтому к "Лайб" целесообразно переходить после работы в других медиумах, когда с пациентом уже установился хороший контакт. При этом, начальные сессии могут допускать в качестве дополнительного средства коммуникации вербальные интеракции, позже работа происходит молча, что способствует большей глубине процесса.

Иногда глубокий контакт пациента с самим собой, приближение к своей сути может сопровождаться различными ассоциациями возвращения домой, например, один из пациентов описывал такого рода картину: "Старый парусный корабль возвращается домой из очень далекого плаванья, моряки готовятся набросить веревки (швартовы) и поют песню". Иногда по ходу работы терапевт прорабатывает различные телесные зажимы пациента, однако, работа с этими зажимами не является самоцелью, а проводиться в рамках целостной психотерапевтической ситуации, побуждаемая опять все тем же чувством экзистенциальной необходимости (правильности). Иногда в ходе работы происходит спонтанная проработка старых психологических травм, полученных пациентами очень в раннем возрасте. Например, я помню случай, когда после длительного контакта рук терапевта с костями голени пациента, у последнего спонтанно возникло воспоминание травматического характера, связанное с его отношениями с одноклассниками в начальной школе. В результате дальнейшей психотерапевтической работы все негативные моменты, связанные с этим событием, были элиминированы, что в свою очередь явилось толчком к изменению отношения пациента с другими людьми в его ближайшем окружении.

Таким образом, несмотря на всю трудность осмысления и описания данного метода работы с телом, мы с полной уверенностью можем говорить о том, что в нем как и в других описанных медиумах, происходит встреча пациента со своим бытием, со своей собственной сутью, инициирующая глубокие изменения в структуре его отношений с миром, в самой структуре его бытия.

В данной статье мы прошли путь от принципиальных основных положений онтоцентрического подхода в экзистенциальной терапии к ее методологии и конкретной реализации на практике. Рассматривая методологию, мы пришли к выводу о возможности и необходимости ее расширения за счет методов и техник телесно-ориентированной терапии. Данная статья проиллюстрировала, каким образом строиться работа экзистенциального терапевта с телом, и каковы ее основные отличия от работы терапевтов других телесно-ориентированных подходов.

Сноски:

1. Когда Медарда Босса спросили чем Dasein анализ отличается от психоанализа, он ответил, что психоанализ спрашивает "Почему?", в то время как Dasein анализ задает вопрос "А почему бы и нет?" (Boss, 1962).

2. "Одно дело просто использовать землю, другое - принять благословение земли и найти себя в законе этого зачинающего принятия, чтобы беречь тайну Бытия и стоять на страже неприкосновенности Возможности". (Хайдеггер, 1993, с.191, статья "Преодоление метафизики",) или ""Эк-зистенция" в фундаментальном отличии от всякой existentia и existence есть эк-статическое обитание вблизи бытия. Она пастушество, стража, забота о бытии" (Хайдеггер, 1993 а, с.208, статья "Письмо о гуманизме",).

"Удачным следовало бы считать лишь ту форму "Я", в которой человек находит свое счастье и свободу как слуга и очевидец Бытия… Удачное "Я" не является противоречием для сути, а является инструментом ее проявления в мире. Удачное "Я" означает форму человеческого существования, в которой человек может поведать миру о сути." (Дюркхайм, 1992, с.34-35)".

3. Известно, что в проективных рисунках больных шизофренией (сам автор был тому свидетелем), очень часто живые части тела соседствуют с неживыми: колесами, мигалками, вентиляторами, и т.д.

4. В оригинале, пытаясь освободиться от картезианской парадигмы, Дюркхайм говорит о "прозрачности по отношению к сути и из сути" (Дюркхайм, 1992)

5. См. Добротолюбие, собр. в 5-ти томах, Свято-троицкая Сергиева лавра, 1993 г.

6. См. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия / Автор-составитель Л.С.Сергеева. - СПб., 2000 - 290с.

7. В данном случае термин защита понимается не в традиционном психоаналитическом ключе, и также не в смысле экзистенциальных защит И.Ялома как способов избегания конфронтации с экзистенциальными данностями, прежде всего, такими как смерть, бессмысленность и одиночество (Ялом, 1999). Под защитой мы понимаем попытку отмахнуться от требований сути, заглушить в себе голос экзистенциальной необходимости, экзистенциального долга.

8. "Толкование - есть способ освоения понятого" (Хайдеггер, 1993 а)

9. Подобным образом, нахождение своей новой, аутентичной по отношению к собственной сути формы, может произойти и в процессе рисования (Zeichnen), - особенно во втором его варианте, - в "свободном рисовании", однако в трехмерном виде данная форма более наглядна, и если можно так выразиться, более ощутима.

10. В этой связи вспоминается техника работы, которую использует Гагик Назлоян в Институте маскотерапии г.Москва. Техника заключается в лепке из большого куска технического пластилина скульптурного автопортрета. Техника хорошо себя зарекомендовала даже в работе с психозами (Назлоян, 2001). На наш взгляд при работе с глиной работают сходные механизмы.

11. Вспомним, что ужас по Хайдеггеру ставит бытие перед самим собой во всей его целостности, тотальности, не обусловленной мирскими детерминантами. (Хайдеггер, 1993 а). Такого рода встреча может быть целительна для пациента, поскольку в состоянии ужаса он способен максимально близко приблизиться к своей сути.

12. Такого рода "правильность" не имеет ничего общего ни с перфекционизмом, не с образом правильности, вытекающим из каких-либо норм, традиций и теоретических концепций.

13. Я помню, что при работе с одним из пациентов, я испытывал нерешительность по поводу того, уместно ли сейчас взять голову пациента в свои руки сзади под затылок. Я, все-таки, решился на это движение, а после сессии, пациент сказал, что он наконец-то "почувствовал руки отца", т.е. испытал переживание, которого с его слов ему не хватало около полутора десятков лет.

Список литературы

1. Баскаков В.Ю. Танатотерапия - искусство жизни. М.1996

2. Бибихин В.В. Мир. - Томск, 1995. - 144с.

3. Добротолюбие, собр. в 5-ти томах, Свято-троицкая Сергиева лавра, 1993 г.

4. Дюркхайм Карлфрид. О двойственном происхождении человека. - Спб., - Импакс, 1992. - 156 с.

5. Камю Альбер. Творчество и свобода. Сборник. Пер. с франц. - М.: Радуга, 1990. - с.5 - 106

6. Леонтььев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире./ Понимание как фактор личностного развития. - Кемерово: Графика, 2002

7. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы метода в психологической практике. // 1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. - М.2001а. - с.28-32

8. Летуновский В.В. Экзистенциальная психотерапия и телесность человека. // Вопросы ментальной медицины и экологии , 2002г. №2 (в печати)

9. Лоуэн А. Психология тела. Телесно-ориентированный психоанализ. - М., 1999

10. Лэнг Рональд. Разделенное Я. - К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1995. - 320с.

11. Назлоян Г.М. Портретный метод в психотерапии. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 144 с.

12. Марсель Габриэль. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. - М.,1995. - 187с.

13. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества / Перевод с английского. - Львов: Инициатива; Москва: Институт общегуманитарных исследования, 2001 г. - 128 с.

14. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия / Автор-составитель Л.С.Сергеева. - СПб., 2000 - 290 с.

15. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. С нем./ Под ред. А.Л. Доброхотова - М.: Высшая шк., 1991. - 192 с.

16. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. - М.: Республика, 1993а. - 447с.

17. Хайдеггер М. Бытие и время. - М,.1993б. - 451с.

18. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, с.154-155

19. Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия - Спб: Речь, 2000а. с.187-189, 213, 217-280.

20. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Независимая фирма "Класс", 1999 - с.5-33, 231-340

21. Boss, M. "Daseinanalysis" and psychotherapy. Psychoanalysis and Existential Philosophy. New York: E.P.Dutton Co. 1962, pp.81-89

22. Boss, M. (1979) Existential foundations of medicine and psychology. (Trans S. Conway & A. Cleaves). New York: Jason Aronson.

23. Brenner H. (1988) The Self Understanding of the Psychotherapist Humanistic Psychologist, 16, pp. 141-152

24. Duerckheim K. "Uberweltliches Leben in der Welt" Norbert Friedrich Weitz Verlag, Aachen 1989.

25. Feldenkrais M. Awareness through movement. - New York, 1972.

26. Reich W. Die Fuktion des Orgasmus. Kieppenheuer & Wisch, 1969

27. Sartre J.-P., Being and Nothingness, trans. By Hazel E. Barnes (New York, 1956), pp. 560-564.

Resume of the article "Working with the body in existential therapy"

This article is devoted to such an underdeveloped topic as methods of working with the body in existential therapy. In the article the author describes his understanding of the purposes of existential therapy and its methods. He determines his position as ontocentric, t.i. focused on being (ontos) as it is. The author finds methodological bases of his approach in the works of M. Heidegger, M. Boss and K. Durckheim. According to the author the purpose of ontocentric existential therapy is increasing ontological or existential authenticity, t.i. increasing the accordance of the structure of his being to the main ways of his Essence. The Essence is localized neither in personal nor in collective subconsciousness. The Essence is the being itself opening in unique pattern of human existence. It is both immanent and transcendent to human being.

Existential therapy methods are considered to be mediums (mediator) with the help of which man can meet with the Essence. (The word "can" is important because no technique guarantees that such a meeting will happen, it can just create the conditions and set the space for this meeting. If this meeting happens it brings sufficient changes in the structure of human being-in-the-world, it changes his attitude to the world, to other people and to himself.) The idea of the article is that besides the verbal methods ("medium of the speaking world" - the term of M. Boss student Heidi Brenner), that are traditional for existential therapy; there are other methods (mediums) that can be not less and sometimes even more effective than verbal. These are methods of working with body.

In the second paragraph of the article the existential therapy understanding of the body is described. It is based on theoretical works of M. Boss and K. Durckheim. The reader's attention is drawn to the fact that our body is not limited to the borders of our skin and that our body is an integral condition of our living and that we should treat it with maximum responsibility.

The third paragraph of the article is devoted to principal and methodological differences between the approach to body in existential therapy and traditional body-oriented therapy connected with the names of Reich, Lowen and Feldenkrais.

The last paragraph is devoted to the practical usage of the methodology described above. The real therapeutic work with four methods (mediums) of working with body is described: Guided drawing (Gef. Zeichnen), work with the wooden sword (Bokken), work with clay (Tonfeld) and Leibarbaiten method of K. Durckheim, implementing the direct physical contact with the patient.

In general the article supports the idea that working with body in existential therapy is not only possible but necessary.

Летуновский В.В. Экзистенциальная терапия в работе с телом


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.