скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Экономическая теория

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным ре­альным условиям российской экономики. Антиинфляционная програм­ма должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возмож­ность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса [21, c. 40].

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том. чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более негативные последствия, чем сама инфляция, так как отбрасывают экономику назад за счет снижения уровня производства, нарастания неплатежей во всех секторах экономики, откладывания выплат по государственному внешнему и внутреннему долгу. Крайне негативные последствия имеет такая политика и для социальной сферы: возрастает безработица, своевременно не выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия, резко снижается жизненный уровень населения.

Поскольку рыночные отношения в России только формируются, еще не создана в полной мере законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, необходимо прежде всего определиться с целями и границами реформ, проводимых в стра­не с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия государства, направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования [21, c. 41].

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности. формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, в том числе экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса [21, c. 42].

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляци­ей будет возможность восстановления государственных структур управ­ления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспреде­лением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство в ликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Как и во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производи­телями, профсоюзами и правительством по всей технологической це­почке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.

При переходе к рынку необходима цивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических, технологических и экологичес­ких потребностей общества, на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения эффективности экономики необходимо искать разумное соотношение между всеми формами собственности [27, c. 51].

На базе этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики, связанной с формированием и развитием единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов и интересов России.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с сокращением дефицита бюджета за счет решения проблем собираемости налогов.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:

- сокращению количества взимаемых налогов;

- отказу от использования инфляции как источника финансирова­ния бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать ос­новные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;

- пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен: отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество;

- изменению методики налогообложения;

- ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

- регулированию перераспределительных отношений между бюджетами федерации и бюджетами регионов.

Поскольку в бюджетных расходах большую долю составляют рас­ходы по обслуживанию внешнего и внутреннего долгов, для сдержива­ния инфляции важно определить пределы внешних заимствований и пре­доставления российских кредитов иностранным государствам. Пока внешние заимствования России значительно превышают возможности страны по возврату текущих платежей. Необходимо активнее использовать различные формы регулирования обязательств страны и реализации ее долговых активов [26, c. 35].

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финан­сового рынков, а также совершенствование механизма формирования ва­лютного курса.

Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставать­ся развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе воз­вращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций [24, c. 62].

Необходимо нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики, которая сейчас по существу служит параллельной валютой.

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта: переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выруч­ка на десятки миллиардов долларов в год [23, c. 67].

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной по­литики играет Центральный банк РФ, который осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на сни­жение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улуч­шения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее лик­видных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инф­ляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый квази ­деньгами, денежными суррогатами [25, c. 48].

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, используемой на восстановление хозяйственных связей, подъем производства, восста­новление банковской системы. Для сдерживания инфляции нужна под­держка инвестиционной активности коммерческих банков, как это при­меняется в мировой практике. Большое значение для борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и полити­ческой стабильностью в стране, более взбешенными выступлениями в средствах массовой информации.

Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существую­щего законодательства [22, c. 76].


Глава 2. Анализ социально-экономических последствий инфляции в условиях перехода к рыночной экономике

2.1 Особенности инфляционных процессов в России.

С конца 1991 г. страна взяла курс на изменение базовых основ российской экономики - перевод государственно-монополизированной системы на рыночные отношения. Последние устанавливаются при неразработанности правовой базы, правовой ответственности всех субъектов товарного, финансового, валютного и кредитного рынков. Эти отношения строились на отношениях разгосударствления собственности и либерализации всех сфер хозяйствования. Была поставлена задача в максимально короткий срок по упрощенной схеме провести разгосударствление и приватизацию предприятий, финансовой и банковской систем [30, c. 67].

В рамках рыночных преобразований с начала 1992 г. осуществляет­ся либерализация цен, в ходе которой предполагалось их увеличение для ликвидации разрыва между спросом и предложением и устранения неравновесия между товарной и денежной массами, накопившегося за последние десятилетия.

Существовало мнение, что в новых условиях хозяйствования сразу же заработают рыночные механизмы самонастройки, свободного пе­реливания капитала, обеспечивающие структурную перестройку оте­чественной экономики. Сокращение совокупного спроса под воздей­ствием либерализации цен должно было высвободить дополнительные ресурсы для использования их в наиболее эффективных производствах и видах хозяйственной деятельности.

Отказ от государственного ценового регулирования в январе 1992 г., как считали некоторые экономисты, был единственно возможным и наиболее эффективным средством ликвидации «подавленной» инфля­ции, преодоления товарных дефицитов, предотвращения окончатель­ного развала потребительского рынка и распада финансовой системы в целом. Одновременно предполагалось проведение жесткой денеж­но-кредитной и бюджетной политики для достижения рыночного рав­новесия.

В результате полного «освобождения» цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический кризис, приведший к гиперинфляции, а затем и стагфляции экономики. Это было связано с тем, что либерализация цен проходила в условиях крайне монополизированных структур, не поддающихся быстрому превращению их в конкурентоспособных собственников. Процессы демонополизации, разгосударствления собственности еще не были до конца проработаны и начинались без создания надежной правовой базы как для приватизации, так и для регулирования экономических и социальных процессов в стране, с деформированной структурой производства и крайне низкой его эффективностью [18, c. 127].

Нарастанию хозяйственного и финансового кризисов, усугубивших инфляцию, способствовали национальная и социальная политическая нестабильность, а также политические процессы, связанные с распадом СССР.

Либерализация цен в нашей стране совпала с процессами дезинтеграции хозяйственных связей со странами социалистического содруже­ства и с бывшими союзными республиками. Разрушаются единый на­роднохозяйственный комплекс, единая банковская и бюджетная система страны, единое рублевое пространство.

Дезинтеграция экономики стимулировала нарастание инфляции в результате резкого спада производства и введения национальных валют. Глобальный развал товарных рынков, обособление денежных систем союзных республик вызвали массовый сброс платежных средств на российский республиканский рынок. Он составил свыше 1 трлн руб., что подняло цены в Российской Федерации примерно на 10%. Под государ­ственным контролем оставались цены на топливно-энергетические ре­сурсы, ряд важнейших видов продовольственных товаров, жилье, транс­портные услуги.

Либерализация цен не только ликвидировала избыток денежной мас­сы в обращении, но и создала огромный дефицит платежных средств, что деформировало финансовые потоки в народное хозяйство, нарушило формирование доходов населения, предпринимателей, государства, обес­ценило основной и оборотный капитал в промышленности, приведшей к депрессии в ведущих отраслях производства, резко сокративших поступ­ления финансовых ресурсов в бюджет России. Финансовые проблемы возникли во всех секторах экономики [24, c. 63].

Экономическое напряжение в стране усугублялось расстройством финансовой системы, «войной бюджетов» между центром и другими ре­гионами, огромными потерями государства из-за спада производства, затрат, связанных с конверсией военно-промышленного комплекса, выво­дом войск из стран дальнего и ближнего зарубежья, из-за военных дейст­вий на окраинах бывшего СССР.

Стремительный инфляционный рост оптовых и розничных цен в от­сутствие конкуренции и государственного регулирования повышал зат­раты государства на содержание армии, науки, культуры, здравоохране­ния и образования. Они увеличивали дефицит государственного бюджета, который финансировался за счет централизованных креди­тов Банка России, создавая в денежном обороте ничем не обеспечен­ную массу платежных средств.

Огромной проблемой для экономики России при регулировании инф­ляционных процессов становятся внешние займы. Не решив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с помощью инос­транных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще больших заим­ствований, поскольку все большую долю в бюджетных расходах зани­мают расходы по обслуживанию внешнего долга [29, c. 49].

Таким образом, спровоцированная государством «отпуском» цен, инфляция издержек дополнялась инфляцией спроса.

Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период явились дальнейшая либерализация валютного законодательства, внеш­ней торговли, устранение валютных ограничений по текущим операци­ям, введение внутренней конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженности государства.

Отказ от защитных торговых и валютных барьеров привел к огром­ным потокам дешевых импортных товаров, которые вытеснили с внут­реннего рынка аналогичную отечественную продукцию и способство­вали сокращению ее производства.

Мощные спекуляции на валютном рынке вызвали быстрое падение курса рубля и вздорожание всех импортируемых товаров, что усилило внутреннюю инфляцию издержек за счет импортируемой инфляции. Од­новременно резко сокращаются возможности импорта инвестиционных товаров, сводя на нет долгосрочные перспективы экономического рос­та и решение проблем инвестиций в народном хозяйстве. Мощным не­гативным фактором в этом плане стало «бегство» капиталов за рубеж, лишивших только в 1992 г. российскую экономику инвестиций в разме­ре 12-13 млрд долл., что эквивалентно 15-16% ВВП [27, c. 50].

Особенностью российской инфляции является то, что она сопровождалась привязкой рубля к доллару и наличием нереального валютного курса, который устанавливался только по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже, в то время как 80% продаж иностранной валюты осуществляются на межбанковском рынке.

В условиях частичной конвертируемости рубля, расширения прав использования валюты предприятиями и населением увеличился спрос на иностранную валюту для страхования инфляционного риска.

Разрешение использовать на территории России в качестве платеж­ного и покупательного средства иностранную валюту привело к долларизации экономики и дополнительному росту денежной массы в обра­щении в объеме обращающейся иностранной валюты. Около 15% денежных доходов населения России вложено в наличную валюту, а по­вышенный спрос на нее стимулировал спекулятивные сделки с валютой на рынке.

Особенно активно пользовались этим банки, играя на повышении и понижении курса валют, получая значительный доход от обмена на­личной и безналичной валюты, реэкспортируя наличную валюту в дру­гие страны. Все это усиливало инфляционные тенденции в России.

Наиболее сильно финансовый кризис поразил промышленные пред­приятия, обусловивших кризис неплатежей, спад производства, сниже­ние налогооблагаемой базы и нарастание бюджетного дефицита [8, c. 189].

Либерализация цен не только обесценила денежные накопления населения, но и лишила возможности государственные предприятия нормально осуществлять свою деятельность, обесценив их оборотные средства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.