скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Экономический рост и структурные сдвиги в экономике

Новые технологии меняют не только экономические параметры, но также влияют на политические, социальные и правовые аспекты жизни общества. Достаточно упомянуть о появлении идеи «электронного правительства», законодательном оформлении электронной подписи хозяйствующих субъектов и др. Таким образом, в современных условиях «новая экономика» меняет традиционные представления об источниках экономического роста и побуждает все большее количество исследователей обращаться к социально – экономическим последствиям информационных технологий. 

  

          


Глава 2. Экономический рост в России и тенденции его развития

§ 1 Экономическая политика в 2006 году: определение приоритетов

1. 1 Основные итоги 2006 года

В 2006 году сохранялся достаточно высокий темп экономического роста при нарастающей роли государства в экономической жизни страны. Среди основных характеристик 2006 г. можно выделить следующие:

Первое. Экономическая динамика оставалась благоприятной на фоне высокой конъюнктуры цен на ведущие товары российского экспорта. Экономический рост достиг более высоких значений, чем прогнозировалось на рубеже 2005 – 2006 годов – 6,4% ВВП против ожидавшихся 5,9%.

Приток нефтедолларов, создавая сложности для денежных властей, одновременно благоприятствовал решению бюджетных проблем страны. Продолжилось досрочное погашение внешнего долга, в результате чего он снизился до беспрецедентно низкого уровня (менее 25% ВВП). Ведущие рейтинговые агентства присвоили России суверенный инвестиционный рейтинг. Не менее важно, что темпы роста российской экономики превышали темпы роста экономик наиболее развитых, а также большинства посткоммунистических стран.

Второе. В политике правительства РФ сохранились элементы разных подходов к достижению высоких темпов экономического роста: институционального (либерального) и интервенционистского (дирижистского). С одной стороны, совершенствовались общие условия хозяйствования – проводились административная, налоговая и бюджетные реформы, была осуществлена монетизация льгот и т. д. С другой – формировались механизмы частногосударственного партнерства (ЧГП), что предполагало появление принципиально новых инструментов экономической политики, обеспечивающих прямое участие государства в выработке и реализации конкретных хозяйственных проектов (особые экономические зоны, концессии, инвестиционный фонд).

Третье. На фоне высоких цен на основные товары российского экспорта продолжалась тенденция к росту зависимости российской хозяйственно-политической жизни от экономической динамики топливно-энергетического сектора и условий экспорта его продукции. Строго говоря, эту тенденцию нельзя оценить однозначно. С одной стороны, зависимость бюджета от поступления нефтедолларов, несомненно, возросла, поскольку расширились масштабы использования этих средств на инвестиционные и социальные цели бюджета. С другой – эта зависимость остается не столь уж значительной по сравнению с тем, какой она могла бы быть с учетом исключительно высоких цен на продукцию ТЭК. Последнее обеспечивается путем функционирования Стабилизационного фонда и проведения пока достаточно консервативной бюджетной политики. В то время как суверенная задолженность продолжала сокращаться, общая задолженность остается в абсолютном выражении весьма существенной. Подобный рост задолженности сам по себе не является негативным фактором, поскольку при прочих равных условиях свидетельствует об инвестиционной активности в стране и служит естественным источником экономического роста.

Наконец, 2005 год показал, что нефтегазовый аспект российской политики не сводится лишь к проблемам бюджетной зависимости от сырьевого экспорта. За последние двенадцать месяцев стало очевидным, что нефть выступает главным инструментом социальной политики России, а газ – чем-то вроде «последнего довода» внешней политики. Решение о строительстве газопровода по дну Балтийского моря и газовое противостояние с Украиной стали важнейшими событиями минувшего года – они будут иметь весьма долгосрочные последствия. В рейтинге экономической свободы Россия переместилась с 114 на 124 место (сходные позиции у Индонезии и Камеруна). В рейтинге коррупции, составляемом – с 90 на 126 место (в окружении Нигера, Албании и Сьерра-Леоне). Аналогичная ситуация складывается и с рейтингом конкурентоспособности Всемирного экономического форума, где Россия «съехала» с 70 на 75 место (причем рейтинг конкурентоспособности бизнеса упал гораздо сильнее – с 61 места на 74).

Четвертое. Несмотря на слабость институциональной среды в стране расширилась инвестиционная деятельность. Повышенную активность проявляли иностранные инвесторы: прямые иностранные инвестиции возросли в полтора раза и их объем впервые превысил приток в другие посткоммунистические  страны – 18 млрд долларов.

Таблица 1

Основные показатели социально-экономического развития России в 2002 – 2006 гг.

Показатели

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

ВВП, прирост в %

5,1

4,7

7,3

7,4

6,4

Промышленное производство,     прирост в %

4,.9

3,7

7,0

6,1

4,0

Инвестиции в основной капитал, прирост в %

8,7

2,6

12,5

10,9

10,5

Прямые иностранные инвестиции,

млрд. долл.

4,0

4,0

6,8

9,5

18,0

в % ВВП

0,9

1,0

1,8

2,1

2,4

Инфляция (ИПЦ)

18,6

15,1

12,0

11,7

10,9*

Баланс бюджета, в % ВВП

2,9

1,4

1,7

4,4

8,3*

Золотовалютные резервы

36,6

47,8

76,9

124,5

182,2

Стабилизационный фонд, млрд. долл.

106,3

522,3

1464,1

Государственный долг,

млрд. долл.

146,9

142,6

141,9

141,4

109,7*

в % ВВП 

48,0

41,3

32,9

24,3

14,6*

Общая внешняя задолженность,

млрд. долл.

167,4

170,1

199,2

223,6

228,3*

в % ВВП

54,8

49,3

46,2

38,4

28,5*

Внешнеторговый баланс, млрд. долл.

48,1

46,1

59,9

85,8

88,8*

Платежный баланс по текущим операциям, в % ВВП

11,1

8,4

8,2

10,3

12,2*

Индекс РТС (конец декабря)

260

359

567,3

614,1

1125,6

*Январь – сентябрь к предшествующему году.

Источник: данные Росстата, ЦБ РФ, Минфина РФ.

1. 2 Экономический рост: дискуссии и политика

Рост и национальные приоритеты.

В центре внимания политиков и экономистов в 2006 году, как и в предыдущие годы, находились проблемы экономического роста. Однако в отличие от предыдущих лет вопрос удвоения ВВП хотя и не был снят с повестки дня, но перестал быть центральным.

Основной акцент в спорах все в большей степени смещался на вопросы качество роста, его механизмов и структурных приоритетов. И это совершенно естественно, поскольку сами по себе цифры экономического роста не могут дать нужного стратегического результата обеспечить  социально-экономический прорыв в направлении современного постиндустриального общества.

Экономический рост феномен очень сложный, он является результирующим показателем по отношению ко многим экономическим, политическим и социальным факторам. Было бы неверно искать пути решения задачи удвоения только в экономической сфере. Более того, можно утверждать, что в настоящее время мы живем в условиях «падающей производительности» экономических факторов роста. На передний план выдвигаются политические  и правовые факторы, то есть качество государственного управления, эффективность судебной и правоохранительной систем, способность государства обеспечить исполнение действующего законодательства. И это неудивительно: бизнес, чтобы быть конкурентоспособным, должен иметь возможность пользоваться общественными благами, предоставляемыми государством: и главное из этих благ обеспечение исполнения контрактов. Если судебная и правоохранительная системы этого не делают, то все издержки по обеспечению исполнения контрактов ложатся на самих предпринимателей,  что значительно повышает их суммарные затраты и снижает конкурентоспособность.

В 2006 году расширилось понимание того, что экономический рост нужен стране не сам по себе и не любой ценой. Есть несколько обстоятельств, которые надо принимать  во внимание при выработке адекватной политики роста. Во-первых, высокие темпы роста нужны в долгосрочном  периоде, а не для отчета о деятельности в ближайшие два-три года. Во-вторых, высокие темпы осмысленны лишь тогда, когда они сопровождаются структурными сдвигами и, прежде всего диверсификацией экономики, ослаблением зависимости от топливно-энергетического комплекса, ускоренным развитием постиндустриальных секторов (высокотехнологичных услуг); более того, на определенных этапах прогрессивные структурные сдвиги могут сопровождаться снижением темпов роста. В-третьих, требуемые темпы роста должны обеспечивать сокращение разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира – они должны превышать  и среднемировые, и наиболее развитых стран. В-четвертых, это должен быть реальный рост, не фальсифицируемый в угоду политической конъюнктуре ради амбиций политических лидеров.

Ключевым фактором современного экономического роста, как свидетельствует опыт наиболее развитых стран, становятся инвестиции в человека, в развитие человеческого капитала. Они создают условия для быстрого устойчивого роста, для постоянной адаптации социально-экономической структуры к новым, непрогнозируемым поворотам научно-технического прогресса. Кроме того, инвестиции в человека формируют спрос во множестве сопредельных секторов, обусловливая тем самым значительный мультипликативный эффект.

В сентябре 2005 г. В. Путин предложил реализовать подобный подход в виде «национальных проектов», а фактически национальных приоритетов развития страны. Речь идет о развитии образования, здравоохранения, жилищного строительства (внедрение ипотеки),  а также решении социальных проблем села. Определение названных сфер в качестве приоритетных фактически означает начало нового этапа в российской экономике и политике, этапа, который уже не связан с преодолением коммунистического наследия, а основывается на позитивной повестке дня, отражающей реалии современного мира.

Суть национальных проектов. Формирование современной, эффективной системы развития человека актуальная проблема для всех развитых стран современного мира. Постиндустриальные  вызовы наряду с демографическими проблемами привели к кризису традиционного «государства всеобщего благосостояния» и поставили перед многими странами задачу глубокой трансформации социальной сферы.

Потому создание новой модели социальной политики не является специфической задачей стран  догоняющего развития, такая постановка характерна для всех развитых стран мира. В каждом из названных национальных проектов можно выделить две группы мер. С одной стороны,  направление дополнительных бюджетных ресурсов на повышение оплаты труда работников соответствующих отраслей и осуществление структурных реформ в соответствующих секторах – с другой. Две названные группы неотделимы  друг от друга: политически  опасно и экономически неэффективно решать одну задачу, игнорируя другую. Однако риски того, что события будут развиваться именно так, весьма существенны.

Повышение заработной платы врачам и учителям, инвестиции и оборудование, и другие бюджетные решения являются необходимым, но не достаточным условием реализации проекта. Повышением эффективности функционирования данных систем. Нежелательно, чтобы реформа социального  сектора завершилась на увеличении бюджетных расходов, то есть первый шаг оказался и последним.

Более того, рост финансирования без структурных реформ чреват отрицательными результатами. Более высокая зарплата приведет не к обновлению персонала, а к консервации кадров. Чтобы этого не произошло надо активизировать усилия по проведению структурной реформы социальной сферы.

1.        3 Механизмы обеспечения экономического роста

Главной задачей экономистов в 2006 г.  продолжала оставаться выработка механизмов обеспечения высоких темпов роста. В качестве основных направлений ее решения рассматривались: совершенствование институциональных условий экономического развития, активизация роли государства в хозяйственной жизни страны, формирование частногосударственного партнерства, а также обеспечение макроэкономической стабильности и недопущение популизма в денежно-бюджетной политике.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.