Курсовая работа: Экономическая статистика
Из произведённых расчётов видно, что себестоимость затрат за прошедший период возросла на 16,8%., несмотря на экономию затрат по статьям 5; 6; 7 в сумме на 2,73%. Большой перерасход (10,7%) составила статья затрат №1 (сырьё и материалы). также увеличились общехозяйственные расходы и заработная плата основных рабочих.
Задача № 5
Статистика цен
Требуется: Рассчитать показатели, характеризующие изменение цен, объёма реализации продукции, оценить влияние цены и количества реализованной продукции на результативный стоимостный показатель. Проанализировать среднюю цену реализации молока на рынке различными производителями и оценить динамику этого процесса. Сделать выводы.
Исходные данные:
Таблица 5.1
Данные о ценах и стоимости произведенной продукции | ||
Показатель | Базисный период | Отчётный период |
Стоимость реализованной продукции в ценах соответствующего периода, руб. |
||
молоко | 137 790 | 169 050 |
сметана | 21 760 | 23 290 |
творог | 19 140 | 19 600 |
масло животное | 45 000 | 48 800 |
йогурт | 4 800 | 5 000 |
майонез | 4 320 | 3 950 |
варенец | 1 450 | 1 800 |
соевый творог | 2 400 | 2 280 |
Изменение цен на продукцию (ip), % |
||
предприятие 1 | 9 | 11,5 |
предприятие 2 | 8,5 | 10,5 |
предприятие 3 | 8 | 8,5 |
предприятие 4 | 10 | 11 |
Объём реализации молока у производителей, л |
||
предприятие 2 | 7 800 | 7 940 |
предприятие 3 | 2 100 | 2 700 |
предприятие 4 | 4 930 | 4 950 |
Таблица 5.2
Распределение расчётных показателей |
1) Индивидуальные индексы физического объёма и цен |
2) Общий индекс цен |
3) Общий индекс физического объёма продукции |
4) Общий индекс стоимости реализованной продукции |
5) Сумма экономии или дополнительных затрат покупателей за счёт изменения цен на йогурт, майонез, варенец, соевый творог |
6) Сумма экономии или дополнительных затрат покупателей за счёт изменения цен в целом на все продукты |
7) Средняя для города цена реализации молока разными производителями |
Решение:
1) Определим индивидуальные индексы физического объёма и цен.
Индивидуальный индекс динамики определяется как отношение цены конкретного i-го продукта (товара) отчётного периода (1) к цене базисного периода (0), т.е.:
, где pi1, pi2 – цена конкретного продукта в отчётном и базисном периоде соответственно.
а) определим индивидуальные индексы физического объёма каждого продукта, данные приведем в таблице 5.3
Таблица 5.3
Реализовано продукции, кг | Базисный период | Отчётный период | Рост, снижение % | |
молоко | 15 310 | 14 700 | 0,96 | - 4% |
сметана | 640 | 685 | 1,07 | 7% |
творог | 580 | 560 | 0,96 | - 4% |
масло животное | 600 | 610 | 1,01 | 1% |
всего | 17 130 | 16 555 |
Из таблицы 5.3 видно, что за прошедший период объём реализованного молока творога понизился на 4%, объём реализованных сметаны, масла животного повысился на 7 и 1% соответственно.
б) Определим индивидуальные индексы цен каждого продукта. Данные приведём в таблице 5.4
Таблица 5.4
Стоимость реализованной продукции в ценах соответствующего периода, руб. | Базисный период | Отчётный период | Рост, снижение, % | |
молоко | 137 790 | 169 050 | 1,22 | 22 |
сметана | 21 760 | 23 290 | 1,07 | 7 |
творог | 19 140 | 19 600 | 1,02 | 2 |
масло животное | 45 000 | 48 800 | 1,08 | 8 |
йогурт | 4 800 | 5 000 | 1,04 | 4 |
майонез | 4 320 | 3 950 | 0,91 | -9 |
варенец | 1 450 | 1 800 | 1,24 | 24 |
соевый творог | 2 400 | 2 280 | 0,95 | -5 |
всего | 236 660 | 273 770 |
Из таблицы 5.4 видно, что за прошедший период, цены на все продукты, кроме майонеза и соевого творога повысились.
2) Определим общий индекс цен. По индексу Э. Ласпейерса:
, где
p – цена продукции; q её количество.
ip = 273 770/236 660 = 1,15
Общий рост цен составил 15%.
3) Определим общий индекс физического объёма продукции по формуле:
Iq = 16 555/17 130 = 0,96
Общий объём произведённой продукции снизился на 4%
4) Определим общий индекс стоимости реализованной продукции iw(p) по формуле:
Ip = 1 112 709 100 /2 541 732 650
Ip = 0,43
Вывод: стоимость реализованной продукции увеличилась на 43%
5) Определим сумму экономии или дополнительных затрат покупателей за счёт изменения цен на йогурт, майонез, варенец, соевый творог, данные изменения цен (в процентах) даны по условию. Рассчитаем изменения, данные приведём в таблице 5.5
Таблица 5.5
Продукция |
Стоимость реализованной продукции |
Изменение цен на продукцию (ip), % |
Стоимость продукции с учётом изменения цен | |||
Базисный период | Отчётный период | Базисный период, % | Отчётный период, % | Базисный период | Отчётный период | |
йогурт | 4 800 | 5 000 | 1,00 | 1,04 | 4 848 | 5 052 |
майонез | 4 320 | 3 950 | 1,00 | 1,00 | 4 363,20 | 3 989,50 |
варенец | 1 450 | 1 800 | 1,00 | 1,20 | 1 464,50 | 1 821,60 |
соевый творог | 2 400 | 2 280 | 1,00 | 0,80 | 2 654 | 2 298,24 |
всего | 12 970 | 13 030 | 1,47 | 2,3 | 13 161,34 | 13 330 |
Вывод: в связи с изменением цен на йогурт, майонез, варенец, соевый творог дополнительные затраты покупателей возросли в базисном периоде на 1,47%; в отчётном периоде на 2,3%, в денежном измерении: на 191,34 и 300 руб. соответственно.
6) Определим сумму экономии или дополнительных затрат покупателей за счёт изменения цен в целом на все продукты, сравнив сумму цен на все продукты отчётного периода и базисного периода:
Σq0p0 = 137 790+21 760+19 140+ 45 000+4 848+4 363,20 + 1 464,50 + 2 654
Σq0p0 = 237 019,70
Σq1p1 = 169 050+23 290+19 600+48 800+5 052+3 989,5+1 821,6+2 298,24
Σq1p1 = 273 901,34
Σq0p0 - Σq1p1 = 237 019,70 - 273 901,34 = -36 881,64
Вывод: дополнительные затраты покупателей за счёт изменения цен в целом на все продукты за прошедший период возросли на 36 881,64 или 15,56%.