скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Экономический рост и структурные сдвиги в экономике

В 2006 г. движение происходило в обоих направлениях, причем они начали в какой-то мере дополнять друг друга. Непосредственное участие государства в экономике стало приобретать более прозрачные и институционализированные формы (например, Инвестиционный фонд), которые пришли на смену бессистемным попыткам вмешательства в хозяйственную жизнь путем индивидуальных решений применительно к отдельным предприятиям или секторам.

В 2006 г. продолжилась работа по совершенствованию экономического и социального законодательства осуществлялись реформы  отдельных естественно-монопольных отраслей (кроме газовой) и в целом естественно-монопольного законодательства (начата работа над проектом ФЗ «О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразовании на них», который вероятно заменит существующий ФЗ «О естественных монополиях»). Проводилась административная реформа, сокращался объем лицензируемых  видов деятельности, были приняты законы о концессионных соглашениях и об особых экономических зонах, ужесточены процедуры осуществления государственных закупок с целью обеспечения их максимальной прозрачности. С правовой точки зрения (и с учетом опыта «дела ЮКОСа») очень важным событием стало принятие поправки в Гражданский кодекс РФ, в соответствии с которой срок давности по приватизационным  сделкам сокращен с десяти до трех лет. Тем самым фактически узаконены итоги массовой приватизации 1990-х годов: это решение может стать фактором повышения инвестиционной активности российского бизнеса.

1. 4.Тенденции и вызовы социально-экономического развития

На дальнейшее развитие российской экономики и выработку соответствующих мер экономической политики будут воздействовать три ключевых фактора, каждый из которых носит долгосрочный характер, формируя фундамент политических и экономических процессов. Речь идет о прошедшей в стране революционной трансформации, о вызовах постиндустриального общества, а также о сложившейся в последние годы конъюнктуре цен на основные продукты российского экспорта.

Прежде всего, это постреволюционная стабилизация. Россия последних пяти лет характеризуется высоким уровнем  макроэкономической и политической стабильности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что речь идет лишь о некоторой консолидации элит, а не о формировании устойчивого национального консенсуса по базовым ценностям.

Словом, несмотря на очевидную политическую консолидацию элиты, следует говорить о длительном периоде постреволюционной нестабильности. Разумеется, это уже нестабильность совсем иного рода, нежели нестабильность революционной эпохи, поскольку теперь в стране в течение некоторого периода времени будут сохраняться устойчивость и порядок, а существенные политические колебания и взрывы будут происходить периодически, время от времени. Хотя сам факт их возможности, повышая общий уровень политической неопределенности, создает достаточно неприятный фон для социально-экономического  развития страны.

Другим долгосрочным фактором социально-экономического развития России являются вызовы постиндустриального общества. Дальнейшее развитие страны будет происходить в том же мире и при наличии тех же фундаментальных вызовов, неспособность, справиться с которыми привела в недавнем прошлом к революционному взрыву. Здесь исключительно важно понимание следующего обстоятельства: сам по себе факт революции еще не гарантирует создания более благоприятных условий для социально-экономического развития страны. Революция, отбрасывая одни институциональные ограничители на пути социально-экономического прогресса, вполне может поставить на их место другие, ничуть не менее сковывающие дальнейшее развитие общества. Поэтому важно, чтобы формирующаяся институциональная система была адекватна объективным вызовам данной эпохи, или, говоря марксистским языком, особенностям данного этапа технологического прогресса.

Перед Россией поставлена цель не только (и даже не столько) обеспечения устойчивого роста, но, прежде всего проведения глубокой структурной трансформации. Период структурных реформ нередко сопровождается замедлением темпов роста, а то и внешней стагнацией (что было, например, характерно для ряда стран Запада в 1970-е годы). Однако надо принимать во внимание, что экономический рост без структурных сдвигов достаточно легко достижим путем государственного администрирования, однако этот рост не делает страну богаче, а экономику – эффективнее.

Способы достижения поставленной цели можно обозначить лишь со значительной долей условности.

Во-первых, следует отказаться от попыток определения долгосрочных отраслевых (промышленных) приоритетов, на которых государство могло бы сосредоточить внимание и сконцентрировать ресурсы. Гораздо важнее стратегия постоянной корректировки структуры, при которой власть готова гибко защищать политическими (в том числе и внешнеполитическими) методами всех, кто добивается успеха в мировой конкуренции.

Во-вторых, необходимо выдвинуть на передний план задачу обеспечения гибкости и адаптивности экономической системы, формирования способности экономических агентов быстро и адекватно реагировать на вызовы времени. Решение этой задачи неотделимо от обеспечения эффективной системы защиты прав собственности.

В-третьих, ограниченная возможность долгосрочных прогнозов и важность обеспечения максимальной адаптивности системы позволяют высказать гипотезу о том, что догоняющая страна в современном мире должна иметь более низкую бюджетную нагрузку на экономику, нежели наиболее развитые страны мира.

В-четвертых, как указывалось выше, приоритетное значение для государства и частного предпринимателя имеют инвестиции в человеческий капитал.  Прежде всего, это относится к таким сферам, как образование и здравоохранение. Последнее помимо гуманитарной составляющей может принести значительный мультипликативный эффект.

В-пятых, нужно обеспечить достаточный уровень открытости экономики. Внешнеэкономическая политика должна быть ориентирована на формирование и стимулирование развития новых, высокотехнологичных секторов, а также глубокой переработки продукции традиционного экспорта. Именно на постиндустриальный прорыв, а не на примитивную защиту «отечественных товаропроизводителей» должны быть нацелены переговоры по вступлению в ВТО.

Наконец, серьезным долгосрочным фактором социально-экономического развития России является ситуация с ценами на энергоресурсы. Традиционно принято считать, что высокие цены на них исключительно благоприятны для страны. Однако может иметь ряд негативных последствий для устойчивости экономического и политического развития страны в будущем. Это связано с деградацией налоговой и бюджетной систем, когда высокий уровень поступлений финансовых средств, не связанный с ростом производительности труда, оборачивается существенным снижением эффективности принимаемых решений.

Можно выделить следующие основные проблемы социально-экономического развития России и соответственно приоритетные направления экономической политики на ближайшие годы.

1. Реализация проектов, обозначенных в 2006 г. и связанных с развитием человеческого капитала. Принципиально важным здесь, однако, является проведение структурных реформ в соответствующих секторах, а не попытка снятия проблем лишь при помощи расширения их бюджетного финансирования.

2. Продолжение работы над административной реформой. Сюда входят и реформа бюджетного сектора, и внедрение механизмов «управления по результату» с попутным уточнением границ эффективного применения этого метода, и определение управленческих особенностей различных органов исполнительной власти (федеральных министерств, служб и агентств). Задачи реформирования бюджетного сектора, повышения эффективности бюджетных расходов.

3. Обеспечение макроэкономической стабильности. Это предполагает продолжение консервативной бюджетной политики и укрепление Стабилизационного фонда.

4. Завершение налоговой реформы и повышение  качества налогового администрирования.

5. Проведение пенсионной реформы, нацеленное на повышение ее эффективности, укрепление в ней  страховых элементов. Следует проработать вопрос об использовании средств Стабилизационного фонда для пенсионной системы.

6. Повышение эффективности судебной  и правоохранительной систем.

7. Военная реформа и особенно повышение роли контрактной службы и реформа призыва. Особенно чувствительным в социально-политическом отношении  является намеченный на 2008 г. переход на одногодичную службу по призыву с отменой многих отсрочек от службы в армии.

8. Несомненным приоритетом является присоединение к ВТО, которое находится сейчас в решающей фазе. Можно прогнозировать некоторое снижение интенсивности отношений с ЕС в части формирования Общеевропейского экономического пространства. Контакты с ЕС будут касаться преимущественно отдельных конкретных сфер и, прежде всего энергетической безопасности.

Для смягчения возможного кризиса целесообразно в ближайшее время выработать план действий на случай ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Такой план должен включать меры денежной, бюджетной, налоговой политики, внешнеэкономического регулирования и другие шаги, позволяющие смягчить последствия кризиса. В отсутствие такого плана действий будут велики риски неконтролируемого развития событий. Помимо всего прочего снижение цен и реакция властей на них станут тестом на зрелость политической элиты России и реальной приверженности страны ответственной экономической политике.

§ 2 Экономический рост в России

2.1 Экономический рост 2006 г

Как видно из динамики индекса промышленного производства (см. график 1), пределом наступил в середине 2005 года (именно тогда, кстати, чуткий фондовый рынок начал неожиданное для обычно тихого лета ралли). В мае темпы роста промпроизводства только стали положительными, а в июне уже достигли 10% в годовом выражении.


График № 1

Вторая волна роста

 

Первая волна промышленного роста

 

Затухающий рост после девальвации рубля

 
[1]Однако и в последующие месяцы увеличение темпов роста продолжилось – в июле они составили 12%, в сентябре, октябре и ноябре колебались возле отметки 15%. Таким образом, мы видим, что восходящий тренд темпов роста промышленного производства длится уже целых восемь месяцев, и это нельзя считать ни чем иным, как принципиальным сломом тенденций – от стагнаций к росту.

Такие факторы, как рост доходов населения и высокая внешняя конъюнктура, оставались неизменными (то есть эти показатели все время увеличивались) и в 2004 – м, и в 2005 – м, и в 2006 году. Поэтому их влияние могло быть лишь фоновым. Основные же изменения претерпела динамика инвестиций в российскую экономику. С середины прошлого года темпы роста инвестиций начали расти. Если в середине года они составляли примерно 5% в годовом выражении (для российской экономики это очень мало для того, чтобы поддерживать рост производства), то к ноябрю достигли 15%, и, также как в случае с темпами роста промышленного производства, эта тенденция выглядит устойчивой.

В принципе для любой экономики рост, основанный на инвестициях, лучше роста, базирующегося на доходах населения, так как он задействует более длинные технологические цепочки, а значит, оказывается более интенсивным. Для такой экономики, как российская, то есть экономики в значительной степени самодостаточной, это проявляется, прежде всего, в росте выпуска машиностроения. На протяжении всей постсоветской экономики с отраслевой точки зрения именно рост продукции машиностроения вносит самый большой вклад экономический рост по очень простой причине: доля машиностроения в нашем производстве составляет примерно 25%. Поэтому мы полагаем верным и обратное: если впуск машиностроения растет быстро, значит, тенденция к росту устойчива. Сейчас рост машиностроения очень сильный 40-80% годовых. Лидерами роста стали такие подотрасли, как транспортное, прокатное, электротехническое и строительное оборудование. Две другие быстрорастущие отрасли также непосредственно связаны с инвестициями – производство строительных материалов и металлургия. Их рост к ноябрю прошлого года превысил 40% в годовом выражении. Например, по итогам прошлого года более чем в полтора раза вырос выпуск строительных металлических конструкций и изделий. А значит, набирает обороты промышленное и жилищное строительство.

Свой вклад в рост производства внесла и нефтяная промышленность – ее выпуск начал расти после семи месяцев стагнации. Неожиданно бурно стала расти и легкая промышленность. Темпы ее роста до сих пор вообще практически не увеличивались, но во второй половине прошлого года вдруг начали настойчиво подниматься и к ноябрю достигли 15%. Также во второй половине прошлого года увеличилась пищевая отрасль, и ее рост достиг 35%.

Такая отраслевая структура роста позволяет нам заметить еще одно важное обстоятельство: в структуре нашей экономики и наблюдается, и ожидается в дальнейшем серьезный структурный сдвиг. Если в прежние периоды роста основным локомотивом инвестиционного спроса была нефтяная отрасль, то теперь главными игроками становятся всевозможные инфраструктурные отрасли – трубопроводный транспорт (прежде всего «Газпром» и «Транснефть»), железно и автодорожный транспорт (РЖД, независимые перевозчики, региональные власти), энергетика (РАО ЕЭС и другие компании, участвующие в энергетическом строительстве). Если при этом еще и нефтяная отрасль возобновит свою инвестиционную активность, а металлургия вернется к инвестициям на российской территории, то произойдет заметная диверсификация крупнейших инвесторов, и, как любая диверсификация, она будет добавлять устойчивости нашему хозяйству.

2. 2 Прогноз экономического роста в России на 2007 г

 Рост будет продолжаться, так как есть все основания ожидать, что обширные инвестиции в российскую экономику не прекратятся.

Прежде всего, они запланированы все теми же крупнейшими игроками. Только утвержденные инвестпрограммы государственных компаний – естественных монополистов («Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО РЖД) на 2007 год превышают в сумме 21 млрд долларов. Около 1,5 млрд долларов выделяется в наступившем году Минтрансом на строительство и реконструкцию автодорог. Инвестпрограмма-2007 «Роснефти» - 3,7 млрд долларов. Стартуют такие сверхмасштабные инвестиционные проекты, как строительство трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан, Северо-Европейский газопровод, достройка Богучанской ГЭС и возведение рядом с ней нового алюминиевого завода долларов (2,3 млрд долларов), строительство «Газпромом» двух нефтехимических заводов в Астраханской области (общий объем инвестиций  800 млн. долларов).

График 2

Вторая волна роста инвестиций

 

Первая волна роста инвестиций

 

Затухающий рост и падение инвестиций

 

Финансовая ситуация в стране и вокруг нее благоприятствует инвестициям. Накопленные государством  деньги 174 млрд. долларов золотовалютных резервов, еще по 50 млрд. долларов стабилизационный фонд и текущий профицит бюджета;  в сумме 40% ВВП (!) – более чем надежная гарантия от любых внешнеэкономических потрясений. Даже если предположить неожиданное и устойчивое падение мировой цены нефти до отметки 25-30 долларов за баррель и ниже, накопленной государством финансовой подушки хватит на то, чтобы поддерживать  текущий уровень государственных расходов в течение двух-трех лет. Однако никакого, даже гипотетического, удешевления нефти (а помимо нефти и других наших ключевых экспортных товаров  - металлов, удобрений, леса) в ближайшие год-два не просматривается, что может стать достаточной гарантией стабильной динамики нашего экспорта и внешнеторгового сальдо (более того, судя по прогнозам международных аналитиков, ожидается ускорение  роста мировой экономики). Что касается растущего импорта как угрозы нашему финансовому благополучию, то он растет гораздо медленнее всей экономики. И если три года назад доля импорта в ВВП приближалась к 20%, то в минувшем году она составила лишь 13%. Устойчивая внутренняя финансовая ситуация и неплохие темпы роста российского хозяйства являются залогом для облегчения условий привлечения денег на Западе. Минувший год оказался рекордным с точки зрения внешних заимствований российских предприятий и банков. Сжатие государственного долга было с лихвой компенсировано активизацией внешних заимствований компаний и банков, которые выросли более чем на треть, до 147 млрд долларов. Задолженность по иностранным кредитам только нефинансовых компаний выросла за девять месяцев на 20 млрд долларов (на столько же вырос портфель ссуд, полученных ими от российских банков). За счет выпуска еврооблигаций наши эмитенты выручили 17,8 млрд долларов против примерно 10 млрд в позапрошлом году. Что касается собственно банковской системы, то она выглядит вполне лояльной по отношению к реальному сектору. Цена денег даже в период стагнации выросла несущественно, а сейчас вернулась на самый низкий за всю историю существования российского рынка уровень - номинальная процентная ставка составляет примерно 11%, и можно ожидать, что с учетом интереса к инвестициям в Россию она будет снижаться уже в ближайшие месяцы. Во-вторых, опасения о монополизации госбанками банковского сектора пока выглядят преувеличенными. Наша банковская система остается достаточно диверсифицированной: несмотря на экспансию государственных и дочерних иностранных банков половина банковских активов приходится на отечественные частные банки. В этой зоне рождаются тенденции к кредитованию среднего и мелкого бизнеса, и в условиях роста, поддерживаемого крупными инвестициями, они будут только усиливаться.

2. 3 Возрождение среднего бизнеса

В период стагнации 2004 года многие предприниматели среднего уровня рассматривали варианты продажи своего бизнеса. Возможно, те из них, кто такой вариант нашел, будут сожалеть о навсегда упущенных возможностях. Согласно исследованию, проведенному «Экспертом» в прошлом году, в предыдущий период инвестиционного роста (2002 2003 гг.) три четверти компаний из категорий «средний бизнес» (диапазон выручки от 10 до 70 млн долларов, общее количество-8000 компаний) за два года удвоили (!) свои обороты, то есть темп их развития составлял 40% годовых. Уже в тот период средний бизнес развивался за счет инвестиций. Большинство компаний существенно увеличили не только выручку, но и стоимость своих активов - за счет прямых вложений в основной капитал, а также вложений в дистрибуцию и в бренды. К излету волны роста (конец 2003 года) из этих успешных шести тысяч компаний полторы тысячи имели трех-четырехкратный потенциал для дальнейшего развития. На наш взгляд, аналогичных процессов можно ожидать и в нынешний период роста. По сравнению с 2002-2003 годами ситуация для среднего бизнеса не ухудшилась. Да, возросла конкуренция с западными компаниями, которые пришли осваивать российский рынок. Но одновременно рождается множество трендов, сильно облегчающих существование среднего бизнеса.

Как уже было сказано, стал более комфортным финансовый рынок. На старте той инвестиционной волны, в 2002 году, и объективная стоимость кредитов была выше, чем сейчас, и вообще представитель среднего бизнеса был очень непривычным клиентом банка. Теперь же финансисты гоняются за новыми «недокредитованными» или «недоразмещенными» средними компаниями.

Рынок расширяется принципиально – причем и в территориальном, и в отраслевом смысле. Если в прежнюю волну был осуществлен переход от Москвы к ограниченному числу городов миллионников (Питер, Екатеринбург, Казань – пожалуй, и все), то теперь будет происходить бурное освоение новых и с рыночной точки зрения практически пустых зон: с одной стороны – Юга России, Сибири, Дальнего Востока, с другой – не только миллионников, но и более мелких городов. Что касается отраслей, то за счет того, что диверсифицируется состав «первичных инвесторов» - кроме нефтянки появились транспортники, энергетики, строители, - в принципе увеличивается разнообразие рынков: прежде всего это касается машиностроения, производителей строительных материалов, собственно строительных компаний.

Прогноз для среднего бизнеса выглядит очень оптимистичным. Скорее всего, общий рост экономики приведет к росту среднего сегмента, по крайней мере, столь же интенсивному, как это было в прошлую волну роста. И мы можем грубо предположить, что к 2008 году в среде среднего бизнеса сформируется сеть компаний (примерно 1000-1500 штук) с оборотом 50-150 млн долларов в год и потенциалом роста до 300-400 млн долларов в последующие пять лет. Они, вместе с нынешним «крупняком», и сформируют базовый каркас российского хозяйства.


Заключение

Экономический рост характеризуется наращиванием объема производства путем вовлечения дополнительных ресурсов в хозяйственный оборот и качественного их улучшения. Экономический рост, достигнутый за счет количественного наращивания одних и тех же в качественном отношении ресурсов, имеет экстенсивный характер, а обеспеченный исключительно качественным совершенствованием ресурсов носит интенсивный характер.

 Экономический рост измеряется темпами роста ВВП (ВНП) или темпами его прироста. В первом случае за основу берется объем ВВП (ВНП) в предшествовавшем году, принятый за 100%, во втором объем производства, равный на начало года нулю. Однако как сами абсолютные величины ВВП (ВНП), так и их изменение с течением времени указывают на экономическую мощь страны и ее динамику. Однако социально-экономическое благополучие нации, уровень жизни населения измеряются удельными показателями. В частности, ВВП (ВНП), приходящийся на душу населения. ВВП (ВНП) страны, разделенный на численность ее населения, позволяют определить величину ВВП (ВНП), приходящуюся на одного человека (подушевой показатель).  

К наиболее весомым факторам, определяющий экономический рост, относятся природные, трудовые, капитальные, финансовые ресурсы, а также характер социально-экономической системы.

Классическая модель экономического роста базируется на производственной функции Кобба-Дугласа, которая учитывает участие труда и капитала, а также научно-технического прогресса. Кроме того, она приобретает модифицированный вид при определении зависимости объема выпуска продукции от фондовооруженности, инвестирования и выбытия основного капитала, роста населения.

Экономический рост находится в прямой зависимости от сложившейся структуры общественного производства, направлений и динамики ее изменения, так как они определяют уровень фондовооруженности и материалоемкости национального производства.        

Для России вполне реален сырьевой вариант экономического роста. Практическая реализация этой модели наиболее отвечает интересам уже сложившихся богатых и политически влиятельных российских финансово-посреднических и промышленных групп. Это стратегия соответствует экономическим интересам иностранного капитала, основная доля вложений которого приходится на топливно-энергетический комплекс. Развитие России по сырьевому варианту вызывает явные симпатии у МВФ. Нет необходимости доказывать бесперспективность для России сырьевого варианта развития.

Сырьевая направленность российской экономики превратит страну в сырьевой придаток обрабатывающих отраслей западных стран, население России никогда не выберется из нищеты и состояния социальной конфликтности. Экспорт сырья и неизбежный импорт потребительских товаров будет способствовать дальнейшему обогащению российских экспортеров нефти и торговых посредников, увеличивая одновременно занятость и доходы населения западных стран, поставляющих в Россию продукцию обрабатывающих отраслей.

Вместе с тем в отличие от стран догоняющей модели экономического роста Россия располагает факторами, отсутствовавшими в развивающихся странах к моменту их экономического подъема. Это высокий уровень образования российского населения, развитая система фундаментальных исследований, существенные достижения в машиностроении (особенно в ВПК и освоении космоса). Одновременно в большинстве отраслей промышленности Россия имеет изношенное и устаревшее оборудование. Отставание России в области уже известных технологий  составляет около 20-25 лет. С учетом особенностей России для нее наиболее перспективной моделью экономического роста могла бы служить догоняюще-прорывная модель.

Ее суть состоит в следующем: учитывая техническую отсталость промышленного производства, Россия, используя вариант догоняющей модели экономического роста, могла бы в относительно короткие сроки обновить парк машин и оборудования за счет уже имеющихся на Западе их образцов. Одновременно, опираясь на отечественный научно-технический потенциал, Россия может достигнуть реального прорыва в технологиях и обеспечить выход на мировой рынок с новейшими технологиями. Естественно, что модель догоняюще-прорывного развития требует научного обоснования, опирающегося на объективную оценку того, что осталось в России в результате происходящих в годы реформирования разрушений: в каких видах производств «прорыв» реален, каковы возможности сочетания добывающего сектора экономики России с высокотехнологичным наукоемким сектором, какой должна быть структура собственников, наиболее отвечающая эффективной реализации поставленных целей. И наконец самый сложный аспект проблемы роста: оценки социальной составляющей «прорыва». Для «прорывного» развития требуется «экономика солидарности», сохраняющая приоритет надличностных целей, а не экономика, где общество распалось на группы и единицы, ведущие взаимную борьбу за личное обогащение. Последние, по оценкам отечественных и западных аналитиков, выступает в числе основных препятствий к экономическому росту России.

Ситуация такова, что в результате произошедших в последние десятилетие изменений в России сформировалась специфическая социально-экономическая структура общества, состоящая из трех групп экономических интересов: финансово-посреднической, сосредоточившей основную долю российского капитала; государство со всеми его властными подразделениями, а также криминалом и коррупцией; наемных работников, плохо организованных, не получающих заработанного и имеющих возможность протеста лишь в форме голодовок. Сложность состоит в том, что интересы этих трех групп уже образовали систему, т. е. взаимосвязанную целостность, а всякая система, как известно, обладает способностью к само развитию и может быть обновлена через разрушение. Для подъема российской экономики необходимо разработка и реализация всесторонне обдуманной, гибкой протекционистской политики. Финансово-посреднический же капитал заинтересован в открытой экономике, что сдерживает подъем производства российский потребительских товаров.

Между тем подъем национальной экономики остается для России единственной возможностью избежать неприемлемых для России вариантов будущего развития: или прекратить существование в качестве суверенного государства, или пойти по пути дальнейшего углубления социальных различий и вернуться к капитализму второй половины 19-го в. с его социальными конфликтами и революционными катастрофами.

Есть надежда на политическое обновление и связанной с ним детально продуманную программу действий правительства, направленную на подъем в экономики России, опирающийся на все жизнеспособное в каждом регионе страны.       

 


Список литературы

1.          Экономическая теория: Учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Т. К. Велби, Изд – во Проспект, 2004. – 544 с.

2.          Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

3.          Экономическая теория: Пособие для преподават., аспирантов и стажеров/ Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004. – 637 с.

4.          Эффективный экономический рост: теория и практика: Учебное пособие для студентов экономических вузов / Под ред. Т. В. Чечелевой – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 320 с.

5.          Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:     ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 735 с.

6.          Эксперт № 1-2 16-22 января 2006 г.

7.          Вопросы экономики № 2 февраль 2006 г.

8.          Курс экономической теории: Учебник 5-е изд., перераб. и доп. – Киров: «АСА», 2004. – 832 с.

9.          Экономическая теория: Учебник / В. Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2004. – 861 с.

10.       Экономическая теория: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. 592 с.

11.       Экономическая теория / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 704 с.

12.       Экономическая теория: Учебник. Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В. И. Видякина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. –М.: ИНФРА – М, 2005. – 672 с.

13.       Экономическая теория: Учебник. М.: ИНФРА – М, 2003. – 672 с.

14.       Вопросы экономики № 12, 2006 г. – 20 с.

15.       Суверенный рейтинг России. Прогноз на 2007г./ Под ред. Э.Паркера: РЦБ – 2007г., №3 – 22 с.

 


[1] Эксперт № 1-2 16 – 22 января 2006


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.